МИНЭКОНОМИКИ РТ ПРЕДЛАГАЕТ НАЛОГОВЫЕ КРЕДИТЫ. ЭКСПЕРТЫ "БИЗНЕС ONLINE" СЧИТАЮТ, ЧТО ОСНОВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ ДЛЯ НИХ – НЕДОВЕРИЕ БИЗНЕСА К ГОСУДАРСТВУ

Сегодня в Госсовете замминистра экономики РТ Артем Здунов представил депутатам законопроект об инвестиционно-налоговом кредите. Условия для бизнеса выглядят крайне выгодными: 4% годовых на срок до 7 лет. Новая льгота для компаний РТ, как рассчитывают разработчики, позволит привлечь аж 74 рубля инвестиций на каждый рубль налогового кредита. Идеей минэкономики пока заинтересовалась два десятка республиканских компаний, среди них Нижнекамснефтехим и Казаньоргсинтез.

РИСКИ ВСЕГДА ЕСТЬ

Российское законодательство разрешает предоставление инвестиционно-налоговых льгот компаниям, однако подробные параметры каждый регион определяет самостоятельно. Башкортостан, Санкт-Петербург, Красноярский край, Самарская область и ряд других уже приняли подобные региональные законы, рассказал сегодня парламентариям на заседании комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Артем Здунов.

По его словам, кредиты могут компенсировать до 100% от стоимости приобретенного оборудования при проведении научно-исследовательских работ, технического перевооружения или инвестициях в создание объектов с наибольшей энергоэффективностью. Минэкономики также предлагает компенсировать затраты тем, кто будет расширять или реконструировать производство.

Схема такова: предприятия, которые хотят получить налоговый кредит, смогут отсрочить на срок до семи лет платежи по налогу на имущество, транспортному налогу и налогу на прибыль – т. е. речь идет о налогах, поступающих в бюджет РТ. В дальнейшем они должны будут возместить эти суммы бюджету под 4% годовых (1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ). Сейчас минэкономики, проведя предварительное исследование, определило общую потребность в данной льготе в 200 млн. рублей.

На вопрос газеты «БИЗНЕС Online», кому в первую очередь будет предоставляться льготы, Артем Алексеевич пояснил, что сейчас вообще важно понять, насколько такой инструмент будет востребован бизнесом. Сейчас минэкономики располагает списком в 22 компании, которые откликнулись на потенциальное предложение министерства, две трети из которых представляют крупный бизнес, в частности, Казаньоргсинтез, Нижнекамскнефтехим, Нижнекамсктехуглерод.

"Применение подобной меры государственной поддержки предприятий позволит мобилизовать 74 рубля инвестиционных вложений на каждый рубль предоставленного налогового кредита", - заявил депутатам Здунов (таким образом, простой расчет показывает, что при максимально благополучной ситуации компании Татарстана могут получить инвестиции в 14,8 млрд. рублей)

Парламентарии, выслушав замминистра, задали только один вопрос:

"Вот вы предоставили кредит, а фирма, скажем там, потеряла свои производственные возможности…", - спросил коммунист Альберт Бикмуллин.

Здунов ответил в том духе, что министерство будут тщательно мониторить состояние компаний, подобный опыт есть.

"Но риски всегда есть", - философски заметил председатель комитета Марат Галеев

Депутаты практически единогласно приняли решение вынести данный законопроект на рассмотрение Госсовету, заседание которого состоится ориентировочно в первой неделе июля.

БИЗНЕС ЕЩЕ НЕ ПРИВЫК ИСКАТЬ ДЕНЬГИ У ГОСУДАРСТВА

Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали инициативу минэкономики РТ.

Марат Бикмуллин - председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

- Аналогичная инвестиционно-налоговому кредиту идея в Татарстане уже предлагалась. Предприятия в индивидуальном порядке оформляли инвестиционные соглашения о том, что они направляют налоги на программу развития нового производства, тем самым предоставив себе отсрочку на уплату налогов. Это было очень эффективным предложением. Инвестиционно-налоговый кредит будет, на мой взгляд, эффективен, если о нем будут знать. В некоторых случаях я бы сам с удовольствием подобным предложением воспользовался.

Программ у нас немало, но практика их применения недостаточно развита. Очень большой барьер у нас между бизнесом и властью, бизнесмены не верят власти, не хотят показывать обороты. Стоит только проявить интерес к какой-то программе, сразу появляются проверяющие органы. Этим я объясняю низкую активность предпринимателей к госпрограммам. С банковским кредитом проще: информацию налоговой инспекции, санэпидемстанции и пожарникам банки не дают. Госпрограммы появляются, но потом на какие-то из них есть спрос, а на какие-то нет. Когда спроса нет, они «исчезают». И это нормально. В 1995 году существовала программа «Льготное кредитование», кредит давали под ставку в семь процентов годовых, в то время как банковские ставки были на уровне 35 - 50 процентов. Программы уже давно нет. И все программы временные, ибо меняются приоритеты и рынок. Сегодня создаются все условия для развития компаний в сфере ЖКХ, а через пять лет акценты будут иными.

Предприниматели, помимо проблемы прозрачности, при участии в подобного рода программах сталкиваются еще и с такими проблемами, как излишний бюрократизм. Чиновники не всегда четко объясняют условия программы, они просто не заинтересованы, поэтому бизнесменам приходится долго ходить. И сам бизнес еще не привык искать деньги у государства.

Вадим Хоменко - член-корр. АН РТ, д.э.н., профессор Национального исследовательского университета КАИ им. А.Н.Туполева:

- Дело в том, что изначально в Татарстане, как и в стране в целом, общий объем инвестиций недостаточен для обеспечения нормального воспроизводственного процесса производственных фондов. Средства необходимы для модернизации тех фондов, которые есть и создания новых производств. С этой точки зрения новую программу можно только приветствовать. Пока у нас - существенное превышение экспорта над импортом. Денежное сальдо в существенной степени фильтруется и уходит в государственные резервы в рамках модели «борьбы с инфляцией». Имеется в виду, что эти деньги создают повышенный платежеспособный спрос и давят на производителей, которые в свою очередь повышают цены. Однако схема может быть изменена: деньги поступают в производство, увеличение производства товаров и конкуренция со стороны производителей обеспечивают снижение цен. Разумеется, вторая модель более рациональна, но при этом инвестиционноемка. 4-7 % на заемные инвестиционные средства – вполне приемлемый вариант. Но этим условием должен воспользоваться не только крупный, но и малый и средний бизнес. .В отраслевом разрезе недоинвестирование остро испытывает машиностроительный комплекс, металлообработка и другие отрасли. Нефтехимическая отрасль обязательно проявит к этой программе интерес, но здесь ситуация несколько иная: привлекательность для кредиторов уже сейчас выше и текущий инвестиционный приток сильнее. Малый и средний бизнес - на голодном инвестиционном пайке, поэтому если кредит будет ориентироваться в том числе и на них, эффективность программы повысится. При акценте же только на крупный бизнес в чрезмерно узком отраслевом сегменте программу ждет та же судьба, что и предложение по выделению денег на поддержку больших банков, не оказавшее адекватное синергетическое воздействие на экономическое развитие страны. А малому и высокотехнологичному бизнесу очень не хватает стартового капитала, в том числе в форме целевой программной государственной поддержки, учитывая, что сам по себе переток средств из сырьевого сегмента сюда при нынешней макроэкономической модели в ощутимом объеме не происходит.

Владимир Казанцев
Надежда Замалиева
Фото сайта Госсовета РТ
Видео автора