Марат Галиев — генеральный директор экотехнопарка «Яшел парк»Фото: Андрей Титов

«НЕФТЯНЫЕ» ТРУБЫ ПОД ВИДОМ НОВЫХ: ЧЕМ ЭТО ГРОЗИТ?

Стартовавшая в России реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами вывела из тени еще одну проблему. Речь о переработке и захоронении промышленных отходов.

«Сегодня мы уже имеем высокий уровень загрязнения: кому не встречались разбросанные отходы производств по канавам и лесам?» — говорит эксперт рабочей группы по экологии и природопользованию при правительстве РФ Наталья Беляева и приводит в пример непростую ситуацию с отработавшими свой срок нефтепроводами, выведенными из эксплуатации. Ежегодно здесь образуются миллионы тонн отходов в виде старых труб большого диаметра, покрытых битумной или полимерной изоляцией. Внутри них — остатки нефтепродуктов.

Сейчас отработавшие свой ресурс и выведенные из эксплуатации трубопроводы нефтяные компании продают с торгов сторонним фирмам. Затем большую часть таких труб кустарным способом извлекают из земли, реставрируют и вновь продают их по поддельным сертификатам. Разумеется, под видом новых. По словам Беляевой, в местах такой «утилизации» можно увидеть заполненные нефтью траншеи, а рядом с ними трубы, из которых стекают нефтепродукты. Как правило, все эти нефтеразливы не устраняют, а просто присыпают грунтом, изоляцию сжигают вблизи крупных городов, где и ведут реставрацию, фактически в кострах.

Ежегодно в России образуются миллионы тонн отходов в виде старых промысловых труб, покрытых битумной или полимерной изоляциейФотография предоставлена ООО «Яшел Парк»

«ЯШЕЛ ПАРК» ВКЛАДЫВАЕТ 2 МЛРД РУБЛЕЙ В ПЛОЩАДКИ УТИЛИЗАЦИИ ТРУБ В ТАТАРСТАНЕ И НИЖНЕВАРТОВСКЕ

Эту ситуацию внимательно анализируют и в компании «Яшел парк», развивающей на базе собственных экотехнопарков в Татарстане и Ханты-Мансийском автономном округе (ООО «Яшел Парк Сибирь») технологии безопасной утилизации промышленных отходов, в том числе старых промысловых труб.

Якорным резидентом обеих площадок стала компания «Трансломпереработка». Она одна из первых в стране внедряет запатентованную технологию безопасного демонтажа нефтепроводов без разлива остатков их содержимого и с механическим снятием изоляции с труб для вторичной переработки. Изоляция превращается во вторсырье (битум и полимерные гранулы), которое также находит применение в строительстве, создании защитных покрытий, производстве полимерных материалов различного назначения.

У предприятия в настоящий момент две строящихся площадки. Утилизация в Нижневартовске стартует уже в августе-сентябре 2019 года. Активное строительство начинается и в селе Шемордан Сабинского района РТ. Инвестиции в каждую площадку составляют более 1 млрд рублей. Деньги вкладывают частные инвесторы. Проект в Нижневартовске получил меру государственной поддержки в виде субсидий минэкономразвития РФ на 229,7 млн рублей. В числе первых клиентов экотехнопарка «Яшел парк» в Нижневартовске — структуры «Газпрома» и «Роснефти». Оборудование для утилизации производится в Электростали, причем большая его часть собирается в России. Производство прошло все необходимые испытания и экологическую экспертизу.


«У нас компания полного цикла, — объясняет суть техпроцесса генеральный директор экотехнопарка «Яшел парк» Марат Галиев. — Нам передают выведенный из эксплуатации трубопровод, мы производим его демонтаж с применением новых технологий и соблюдением всех экологических норм, утилизируем отходы. Затем отчитываемся перед органами и заказчиками о проделанной работе».

Но на трубах в «Яшел парке» зацикливаться не намерены: в перспективе на площадки экотехнопарков в Нижневартовске и Шемордане зайдет переработчик бытовой и офисной техники.

«Предприятиям будет удобно работать с нашей площадкой, которая заберет все промышленные отходы и переработает их в одном месте, — рассказывает о перспективах генеральный директор. — А вообще, компаний, которые сегодня законно утилизируют отходы производства, практически нет».

Якорным резидентом экотехнопарка «Яшел парк» стала компания «Трансломпереработка»Фотография предоставлена ООО «Яшел Парк»

СЕРАЯ ОТРАСЛЬ ФОРМИРОВАЛАСЬ 10–15 ЛЕТ, ВОКРУГ ГОРОДОВ РФ БОЛЕЕ 200 ПЛОЩАДОК КУСТАРНОЙ РЕСТАВРАЦИИ ТРУБ

Зато пышно цветет серый бизнес. По оценкам директора НО «Фонд развития трубной промышленности» (ФРТП) Игоря Малышева, сегодня в России работает более 200 площадок по кустарной реставрации труб, отслуживших свой век в магистральных нефте- и газопроводах. Как он сообщил нашему изданию, теневая отрасль активно формировалась в течение последних 10–15 лет. Объем теневого рынка бэушных труб, по оценкам ФРТП, составляет около 1 млн т в год — это примерно 10% объемов трубного рынка России в целом, или до 20% рынка труб для строительства и ЖКХ.

Согласно техническим характеристикам, доля изоляции в общей массе одной трубы составляет 6,2%, но если в России ежегодно демонтируется более 1,5 млн т труб, то суммарный вес их изоляции превышает 93 тыс. тонн. Это объем, равный 11 пятиэтажным домам на четыре подъезда. При этом внутреннее загрязнение нефтешламами может достигать 15% веса одной отработанной трубы.

В результате открытого обжига труб в атмосферу ежегодно выделяются десятки и тысячи тонн опасных канцерогенов и ядовитых веществ. Сотни тысяч жителей городов подвергаются смертельному риску онкологических заболеваний. Людей, проживающих вблизи площадок реставрации, преследуют болезни легких, кашель, удушье, постоянные головные боли.

Генпрокуратура и Росприроднадзор только с сентября по декабрь 2018 года выявили 621 нарушение закона об отходах при работе со старыми трубами нефте- и газопроводов. Сюда входит несоблюдение экологических требований, факты незаконного складирования, нарушения учета утилизированных, обезвреженных труб, загрязнение земель радиоактивными отходами и нефтепродуктами.

В России работает более 200 площадок по незаконному восстановлению труб (на фото — один из вариантов кустарной реставрации труб путем их пескоструйной обработки)Фотография предоставлена ООО «Яшел Парк»

«РАНЬШЕ ЭТО ДЕЛАЛИ ТАК, КАК УДОБНО, ТО ЕСТЬ ВЫКОПАЛ, ВЫЖЕГ, ОСТАВШЕЕСЯ ТУТ ЖЕ ЗАКОПАЛ»

В начале апреля 2019 года представители крупнейших нефтяных компаний пожаловались премьеру Дмитрию Медведеву на Росприроднадзор, который якобы запретил повторно использовать демонтированные трубы, считая их отходами. Действительно, еще в августе 2016 года ведомство отнесло отработанные стальные трубы к опасным отходам IV класса, что соответствует международной практике. В том же классе находится, к примеру, бытовой мусор.

Это означает, что бэушные трубы после утилизации могут повторно использоваться — направляться на переплавку в лом или для строительства неответственных сооружений, где их использование не противоречит запретам минстроя России.

«Никто никакого запрета не вводил, никто никаких новых нормативных актов по этому поводу не принимал. Мы находимся все в том же правовом поле, — объясняет Беляева. — Просто раньше это делали так, как удобно, то есть выкопал, выжег, оставшееся тут же закопал и уехал, потому что полноценно утилизировать дорого».

У «Яшел парка» в настоящий момент две строящихся площадки. Утилизация в Нижневартовске стартует уже в августе-сентябре 2019 года. Активное строительство начинается в селе Шемордан Сабинского района РТФотография предоставлена ООО «Яшел Парк»

ПОМИМО ЭКОЛОГИИ, СТАРЫЕ ТРУБЫ ПРОВОЦИРУЮТ РОСТ ЧИСЛА КОММУНАЛЬНЫХ АВАРИЙ

Но старые трубы провоцируют увеличение количества аварий. По данным ФГБУ «Центральное диспетчерское управление ТЭК», только за 2017 год на трубопроводной системе нефтегазового комплекса произошло 25,5 тыс. аварий. Более 91% вызвано сверхнормативным сроком эксплуатации трубопроводов.

«Большинство трубопроводных сетей отработало 30 лет, что вдвое больше превышает их нормативный срок эксплуатации. Значит, будет расти доля извлекаемых труб, их кустарная очистка и, как следствие, доля контрафактной продукции на рынке», — говорит Галиев.

Статистика насчитывает десятки случаев неправомерного использования таких труб при строительстве не только коммунальных инженерных сетей, но и инфраструктурных сооружений. Например, самым громким стало «трубное дело» в Санкт-Петербурге, где зимой 2012–2013 года массово лопались теплотрассы. Тогда выяснилось, что во время летнего ремонта вместо 600 км новых труб под землю уложили бывшие в употреблении.

Есть и другие известные факты незаконного применения бэушных труб: при строительстве нефтяного терминала в Тамани, контейнерных терминалов в порту Новороссийска, а также берегового укрепления и набережной в Калининграде. Еще один яркий пример — незаконное использование бэушных труб при возведении нефтебазы в порту Усть-Луга.

«Рынку нужно больше новых труб, но эту нишу заполняют такие, которые отработали свой ресурс»Фотография предоставлена ООО «Яшел Парк»

СЕРЫЙ РЫНОК «РЕСТАВРАТОРОВ» СОЗДАЕТ МИЛЛИАРДНЫЕ УБЫТКИ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ

«Рынку нужно больше новых труб, но эту нишу заполняют такие, которые отработали свой ресурс», — говорит Галиев.

По оценкам ФРТП, старые трубы покупаются у компаний ТЭК по цене всего 5 тыс. рублей за тонну (при рыночной цене металлолома 15–20 тыс. рублей), а продаются после реставрации как бэушные стоимостью 30 тыс. рублей за тонну или под видом новых с поддельными сертификатами за 45 тыс. рублей за тонну.

Очевидно, что причина быстрого роста рынка бэушных труб — получение сверхприбыли при минимальных вложениях. По оценкам ФРТП, в денежном выражении объем такого фальсификата оценивается в 40 млрд в год, а с учетом ущерба от аварий в строительстве и ЖКХ общие потери экономики можно оценить в 100 млрд рублей. Также эксперты заявляют об ущербе в виде 8 млрд недополученных государством налогов.

Выход — в разумной и легитимной утилизации промышленных отходов, именно эту цель и ставит перед собой «Яшел парк».