Май-2019 ознаменовался в Татарстане громким падением очередной структуры, работающей с деньгами граждан. На этот раз лицензии лишилась компания «НАСКО» Май-2019 ознаменовался в Татарстане громким падением очередной структуры, работающей с деньгами граждан. На этот раз лицензии лишилась компания «НАСКО» Фото: «БИЗНЕС Online»

СБОРЫ ОСАГО В ТАТАРСТАНЕ СИЛЬНЕЕ РОСЛИ, А ВЫПЛАТЫ СИЛЬНЕЕ ПАДАЛИ

Май-2019 ознаменовался в Татарстане громким падением очередной структуры, работающей с деньгами граждан. На этот раз лицензии лишился страховщик, активно работающий в сегменте ОСАГО, а точнее, его лидер, компания «НАСКО». Отзыв ее лицензии эксперты уже сравнили с крахом Татфондбанка — во всяком случае, покупателям автогражданки и других обязательных видов страхования в случае неприятностей предстоит та же процедура, что и вкладчикам ТФБ. Только держателям полисов ОСАГО заплатят не банки, а российский союз автостраховщиков, который может угрохать таким образом весь годовой доход. (Держателям полисов добровольного страхования, если вдруг с ними произойдет предусмотренное договором ЧП, вообще остается записаться в реестр кредиторов с надеждой получить с компании хоть что-то).

Крах НАСКО заставил нас пристальнее посмотреть на татарстанский рынок ОСАГО (ситуацию с самой компанией мы уже подробно разбирали) и игроков, которые делают здесь погоду. Сначала несколько общих цифр. По итогам 2018 года сборы по автогражданке в РТ выросли на 6% — с 7,5 млрд до 8 млрд рублей, следует из отчета российского Центробанка по страховому рынку. Для сравнения: в целом по РФ премии страховщиков увеличились только на 2%, или 3,9 млрд, до 226 млрд рублей. Получается, что Татарстан рос в три раза быстрее среднего российского региона.

Следующий ключевой показатель, характеризующий натуральные величины, — количество договоров. В республике число полисов ОСАГО увеличилось на 10% до 1,31 млн штук. И вновь в федеральном масштабе рост был скромнее — только 4% до 39,7 млн единиц.

Что должно было радовать страховщиков и, вероятно, расстроить немало страхователей, так это настоящий обвал выплат по ОСАГО. Итоговый объем возмещений в Татарстане рухнул на 35%, или 2,3 млрд (!), до 4,3 млрд рублей. По стране падение тоже было сильным, но не настолько — минус 21% до 138 млрд рублей.

Первый фундаментальный фактор резкого улучшения — введенный в апреле 2017-го приоритет натурального возмещения Первый фундаментальный фактор резкого улучшения — введенный в апреле 2017-го приоритет натурального возмещения Фото: «БИЗНЕС Online»

Как результат такой разнонаправленной динамики, разница сборов и выплат в РТ взлетела более чем в четыре раза — на 2,8 млрд до 3,7 млрд рублей. В целом же по стране положительное сальдо подскочило «всего-то» вдвое — на 41,5 млрд до 88,1 млрд рублей. Конечно, это сальдо еще не прибыль, ведь из данной суммы необходимо вычесть операционные расходы: зарплату агентов, аренду офисов, судебные издержки и т. д. Тем не менее, очевидно, многолетние стенания страховщиков о высокой убыточности сектора принесли свои плоды: мегарегулятор в лице ЦБ РФ действительно эффективно перенастроил систему в 2017–2018 годах.

Первый фундаментальный фактор резкого улучшения — введенный в апреле 2017-го приоритет натурального возмещения. Механизм был запущен прежде всего для снижения активности автоюристов и откровенных мошенников, которые выбивали компенсации, часто превышающие реальный ущерб, и получали за это приличные деньги.

На вторую причину указали нам представители Центробанка, комментируя резкое снижение выплат еще по итогам первого квартала 2018 года. «Изменение выплатной политики даже одного крупного страховщика ОСАГО ведет к изменению показателей большого числа страховщиков благодаря системе ПВУ (прямого возмещения убытков — прим. ред.), в рамках которой в случае, если страховщик потерпевшего изменяет свою выплатную политику, это ведет к аналогичным изменениям в выплатах страховщиков причинителей вреда», — пояснили в пресс-службе ЦБ РФ. С большой долей вероятности, под «крупным страховщиком» подразумевается «Росгосстрах», о достижениях которого в РТ мы поговорим ниже.

И третий фактор. Оповещая на своих сайтах и через СМИ о таком способе занизить цену полиса, как внесение в него ложных данных, страховые компании невольно популяризировали подобную практику. Клюнувшие на этакий способ «оптимизации» расходов, некоторые страхователи попались в ловушку. Ведь после ДТП компании не выплачивали ни копейки, если выяснялось, что данные в полисе подложные.

НАСКО БЫЛа МЕСТНЫМ ЧЕМПИОНОМ С ЛУЧШИМ САЛЬДО

Теперь о конкретных игроках, которые активно наращивали свою долю сборов ОСАГО в республике. Как известно, по итогам 2018 года чемпионский пояс сохранила НАСКО. Некоторые ее показатели мы уже приводили ранее, добавим к ним очередные. Сборы в компании в Татарстане в прошлом году выросли на 30% до 1,5 млрд рублей. Соответственно, и доля в республиканских сборах автогражданки увеличилась на 3,4 п. п. до 18,8%, а число договоров — на 32% до 272,5 тыс. штук.

С другой стороны, выплаты у обладателя республиканского pole position снизились на 14% до 654 млн рублей. Как результат, сальдо сборов и выплат у НАСКО улучшилось на 451 млн до 850 млн рублей, и по этому показателю компания обошла другого фаворита, «АльфаСтрахование», лидировавшего по итогам января–сентября.

Напомним, что НАСКО стала абсолютным лидером сегмента в 2017 году, потеснив с пьедестала «Армейца». Лидерство в таком сложном сегменте далось компании нелегко. В актуарном заключении к финансовому отчету НАСКО за 2017 год ответственный актуарий Николай Калинин пришел к выводу, что «существует значительный разрыв ликвидности, без его устранения есть вероятность невыполнения организацией обязательств по договорам страхования в среднесрочной перспективе». Конкретизируем заявление господина Калинина. На отрезке от трех месяцев до года чистый разрыв ликвидности составлял 184 млн, совокупный разрыв — 364 млн (впрочем, с учетом активов с неопределенным сроком погашения разница в пользу реализованных активов все же составляла 505 млн рублей, и актуарий добавил, что «в долгосрочной перспективе активов достаточно для покрытия обязательств в сумме наилучшей оценки»). В итоге НАСКО было рекомендовано провести дополнительный анализ и перераспределить активы для устранения разрыва. Поскольку портфель компании по итогам 2017 года на 37% составляло ОСАГО, эксперт отметил, что большая доля автогражданки несет угрозу финансовому ее состоянию, поэтому следует диверсифицировать бизнес в пользу других видов страхования.

Бурный рост ОСАГО у татарстанского лидера сегмента выглядел скорее как желание собрать как можно больше денег с граждан и… будь что будет Бурный рост ОСАГО у татарстанского лидера сегмента выглядел скорее как желание собрать как можно больше денег с граждан и… будь что будет Фото: «БИЗНЕС Online»

С одной стороны, завершившееся аккурат к 2018 году слияние НАСКО с АО «СК Опора» вроде бы работало на эту цель. «Опора» (у которой через несколько месяцев были отозваны лицензии) предусмотрительно передала татарстанцам следующие виды страхования: от несчастных случаев и болезней, медицинское, грузов, имущества юридических лиц и имущества граждан, финансовых рисков, гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам и т. д. — фактически свой немоторный портфель. Однако это не помогло: год спустя доля ОСАГО в портфеле НАСКО составляла уже 62,6%. И что в результате?

«Компании (НАСКО и СК „Респект“, которые, по информации Центробанка, „входили в неформальную страховую группу“, — прим. ред.) входили в число лидеров по таким социально значимым видам страхования, как страхование ответственности застройщиков и ОСАГО, и имели значительное количество клиентов. При этом страховщики умышленно уклонялись от исполнения своих обязательств по договорам страхования и широко использовали практику осуществления страховых выплат преимущественно по решению суда, предписанию Банка России или итогам обращения граждан и организаций с жалобами в ЦБ Основная тематика жалоб, поступающих в Банк России на недобросовестное поведение данных страховщиков, связана с необоснованными отказами, нарушениями сроков и порядка осуществления страховых выплат, занижением суммы страховой выплаты. Необходимо отметить, что количество поступивших в ЦБ жалоб потребителей на НАСКО с января этого года выросло на 53 процента», — так объяснил Центробанк свое решение о вводе с 15 мая в компании временной администрации.

Словом, бурный рост ОСАГО у татарстанского лидера сегмента выглядел скорее как желание собрать как можно больше денег с граждан и… будь что будет. На планомерное увеличение рыночной доли (как это произошло с некоторыми другими компаниями) такое не слишком похоже.

«Серебро» досталось «АльфаСтрахованию», республиканские сборы ОСАГО которой увеличились в 1,8 раза до 1,27 млрд рублей «Серебро» досталось «АльфаСтрахованию», республиканские сборы ОСАГО которой увеличились в 1,8 раза до 1,27 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

КТО ВЫБРАЛ УСКОРЕНИЕ

Впрочем, в нашем рейтинге есть компания, обогнавшая лидера по темпам роста — как относительным, так и абсолютным. «Серебро» досталось «АльфаСтрахованию», республиканские сборы ОСАГО которой увеличились в 1,8 раза до 1,27 млрд рублей, и число полисов выросло во столько же — до 175,5 тыс. договоров.

Но ситуация тут явно иная: компания, за которой стоит фигура Михаила Фридмана, решила воспользоваться обстановкой (и некоей общей неуверенностью), чтобы занять как можно большую долю рынка, у которого в перспективе как раз замаячили приличные барыши. И это не какая-то отдельная татарстанская история. В масштабах РФ «АльфаСтрахование» нарастила сборы на 17,5 млрд до 35,5 млрд рублей и заняла первое место, хотя по итогам 9 месяцев в этой гонке был другой фаворит — российский чемпион 2017 года, «РЕСО-Гарантия». Стремительно наращивать сборы компания «АльфаСтрахование» начала после марта-2017,  когда Владимир Путин подписал закон о приоритете натурального возмещения ущерба автовладельцам.

Есть и другое принципиальное отличие «Альфы» от НАСКО. Если вторая всеми правдами и неправдами все же сократила свои выплаты, то у актива Фридмана они увеличились в 1,9 раза до полумиллиарда рублей. Вот здесь все логично и пропорционально, ведь сборы страховщика, напомним, увеличились в 1,8 раза. При этом все же и положительное сальдо премий и возмещений у «АльфаСтрахования» подросло на 335 млн до 770 млн рублей.

Далее по объему премий в автогражданке следует СК «Чулпан», у которой рост составил 29% до 909 млн рублей. Число договоров у компании Шафагата Тахаутдинова выросло на 33% до 172,8 тыс. штук. Что касается возмещений, то их сумма увеличилась на 13% до без малого 400 млн рублей. Сальдо СК «Чулпан» улучшилось на 159 млн до 510 млн рублей.

Почетное четвертое место у очередного местного игрока, СО «Талисман», нарастившего сборы автогражданки на 21% до 810 млн рублей. Число договоров у компании Айрата и Илшата Хайруллиных увеличилось на 29% до 143,3 тыс. единиц. А вот выплаты организации, некогда удивившей Казань розовыми слонами, сократились на 24% до 423 млн деревянных, так что сальдо сборов и выплат улучшилось сразу на 277 млн до 387 млн рублей.

Один из лучших показателей ускорения в Татарстане (если быть точными, третий в абсолютном выражении) показала группа «Ренессанс Страхование», у которой премии ОСАГО выросли на 57% до 791 млн рублей. Но у очередного федерального игрока это исключительно местный феномен: в масштабах России портфель автогражданки у структуры Бориса Йордана сократился на 70 млн до 6,95 млрд рублей. Число договоров в республике увеличилось в 1,7 раза до 110,7 тыс. единиц.

Как и у «Альфы», татарстанские выплаты «Ренессанс Страхования» резко поднялись и гораздо сильнее, чем сборы, — в пять раз до 366 млн рублей. Не лучшее соотношение по динамике привело к ухудшению сальдо премий и возмещений, пусть и незначительно, — на 5,5 млн до 425 млн рублей. Пожалуй, ухудшение баланса в периоде, когда большинство игроков его улучшило, — повод серьезнее задуматься над оптимизацией бизнес-процессов. Несмотря на радующий страховщиков приоритет натурального возмещения, никто не отменял в Татарстане низкую культуру вождения и повышенную активность мошенников.

Самое большое абсолютное снижение сборов в РТ наблюдается у местного чемпиона 2016 года: «Армеец» уполовинил их до 389 млн рублей Самое большое абсолютное снижение сборов в РТ наблюдается у местного чемпиона 2016 года: «Армеец» уполовинил их до 389 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

БЫВШИЕ ЛИДЕРЫ СОКРАЩАЮТ СБОРЫ СИЛЬНЕЕ ВСЕГО

Но, как говорится, не все так однозначно. Пока одни компании набивали портфели свежими договорами, другие предпочли сократить свое присутствие в сегменте ОСАГО, как минимум в высокорисковом Татарстане. Самое большое абсолютное снижение сборов в РТ наблюдается у местного чемпиона 2016 года: «Армеец» уполовинил их до 389 млн рублей. Аналогично и число договоров у страховщика с болгарскими корнями уменьшилось на 48% до 56,3 тыс. штук. И это похоже если не на бегство из автогражданки, то на ее минимизацию до того времени, когда портфель не начнет приносить доход.

Помогло это или нет, но выплаты «Армейца» по итогам 2018 года уменьшились на 61% до 439 млн рублей. Как следствие, отрицательное сальдо сборов и возмещений сократилось на 305 млн до 50 млн деревянных, но это все еще минус, даже без учета других расходов.

Второй по сумме снижения сборов — «Росгосстрах», уменьшивший их на 210 млн, или 24%, до 677 млн рублей (число договоров — на 19% до 129 тыс. единиц). Но общероссийское падение оказалось глубже, в федеральном масштабе премии ОСАГО сократились уже на 36% до 19,7 млрд рублей. 

И наконец-то сальдо сборов и выплат по автогражданке у «Росгосстраха» в республике кардинально улучшилось, выйдя из красной зоны, — с отрицательных 613 млн до положительных 172 млн рублей. Другое дело, за счет чего компании удалось всплыть с невиданной глубины, на которую она погрузилась. Напомним, что фактически РГС и его главный кредитор, банк «Открытие», в 2017 году оказались в положении банкротов. Центробанку пришлось применить новый механизм спасения: регулятор, который в тандеме с ВТБ нон-стоп скупал крупные частные бизнесы, в августе того же года напрямую выкупил допэмиссию «Открытия» на 456 млрд, а также предоставил депозитов на 111 млрд рублей. В итоге именно Банк России, разрулив ситуацию с рядом финансовых групп и введя приоритет натурального возмещения, все-таки стабилизировал проблемный сектор ОСАГО. Другой вопрос, насколько такая стабильность по душе автовладельцам и ремонтникам...

«ИНГОССТРАХУ» И «РЕСО-ГАРАНТИИ» ТАТАРСТАН НЕ ПО ВКУСУ

«Бронзу» в зачете по абсолютному сокращению премий получает еще один федеральный гигант — «Ингосстрах»: минус 129 млн (32%) до 272 млн рублей. Количество договоров уменьшилось пропорционально — на 30% до 35,2 тыс. штук. И это чисто татарстанская тема, в целом по стране обладатель российской «бронзы», напротив, нарастил сборы на 1 млрд до 23,1 млрд рублей.

Сумма выплат компании по ОСАГО в Татарстане сократилась еще сильнее — на 52% до 238 млн рублей. В результате сальдо премий и возмещений у «Ингосстраха» улучшилось с минус 96 млн в 2017-м до плюс 35 млн рублей в прошлом году.

Похоже, не питает особых симпатий к РТ и обладатель российского «серебра» — «РЕСО-Гарантия». Если федеральные сборы страховщика скорректировались на 4,4% до 34,6 млрд, то в республике снижение составило 16% до 177 млн рублей, количество выданных полисов уменьшилось на 11% до 22 тыс. единиц. Выплаты компании снизились почти наполовину до 125 млн, сальдо улучшилось с минус 33 до плюс 53 млн рублей.

Выплаты «РЕСО-Гарантия» снизились почти наполовину до 125 млн рублей, сальдо улучшилось с -33 до +53 млн. Выплаты СК «РЕСО-Гарантия» снизились почти наполовину до 125 млн рублей, сальдо улучшилось с минус 33 до плюс 53 млн рублей. Фото: «БИЗНЕС Online»

Как видим, прошлый год ознаменовался чрезвычайной активностью игроков в сегменте ОСАГО (хотя большинство из них, в отличие от НАСКО, улучшили свое положение). Весьма вероятно, что подвижки на этом не закончатся: 9 января стартовал первый этап реформы по либерализации тарифов ОСАГО. С этого дня тарифный коридор, в пределах которого страховые компании могут устанавливать цену полиса автогражданки, был расширен на 20% вверх и вниз. В результате диапазон базового тарифа для легковых автомобилей физлиц составил 2746–4942 рубля вместо действовавшего ранее коридора 3432–4118 рублей.

Коэффициент «возраст – стаж» при этом получил 58 градаций. К примеру, для водителей от 16 до 21 года максимальный коэффициент увеличился с 1,8 до 1,87. Для опытных от 59 со стажем свыше 3 лет значение оказалось почти в два раза меньше — 0,93.

Кроме того, с 1 апреля изменился расчет коэффициента «бонус – малус», который станет назначаться водителю один раз в год именно в День смеха (или День дурака — кому что по душе) и в течение следующих 12 месяцев пересчитываться не будет. Как это все повлияет на финансы ведущих страховщиков Татарстана, мы узнаем из очередных отчетов мегарегулятора. Пока же их представители рассказали нам о своих впечатлениях о происходившем на рынке ОСАГО.

«В Татарстане на рынке ОСАГО работает более 40 компаний, при этом доля «Росгосстраха» по данным ЦБ, по итогам прошлого года составила более 8,3%» «В Татарстане на рынке ОСАГО работает более 40 компаний, при этом доля «Росгосстраха», по данным ЦБ, по итогам прошлого года составила более 8,3 процента» Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

«МЫ ДОПУСКАЕМ ВЕРОЯТНОСТЬ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПЕРЕСМОТРА ТАРИФОВ»

Альберт Ишбулатов — директор ПАО СК «Росгосстрах» в Республике Татарстан:

— В Татарстане на рынке ОСАГО работает более 40 компаний, при этом доля «Росгосстраха», по данным ЦБ, по итогам прошлого года составила более 8,3 процента. Мы считаем ее справедливой в том смысле, что груз убыточности этого вида, который ранее «Росгосстрах» брал на себя практически единолично, сейчас распределен между другими участниками. Татарстан на сегодняшний день относится к числу регионов с повышенным риском на рынке ОСАГО, в том числе и из-за деятельности мошенников и так называемых автоюристов. В решении этой проблемы мы очень надеемся на поддержку правоохранительных органов РТ.

Приоритет натуральных выплат в ОСАГО нам очень помогает: более 80 процентов клиентов компании по автогражданке, на которых по закону распространяется право натурального возмещения, после страхового случая направляются для ремонта автомобилей на станции техобслуживания. Теперь клиентам по ОСАГО в «Росгосстрахе» предоставляется уровень сервиса, который раньше был доступен лишь для клиентов по каско. Причем в качестве партнеров выступают не гаражные сервисы, а полноценные станции техобслуживания, способные обеспечить соблюдение технических регламентов и высокое качество восстановительных работ. В итоге интерес так называемых автоюристов и всякого рода мошенников к ОСАГО и нашей компании снижается.

Расширение тарифного коридора в обе стороны дает возможность страховщикам уйти от дотационного подхода и кросс-субсидирования в ОСАГО, а для водителей — к установлению более справедливой стоимости полиса. Мы видим, что на территориях, не отличающихся аномальным количеством ДТП и уровнем мошенничества, базовая стоимость полиса ОСАГО снижается. После вступившего в силу 9 января 2019 года указания Банка России «Росгосстрах» снизил базовый тариф по ОСАГО для владельцев мотоциклов и мопедов, а также юридических лиц, владеющих ТС категории В и BE, за исключением такси и городского транспорта. С 25 февраля этого года компания уменьшила базовый тариф ОСАГО для граждан – владельцев ТС категории В и BE для 69 территориальных групп. Где-то снижение затронуло весь регион в целом, а где-то — отдельные населенные пункты. Максимальное уменьшение базовой ставки составило 15 процентов.

Дальнейшие наши действия будут диктоваться в первую очередь соображениями экономической целесообразности. Мы продолжаем мониторинг ситуации с убыточностью ОСАГО и допускаем вероятность дальнейшего пересмотра тарифов.

«Приоритет натурального ремонта снизил возможности автоюристов получать необоснованные сверхвыплаты дополнительно к страховому возмещению» «Приоритет натурального ремонта снизил возможности автоюристов получать необоснованные сверхвыплаты дополнительно к страховому возмещению» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЦЕНА ОСАГО СТАЛА БОЛЕЕ СПРАВЕДЛИВОЙ»  

Денис Макаров — руководитель управления методологии обязательных видов страхования «АльфаСтрахования»:

— Рост премий у нас произошел за счет фокуса сотрудников в РТ на сборы по ОСАГО, одновременно с этим мы заходили в те сегменты рынка. Компанию не пугают характеристики региона, так как у нас большой опыт работы в РТ, сильные сотрудники и знания, позволяющие снизить уровень мошенников в портфеле.

Приоритет натурального ремонта снизил возможности автоюристов получать необоснованные сверхвыплаты дополнительно к страховому возмещению. Баланс сборов и выплат ОСАГО улучшился за счет оздоровления рынка. Ушли неадекватные игроки, многие поменяли качество своей работы. Система ОСАГО наполнена взаимосвязями, которые очень чувствительны к любым, даже частным, изменениям. Если где-то улучшилось качество страховых выплат и снизилась нагрузка от автоюристов, то это чувствует весь рынок. Основной портфель наша компания наращивала в интернет-канале.

До либерализации тарифов по ОСАГО еще очень далеко. Расширение тарифного коридора по ОСАГО для большинства автовладельцев дало снижение цены. По нашей компании размер средней премии снизился на 10 рублей. Наибольшие скидки пришлись на опытных водителей, подорожание коснулось молодых. Цена стала более справедливой и улучшает качество работы с клиентами. Сальдо сборов и выплат, скорее всего, ухудшится, но распределение по клиентам будет более корректным.

Гульнара Ибрагимова — директор филиала «Ренессанс Страхования» в Казани:

— Наша компания нарастила объем премий ОСАГО в Татарстане в 2018 году за счет как активного продвижения электронного ОСАГО («Ренессанс Страхование» занимает первое место в России в онлайн-автостраховании), так и привлечения страховых посредников — агентов и брокеров. Ситуация в РТ улучшилась, это подтверждает и тот факт, что Татарстан был исключен из списка «токсичных» регионов (в перечне субъектов действия системы «Единый агент» РСА). Приоритет  натурального возмещения, помимо роста качества сервиса для клиентов страховых компаний, позволяет уменьшить влияние деятельности автоюристов на убыточность ОСАГО, что особенно важно для ряда регионов с катастрофически высоким уровнем убыточности. Натуральное возмещение по ОСАГО — это тот случай, когда выигрывает и рынок, и клиенты, и страховые компании.

К сожалению, пока еще не идет речи о том, чтобы страховые компании получили возможность устанавливать индивидуальные тарифы по ОСАГО для каждого клиента, в зависимости от оценки прогноза аварийности. Полная либерализация тарифов есть в планах, когда страховые компании получат возможность устанавливать клиентам индивидуальные тарифы, мы сможем понизить тариф примерно для 90 процентов наших клиентов — водителей с хорошим стажем и страховой историей. Основные изменения в результате недавней реформы — расширение возможных границ тарифного коридора для регионов и введение большего количества градаций коэффициента «возраст – стаж». По снижению тарифов по регионам, по данным РСА, в целом по рынку в январе 2019-го средняя премия по ОСАГО снизилась на 2,3 процента к январю прошлого года. После изменений коэффициента «возраст – стаж» стоимость полиса увеличилась для молодых водителей с минимальным стажем (например, для автовладельцев до 21 года и со стажем до 2 лет рост составил 7 процентов) и снизилась для водителей с хорошим стажем (например, для автолюбителей от 35 лет и со стажем от 5 лет — на 4 процента). 

С внедрением е-ОСАГО мошенничество, связанное с оформлением электронных полисов, приняло массовый характер «С внедрением е-ОСАГО мошенничество, связанное с оформлением электронных полисов, приняло массовый характер»

«МОШЕННИЧЕСТВО С ОФОРМЛЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОЛИСОВ ПРИНЯЛО МАССОВЫЙ ХАРАКТЕР»

Виталий Княгиничев — директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах»:

— Приоритет натурального возмещения, безусловно, повлиял на стабилизацию ситуации в ОСАГО. Говорить о решающем влиянии данного фактора нельзя, так как система работает не во всех регионах РФ — для ее успешного функционирования необходима развитая инфраструктура. При этом наша компания планомерно наращивает долю натурального возмещения в урегулировании убытков. В целом стоит отметить, что это позволяет разграничивать добросовестных страхователей от недобросовестных, которые стараются монетизировать возмещение на стадии досудебного рассмотрения спора. По статистике РСА, в 2018 году снизилось количество судебных дел по ОСАГО на 20 процентов до 283 тысяч дел. Но при этом увеличилось число нестраховых выплат (штрафы, неустойки, пени) — их доля составила 55 процентов от всех выплат. Также вырос и средний размер штрафа с 50 до 70 тысяч рублей. Таким образом, даже при условии снижения количества дел, нельзя говорить о том, что мошенники и серые автоюристы стали меньшей проблемой для системы ОСАГО. Фокус их действий сместился на раскручивание нестраховых выплат.

«Ингосстрах» занимал осторожную позицию по отношению к ОСАГО в первой половине 2018 года — компания не предпринимала активных действий по наращиванию портфеля. Дело в том, что ОСАГО, в силу высокого уровня проникновения, является основой розничного бизнеса — любая дестабилизация в данном виде страхования создает перекосы во всей системе. Наша компания последовательно развивала отношения с партнерами (СТОА) для повышения качества услуг, а также расширяла агентскую сеть, что позволило нам перейти к активной фазе роста во втором полугодии 2018-го.

С внедрением е-ОСАГО мошенничество, связанное с оформлением электронных полисов, приняло массовый характер. Вкратце схема мошенничества выглядит следующим образом: злоумышленник, подобрав клиента, который нуждается в приобретении полиса, оформляет электронную страховку ОСАГО на сайте страховой компании. При этом он вносит в форму реальный VIN и государственный регистрационный номер транспортного средства, но умышленно изменяет марку, занижает мощность двигателя, завышает водительский стаж. Все это позволяет ему минимизировать стоимость полиса и снизить сумму страховой премии, которую он при оформлении перечисляет страховой компании.

После этого мошенник получает графический файл с легитимным номером полиса, привязанный к определенному VIN-номеру транспортного средства, что исключает распознавание подделки при поверхностной проверке, поскольку интернет-система РСА распознает такой полис как действующий. В этот файл мошенник, используя графический редактор, вносит реальную марку автомобиля, реальные данные страхователя и допущенных к управлению лиц, а также исправляет сумму страховой премии на существенно большую. Как правило, она оказывается в 5–10 раз выше той, что перечислена страховой компании. После этого мошенник передает такой полис заказчику, получая от него наличными искомую сумму. Управляя автомобилем, доверчивый приобретатель такого документа оказывается подверженным рискам двух видов: привлечение к административной ответственности по ст. 12.3 КоАП РФ (штраф в сумме 800 рублей) и возникновение обязанности возместить вред в случае, если он станет виновником ДТП.

Попытки оформления таких полисов исчисляются сотнями. Естественно, что специалисты по электронной безопасности, отслеживая активности на сайте, выявляют таких массовиков-затейников, после чего их аккаунты блокируются, а оформленные полисы ставятся на мониторинг. Но, к сожалению, ничто не мешает мошеннику тут же зарегистрировать новый аккаунт и продолжить свои махинации. К сожалению, обозначить оформленные с таких аккаунтов полисы в качестве фиктивных не представляется возможным, поскольку неопровержимые доказательства их фиктивности, само собой, отсутствуют. Тем не менее, например, 15 марта нами в ГУ МВД России по Москве подано заявление в отношении двух бывших агентов, занимавшихся таким массовым оформлением полисов. Бывших — потому, что агентские договоры расторгнуты за многочисленные нарушения. Теперь дело за правоохранителями.

Что можно посоветовать клиентам? Электронный полис ОСАГО надо оформлять только самостоятельно, ни в коем случае не прибегая к посредничеству посторонних лиц. Если по каким-то причинам это невозможно, оформлять полис нужно в офисах продаж страховой компании либо в солидных и хорошо известных агентских организациях, где вероятность встретиться с мошенниками минимальна.