Порядка 215 тыс. человек в Восточной зоне Татарстана до сих пор остаются без начислений платы за услуги, связанные с мусором. Из-за этого за первый квартал «Гринта» собрала с населения 89% платежей от начисленного, но только 79% от плана, а из числа юрлиц вообще заплатила лишь пятая часть компаний. Чтобы переломить ситуацию, регоператор просит доступ к персональным данным плательщиков — об этом говорится в распространенном им заявлении.
«У нас ничего не поменялось: вывозят мусор так же, количество контейнерных площадок такое же, раздельного сбора мусора повсеместного нет, новых объектов как переработки, так и сортировки нет, новых полигонов тоже нет»
СОБИРАЕМОСТЬ С ЮРЛИЦ — 19% ОТ ПЛАНА
Проблема отходов стала политической, и теперь ее активно эксплуатируют «различные деятели» — с таким тезисом региональный оператор по обращению с коммунальными отходами в Восточной зоне Татарстана ООО «Гринта» собрал критические замечания в свой адрес, прозвучавшие в последнее время, и выступил с письмом в СМИ по этому поводу. Компанию подтолкнул к такому поток критики со стороны как чиновников, так и населения, которое пока не получило полноценного ответа на вопрос о том, чего ради увеличился тариф за вывоз бытового мусора.
«С началом так называемой мусорной реформы проблема отходов стала политической», — говорится в письме регоператора. — Тему активно эксплуатируют различные деятели, пользуясь как оставшимся у населения возмущением от предыдущих реформ (например, пенсионной), так и общими настроениями, характерными для современной повестки. Да, реформа стартовала именно в такое время, но откладывать ее уже нельзя — ситуация в области обращения с отходами до нее была близка к критической».
Напомним, тема «мусорной» реформы неоднократно звучала в ходе праймериз «Единой России».
На прошедшей 23 мая сессии горсовета Набережных Челнов мэра города Наиль Магдеев высказался о том, что передача полномочий по сбору и транспортировке мусора в городе от муниципалитета регоператору — неправильное и недальновидное решение.
Пока компании плохо платят за услуги — этот факт в «Гринте» признают, подчеркивая, что ситуация вынуждает регоператора основные работы вести за свой счет
Еще более тревожным для «Гринты» сигналом, вероятно, стало выступление президента РТ Рустама Минниханова в начале месяца на совещании с генпрокурором РФ Юрием Чайкой. «В Татарстане заключено всего 89 процентов договоров с физлицами, 44 процента — с юрлицами, — заявил тогда глава РТ. — В итоге уровень собираемости платежей с населения составляет 87 процентов, с юридических лиц — всего 33 процента. Это может привести к сворачиванию инвестиционных проектов и банкротству региональных операторов».
В «Гринте» перспективу банкротства между тем отрицают. «Президент говорил о проблемах всех регоператоров, а в предложенные варианты решений вошло мнение в том числе и „Гринты“», — говорят в компании, добавляя, что собираемость платежей в Восточной зоне сейчас показывает хорошую динамику. В настоящее время договорная кампания с отходообразователями подходит к концу — объем работ исчисляется десятками тысяч договоров, каждый из которых тщательно согласовывается.
Тем не менее пока компании плохо платят за услуги — этот факт в «Гринте» признают, подчеркивая, что ситуация вынуждает регоператора основные работы вести за свой счет. Собираемость платежей с населения в Восточной зоне за первый квартал года достигла 89% от фактического начисления. Проблемой в этом вопросе гендиректор «Гринты» Светлана Ярлыченко называет ограничение доступа к персональным данным, из-за которого порядка 215 тыс. человек в зоне ответственности компании вообще остаются без начислений.
Светлана Ярлыченко отмечает, что теперь, когда договоры с участниками рынка заключают не управляющие компании, а единая организация, мусор больше не сваливается где попало, но вывозится исключительно на объекты обработки
«Таким образом, от планового значения показатель собираемости сразу опускается до 79 процентов, а собираемость от юридических лиц на сегодняшний день — 19 процентов, — поясняет она. — Общая собираемость платежей регионального оператора получается 66 процентов от плана. Здесь же важно обратить внимание, что в среднем по России это 35–40 процентов».
Несмотря на низкую собираемость, «Гринта» констатирует, что все отходы своей зоны компания поставила на учет и вывезла за первый квартал 1,8 млн кубометров мусора — на 10% больше, чем это делали независимые фирмы в прошлом году. «Это значит, что около 200 тысяч кубометров отходов не попало на несанкционированные свалки и в условные овраги, — акцентирует Ярлыченко, — Построена такая система, при которой перевозчикам отходов просто невыгодно везти мусор налево. Кроме того, „Гринта“ способствует обновлению парка техники — поехали новые мусоровозы. Установлено почти 2 тысячи новых контейнеров, обновлены и обустроены контейнерные площадки в Бугульме, Чистополе и Мамадыше».
«ТАРИФ ТЕПЕРЬ УСТАНАВЛИВАЕТ НЕ УК НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ, А ТАРИФНЫЙ КОМИТЕТ»
Вообще, результаты собственной деятельности в компании готовы оценивать в сравнении: как было до реформы и как стало после. Теперь, когда договоры с участниками рынка заключают не управляющие компании, а единая организация, которая должна заново структурировать отрасль, мусор больше не сваливается где попало, но вывозится исключительно на объекты обработки и захоронения по территориальной схеме, через два сортировочных завода в Челнах, где отбирают фракции вторсырья.
Если раньше отрасль не имела единой системы контроля и управления, то теперь рынок контролируется минстроем РТ и самим регоператором. С 1 января, утверждает последний, используется только техника актуальных экологических стандартов, с ГЛОНАССом, а полигоны оснащаются весовым контролем. До реформы объем вывозимого мусора определялся на глазок, навигационный контроль за мусоровозами осуществлялся лишь частично. В заслугу реформе и своей компании Ярлыченко также ставит сам факт пробуждения интереса к отрасли у инвесторов, без которых невозможно строительство инфраструктуры на миллиарды рублей. Деньги же в этот рынок, по мнению регоператора, стало интересно вкладывать благодаря тому, что система становится прозрачной.
Несмотря на низкую собираемость, «Гринта» констатирует, что все отходы своей зоны компания поставила на учет и вывезла за первый квартал 1,8 млн кубометров мусора — на 10% больше, чем это делали независимые фирмы в прошлом году
«Если до реформы вывоз и утилизация мусора были услугой жилищной, которая оплачивалась через статью за содержание и ремонт жилья, а считалась от площади квартир, то теперь это отдельная коммунальная услуга, — поясняет Ярлыченко. — Плата за нее зависит от количества зарегистрированных в доме жильцов с учетом тарифа и нормативов накопления отходов. Она льготируется, тариф устанавливает не УК на общем собрании, а тарифный комитет на основании методик, утвержденных федеральным законодательством».
Еще один довод от «Гринты» — жители коттеджей прежде платили за вывоз по договору с транспортной компанией, а могли и не платить вовсе, сжигая мусор или выбрасывая его на свалку. Теперь же все собственники ИЖС платят по тарифам и нормативам, а весь мусор вывозит регоператор, что позволяет свести к минимуму ущерб экологии.
Часть претензий к «Гринте» основана не столько на деятельности компании, сколько на ее истории, которая для столь масштабной зоны ответственности недостаточно богата и ясна публике. Напомним, организация стала региональным оператором в результате конкурсного отбора, двухстороннее соглашение было подписано 22 августа прошлого года с минстроем РТ. Некоторые наблюдатели считают конкурс фиктивным, так как единственный конкурент «Гринты» самоустранился, а условия отбора как будто выполнялись для галочки — компанию обвиняли во временном наборе штата и временной же (на период отбора) аренде техники.
Сергей Мухачев: «Эффективной реформа станет тогда, когда поставит перед собой задачу полной переработки мусора и даже исчезновения самого понятия «мусор». Это сырье, и к нему надо подходить как к сырью»
«После многочисленных проверок результатов конкурса было выявлено единственное нарушение, — отвечает на эти упреки Ярлыченко. — Оно заключалось только в переносе даты его проведения. В соответствии с „дорожной картой“, утвержденной постановлением кабмина РТ, конкурс должны были объявить в марте с тем, чтобы итоги подвести в мае. Реально же его объявили в июне, соглашение подписали в августе, а в декабре утвержден тариф. Таким образом, договорная кампания сдвинулась на полгода и началась только 9 января, а для заключения 85 процентов договоров в среднем по России требуется еще полгода».
Что же касается кадров, то, по словам гендиректора, сейчас штат регоператора насчитывает несколько десятков человек административного персонала и еще свыше 200 на аутсорсинге в районах. Уставный капитал составляет 10 млн рублей, а в качестве обеспечения своих обязательств компания предоставила банковскую гарантию от Банка России на 136 млн рублей.
«ОТРАСЛЬ НУЖДАЛАСЬ В ИНВЕСТИЦИЯХ, ВЕДЬ СВАЛКИ НУЖНО ЛИКВИДИРОВАТЬ, А ПОЛИГОНЫ СТРОИТЬ»
«Наша деятельность сегодня контролируется и госорганами, и общественностью, например общественным советом при тарифном комитете РТ, — рассказывает Ярлыченко. — В марте мы устроили ознакомительную поездку для общественников — показали мусоросортировочные станции, полигоны, продемонстрировали, как ведется приемка и учет отходов. В декабре и апреле нас проверял Росприроднадзор. Что касается тарифов, они в Татарстане одни из самых низких по России. Но все равно мы заботимся о платежеспособности граждан. Мы разработали механику пересмотра платежей. Если, к примеру, человек временно отсутствует, по заявлению можно сделать перерасчет. Более того, мы обнаружили законодательные пробелы в этом вопросе и направили в минприроды РФ свои предложения о корректировках к постановлению №357. „Гринта“ ведет просветительскую работу: мы проводим мероприятия для школьников с призами, финансируем экоквесты и другие экологические проекты активистов».
«БИЗНЕС объявил неформальную забастовку»
«БИЗНЕС Online» поинтересовался мнением относительно некоторых заявленных тезисов о других игроках рынка.
Николай Атласов: «Собираемость у «Гринты» плохая, потому что бизнес объявил неформальную забастовку. Предприниматели ведь тоже видят, что ничего не поменялось, а цена выросла»
Николай Атласов — соучредитель ООО «СПП ПромИндустрия»:
— Те сортировочные заводы, которые работают в Челнах, — это прошлый век. Хорошо, конечно, что они есть. Однако такие предприятия должны быть модернизированы и применяться должен уже не ручной труд, а автоматические линии. К тому же без раздельного сбора мусора даже современные заводы будут неэффективны.
Критика нынешних тарифов вполне оправдана. У нас ничего не поменялось: вывозят мусор так же, количество контейнерных площадок такое же, раздельного сбора мусора повсеместного нет, новых объектов как переработки, так и сортировки нет, новых полигонов тоже нет. Соответственно, возникает вопрос: а за что наше население и предприятия платят больше?
Собираемость у «Гринты» плохая, потому что бизнес элементарно объявил неформальную забастовку. Предприниматели уходят в тень в части платы за вывоз мусора. Они ведь тоже видят, что ничего не поменялось, а цена выросла. Изменились также нормативы накопления мусора. Простой пример: офисный сотрудник, согласно нормативам, производит 156 килограммов мусора в год. Если разделить их на 365 дней и вычесть выходные, то, получается, в день офисный сотрудник производит 600 граммов мусора. Откуда у него столько? Такое ощущение, что он в офис из дома пакетик с мусором приносит. Вывод: надо просить правительство пересматривать нормативы, потому что люди столько не производят. И решить вопрос с повышением стоимости. Раньше система прекрасно работала, были десятилетиями проверенные схемы. Мое мнение: реформу проводить надо, но аккуратно. В Челнах есть и разделенный сбор мусора, и сортировка, и переработка, а наш город уравняли с сельским районом, какой-нибудь деревней, куда даже мусоровоз ни разу не приезжал.
«ДЕЛО НЕ В РЕФОРМЕ, А В ТЕХНОЛОГИЯХ…»
Михаил Застела — председатель регионального центра НП «ЖКХ Контроль»:
— Сортировочные заводы в Набережных Челнах пока не перерабатывают все отходы, все зависит от охвата. Но могу сказать, что работают они лучше, чем в Казани. Добавлю, что сейчас, на мой взгляд, проблема заключается не в тарифах на вывоз мусора, а в нормативах его накопления. Но они уже пересматриваются.
Михаил Застела: «Сейчас, на мой взгляд, проблема заключается не в тарифах на вывоз мусора, а в нормативах его накопления»
Сергей Мухачев — член совета татарстанского республиканского отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы»:
— Дело заключается не в самой «мусорной» реформе, а в том, какие выбрать технологии обезвреживания и переработки отходов. На мой взгляд, путь, направленный исключительно на обезвреживание отходов, бесперспективный. Перспективное направление — это создание технологий, предотвращающих образование отходов. Если они все же возникают, то усилия должны быть направлены на их полную переработку. Из всех технологий, которые могут быть предложены сегодня, наилучшими являются природные или построенные по подобному типу. Что делать с небиоразлагаемыми отходами — это другой вопрос. Здесь нужны технологии, которые позволяют перерабатывать такие отходы в строительные материалы, дорожное покрытие и подобное.
Так что эффективной реформа станет тогда, когда поставит перед собой задачу полной переработки мусора и даже исчезновения самого понятия «мусор». Это сырье, и к нему надо подходить как к сырью. Подобное в мире пока что нигде полноценно не реализовано, но по частям это делают давно. Например, из биологических отходов чуть ли не в 1960–1970-х годах в Китае в каждой деревне получали газ. Резину или шины тоже уже давно никто не жжет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 82
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.