МИНЭКОНОМИКИ РТ ПРЕДЛАГАЕТ НАЛОГОВЫЕ КРЕДИТЫ. ЭКСПЕРТЫ "БИЗНЕС ONLINE" СЧИТАЮТ, ЧТО ОСНОВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ ДЛЯ НИХ – НЕДОВЕРИЕ БИЗНЕСА К ГОСУДАРСТВУ
Сегодня в Госсовете замминистра экономики РТ Артем Здунов представил депутатам законопроект об инвестиционно-налоговом кредите. Условия для бизнеса выглядят крайне выгодными: 4% годовых на срок до 7 лет. Новая льгота для компаний РТ, как рассчитывают разработчики, позволит привлечь аж 74 рубля инвестиций на каждый рубль налогового кредита. Идеей минэкономики пока заинтересовалась два десятка республиканских компаний, среди них Нижнекамснефтехим и Казаньоргсинтез.
РИСКИ ВСЕГДА ЕСТЬ
Российское законодательство разрешает предоставление инвестиционно-налоговых льгот компаниям, однако подробные параметры каждый регион определяет самостоятельно. Башкортостан, Санкт-Петербург, Красноярский край, Самарская область и ряд других уже приняли подобные региональные законы, рассказал сегодня парламентариям на заседании комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Артем Здунов.
По его словам, кредиты могут компенсировать до 100% от стоимости приобретенного оборудования при проведении научно-исследовательских работ, технического перевооружения или инвестициях в создание объектов с наибольшей энергоэффективностью. Минэкономики также предлагает компенсировать затраты тем, кто будет расширять или реконструировать производство.
Схема такова: предприятия, которые хотят получить налоговый кредит, смогут отсрочить на срок до семи лет платежи по налогу на имущество, транспортному налогу и налогу на прибыль – т. е. речь идет о налогах, поступающих в бюджет РТ. В дальнейшем они должны будут возместить эти суммы бюджету под 4% годовых (1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ). Сейчас минэкономики, проведя предварительное исследование, определило общую потребность в данной льготе в 200 млн. рублей.
На вопрос газеты «БИЗНЕС Online», кому в первую очередь будет предоставляться льготы, Артем Алексеевич пояснил, что сейчас вообще важно понять, насколько такой инструмент будет востребован бизнесом. Сейчас минэкономики располагает списком в 22 компании, которые откликнулись на потенциальное предложение министерства, две трети из которых представляют крупный бизнес, в частности, Казаньоргсинтез, Нижнекамскнефтехим, Нижнекамсктехуглерод.
"Применение подобной меры государственной поддержки предприятий позволит мобилизовать 74 рубля инвестиционных вложений на каждый рубль предоставленного налогового кредита", - заявил депутатам Здунов (таким образом, простой расчет показывает, что при максимально благополучной ситуации компании Татарстана могут получить инвестиции в 14,8 млрд. рублей)
Парламентарии, выслушав замминистра, задали только один вопрос:
"Вот вы предоставили кредит, а фирма, скажем там, потеряла свои производственные возможности…", - спросил коммунист Альберт Бикмуллин.
Здунов ответил в том духе, что министерство будут тщательно мониторить состояние компаний, подобный опыт есть.
"Но риски всегда есть", - философски заметил председатель комитета Марат Галеев.
Депутаты практически единогласно приняли решение вынести данный законопроект на рассмотрение Госсовету, заседание которого состоится ориентировочно в первой неделе июля.
БИЗНЕС ЕЩЕ НЕ ПРИВЫК ИСКАТЬ ДЕНЬГИ У ГОСУДАРСТВА
Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали инициативу минэкономики РТ.
Марат Бикмуллин - председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:
- Аналогичная инвестиционно-налоговому кредиту идея в Татарстане уже предлагалась. Предприятия в индивидуальном порядке оформляли инвестиционные соглашения о том, что они направляют налоги на программу развития нового производства, тем самым предоставив себе отсрочку на уплату налогов. Это было очень эффективным предложением. Инвестиционно-налоговый кредит будет, на мой взгляд, эффективен, если о нем будут знать. В некоторых случаях я бы сам с удовольствием подобным предложением воспользовался.
Программ у нас немало, но практика их применения недостаточно развита. Очень большой барьер у нас между бизнесом и властью, бизнесмены не верят власти, не хотят показывать обороты. Стоит только проявить интерес к какой-то программе, сразу появляются проверяющие органы. Этим я объясняю низкую активность предпринимателей к госпрограммам. С банковским кредитом проще: информацию налоговой инспекции, санэпидемстанции и пожарникам банки не дают. Госпрограммы появляются, но потом на какие-то из них есть спрос, а на какие-то нет. Когда спроса нет, они «исчезают». И это нормально. В 1995 году существовала программа «Льготное кредитование», кредит давали под ставку в семь процентов годовых, в то время как банковские ставки были на уровне 35 - 50 процентов. Программы уже давно нет. И все программы временные, ибо меняются приоритеты и рынок. Сегодня создаются все условия для развития компаний в сфере ЖКХ, а через пять лет акценты будут иными.
Предприниматели, помимо проблемы прозрачности, при участии в подобного рода программах сталкиваются еще и с такими проблемами, как излишний бюрократизм. Чиновники не всегда четко объясняют условия программы, они просто не заинтересованы, поэтому бизнесменам приходится долго ходить. И сам бизнес еще не привык искать деньги у государства.
Вадим Хоменко - член-корр. АН РТ, д.э.н., профессор Национального исследовательского университета КАИ им. А.Н.Туполева:
- Дело в том, что изначально в Татарстане, как и в стране в целом, общий объем инвестиций недостаточен для обеспечения нормального воспроизводственного процесса производственных фондов. Средства необходимы для модернизации тех фондов, которые есть и создания новых производств. С этой точки зрения новую программу можно только приветствовать. Пока у нас - существенное превышение экспорта над импортом. Денежное сальдо в существенной степени фильтруется и уходит в государственные резервы в рамках модели «борьбы с инфляцией». Имеется в виду, что эти деньги создают повышенный платежеспособный спрос и давят на производителей, которые в свою очередь повышают цены. Однако схема может быть изменена: деньги поступают в производство, увеличение производства товаров и конкуренция со стороны производителей обеспечивают снижение цен. Разумеется, вторая модель более рациональна, но при этом инвестиционноемка. 4-7 % на заемные инвестиционные средства – вполне приемлемый вариант. Но этим условием должен воспользоваться не только крупный, но и малый и средний бизнес. .В отраслевом разрезе недоинвестирование остро испытывает машиностроительный комплекс, металлообработка и другие отрасли. Нефтехимическая отрасль обязательно проявит к этой программе интерес, но здесь ситуация несколько иная: привлекательность для кредиторов уже сейчас выше и текущий инвестиционный приток сильнее. Малый и средний бизнес - на голодном инвестиционном пайке, поэтому если кредит будет ориентироваться в том числе и на них, эффективность программы повысится. При акценте же только на крупный бизнес в чрезмерно узком отраслевом сегменте программу ждет та же судьба, что и предложение по выделению денег на поддержку больших банков, не оказавшее адекватное синергетическое воздействие на экономическое развитие страны. А малому и высокотехнологичному бизнесу очень не хватает стартового капитала, в том числе в форме целевой программной государственной поддержки, учитывая, что сам по себе переток средств из сырьевого сегмента сюда при нынешней макроэкономической модели в ощутимом объеме не происходит.
Владимир Казанцев
Надежда Замалиева
Фото сайта Госсовета РТ
Видео автора
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.