Актер и режиссер Федор Добронравов начал снимать на Казанском вертолетном заводе художественную ленту о династии вертолетостроителей. Финансируют картину минкульт России и «Ростех». Добронравов говорит о том, что хотел бы снять фильм в духе советских «производственных» картин, эксперты «БИЗНЕС Online» предполагают, что «Ростех» будет толкать киношников к лакировке действительности, и предлагают обыграть в сюжете кризис, в котором сегодня находится КВЗ.
Киношники «проникли» на Казанский вертолетный завод. Там начались съемки фильма, пропагандирующего труд в реальном секторе экономики
В КОМПАНИИ С КОНЧАЛОВСКИМ, ТОДОРОВСКИМ, ПАНФИЛОВЫМ
В Татарстане уже снимали несколько художественных фильмов, но еще никогда к этому не привлекали промышленное предприятие, тем более оборонное, однако теперь киношники «проникли» на Казанский вертолетный завод (КВЗ). Как стало известно «БИЗНЕС Online», на прошлой неделе там прошли съемки фильма, пропагандирующего труд в реальном секторе экономики. Производством картины занимается московский продюсерский центр «Федор Добронравов» (ФД). Его возглавляет народный и заслуженный артист РФ Федор Добронравов, широко известный по главной роли (Иван Будько) в сериале «Сваты», но главное — по долгое время шедшему на СТС скетч-шоу «6 кадров» (снималось с 2005 по 2014 год). А вообще он снялся в 120 фильмах и сериалах. Интересно, что продюсером «Сватов» был нынешний президент Украины Владимир Зеленский, и сегодня от него требуют не допустить возвращения сериала на телевидение Незалежной.
Картина называется «От печали до радости». Сценарист — Алексей Бородачев. Самая известная его работа — получивший множество российских и иностранных призов фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» с Алексеем Серебряковым. Режиссер — Эдуард Парри. Оператор-постановщик Мария Соловьева работает и в игровом, и в документальном кино, и в производстве музыкальных клипов (Олег Газманов, Наталья Ветлицкая). В игровом кино дебютировала в 1991 году фильмом «Кремлевские тайны XVI века»… В главных ролях — почти все семейство Добронравовых: помимо Федора, его сыновья Виктор (сыграл механика-водителя Василёнка в нашумевшем фильме «Т-34») и Иван.
Производством фильма занимается московский продюсерский центр «Федор Добронравов». Его возглавляет народный и заслуженный артист РФ Федор Добронравов
Как рассказала «БИЗНЕС Online» генеральный директор продюсерского центра «Федор Добронравов» и генеральный продюсера фильма Екатерина Сарычева, в центре сюжета — «семья заводчан, чья судьба и жизненные перипетии целиком связаны с родным предприятием». «По сценарию, все главные герои работают на Казанском вертолетном заводе», — уточнила она. Любопытно, что создание фильма финансирует госкорпорация «Ростех», в которую, как известно, входит холдинг «Вертолеты России» (ВР) и, соответственно, КВЗ. На сайте продюсерского центра можно увидеть новости с фотографиями цехов КВЗ. Участвует ли сам завод в поддержке съемок? Вопрос далеко не праздный, ведь в памяти еще свеж скандал с «разнарядкой» на спонсирование Ростовским вертолетным заводом концерта Аллы Пугачевой по случаю ее 70-летия — на 40 млн рублей. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе КВЗ, завод поддерживает съемки только организационно — предоставляет площадки: фюзеляжно-сборочное, монтажно-сборочное, лопастное производства, а также летно-испытательный комплекс.
Второй финансист — министерство культуры России. Год назад его департамент кинематографии обнародовал список проектов, рекомендованных к получению государственных субсидий по итогам питчингов. Из представленных на очной защите 68 проектов игровых, авторских и экспериментальных фильмов отобрали 35. К примеру, деньги получат «Одесса» Валерия Тодоровского, «Доктор Лиза» Оксаны Карас, «Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского, «Гардемарины» Светланы Дружининой, «Один день Ивана Денисовича» Глеба Панфилова. И — «От печали до радости». Неплохая компания. Отметим, что для созданного в 2016 году продюсерского центра это всего лишь вторая собственная картина: первой была «Жили-были». Она, кстати, получила призы на нескольких российских фестивалях — Шукшинском, Забайкальском международном, «Провинциальная Россия», «Хрустальный источник». Картина сделана в забытом жанре деревенской комедии.
Алексей Барыкин: «Перед ними, с одной стороны, стоит задача снять традиционное кино о рабочих профессиях, с другой, надо будет внести туда современный язык — иначе оно не сработает»
«В последние годы у нас в основном снимается кино о том, как тяжело жить в России. А герои нашей ленты об этом не думают, — комментировал свой фильм Добронравов. — Они не обращают внимания на быт — влюбляются, ссорятся, мирятся, одним словом, чувствуют, а значит, живут полной жизнью. По-моему, светлая картина получилась. Такие народные фильмы я и хочу снимать. Да, это некоммерческое кино. Но другого делать не умею. Буду искать единомышленников и спонсоров. Ходить и просить, чтобы дали денег на русское кино, которое греет душу». Что касается денег, то, как говорил Добронравов, 30 млн рублей выделило министерство культуры РФ, и еще столько же — некий спонсор.
От ответа на вопрос о стоимости «От печали до радости» Сарычева уклонилась, но, предположительно, денег будет потрачено столько же, сколько на «Жили-были». Так считает казанский режиссер и продюсер Алексей Барыкин (создатель ленты «Водяная» — первого татарстанского фильма, вышедшего в широкий российский прокат). «Это типовой бюджет для драмы, где события происходят в наше время, и которая снимается на натуре» — отметил он в беседе с «БИЗНЕС Online».
Альбина Нафигова: «Рассмешить сложнее, чем заставить плакать. Комедия — самый сложный жанр. Драму создать гораздо проще»
«ВСЕ ЛЮБЯТ СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ»
Что касается жанровых особенностей «От печали до радости», то Добронравов говорил ТАСС, будто это «ниша забытого доброго советского кинематографа». А в одном из интервью он рассказывал, что Бородачев «поехал собирать новый материал по заводам». «Мне кажется, у нас потерян большой пласт советского кино, когда мы воспевали рабочие профессии, — констатировал глава продюсерского центра. — Фильмы „Доживем до понедельника“, „Большая перемена“. Это гимны обычным рабочим людям. У меня есть задумка восстановить этот пласт».
«То, что Добронравов знает, каким будет его кино, упрощает поиск инвестиций и дальнейшее продвижение проекта, — отметила в беседе с „БИЗНЕС Online“ директор форума „Время кино“ Альбина Нафигова. — Очевидно, продюсер подразумевает, что это будет светлое кино, с добрым юмором, понятное широкой аудитории. Вполне прогнозируемый продюсерский ход — все любят советские фильмы».
Барыкин же предупреждает, что любимые советские фильмы хороши именно с тем бэкграундом, который за ними стоит, и не факт, что если так сделанное кино снимут в наше время, оно будет принято — может не зайти. «То есть перед ними, с одной стороны, стоит задача снять традиционное кино о рабочих профессиях, с другой, надо будет внести туда современный язык — иначе оно не сработает», — уверен он.
Казанский режиссер-документалист Юрий Гвоздь видит на пути «подражания» советскому кино немало трудностей. Первая — драматургия: «В советских фильмах была драматургия, характеры, интересный сюжет — было что играть». Сегодня с этим напряженка. Вторая — актеры: «А актеры? Для тех фильмов не просто ловили кого-то на улице. Да, зачастую они только потом становились знаменитыми, но у них уже была большая актерская школа, преемственность от предыдущих поколений, а сейчас этого не видно. В чем недостаток нынешних фильмов — одни и те же лица, хотя это могут быть и разные актеры. Они совершенно не запоминаются! Если вспомним советские производственные фильмы, то там интересные актеры играют интересные роли». Третья — Гвоздя смущает, что Добронравов — актер, а не режиссер с изрядным послужным списком, который способен справиться с этой «трудной для воплощения темой».
Эксперты согласны, что фактура на КВЗ прекрасная
Отметим, что против Добронравова работает и сложившийся имидж. Он сам не раз говорил, что страдает от ярлыка комедийного актера. «Конечно, может, Господь создал меня смешить людей, но невозможно играть только клоунов — от этого можно сойти с ума, — сказал он в одном из интервью. — Хочется играть и трагедии, и мюзиклы, если получится, и серьезные сложные роли, не отменяя своего комедийного бэкграунда».
Впрочем, Нафигова, наоборот, полагает, что «комедийный актер» — это чрезвычайно высокая рекомендация: «Разве Чаплин — не серьезный актер? Рассмешить сложнее, чем заставить плакать. Комедия — самый сложный жанр. Драму создать гораздо проще. Те, кто берется за комедии и детское кино, — большие смельчаки. Но советскую комедию мы уже не восстановим просто потому, что зритель уже другой — зритель-потребитель. Но одно дело быть хорошим актером комедии, совсем другое — режиссером или продюсером».
Здесь добавим, что Добронравов (родился 11 сентября 1961 года в Таганроге) с детства мечтал стать клоуном, но дважды проваливался на экзаменах в цирковое училище. В 1988 году вместе с однокурсниками по Воронежскому госинституту искусств создал молодежный студенческий театр «Рубль», где его и заметил Константин Райкин и пригласил в Москву, в театр «Сатирикон». Сегодня Добронравов — один из ведущих актеров Московского академического театра сатиры, также он режиссер двух спектаклей.
Юрий Гвоздь: «Пропагандировать авиацию, авиастроение — разве плохо?! Тем более там сейчас нужны люди — на авиазавод квалифицированных людей найти не могут!»
«ПРОПАГАНДА НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ДУБОВОЙ»
Но главные опасения по поводу качества фильма все-таки в, так скажем, идеологической области.
Эксперты согласны, что фактура на КВЗ прекрасная, а Барыкин даже сказал о своем изначально субъективном отношении к этим съемкам: «У меня дед был летчиком-испытателем КВЗ. Когда он умер, я снимал о нем и о заводе документальный фильм. Мне кажется, все это крайне увлекательно — там очень интересная среда и люди, занятные детали быта. Весьма интересно, как Добронравов представит все это в игровой форме». Но не получится ли из фильма лакировки действительности, эдакого соцреализма на новый лад?
«Попахивает конъюнктурой», — говорит Гвоздь. Его смущает то, что спонсор — «Ростех» (хотя все эксперты отметили: приятно, что в производство картин вкладывается кто-то помимо минкульта и фонда кино), то есть хозяин завода. «Не думаю, что „Ростех“ просто так деньги даст, — говорит он. — Наверное, ему надо показать, какое хорошо у них идут дела, а проблемы — это временно, вообще об этом не рассказывайте. Кто платит, тот и заказывает музыку». Режиссер намекает на сложное положение КВЗ. Известно, что к 2018 году завод подошел в состоянии фактического банкротства, с займами и кредитами на 31 млрд рублей. В 2018-м КВЗ реализовал 52 вертолета, и это худший результат с 2007 года, когда предприятие отчиталось о 35 машинах.
Но, как это ни парадоксально, столь тяжелая история как раз могла бы вытянуть фильм. «Драматургия — это конфликт, — объяснил он. — А если завод на 150 процентов план выполняет, красные знамена получает, то в чем конфликт? А здесь можно прямо подать: на предприятии все сложно — бывает, что работы нет, зарплата низкая. Непатриот давно бы смотался в какую-нибудь фирму, а тут для династии, о которой идет речь, первым делом вертолеты, живут небом и все такое прочее. Не очень хорошее положение может сыграть на реалистичность фильма».
Картина должна выйти в прокат в 2020 году
Эксперты согласно отметили, что это хорошо, когда приезжают и снимают что-то в Татарстане, при этом еще и ничего не выпрашивают; интересно, если покажут КВЗ и наши вертолеты. Как сообщила Сарычева, основной площадкой станет именно КВЗ, бытовые сцены снимут в Ленинградской области, а на Московском вертолетном заводе — рабочее место главного героя в исполнении Добронравова. «Внешние проекты помогают Татарстану повысить свой кинематографический опыт, — указывает Нафигова. — Один регион вряд ли может создать полноценную киноиндустрию. Интегрируясь в общий кинопроцесс, можно развиваться в этом направлении. Тем более в данном случае от нас требуется участие, вовлеченность, а не финансовая поддержка».
Гвоздь же полагает, что, если фильм получится, это будет на руку и местным авиастроительным предприятиям: «Есть такое слово — „пропаганда“. Пропагандировать авиацию, авиастроение — разве плохо?! Тем более там сейчас нужны люди — на авиазавод квалифицированных людей найти не могут! Но пропаганда не должна быть дубовой. Если молодежь посмотрит хороший фильм и загорится авиацией — это же здорово! Целые поколения казанцев работали на вертолетном, авиазаводе, моторостроительном. Люди этим гордились, этим жили (и при этом хорошо получали). Дай бог, чтобы все это возродилось. Словом, цель у фильма благородная, но что получится…»
Картина должна выйти в прокат в 2020 году. «Сначала будут подаваться заявки на фестивали — российские и зарубежные, — рассказала Сарычева. — Потом предполагается прокат в кинотеатрах и продажа фильма на телевидение. После премьеры на одном из крупных фестивалей устроим показ для работников КВЗ». Отметим, что актерами массовых сцен и эпизодов снялись более 100 сотрудников казанского завода.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.