Пятидневный музыкальный open air «Летние вечера в Елабуге» именитого пианиста Бориса Березовского уникален не только для Татарстана. Фестиваль стартовал вчера в городе – «драйвере культурной жизни» (по версии Ирады Аюповой). О королевском размахе, с которым в преддверии своего 30-летия проводит это действо елабужский музей-заповедник, и размышлениях местного мэра о Вивальди — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Борис Березовский поаплодировал главе Елабужского района Геннадию Емельянову и заявил, что тот — человек невероятной энергии и от него можно даже заряжать мобильные телефоны
«БОРИС, ЕСЛИ СНОВА НАЧНЕШЬ ИСПОЛНЯТЬ СОЧИНЕНИЯ ВИВАЛЬДИ, ТО ТОЛЬКО ПО НАШИМ ЗАЯВКАМ»
«Летние вечера в Елабуге» — вот уже два года подряд не просто времяпрепровождение в городе, где родился Иван Шишкин и умерла Марина Цветаева: с подачи знаменитого пианиста Бориса Березовского появился фестиваль, который радует местную публику, не избалованную концертами классической музыки, да еще и в исполнении прекрасных музыкантов и вокалистов. Вчера на Шишкинских прудах состоялся первый день open air, и концерты будут идти пять вечеров.
Для начала собравшимся зрителям зачитали телеграмму министра культуры РФ Владимира Мединского. «Дорогие друзья, проведение масштабных музыкальных форумов на гостеприимной земле Татарстана давно стало доброй традицией, и ваш проект служит ярким свидетельством искренней любви публики к классическому искусству», — напоминал он в числе прочего. На сцену пригласили сопредседателей оргкомитета мероприятия — главу Елабужского района Геннадия Емельянова, министра культуры РТ Ираду Аюпову и художественного руководителя фестиваля, заслуженного артиста России Березовского.
«Дорогие друзья, я хочу прежде всего сказать всем огромное спасибо за то, что вы пришли и поддерживаете наш фестиваль, в частности руководству города — Геннадию Егоровичу», — поприветствовал гостей маэстро. Он поаплодировал главе и заявил, что тот — человек невероятной энергии и от него можно даже заряжать мобильные телефоны. «Для нас проведение этого фестиваля очень почетно и ответственно, — заверил в ответ Емельянов. — Потому что Березовский — один из великих музыкантов, которые исполняют классическую музыку. Таких пианистов в мире, наверное, на пальцах одной руки можно пересчитать. Поэтому от встречи с ним мы получаем большое удовольствие, а он заряжается от нас». Также глава района напомнил о последнем дне прошлогоднего фестиваля, когда Березовскому пришлось играть Вивальди буквально в шторм: «У меня мурашки бегали по коже. Чистое небо вдруг затянулось тучами, начался дождь, гроза, гром, и буквально за несколько часов у нас в Елабуге выпала месячная норма осадков. Причем в соседних городах такой бури не было. Поэтому, Борис, если снова начнешь исполнять сочинения Вивальди, то только по нашим заявкам». В ответ пианист подтвердил серьезность своих отношений с Елабугой: в связи с проведением фестиваля в Татарстане музыканту пришлось отменять концерты в Германии, некоторые даже со скандалом.
Открыл первое отделение Концерт №2 для фортепиано с оркестром Шостаковича, солировал Березовский, лишний раз подтвердивший, что он пианист редкого сценического обаяния
«Вы знаете, это большой кайф — вот так сидеть и слушать мастеров сцены, великие произведения искусства, — взяла слово Аюпова. — Очень хочется верить, что проведение фестиваля будет продолжаться, а Елабуга останется драйвером культурной жизни нашей республики». Напомним, что главный идейный вдохновитель «Летних вечеров в Елабуге» — генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника Гульзада Руденко. Хотя на этот раз она на сцену не вышла, все знают, что Руденко — и серый кардинал фестиваля, и отвечает за всю его организацию.
«ПОСВЯЩЕНИЕ КАВАЛЕРИСТ-ДЕВИЦЕ НАДЕЖДЕ ДУРОВОЙ»
Каждый вечер елабужского музыкального open air тематический. День открытия назвали «Посвящение кавалерист-девице Надежде Дуровой» (напомним, в городе находится музей-усадьба знаменитой женщины-офицера). Открыл первое отделение Концерт №2 для фортепиано с оркестром Шостаковича, солировал Березовский, лишний раз подтвердивший, что он пианист редкого сценического обаяния.
Илья Дербилов: «Мы с трепетом отнеслись к совместной работе, потому что всем известно: Березовский достаточно давно выступает без дирижера, самостоятельно. Это для нас на самом деле большой комплимент»
«С Березовским это первый наш контакт на концерте, надеемся, что отношения продлятся, — рассказывал позднее в кулуарах „БИЗНЕС Online“ худрук и главный дирижер Ульяновского государственного симфонического оркестра „Губернаторский“ Илья Дербилов. — Мы с трепетом отнеслись к совместной работе, потому что всем известно: Березовский достаточно давно выступает без дирижера, самостоятельно. Это для нас на самом деле большой комплимент». 38-летний выпускник Санкт-Петербургской консерватории, как оказалось, самым интересным образом связан с Татарстаном и конкретно городом, где проводится нынешний фестиваль. По словам Дербилова, долгое время в Набережных Челнах проживали его дядя и тетя. Дядя — известный скульптор Анатолий Дербилов, автор мемориальной доски на доме в Елабуге, где погибла Цветаева. С Татарстаном как профессионал дирижер познакомился сравнительно недавно благодаря дружбе все того же своего родственника и руководителя камерного оркестра из Набережных Челнов Игоря Лермана.
Лауреат международных конкурсов София Каландадзе (племянница Березовского) сыграла на арфе
Далее на сцену вышла солистка Московской филармонии, лауреат международных конкурсов София Каландадзе (племянница Березовского) и сыграла на арфе. Потом зазвучал Концерт для скрипки с оркестром Мендельсона, солировал заслуженный артист РФ Никита Борисоглебский. Завершила первое отделение ария Джильды из «Риголетто» Верди в исполнении солистки Мариинского театра и выпускницы Казанской консерватории Айгуль Хисматуллиной, которая недавно стала лауреатом конкурса им. Чайковского. Интересно, что худрук «Летних вечеров в Елабуге» был одним из первых, кто распознал большой талант певицы — еще несколько лет назад он приглашал выступать колоратурное сопрано из Татарстана на свой фестиваль «Музыка Земли».
Во втором отделении концерта-открытия в центре внимания был оркестр Дербилова, а центральное место в программе заняла торжественная увертюра Чайковского «1812 год». Под музыку же Георгия Свиридова звучала пушкинская «Метель» в исполнении кинорежиссера Александра Гордона. «Я счастлив, что стою на этой сцене и на некоторое время стал частью замечательного оркестра. Спасибо за эту возможность второй год подряд», — сказал он.
Картину вечера дополнили конное шествие, одновременный звон всех елабужских колоколов (такого на концертах классической музыки здесь еще не было) и фейерверк.
Завершился вечер конным шествием, одновременным звоном всех елабужских колоколов и фейерверком
Сегодня публику ждет «Игра в барокко» — едва ли не самый интригующий в музыкальном плане фестивальный вечер. «Бароккобесие», захватившее лучшие залы Москвы, добралось и до Татарстана. Будут звучать сочинения Баха, Генделя и других композиторов далекого прошлого, а также вариации на темы барочной музыки Стравинского. Солисты сыграют с Камерным оркестром Игоря Лермана, среди них — как выступавшие накануне Борисоглебский и Хисматуллина, так и, например, ректор Казанской консерватории и известный органист Рубин Абдуллин. Также в программе — шотландский дуэт с кельтской арфой и ансамбль старинной музыки «Мадригал» с программой западноевропейской музыки XIV–XVI веков. Словом, Елабугу на этой неделе точно никто не назовет музыкальной провинцией.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.