Алена Богаткина — руководитель клиентского блока ПАО «АКИБАНК»

СЧИТАЕМ ДО ПЯТИ: ВЕСОМЫЕ ПРИЧИНЫ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЕРВИСОМ «ИНДИКАТОР»

«Современный дорогой офис, изобилие рекламы и даже хвалебные отзывы в интернете – все это не является весомым доказательством добросовестности и надежности компании, – говорит руководитель клиентского блока ПАО „АКИБАНК“ Алена Богаткина. – Приведу пять главных причин, по которым контрагентов и партнеров стоит проверить по объективным параметрам и документальным свидетельствам.

1. Вычисляем тех, кто не выполняет взятые обязательства. Когда вместо денег кормят завтраками или, получив аванс, не торопятся отгрузить товар, безусловно, можно обратиться в суд. Но разбирательства могут длиться месяцами, даже годами, а виновник проблем за это время может обанкротиться. Проверка поможет решить, стоит ли сотрудничать с контрагентом

2. Избегаем вести дела с фирмами-однодневками. Историй, когда юрлицо создают специально, чтобы собрать с клиентов крупную сумму в качестве авансов, а затем закрыться со словами «Кому я должен, всем прощаю», великое множество. И в этой сфере лучше учиться на чужих ошибках. Случается, что фирмы-исполнителя вообще не существует в природе. Имеется только название, сайт и счет для перевода денег, за которыми скрываются мошенники.

3. Вычислить «токсичных» партнеров. Вы можете годами зарабатывать добрую репутацию и вести бизнес исключительно в правовом поле, но в случае, если ваш контрагент совершит финансовые преступления, правоохранительные органы будут проверять не только виновника, но и его деловые связи. И вас как партнеров в том числе.

4. Отказаться от контрактов с банкротом. Фирма, которая находится в состоянии банкротства, – очень опасный партнер. Если вы переведете такой фирме деньги, увидите их не скоро, если вообще увидите. Любую сделку с банкротом, в том числе вашу, кредиторы вправе оспорить в суде. Чтобы получить деньги назад, нужно быть внесенным в реестр кредиторов и ждать окончания процедуры банкротства, которая может затянуться на несколько лет.

5. Сохранить деньги и доброе имя. Многие компании имеют ряд льгот и преференций со стороны государства в части получения налоговых вычетов, возмещения из бюджета некоторых видов платежей. Но если налоговые службы сочтут, что ваш контрагент является недобросовестным, то вам могут отказать в налоговой выгоде. То есть вы не сможете получить налоговый вычет или применить пониженную налоговую ставку. Более того, в результате признания контрагента недобросовестным, налогоплательщику доначислят налоговые обязательства и штрафы по налогу на прибыль, НДС, единому налогу при УСН и НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей). Кроме того, вашу компанию включат в план проведения выездных налоговых проверок, а в случае особо крупного нарушения могут возбудить административное или даже уголовное дело».

Операционный зал ПАО «АКИБАНК», г. Набережные Челны, проспект Мира, 88а

ЛЕГАЛЬНО И НАДЕЖНО: ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ПЕРВЫХ РУК

«В октябре 2018 года ФНС опубликовала у себя на сайте рекомендации для самостоятельной проверки контрагентов. Как следует из рекомендаций, заявление вычетов по „проблемным“ контрагентам приведет к пристальному вниманию со стороны налогового органа и проведению углубленной камеральной налоговой проверки декларации по НДС в отношении организации, — пояснила Алена Богаткина. — Сервис „Индикатор“ АКИБАНКа был разработан для клиентов с учетом их потребностей и требований российского законодательства. Он призван помочь принять решение о ведении дел с проверяемым контрагентом, а также выполнить рекомендации ФНС по проявлению должной осмотрительности при ведении бизнеса».

Как рассказала Богаткина, проводить проверку контрагента рекомендуется перед любой сделкой. Возможно использование электронных сервисов ФНС России и других официальных ресурсов, например:

— «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» — egrul.nalog.ru;

— «Прозрачный бизнес» — pb.nalog.ru (с 01.08.2018);

— «Вестник государственной регистрации» — vestnik-gosreg.ru;

— «Банк данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов» — fssprus.ru.

С помощью «Индикатора» от АКИБАНКа можно проверить в один клик действующих и потенциальных партнеров компании на их благонадежность. Данные формируются онлайн при создании платежного поручения либо при ручном поиске контрагента и предоставляются пользователю системы «Интернет-банк» АКИБАНКа в удобном формате, что позволяет оценить «проблемные зоны» контрагента. Также налоговики советуют распечатать или сохранить экранные копии интернет-страниц с информацией. Именно это будет доказательством того, что вы проверяли контрагента и не имели умысла на противозаконные операции по уклонению от налогов.

«Индикатор» использует данные только из официальных открытых источников, какой-либо конфиденциальной информации по контрагентам он не предоставляет. В числе источников, из которых аккумулируется информация, — Федеральная налоговая служба, Росстат, Федеральное казначейство, Картотека арбитражных дел, Портал госзакупок и другие. Сервис «Индикатор» доступен как в браузере настольного компьютера, так и в виде бесплатного мобильного приложения для Android и iOS. А адаптированный для встраивания в любые системы (CRM, АБС, ДБО, бухгалтерские программы) REST-API сервиса предоставляет возможность получения любых данных по организациям в формате JSON*. Также в рамках iBank2 предоставляется доступ к справочнику платежных реквизитов организаций и государственных органов и возможности автозаполнения платежных поручений.

КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ: ЦВЕТ ОТМЕТКИ ПРОСИГНАЛИТ ОБ ОПАСНОСТИ

Интерфейс сервиса «Индикатор» прост и понятен любому пользователю. В поисковой строке предлагается ввести ИНН, ОГРН, название компании либо фамилию, имя и отчество физического лица, а также адрес.

После ввода вы получаете экспресс-отчет. В нем деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей оценивается с помощью системы цветовых индикаторов, сгруппированных по четырем категориям. Индикаторы проставляются в зависимости от срабатывания тех или иных условий при обработке данных, которые поступают из систем органов государственной власти. В АКИБАНКе подчеркнули, что индикаторы только в общем случае являются строгой оценкой и могут не учитывать специфику работы отрасли или региональные особенности ведения бизнеса. Обращаем ваше внимание, что разработчик не несет юридической ответственности. Сервис носит рекомендательный характер.

«Критичные» — красные индикаторы.

Свидетельствуют о прекращении деятельности организации — как о наступившем, так и о планируемом. Данный тип индикатора формируется исключительно по данным Федеральной налоговой службы. В качестве названия индикатора используется статус организации или предпринимателя в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

«Подозрительные» — желтые индикаторы.

Свидетельствуют о событиях в работе контрагента, на которые стоит обратить внимание. К примеру, это отмена аккредитации для филиалов иностранных организаций, тот факт, что ИП или юрлицо является ответчиком по делам о банкротстве, либо о претензиях к нему на значительную сумму за последний год. Финансовые показатели, которые рассчитываются по последней бухгалтерской отчетности, тоже могут многое сказать о состоянии дел в компании. Так, в экспресс-отчете отразится факт высокой кредитной нагрузки, снижение выручки, значительные убытки, задолженность по налогам, резидентура в офшоре, дисквалификация руководителей и даже ожидающие компанию проверки Генпрокуратуры.

«Позитивные» — зеленые индикаторы.

Эта группа индикаторов свидетельствует о положительных событиях, происходящих по ходу деятельности контрагента. Компания активно развивается: получает лицензии, выигрывает госконтракты, заключает новые контракты, а кредитная организация имеет право на выдачу банковских гарантий

«Достижения» — синие индикаторы.

Такие отметки указывают на выдающиеся результаты организации. Например, включение в особые госреестры, получение специальных сертификатов. Если компания входит в каталог высокотехнологичного оборудования России, является субъектом естественной монополии, резидентом особой экономической зоны, оказывает значительное влияние на отрасль, это будет дополнительными плюсами.

«Сервис „Индикатор“ АКИБАНКа, без сомнения, является полезным и многофункциональным инструментом ведения бизнеса, —  убеждена Алена Богаткина. — Но хотим предупредить, что все цветовые индикаторы деятельности организации являются сугубо информационными, представляют оценочное суждение и не должны рассматриваться как прямое указание по ведению бизнеса с проверяемым контрагентом. Решение всегда остается за пользователем сервиса». Сервис «Индикатор» представляется клиентам ПАО «АКИБАНК» бесплатно в рамках расчетно-кассового обслуживания. Для подключения сервиса необходимо предоставить заявление в отделение банка по месту ведения счета или отправить его через Интернет-банк. Более подробную информацию вы можете получить на сайте банка в разделе «Интернет-банк» и по телефону службы поддержки клиентов 8-800-100-2542 (звонок по РФ бесплатный).