Наша республика получила еще одного лауреата главного конкурса из мира классической музыки, который проводится в России. В специальности «сольное пение» — вслед за побеждавшими на конкурсе им. Чайковского Михаилом Казаковым и Альбиной Шагимуратовой — вторую премию в 2019 году получила сопрано Айгуль Хисматуллина. «БИЗНЕС Online» собрал факты об артистке, которые, увы, доказывают: чтобы добиться успеха, местному оперному певцу надо уезжать из Татарстана.
«СЕРЕБРО» НА ГЛАВНОМ КОНКУРСЕ СТРАНЫ
В конце прошлой недели гала-концертом лауреатов завершился в Санкт-Петербурге XVI международный конкурс им. Чайковского — самое престижное состязание в области классической музыки, которое проводится в России. Он проходит раз в четырехлетие и ведет свою историю с 1958 года. Сопредседателями оргкомитета по его проведению являются вице-премьер РФ Ольга Голодец и директор — художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. А до этого в четверг в Северной столице на сцене «Мариинский-2» проходил финальный тур по специальности «сольное пение», куда вошли пять певиц и четыре певца. По его итогам авторитетное жюри, возглавляемое известным оперным администратором, некогда одним из руководителей Метрополитен-опера Сарой Билингхерст-Соломон, решило присудить первые премии меццо-сопрано из России Марии Бараковой и басу из Греции Георгиосу Ставракакису. Они получили золотые медали и по $30 тыс. призовых.
Уроженка Набережных Челнов и выпускница Казанской консерватории Айгуль Хисматуллина была одним из фаворитов конкурса на протяжении всех его трех туров и стала лауреатом второй премии и обладателем $20 тысяч. В финале она исполнила с оркестром Мариинского театра арию Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок» и арию Цербинетты из оперы «Ариадна на Наксосе». А до того во втором туре, к примеру, покорила зрителей, спев акапелла татарскую народную песню «Сахралар».
История 30-летней Хисматуллиной — еще одно доказательство того, что классическому вокалисту из Татарстана нужно уехать из республики, дабы добиться настоящего успеха в профессии. «БИЗНЕС Online» собрал основные факты о колоратурном сопрано родом из Набережных Челнов, а беседа с певицей состоялась летом 2018-го, когда она участвовала в I международном фестивале Бориса Березовского в Елабуге. Кстати, заявлена артистка среди участников «Летних вечеров в Елабуге» и в этом году (они пройдут с 10 по 14 июля).
1. ДЕВУШКА ИЗ РАБОЧЕЙ СЕМЬИ
Хисматуллина рассказывает, что ее родители не имеют отношения к оперному искусству, они работают на заводе. Родилась будущий лауреат XVI конкурса им. Чайковского в Набережных Челнах, а после 9-го класса решила поступать в Набережночелнинский педагогический колледж. «Там педагог по сольфеджио, когда я ему сдавала какой-то номер, сделал круглые глаза: „А что вы здесь делаете?! Вам надо уезжать и учиться пению!“ В общем, преподавательница и настояла на том, чтобы я с родителями поговорила на тему отъезда, — говорит певица. — Вот с этого все и началось. Через год обучения в педагогическом колледже я поехала в Нижнекамск и поступила в музыкальное училище. Почему не в Казань? Прежде всего это было бы сложно семье. Сложно и финансово, и морально: все-таки большой очень город. Родителям, конечно, было бы за меня очень неспокойно».
2. УЧЕБА В КАЗАНСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
Но после Нижнекамска Казани оказалось не избежать, и Хисматуллина поступила в консерваторию к заслуженной артистке РФ Кларе Хайрутдиновой: «Сначала поехала к ней на консультацию. Говорит: «Ну что ж, давайте поступайте, я вас возьму, если сдадите успешно все экзамены». Вступительные испытания происходили следующим образом: «Конечно, когда поступаешь, ты боишься всего, даже если есть вещи, которые ты хорошо знаешь. Но был и другой момент: нас пугали, что будет сложно, что уровень ого-го какой! Говорили: «Будет коллоквиум, на котором спросить могут все что угодно…» Но на приемных испытаниях все оказалось довольно обозримо. Хотя на коллоквиуме действительно была куча вопросов, начиная с имен педагогов, которые пели в казанском оперном театре, и заканчивая вопросом о том, какую литературу я люблю. Потом мне даже признались, что на коллоквиуме меня специально проверяли на прочность».
Но, по словам Хисматуллиной, поначалу о светлом оперном будущем для нее речи не шло. «Были такие периоды, как у всех… Многие же курсе на третьем, в середине учебного пути начинают задаваться вопросами и сомнениями: а как дальше, а что потом? Мне, честно говоря, никакое особое будущее тогда не рисовалось, — рассказывает певица. — Слава богу, у нас в классе были хорошие концертмейстеры — Таня Максимова, Алиса Лабзина. А хороший концертмейстер — это для вокалистов очень важно. С ними мы просто очень много занимались. Пробовали и то, и другое. На верхнюю часть диапазона меня никто из них особенно не выводил — отрабатывали среднюю часть диапазона, чтобы все звучало крепко и уверенно».
3. АССИсТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА У ШАГИМУРАТОВОЙ
На верхнюю часть диапазона Хисматуллина впервые «пошла», когда ее педагогом стала знаменитая Альбина Шагимуратова, которая была членом жюри нынешнего конкурса им. Чайковского: «У нее я занималась, поступив в ассистентуру-стажировку. Эти два года — примерно то же самое, что и аспирантура, только без научной работы. Правда, в аспирантуре учатся все же три года. Но для вокалистов аспирантуру отменили».
Певица вспоминает, что в ассистентуре у нее был «гениальный концертмейстер» Алсу Барышникова. «Дело в том, что Альбина Анваровна в силу занятости не могла физически быть со мной все время обучения в ассистентуре. И в периоды ее отсутствия Алсу Барышникова занималась со мною методом „систематического капания на одно место“. Это оказалось очень полезно», — считает сопрано из Набережных Челнов.
4. КАЗАНСКОЙ ОПЕРЕ ОКАЗАЛАСЬ НЕ НУЖНА…
Болезненная тема взаимоотношений Казанской консерватории и театра им. Джалиля коснулась и Хисматуллину. Сейчас она так отвечает на вопрос о том, как бы отнеслась к предложению выступить в Татарском театре оперы и балета: «Хорошо отнесусь. Ну а как же! Все-таки родная земля! Хотя с моего консерваторского курса никто в казанском оперном театре не работает». При этом она прослушивалась здесь, но артистке не помог даже «блат» в виде педагога Шагимуратовой. Об этом в интервью «БИЗНЕС Online» рассказывал еще один наш земляк, тенор Рузиль Гатин, который четырежды пытался попасть в «замок» Рауфаля Мухаметзянова, но всякий раз неудачно. Теперь у Гатина ангажементы в Большом театре и Ла Скала: «В крайний раз, когда я прослушивался, Альбина Шагимуратова сидела в зале, потому что она предлагала свою ученицу Айгуль Хисматуллину, которую тоже не взяли и которая сейчас прекрасно поет первые партии на Приморской сцене Мариинки во Владивостоке».
5. …НО ПОПАЛА ВО ВЛАДИВОСТОКСКУЮ МАРИИНКУ
Все знают, что нынешний Мариинский театр под руководством Гергиева — это настоящая музыкальная империя со множеством сцен, число которых продолжает пополняться. Одна из таких площадок расположена во Владивостоке. «Прочла объявление о том, что Приморской сцене Мариинского театра требуются солисты, — рассказывает Хисматуллина. — Тут же посоветовалась с Альбиной Анваровной — что она думает по поводу этого театра. Она и говорит мне: «Отлично! Попробую связаться с дирижером Павлом Смелковым из Мариинки, который набирает певцов на Приморскую сцену. Узнаю у него конкретно, что требуется от соискателей». Как оказалось, Приморская сцена нуждалась в Царице ночи (коронная партия Шагимуратовой) в «Волшебной флейте».
Хисматуллина выучила партию Царицы ночи за две недели: «Собственно, и выбора не было: либо пан, либо пропал. Прослушивание наше проходило в необычном формате. Приехала я в Петербург, пришла в Мариинский в какое-то служебное помещение, Павел Александрович Смелков вдруг, будто расслабившись, говорит: „Сейчас схожу за концертмейстером, потому что я один не могу вас слушать“. Минут через пять залетает: „Идемте за мной!“ Идем темными коридорами. Смотрю вдруг — сцена. А Павла Александровича уже нет рядом. Я поднимаю глаза в зал и понимаю, что стою на исторической сцене Мариинского театра. Оказывается, мы втиснулись прямо во время репетиции, насколько я помню, там репетировали „Кармен“. Тут же артисты хора сидят, которые, как известно, самые строгие судьи. И я пою под рояль. Слава богу, все прошло благополучно». Затем, после консультаций с Ларисой Дядьковой — директором оперной труппы Приморской сцены, певицу из Татарстана приняли в труппу. Дело происходило в 2016 году.
Во Владивостоке Хисматуллина пела ведущие сопрановые партии: Джильда в «Риголетто», Царевна-лебедь в «Сказке о царе Салтане»… «Для молодых начинающих солистов Приморская сцена Мариинского театра — это идеальное место, — уверена она. — Зал — на 1400 мест. Акустика отличная. Конкретно во Владивостоке — тем он и прекрасен — нет никаких иерархий: там все работают. Нет такого, что ты „отсиживаешь очередь“ за партией. Никакого толкания локтями или хождения по головам. Процесс организован так: тебе предложена партия, ты ее выучил, после чего ты ставишь в известность директора труппы, и она тебя ставит в план».
6. УЧАСТНИЦА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ATKINS
Во время конкурса им. Чайковского Хисматуллину все время представляли как участницу международного образовательного проекта Atkins Young Artists Program на базе Мариинского театра. Что это такое?
«Дело в том, что наша программа – Atkins Young Artists Program — находится под прямым патронажем Валерия Гергиева и Вероники Аткинс. Они нас даже называют своими детьми, — рассказывает певица. — Это международный образовательный проект, который работает на базе Мариинского театра. Стипендиаты программы получают уникальную возможность совершенствоваться под руководством опытных специалистов, а также испытывать себя на сценах Мариинского театра и за рубежом. Вероника Аткинс не просто меценат. Она главный человек этой программы. Вероника — русская по происхождению. Когда-то давно она уехала за рубеж, вышла замуж…»
Хисматуллина говорит, что суть программы в том, что вокалистов берегут, не дают им израсходоваться: «Максимально избегают того, чтобы события были форсированы. Мы, я считаю, счастливчики. Очень много внимания уделяют языкам: итальянский, французский, английский изучаем в порядке индивидуальных занятий по два раза — каждый язык — в неделю. Очень хорошие педагоги».
7. ПРЕМЬЕРНЫЕ СПЕКТАКЛИ НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА
В феврале 2018 года наша героиня дебютировала на исторической сцене Мариинского театра, исполнив заглавную партию в опере Стравинского «Соловей». С тех пор она регулярно поет в Санкт-Петербурге, причем на счете Хисматуллиной участие и в премьерных спектаклях Мариинки — Наннета в «Фальстафе» Верди и Лючия в «Лючии де Ламмермур» Доницетти — постановках итальянского режиссера Андреа де Роза. «Лючия» у де Розы вышла довольно скучной, но, в отличие от самого спектакля, к примеру, рецензент газеты «Коммерсант» назвал исполнительницу главной партии «еще одним сокровищем Мариинской империи».
8. 2018-2019: СЕЗОН КОНКУРСОВ
До конкурса им. Чайковского в начале 2019 года Хисматуллина стала лауреатом 1-й премии одного из старейших и престижнейших в Европе международных конкурсов вокалистов им. Франсиско Виньяса. Ему уже более полувека, он проводится ежегодно в Большом театре Лисео в Барселоне, в нем принимают участие молодые певцы, имеющие контракты с лучшими оперными домами мира. Должна была Хисматуллина выступить и в Казани на конкурсе им. Глинки, но, к сожалению, заболела, приехав после выступления в «Пеллеас и Мелизанда» в Мариинском театре.
9. ГДЕ МОЖНО УВИДЕТЬ И УСЛЫШАТЬ АЙГУЛЬ ХИСМАТУЛЛИНУ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ?
Еще раз напоминаем, что Хисматуллина выступит на open air в Елабуге на II международном фестивале Березовского (сопрано из Челнов заявлена в концертной программе 10,11 и 12 июля). Что касается Санкт-Петербурга, то в июле она споет главные женские партии в «Джанни Скикки» (15 июля) и «Риголетто» (24 июля). Наконец, в августе наша героиня во Владивостоке выступит на международном дальневосточном фестивале «Мариинский». В «Лючии ди Ламмермур» (5 августа) ее партнерами станут главные мужские силы Мариинского театра: Сергей Скороходов, Алексей Марков, Станислав Трофимов.
Айгуль Хисматуллина — российская оперная певица (сопрано).
Родилась в городе Набережные Челны (Республика Татарстан) 6 июня 1989 года.
В 2014 году окончила Казанскую государственную консерваторию имени Жиганова (класс Клары Хайрутдиновой), после чего прошла ассистентуру-стажировку под руководством Альбины Шагимуратовой (2014–2016).
С 2016 года — солистка Приморской сцены (филиал Мариинского театра во Владивостоке).
В 2017 году стала стипендиатом программы Аткинс в Мариинском.
На сцене Мариинского театра дебютировала в партии Соловья в одноименной опере Стравинского.
Репертуар в Мариинском театре: Соловей («Соловей»), Лючия («Лючия ди Ламмермур»), Джильда («Риголетто»), Наннетта («Фальстаф»), Лауретта («Джанни Скикки»), Мелизанда («Пеллеас и Мелизанда»), партия сопрано в кантате «Кармина Бурана», симфонии №8 Малера.
Также в репертуаре: Царица ночи («Волшебная флейта»), Царевна Лебедь («Сказка о царе Салтане»).
Награды:
- лауреат XVI международного конкурса им. Чайковского (2019, II премия);
- лауреат международного вокального конкурса им. Франсиско Виньяса (Барселона, 2019; I премия);
- лауреат всероссийского музыкального конкурса (2014, Москва; I премия);
- лауреат конкурса молодых исполнителей на международном фестивале татарской песни им. Рашита Вагапова (Казань, 2015; I премия);
- лауреат международного фестиваля-конкурса русского романса «Белая акация» (Йошкар-Ола, 2009; I премия).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.