Haier обратилась в казанский Кремль с просьбой о присвоении одной из улиц в промзоне Челнов имени китайской корпорации, там переадресовали вопрос мэру города Наилю Магдееву Фото: «БИЗНЕС Online»

«МОРЕ» ПО-КИТАЙСКИ

В ближайший четверг, 23 мая, в Набережных Челнах решится вопрос с возможным переименованием части улицы Промышленной в улицу Корпорации Haier. В этот день в автограде состоится очередная сессия горсовета, на которой депутаты, как ожидается, проголосуют за это решение. 

По словам собеседников «БИЗНЕС Online», идея принадлежит представителям самой китайской компании, которая постепенно строит в этом районе собственный индустриальный парк. С этой идеей они обратились в казанский Кремль, там пошли навстречу и переадресовали вопрос мэру города Наилю Магдееву, который, в свою очередь, озадачил топонимическую комиссию. Само слово Haier, отметим, по-китайски означает «море». 

Как пояснил нашему изданию депутат горсовета Набережных Челнов и член постоянной комиссии по топонимике Альберт Петров, речь идет не столько о переименовании части улицы Промышленной, как ранее сообщалось в СМИ, сколько о присвоении названия участку дороги, у которого нет имени. «Это безымянная улица от кольца (кругового перекрестка улицы Промышленной и улицы Моторной — прим. ред.) и до выезда из города в Тукаевский район, — рассказал Петров. — Я думаю, что горсовет поддержит решение о присвоении этого имени, никто не будет возражать. Тем более что всю прилегающую территорию уже отдали Haier под новые заводы».

Интересно, что сегодня в городе как раз встречали члена Госсовета КНР Ван Юна с делегацией, причем приветствовал китайских гостей лично премьер-министр РТ Алексей Песошин. Им показали заводы КАМАЗа и действующее производство холодильников  Haier. Одновременно в Челны приехал заместитель полпреда президента РФ в ПФО Олег Машковцев

Первый завод китайского бренда открылся в Челнах в апреле 2016-го года на базе КИП «Мастер». Завод холодильников за $50 млн занял 30 тыс. кв. метров и стал первым резидентом территории опережающего социально-экономического развития. Сейчас на предприятии работают около 600 человек, а тем временем Haier планирует открыть уже в этом году второй завод, который будет выпускать стиральные машины. Планы же китайцев в Челнах поистине глобальны: им досталось под будущие производства 127 гектаров. В результате город получит 12 заводов в общей сложности, а Haier — собственную социальную и промышленную инфраструктуру в виде логистического центра, гостиницы, R&D-центра — все это и многое другое разместится в парке Haier и за счет компании. Общий объем заявленных инвестиций оценивается в $1 миллиард.

В настоящее время на предприятии работают около 600 человек В настоящее время на заводе Haier работают около 600 человек Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВЛИЯНИЕ ЭТИХ НАЗВАНИЙ НА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ОТСУТСТВУЕТ КАК ТАКОВОЕ»

Идея «коммерческого переименования» объектов городской инфраструктуры для Челнов не нова — еще в 2011 году нечто подобное предложил мэр того времени Василь Шайхразиев, только речь шла не об улицах, а об остановках общественного транспорта. Шайхразиев хотел «продавать остановки», предлагая бизнесу выкуп названия за 350 тыс. рублей плюс расходы на содержание объекта. Механизм учитывал благозвучность названий и благонадежность фирм-покупателей — для этого создавалась специальная комиссия, после одобрения которой вопрос выносился на заседание горсовета. Однако широкого распространения такая практика не получила: в Челнах появились остановки «Челны-Хлеб» и «ТЦ „Эссен“», да и все. 

Идею «коммерческого переименования» предложил еще в далеком 2011 году бывший в то время мэром Набережных Челнов Василь Шайхразиев Идею «коммерческого переименования» предложил еще в далеком 2011 году бывший в то время мэром Набережных Челнов Василь Шайхразиев Фото: «БИЗНЕС Online»

В новейшей истории города сменой имен улиц не увлекались. Одним из последних переименований может гордиться улица «Команды „КАМАЗ-Мастер“», которая до мэра Ильдара Халикова называлась проездом «Ш10». По словам членов комиссии по топонимике, с которыми удалось пообщаться корреспондентам «БИЗНЕС Online», процесс переименования слишком хлопотен — он приводит к неудобствам для местных жителей и предприятий, которые вынуждены менять адрес регистрации.

Именно об этом факте вспоминают сегодня в первую очередь собеседники «БИЗНЕС Online», мнение которых о грядущем переименовании мы спросили. Среди них Марат Нуруллин — в прошлом один из самых активных депутатов челнинского горсовета. Компания Нуруллина «АвтоМастер» много лет размещается на Промышленной.

«Любое переименование всегда влечет за собой новые издержки, — отметил Нуруллин. — Как владелец бизнеса, я знаю, что изменения нужно вносить в учредительные документы, в уставные, даже в почтовые бланки — это все расходы для юридических лиц, базирующихся на улице, которую переименовывают. Что касается топонимической части вопроса — по-моему, название улицы Промышленной не несет никакого глубокого смысла, это замена „так на так“, не более того. По большому счету влияние этих названий на жителей города отсутствует как таковое. Я уж не знаю, какова цель этого переименования, но потерь от этого факта не вижу никаких, кроме возможных корректировок в документах, если по улице размещаются предприятия. В Челнах и прежде называли улицы и остановки в честь предприятий или давали отраслевые названия. Вспомните остановку „ДСК“, Автозаводский проспект, улицу Гидростроителей, улицу „КАМАЗ-Мастер“, наконец. Я отношусь к этому абсолютно спокойно».

Действующих депутатов горсовета вопрос переименования улицы в честь китайской компании тоже не особенно беспокоит. Так, к примеру, депутат Олег Афанасьев — руководитель пресс-службы КАМАЗа — предпочел воздержаться от оценки, отметив, что выразит свою позицию во время голосования на сессии.

Председатель Набережночелнинского местного отделения всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» Данил Петров разделяет мнение Нуруллина. «Промышленная улица носит нейтральное название, поэтому я не вижу ни для кого никакого ущерба, а компания Haier уже сейчас играет достаточно серьезную роль в экономике нашего города, — отметил Петров. — КАМАЗ у нас звучит в названии улицы „КАМАЗ-Мастер“, почему бы и Haier не появиться в том же контексте? Компания строит в городе второй завод, создает рабочие места. Как житель города, я отношусь к факту такого переименования положительно».

Рафгат Алтынбаев: «Вот когда вложат и мы увидим результаты — тогда и можно будет думать о присвоении названия. А так — раньше времени называть, чтобы угодить? Это смешно» Рафгат Алтынбаев: «Вот когда вложат и мы увидим результаты — тогда и можно будет думать о присвоении названия. А так — раньше времени называть, чтобы угодить? Это смешно» Фото: «БИЗНЕС Online»

Только первый мэр Челнов Рафгат Алтынбаев высказался об инициативе негативно: в истории города и республики есть более достойные кандидаты. «Я считаю эту инициативу глупостью, — заявил в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ Алтынбаев. — Люди смеяться будут! Китайская компания, которая привезла в Челны холодильники… За что такая честь? Что касается предполагаемого вложения ими миллиарда долларов в индустриальный парк: вот когда вложат и мы увидим результаты — тогда и можно будет думать о присвоении названия. А так — раньше времени называть, чтобы угодить? Это смешно».

По словам Алтынбаева, подобные «экзотичные» предложения о присвоении названий улицам нужно выносить на общегородской референдум. Правда, в том, что горожане поддержат подобные названия, он сильно сомневается.