Фото: Кирилл Ерофеев

12 рабочих мест и их налоговая база

Словно солдаты перед генералом, выстроились несколько сотен рабочих прессово-рамного завода КАМАЗа на новом участке универсальной линии по производству алюминиевых и стальных баков. Отсюда стартовал сегодняшний визит на КАМАЗ президента Татарстана Рустама Минниханова, премьер-министра Алексея Песошина и гендиректора корпорации «Ростех» Сергея Чемезова. Президент, напомним, с утра открывал в ОЭЗ «Алабуга» новый завод агрохимикатов, а затем в Набережных Челнах — стелу к 40-летию «КамГЭСэнергостроя». Главной же точкой маршрута стало, конечно, общее собрание акционеров КАМАЗа, которое открылось экскурсией на новую линию.

12 человек и 4 робота — вот и весь штат, который будет выпускать ежегодно по 35 тыс. топливных баков для новой линейки грузовиков. КАМАЗ потратил на линию 544 млн рублей, из которых  230 млн занял у фонда развития промышленности РФ. Проект запустили в ноябре 2017 года, а первые баки поставили на «КАМАЗы» еще в марте.


«Я от всей души поздравляю вас с таким событием, как собрание акционеров, и с победами, которых КАМАЗ добивается в столь сложный период. Спасибо!» — приветствовал камазовцев Минниханов. Чемезов следом вспомнил, что еще недавно алюминиевые баки везли из-за рубежа. Депутат Госдумы РФ Альфия Когогина, блистая улыбкой, порадовалась новым рабочим местам, росту налоговой базы в этой связи и перспективам для смежного малого бизнеса. Ее супруг и гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин поблагодарил коллектив за выдержанные сроки. Когогин заявил, что экономия на импортозамещении должна вылиться в 11–18 тыс. рублей с каждого бака, в зависимости от емкости. Первые лица оставили свои пожелания и подписи на одном из первых баков.

Сергей Когогин Фото: president.tatarstan.ru

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ ПОДДЕРЖАЛ АКЦИОНЕРОВ ОТКАЗОМ ОТ ГОНОРАРОВ

Тем временем руководство республики и корпорации в челнинском IT-парке уже ждали акционеры. По данным счетной комиссии, в зале присутствовали владельцы 654 млн акций из 770 млн — 92%. Перед лицом этой аудитории Когогин оценил ситуацию на автомобильном рынке 2018 года как непростую. 

«Для первой половины 2018 года был характерен рост, во втором полугодии стало очевидно снижение инвестиционной активности, связанное с завершением в стране крупных проектов, — заявил гендиректор КАМАЗа. — В их числе Крымский мост, строительство стадионов к чемпионату мира по футболу, служившее драйвером спроса на автомобильную технику. Традиционно наибольшие объемы продаж грузовой техники приходятся на последний квартал, но в прошлом году роста продаж не произошло. Наоборот, рынок стал стагнировать. Изменения рыночной конъюнктуры отразились на нашей деятельности, но благодаря поддержке акционеров и управленческим решениям мы смогли удержать позиции лидера российского автопрома».

Как мы уже писали, чистая прибыль КАМАЗа за 2018 год составила 27,2 млн рублей против более чем 3 млрд, полученных годом ранее, а выручка выросла почти на 6 млрд рублей до 151,1 миллиарда. Годовой отчет, представленный на собрании, дополняет картину. Продажи грузовиков в физическом выражении увеличились на 192 автомобиля: год назад было реализовано 38,2 тыс. штук, в этом году — 38,4 тысячи. Рост дали зарубежные рынки — экспорт грузовиков вырос на 660 машин до 5,7 тыс. единиц. Соответственно, отечественный рынок «съел» на 470 «КАМАЗов» меньше, в общей сложности — 32,7 тыс. грузовиков.

Фото: president.tatarstan.ru

«Несмотря на стагнацию в строительном секторе и завершение крупных инфраструктурных проектов, ПАО „КАМАЗ“ удалось удержать долю рынка на российском рынке грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн по итогам 2018 года на уровне 41 процента», — отмечается в отчете.

Объем инвестиций за прошлый год ожидаемо вырос — КАМАЗ открывал завод каркасов кабин в Челнах, продолжал программу модернизации под новый модельный ряд и структурировал свои новые приобретения в Тольятти после выкупа группы «Объединенные автомобильные технологии». Так, инвестиции выросли на 850 млн рублей до 15,1 млрд рублей. Покупка ОАТ в феврале прошлого года, соответственно, увеличила и общий штат корпорации: теперь во всех структурах КАМАЗа работают 57 тыс. сотрудников (плюс 9 тыс. человек), в то время как основное производство в Челнах сократилось на 784 человека — теперь грузовики собирают 23,96 тыс. работников. Согласно отчету, их средняя зарплата выросла на 6% до 38,3 тыс. рублей. 

Актуальный бизнес-план на текущий год подразумевает реализацию 39 тыс. машин, в том числе 6 тыс. штук на экспорт. С нынешних 41% завод намерен поднять свою долю отечественного рынка до 51,7%.

Сергей Чемезов Фото: Кирилл Ерофеев

Ознакомив акционеров с этими цифрами, Когогин в заключение отметил уверенность, с которой КАМАЗ смотрит в будущее на пороге 50-летнего юбилея. «2019 год будет весьма показательным: мы увидим первые результаты проекта К5, работы нескольких последних лет. Символично, что юбилейный год станет для нас годом выпуска на рынок автомобилей „КАМАЗ“ нового поколения. Это будет точкой отсчета нового этапа развития компании», — заявил гендиректор.

Тему поколения К5 поднял и президент Татарстана, назвав вывод новых моделей на рынок ключевой задачей завода. «Запуск данного проекта должен обеспечить будущее завода на ближайшие 15 лет минимум. Смена модельного ряда редко проходит безболезненно, поэтому важно провести качественное внутризаводское тестирование автомобиля и в конце года запустить в серию», — наказал Минниханов.

Председатель совета директоров КАМАЗа Чемезов поспешил смягчить недовольство акционеров отсутствием дивидендов. «Последние три года мы регулярно выплачивали дивиденды, — напомнил он, не вспоминая, правда, что рекордной выплатой за всю историю КАМАЗа стали 1 рубль и 6 копеек за акцию. — В этом году было решено не платить. Я понимаю, что не все акционеры оказались довольны, но я призываю вас понять, что если мы не сможем вкладывать денег в развитие нашего предприятия, то завтра мы вряд ли сможем говорить о какой-либо прибыли». Чемезов подчеркнул, что и совет директоров в этом году останется без гонораров — все деньги пойдут в резервный фонд предприятия. Год назад, напомним, совокупное вознаграждение членов СД составило 19,2 млн рублей. Состав СД изменений не претерпел.


«Положение крайнее, вызывает У НАС большую тревогу. Очень не хотелось бы свалиться на позиции 2008 года»

На пресс-конференции Минниханова спросили, намерена ли республика поддерживать строительную отрасль и тем самым наращивать продажи грузовиков. Президент заявил о беспрецедентных объемах строительства дорог и жилья — только на дорожную сеть республика выделит 30–33 млрд рублей. «Кроме этого, на уровне правительства Российской Федерации обсуждается ряд крупных инфраструктурных проектов, — рассказал президент. — Поэтому есть уверенность в том, что продукция КАМАЗА будет востребована».

Чемезов со своей стороны заявил о развитии экспорта «КАМАЗов»: в ближайшее время должен быть подписан контракт с Туркменией на поставку 2 тыс. грузовиков. Когогин же поделился с журналистами актуальным положением на рынке в мрачных тонах. «Минус 22 процента рынка в мае, — доложил он. — По июню я пока не могу делать прогнозы. Я, конечно, уже знаю, сколько мы реализуем корпоративным клиентам, это будет значительно меньше, чем по бизнес-плану. Мы видим продолжающиеся негативные тенденции: остатки у дилеров достаточно большие. Мы пока не пересматриваем бизнес-план, но оценку рынка на второе полугодие мы начали, и, если ничего не изменится, мы будем вынуждены выйти на совет директоров с корректировкой бизнес-плана».

По словам Когогина, самые существенные потери компания понесла на рынке магистральных тягачей. При этом доля КАМАЗа на автомобильном рынке превысила 50%, что «и хорошо и плохо», по мнению гендиректора автогиганта. «Если наша доля превышает половину, это верный признак кризисного явления в экономике, — убежден Когогин. — Положение крайнее, вызывает у нас большую тревогу. Очень не хотелось бы свалиться на позиции 2008 года».

На пресс-конференции не обошли вниманием и инфраструктурные проекты к 50-летию КАМАЗа. Минниханов, впрочем, ничего нового не обещал — лишь гарантировал заявленные ранее онкоцентр, бассейн, театр, дороги, школы и детские сады. Подробности обсуждались уже за закрытыми от журналистов дверями. Заключительной точкой маршрута гостей стала территория будущего спортивно-образовательного центра КАМАЗа, который нашел себе место возле НТЦ. МФЦ КАМАЗа займет 29 гектаров. По задумке создателей центр должен стать точкой притяжения для увлеченных техникой. На площадке найдется место для семейного отдыха и для занятий спортом. Кроме того, именно около НТЦ расположится музей истории автомобильной техники КАМАЗа и команды «КАМАЗ-Мастер». Как сообщают источники, он будет на открытом воздухе — от отдельного здания музея автогигант пока отказался.