9 ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТАТАРСТАНЕ, БУДУТ РЕОРГАНИЗОВАНЫ В 4 ТЮРЬМЫ ОБЩЕГО РЕЖИМА  

Вчера в дежурной части УФСИН по РТ журналисты в реальном режиме увидели из Казани, как несет караульную службу видеосистема из самой продвинутой колонии России. Согласно плану Путина-2020, «места не столь отдаленные» приблизятся к евростандарту: индивидуальный подход сменит «коллективизацию» отрядов, часовых на вышках заменят видеокамеры, не будет детских колоний, а все заключенные обретут рабочие профессии. Перспективы реформы уголовно-исправительной системы обрисовал на вчерашней пресс-конференции начальник УФСИН России по Республике Татарстан, генерал-лейтенант внутренней службы Дауфит Хамадишин.   

КАМЕРЫ ДЛЯ КАМЕРЫ 

Неделю назад учреждение ИК-3 в селе Пановка Пестречинского района стало самой продвинутой в России колонией. Глава управления федеральной системы исполнения наказаний (УФСИН) по Татарстану Дауфит Хамадишин после пресс-конференции дал возможность в этом воочию убедиться. Нашпигованная 80 видеокамерами колония стала абсолютно подконтрольной. Само по себе появление камер не новинка: сегодня около 800 видеоглаз в республике круглосуточно наблюдают за 5 СИЗО, 10 исправительными учреждениями и их обитателями. «Пановские» же видеостражи купольного типа, в отличие от «тупых» предшественниц, не только следуют объективами за подозрительным «объектом» в робе. Они выделяют из общей картины и выдают на экран зафиксированную картинку чего-то внештатного, сопровождая ее звуковым сигналом. Ага, вот «клиент» в далекой Пановке резко нагнулся – спички уронил, а компьютер в Казани, в центральной «дежурке» УФСИН на улице Кремлевской, сразу бдительно запикал, увеличил изображение, приблизил и услужливо высветил в верхнем углу монитора отдельно взятый эпизод. Разрешение камеры позволяет с нескольких десятков метров рассмотреть подробности на спичечном коробке. 

ПАНОВКА КАК ТОЧКА ОТСЧЕТА

– Центральная «дежурка» лишь дублирует сигнал, основные события фиксируются на месте. Мы при необходимости всегда можем подключиться, – поясняет журналистам начальник отдела инженерно-технического обеспечения УФСИН по РТ Альберт Исрафилов.

В колонии установлена 30-метровая вышка для центральной купольной видеокамеры, несколько несут службу по периметру и в перспективе заменят на вышках часовых. При необходимости вступит в действие группа быстрого реагирования, дислоцированная в специальном помещении.

Система следит не только за «контингентом». Если стоящий на вышке или другом посту охранник не двигается, скажем, в течение получаса, то на пульт тоже поступает спецсигнал.

– На электронное оснащение ИК-3 потребовалось 5 миллионов рублей, – сообщает Дауфит Хамадишин. – Сверх федерального лимита их выделило республиканское правительство, а министерство связи РТ помогло специалистами в обучении и наладке оборудования.

Но «пановский эксперимент» уникален не только IT-технологиями. Он стал своеобразной точкой отсчета в реализации «плана Путина-2020» по приведению учреждений УИС (уголовно-исправительной системы) к европейским стандартам, что является, по словам генерала, не только требованиями Евросоюза, но и здравого смысла. 

ПЛАН ПУТИНА-2020 ПРОЙДЕТ ПО ЭТАПАМ

14 октября 2020 года распоряжением председателя правительства Российской Федерации была утверждена концепция развития УИС до 2020 года. Судя по тому, как легко оперировал генерал этим термином, «план Путина-2020» уже вошел в обиход служителей отечественной пенитенциарной системы.

– План состоит из трех этапов, – продолжает глава республиканского УФСИН. – Первый, законотворческий, завершится в 2013 году. С 2013 по 2016 год – перепрофилирование, переустройство учреждений, подразделений УИС. А до 2020 года – проведение анализа и подведение итогов. Основная цель – сокращение рецидивных преступлений.

Сегодня мы наблюдаем сокращение количества содержащихся в республиканских исправительных учреждениях. На 1 июня 2011 года их было 14 609, а год назад – почти 16 тысяч. Сокращение произошло за счет принятых в последнее время изменениях в законах, в Уголовном кодексе (последнее изменение 115 статей), ну и, само собой, требование президента и правительства по более демократичному подходу при назначении меры пресечения или наказания. Но это не касается лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие, а также преступления на сексуальной почве. 

ТЮРЬМЫ БУДУЩЕГО

Реформа предполагает перепрофилирование существующих пенитенциарных учреждений. Вместо исправительных колоний, в основе работы которых лежит отрядная система содержания, будут созданы тюрьмы общего, усиленного и особого режимов, где осужденные будут содержаться в камерах, а также колонии-поселения с обычным и усиленным наблюдением.

– Усиленное наблюдение, это когда, если проще сказать, осужденный будет находиться за забором, – пояснил Дауфит Хамадишин. – А колонии-поселения как были, так, в основном, и останутся.

– Планируется, что в тюремных камерах будет содержаться не более 6 человек, – рассказывает о тюрьмах будущего Дауфит Хамадишин. – Со всеми условиями в каждом помещении: с туалетом и другими необходимыми бытовыми атрибутами. В боксах-блоках должна быть душевая комната, кабина, кладовая, комната для приема пищи, для просмотра телевизора и других культурных мероприятий. Кроме этого  – 4 кабинета: для психолога, врача, начальника отряда и руководителя корпуса. В итоге казарменного типа «жилые» помещения уйдут в небытие. И две третьих сегодняшних «жилых» площадей в республиканских учреждениях уйдут под подсобные помещения. 

СИЗО НА БАЗЕ МОНАСТЫРЯ

Сегодня в республике функционирует 9 «взрослых» исправительных учреждений – 8 ИК и 1 колония-поселение. На их базе планируется создать 4 тюрьмы общего режима: на базе ИК-2 (Казань), ИК-5 (п. Нижние Вязовые), ИК-8 (Альметьевск) и ИК-10 (Менделеевск) и 1 тюрьму усиленного режима на базе ИК-19 (Казань). На базе ИК-3 (с. Пановка), ИК-18 (Казань) и КП-17 (с. Дигитли) планируется создание колоний-поселений с обычным наблюдением; на базе ИК-4 (Нижнекамск) – колонии-поселения с усиленным наблюдением. Решается вопрос о создании нового 500-местного СИЗО, но где – пока не известно. Найти деньги (опять же около 3,5 млрд. руб.) и 15 гектаров земли сегодня не просто. Так что все это в планах, утвержденного документа нет, и все эти вопросы прорабатываются. Предложения отправлены в Москву. Примерный срок ввода в «эксплуатацию» нового СИТЗО – конец 2013 года. Необходимость в нем диктуется «древностью» (генерал так и сказал) имеющихся. Причем, древность можно в кавычки и не брать: казанский, что на улице Япеева, отметил недавно свое 210-летие. А самый «молодой» – бугульминский – был сооружен на базе старого монастыря в 1961 году. Сегодня в республике 5 изоляторов – в Бугульме, Мензелинске, Чистополе и 2 – в Казани. Они – самые проблемные из-за «перенаселения». Так что новый СИЗО будет построен, скорее всего, в Казани.

– Недавно утверждены новые так называемые лимиты наполнения («койко-места») СИЗО, нормы предусмотрены в сторону уменьшения, – объясняет Дауфит Хамадишин. – Если раньше общий лимит наполнения республиканских следственных изоляторов был 2656 человек, то сейчас количество содержащихся составляет 2028. 

ЦЕНА ВОПРОСА

Подсчитано, что для переустройства и ремонта, добавления этажей в уже имеющихся помещениях сумма необходимых денежных средств будет составлять более 3,5 миллиардов рублей. Это без строительства новых учреждений. Почему такая большая цифра? Генерал пояснил:

– Многие учреждения были построены по временному варианту. Например, ИК-4 в Нижнекамске была организована для строительства «Нижнекамскнефтехима» и шинного завода, менделеевская ИК-10 – для строительства местного химзавода, казанская ИК-18 –жилых домов и производственных помещений, детская колония – для строительства «Казаньоргситеза».

В перепрофилированных учреждениях появится единая служба, которая объединит функции надзора и охраны.

– Для ясности: сейчас охрана – это та, что по периметру, а надзор – тот, что несет службу внутри: во время посещения столовой, медицинской части, ведет наблюдение и охрану в ночное время и т.д., – комментирует глава УФСИН по РТ.

Значительно расширится применение технических средств. Все помещения будут оборудованы системами видеонаблюдения, контроля доступа.

Воспитательные колонии для несовершеннолетних будут перепрофилированы в воспитательные центры. 

«ЛИФТИНГ» ЗА РЕШЕТКОЙ

– Основная цель реформы – преодоление рецидива, то есть невозврат к преступному прошлому, поэтому речь идет не только о наказании, но и о воспитании, – подчеркнул далее Дауфит Хамадишин. – Упор будет делаться прежде всего на социально-психологическую работу с осужденным. В учреждениях республики будет увеличено количество психологов. Сегодня мы уходим от воспитания через коллектив в сторону индивидуальной работы.

В работе по ресоциализации осужденных введена система социальных лифтов. Вставших на путь исправления переводят на более мягкие условия содержания, неотбытый срок могут заменить условным. И наоборот:  злостным нарушителям грозит перевод на более жесткий режим. При этом поведение осужденного раз в полгода оценивается созданной в каждом учреждении комиссией, в состав которой, помимо сотрудников учреждения, входят представители органов государственной власти, различных общественных и религиозных организаций. В нескольких учреждениях уже проведены несколько показательных мероприятий, и первоначальные впечатления неплохие. Народ относится к этому довольно-таки сознательно.

Ежегодно из республиканских мест лишения свободы освобождается до 5 тысяч человек. Примерно поровну – по отбытии срока и по условно-досрочному освобождению (УДО). И вот тут интересные цифры: из тех, кто освободился по УДО, возвращаются обратно примерно 35% (это и есть рецидив). А из тех, кто «отсидел по полной» – более 50%. Выводы очевидны. 

ЗК И РЫНОК ТРУДА

Серьезное внимание обращается на трудозанятость осужденных на базе центров трудовой адаптации, созданных в учреждениях, и получение ими профессионального образования. По данным главы республиканского УФСИН, при поступлении в ее учреждения рабочими профессиями владеют 40-45% осужденных, при выходе на свободу – до 95%, причем «неохваченные» 5% приходятся или на инвалидов, или на людей, возраст которых не располагает к освоению новых профессиональных навыков. Кабмином РТ подписано постановление по обучению осужденных востребованным специальностям: электрогазосварщик, слесарь по ремонту автомобиля, тракторист, каменщик, оператор швейного оборудования, монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования, штукатур и облицовщик-плиточник. Дополнительно планируется создать 1620 учебных мест. То есть по освобождении есть вполне реальная возможность устроиться на работу. 

УИС РТ: ДЕБЕТ И КРЕДИТ

В исправительных учреждениях РТ сейчас трудится около 4 тысяч человек. Республиканская УИС производит сегодня до 200 видов продукции, среди которых – швейные изделия, моющие средства, мыло, стиральные порошки, дезинфицирующие средства. УФСИН обеспечивает себя обувью, верхней одеждой. Но основные производственные мощности УФСИН по РТ – два завода по выпуску трубозапорной арматуры (заместитель начальника УФСИН по РТ Николай Матросов добавил, что часть этой продукции даже идет на экспорт). В прошлом году УИС РТ произвела товарной продукции на 1 млрд. 62 млн. рублей. В России большие цифры – только у Красноярска (за счет леса) и, возможно Свердловской области.

Ежедневное питание 1 осужденного в колонии республики сейчас обходится государству в 52 руб. 83 коп. (в прошлом году – 42 руб. 47 коп.). В воспитательной колонии (для несовершеннолетних) – 93 руб. 81 коп (85 руб. 50 коп.). Всего УИС республики «съела» в прошлом году 326 млн. рублей (питание), 124 млн. рублей ушло на оплату коммунальное обеспечение (вода, газ, тепло, электричество и др.), 19 млн. рублей – на капитальный ремонт зданий.

Осужденные республики имеют 3,5 тысячи непогашенных исков на 499 млн. рублей.

Побегов в республике не было с 2003 года. Но это, слава Богу, реформировать не надо. 

Михаил Бирин

Видео Максима Тимофеева