«Если ситуация рассосется, то могут и обратно все рейсы поставить — и все благополучно полетят в Грузию», — не теряют оптимизма татарстанские туроператоры. Пока в Тбилиси продолжаются демонстрации, туриндустрия подсчитывает убытки от закрытия авиасообщения с 8 июля. Из Казани в этом направлении еженедельно совершается по 7 вылетов, до 90% туристов все бронируют сами. О том, как теперь быть обладателям «счастливых» билетов, — в материале «БИЗНЕС Online».
АВИАЗАПРЕТ С 8 ИЮЛЯ
21 июня президент РФ Владимир Путин подписал указ, который вводит с 8 июля временный запрет российским авиакомпаниям осуществлять рейсы в Грузию. МИД РФ «настоятельно рекомендовал» россиянам в интересах безопасности воздерживаться от поездок в эту страну. Решение было принято после массовых беспорядков, начавшихся 20 июня в Тбилиси во время пребывания там российской парламентской делегации во главе с депутатом Госдумы Сергеем Гавриловым. Напомним, что протестующих особо возмутил тот факт, что Гаврилов сел в кресло спикера грузинского парламента и начал речь на русском языке. Президент Грузии Саломе Зурабишвили, комментируя беспорядки, назвала РФ врагом и оккупантом.
Решение об остановке авиасообщения с Россией, видимо, несколько отрезвило официальные власти Грузии, так как накануне Зурабишвили заявила: «Туристы должны иметь возможность приезжать к нам, потому что они обожают Грузию. А политики и руководители должны найти решение проблемы, которая стала причиной произошедшего». Департамент туризма Грузии в своем сообщении заверил, что поездки в республику остаются безопасными, все туристические направления и достопримечательности открыты для посетителей, транспорт работает без перебоев, перекрытия автомагистралей и второстепенных дорог не наблюдается. Однако параллельно посольства Грузии в разных странах начали усиленную кампанию по привлечению туристов из других стран.
Принятое решение повергло в шок россиян, которые уже приобрели билеты в Грузию. По данным Роспотребнадзора, за два дня на горячую линию позвонили более 700 человек. Наибольшее количество звонков поступили из Москвы и Московской области, Санкт Петербурга, Ленинградской области, а также из Казани, Екатеринбурга, Новосибирска и Уфы. Подсчитать, сколько из этого числа обратившихся жителей Татарстана, не представляется возможным, пояснила «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы Роспотребнадзора по РТ Миляуша Замалиева. Напрямую в татарстанское ведомство на данный момент обращений не поступало, отметила она. Контрольное ведомство рекомендует россиянам, заключившим договоры о реализации туристского продукта, требовать их расторжения «в связи с существенным ухудшением условий путешествия» и возврата денег в полном объеме как за сам тур, так и за выкупленные авиабилеты. Но если речь идет о тех, кто поехал в Грузию дикарем, то тут приходится уже надеяться только на себя. Как пояснили «БИЗНЕС Online» эксперты, у каждой гостиницы есть свои условия возврата денег за бронь. За билеты авиакомпания должна вернуть деньги — по крайней мере, хотя бы какую-то часть, все зависит также от условий перевозчика.
ущерб авиакомпаниям — 3 млрд рублей
По данным газеты «Коммерсант», запрет за авиаполеты в Грузию заставит отказаться от поездки в эту страну более 150 тыс. россиян, а перевозчикам придется вернуть пассажирам около 3 млрд рублей, ущерб туристических компаний оценивается в пределах 103–122,5 млн рублей. В минтрансе РФ изданию заявили, что якобы истинная причина причина приостановки полетов — это необходимость обеспечить безопасность, а также наличие просроченной задолженности грузинской стороны за аэронавигационную деятельность — почти $800 тыс. и около 600 тыс. рублей без учета пени. Но политическая подоплека запрета гораздо более очевидна. Основатель Georgian Airways Тамаз Гаиашвили уже прокомментировал в СМИ, что его авиакомпания ничего не должна России.
Авиакомпании S7, «Аэрофлот», Red Wings заявили о приостановке продажи авиабилетов. Georgian Airways и MyWay Airlines пока продолжают выполнять рейсы в Россию. «Аэрофлот» предлагает пассажирам в качестве замены полететь в Ереван и Владикавказ. Корреспондент «БИЗНЕС Online» в понедельник утром убедился, что на сайте Georgian Airways до сих пор еще можно забронировать билеты из Казани на все рейсы до конца летной программы 2019 года, предупреждение об остановке продаж отсутствует.
Всего из Казани в Грузию летают две авиакомпании. «Победа» везет туристов четыре раза в неделю в Батуми — по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям — на самолетах B738 (Boeing 737-800). Georgian Airways на самолетах Embraer Е190 совершают перелеты по маршруту Казань — Тбилиси по понедельникам, средам и пятницам. Учитывая максимальную загрузку самолетов, можно сказать, что в неделю из Казани в Грузию отправляется порядка тысячи пассажиров. Летная программа данного года у авиакомпаний была рассчитана, соответственно, до конца сентября и октября 2019 года. Таким образом, без прямого авиасообщения с Грузией с 8 июля остается порядка 14 тыс. пассажиров из Татарстана (при условии полной загрузки самолетов). Помимо этого, определенная часть путешественников, которую подсчитать уже достаточно сложно, выбирает экономичные перелеты с пересадками в других городах.
«Россия входила в тройку лидеров по объему туристов. конечно, потери будут»
Исполнительный директор ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметила, что точных данных о потерях российской туриндустрии пока нет. «За выходные никакой оперативной информации собрать не получилось — компании не работали», — сказала она. Однако, считает Ломидзе, ущерб будет больше той суммы, которую назвали источники «Коммерсанта» (103–122,5 млн рублей), но все-таки туристическая отрасль пострадает меньше, чем авиакомпании. «Авиакомпании уже оценили выплаты в миллиарды, у туроператоров будет поменьше, так как самостоятельных туристов — соответственно, пассажиров — было больше, чем клиентов туристических компаний на этом направлении», — пояснила исполнительный директор АТОР.
Говорить о перераспределении турпотока или существенном изменении расклада сил не приходится. «Безусловно, организованные туристы куда-то поедут, но это существенным образом не повлияет на картину спроса. Если брать самостоятельных, то куда они поедут, непонятно», — сказала Ломидзе. Пока в АТОР опрашивают туроператоров, чтобы узнать, какие альтернативы предлагаются туристам. «Некоторые компании по опыту прошлых лет предлагают не возврат денег, а перебронировку на другое направление», — рассказала Ломидзе.
А вот потери грузинской стороны должны быть более весомыми, поскольку Россия входила в тройку лидеров по объему туристов. «Поэтому, конечно, потери будут», — считает представитель АТОР, добавляя, что официальными данными от грузинской стороны пока не располагает.
«ЗАВОЕВЫВАТЬ РЫНОК ОЧЕНЬ ДОЛГО ПРИХОДИТСЯ, А ТЕРЯЕТСЯ ОН ЗА МГНОВЕНИЕ…»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты туристического рынка Татарстана заверили, что грузинское направление среди татарстанцев объемами не блещет: все предпочитают самостоятельные туры, минуя турагентства.
Юлия Таланова — директор туристической компании «Трэвэл-Эндвок»:
— Очень много сейчас тех, кто купил и билеты, и проживание… Сейчас им надо или менять направление, или еще что-то. Но это сложно, потому что наверняка они уже все подсчитали по деньгам, по бюджету, все распланировали. Резко менять направление очень тяжело. В нашей компании человек десять сейчас сдают свои билеты, мы быстро подыскиваем им какие-то другие варианты. Альтернативы у нас только Турция, Кипр, Испания, Греция — с вылетом из Казани. Много ли татарстанцев ездят в этом направлении? Лучше спросить в авиакомпании, где раскуплены все билеты уже чуть ли не до конца года. Татарстанцы любят Грузию за ее гастрономию, за исторические памятники, православные храмы, которым тоже можно поклониться. Там и море, там и в Турцию можно быстренько переехать. И по-русски там разговаривают — это немаловажно.
Получается как с Египтом, когда всех вывезли из этой страны. Очень много информации поступает оттуда, что все нормально и спокойно. Если не участвовать в демонстрациях, то можно спокойно гулять и жить. Даже есть реклама по типу «приезжайте и не переживайте». Единственное только — перелетов не будет.
Сейчас приходит очень много информации о том, как лучше попасть в Грузию — через Армению или Минск. Все-таки люди хотят исполнить запланированное. Кто-то на Казбек хочет подняться или на Черном море именно в Батуми побывать, по набережной погулять. Альтернативы есть. Народ думает, что он сэкономит, если возьмет билеты через Беларусь. Но это палка о двух концах — иногда экономят, а иногда еще больше платят.
Рамиль Мифтахов — президент ассоциации турагентств РТ:
— Если говорить о влиянии на профессиональный туристический рынок, то оно будет небольшим. У туристических компаний, как правило, массовым спросом это направление из Казани не пользовалось. В основном ездили самостоятельные туристы, которые гостиницы бронируют сами, все билеты бронируют сами. Процентов 90 — это все самостоятельные туристы. Математика тут такая. Вот есть наша любимая компания «Победа». Туда билет в свое время стоил от 7 тысяч до 9 тысяч, туда-обратно — примерно 14–16 тысяч рублей. Это если мы говорим о Батуми. Если взять самый дешевый вариант проживания в отеле, то это 3 тысячи на двоих или по полторы на человека. Умножаем на неделю, и получается, что это, грубо говоря, где-то 10–11 тысяч, плюс перелет… Где-то 27 тысяч ориентировочно — это стоимость недельного отдыха в Батуми в недорогом отеле.
Как отдельный продукт Грузию жаль терять. Направление достаточно недорогое, самобытное, культурное. Тбилиси — экскурсионный город. Я бы сравнил его по потенциалу с Казанью — 4–5 дней. У них также есть объекты всемирного наследия. В Батуми люди едут больше на море, обычно на недельку. Если взять страны СНГ, то это страна номер один, которую посещают чаще всего из всех стран бывшего Советского Союза, и причем в достаточно серьезном объеме.
Сейчас в Батуми некоторые общественные заведения установили ценник на 20 процентов дороже для граждан России. В кинотеатрах запретили кино на русском языке. Эта истерия, на которой пытаются заработать какие-то политические движения в Грузии, приносит имиджевые потери, которые будут чувствоваться. У меня есть внутреннее ощущение, что люди не будут ездить туда. Завоевывать рынок очень долго приходится, а теряется он за мгновение. Если сейчас ситуация быстро и оперативно не изменится, то мы вернемся к турпотоку в этом направлении двух-трехлетней давности.
Что можно посоветовать? Если турист находится там и он может вылететь до 8-го числа, то пусть он там доживает спокойно, не «отсвечивая», что он гражданин России. Если же у него вылет 9–10-го числа, то здесь, конечно, нужно обратиться к представителям авиакомпании, чтобы его вывезли раньше, чтобы лишних денег не платить. А те туристы, которые купили готовые туры с билетами, проживанием и всем остальным, то пусть они, конечно, обращаются в туристическую компанию. И они должны либо вернуть все деньги в размере 100 процентов, либо предложить другие варианты на эту сумму. Те туристы, которые купили билеты на более поздний срок — на октябрь, сентябрь… Мы не знаем, как будет дальше ситуация развиваться, но пусть пока не торопятся сдавать билеты. Если ситуация рассосется, то могут и обратно все рейсы поставить, и все благополучно полетят в Грузию.
Камиль Тарзиманов — руководитель бюро туристических услуг «Салават»:
— Я думаю, что ничего кризисного не произошло и не произойдет. Не такой уж и большой поток был в этом направлении. По большей части люди ездили туда самостоятельно, без обращения в турфирмы — может быть, только билеты покупали, а бронировали гостиницы сами. Для отрасли особой потери нет. Очень хорошие оттуда отзывы были от туристов. И не только от моря, но и в целом от экскурсионных программ. Есть, к сожалению, обстоятельства, которые от нас не зависят, связанные главным образом с политическими вопросами. Они препятствуют нормальному развитию «туристических отношений». Об этом приходится только сожалеть.
Через нашу фирму ездили десятки, но никак не сотни и не тысячи отдыхающих, как это происходит на массовых направлениях. Куда будут переориентироваться? Могут теперь поехать в Азербайджан, Баку становится очень популярным. Традиционных направлений достаточно: Крым, Сочи, Турция — там, где емкость приема очень большая и где ценовой порядок тоже присутствует.
Когда происходят такие серьезные беспорядки, на мой взгляд, выезжать рискованно. Там можно и под «замес» попасть — русский ты или нет, неважно. Тем более атмосфера там все накаляется и накаляется, противоречия только нарастают. Конечно, разумные туристы туда сейчас вряд ли полетят сами. А для желающих попасть туда можно как угодно — через Беларусь, через другие страны. Но есть ли в этом разумная необходимость? Думаю, надо переждать какое-то время. Вот облагоразумятся [власти в Грузии], тогда можно и посетить Грузию.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 80
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.