Под домашним арестом оказался экс-председатель ТСЖ «Азино-1» и совладелец ряда УК Вячеслав Шелуханов. Проверка, инициированная исполкомом Казани, навела на подозрения, что он организовал целую схему по выводу квартир из муниципальной собственности с последующей перепродажей. Однако, как выяснил «БИЗНЕС Online», у следователей 3-го отдела СКР по РТ есть основания полагать, что эта махинация не единственная, а дома у Шелуханова при обыске отнюдь неспроста нашли $350 тыс. наличными.
Под домашним арестом оказался экс-председатель ТСЖ «Азино-1» и совладелец ряда УК Вячеслав Шелуханов
ЖЕРТВА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
О вскрытых махинациях с нежилым фондом сообщил на минувшем деловом понедельнике в мэрии Казани председатель комитета земельных и имущественных отношений Ренат Галяутдинов. В числе прочего он вспомнил нашумевшее дело «черного регистратора» Радика Минязова. 29-летний клерк перерегистрировал на подставных лиц муниципальные помещения, которые затем шли на продажу. Казанский КЗИО, первым обнаруживший хищения, оценил тогда ущерб в 487 млн рублей. В итоге по 23 фактам были возбуждены уголовные дела, а виновные получили реальные сроки.
И вот новая серия. Галяутдинов указал на четыре материала, переданных в правоохранительные органы, которые стали поводом для «следственных мероприятий». Как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», в роли подозреваемого — один из самых известных жилищников Казани Вячеслав Шелуханов, экс-председатель ТСЖ «Азино-1», совладелец ООО «УК Жилищник-2» и ООО «УК Жилищник-4», а также бывший начальник МУП «ЖКУ Советского района Казани».
На след аферы удалось выйти в ходе обычной проверки. Сегодня муниципалитету принадлежит около 3% от общего жилого фонда Казани — примерно 15 тыс. квартир. Еще в 2007 году исполком опубликовал постановление №1030, где приводится их исчерпывающий на тот момент перечень. И теперь городские власти решили выяснить, все ли на месте.
Для стандартной проверки у Шелуханова взяли первые попавшиеся 80 муниципальных квартир. По части из них вопросы отпали сразу, а вот по оставшимся 40 — возникли
Для стандартной проверки у Шелуханова взяли первые попавшиеся 80 муниципальных квартир. По части из них вопросы отпали сразу, а вот по оставшимся 40 — возникли. Где-то (по 20 квартирам) не хватало документации, где-то (примерно в 20 квартирах) есть подозрения, что не все чисто. «По каким-то квартирам есть регистрационная карточка, а документов нет. Это не значит, что они похищены — возможно, документы найдутся, вопрос отпадет. А возможно, и нет», — пояснил нашему изданию источник, знакомый с ситуацией.
Но есть четыре квартиры, по которым, с точки зрения ревизоров, мошенническая схема прослеживается четко. Все они — небольшие комнатки от 15 до 35 кв. метров. Изначально это были лифтерные или колясочные, которые со временем были переведены в жилые помещения. После ремонта они вполне пригодны для жизни — есть вода, отопление, электричество, туалеты. Управляющие компании часто использовали эти, как сейчас говорят, студии для удержания кадров — заселяли туда дворников, уборщиц и прочий персонал: вначале на условиях найма, а через несколько лет работник имел право эту жилплощадь приватизировать.
Схема была вполне легальной до 1 марта 2005 года, когда вступил в действие новый Жилищный кодекс РФ. Однако Шелуханов нашел способ выводить имущество и после этой даты, причем отнюдь не в интересах дворников и уборщиц.
Изначально это были лифтерные или колясочные, которые со временем были переведены в жилые помещения
КОМУ ДОСТАВАЛИСЬ КВАРТИРЫ?
Пример — комната №110а дома №27 на улице Сахарова. Отправной точкой для ее приватизации стал ордер, датированный 4 апреля 2006 года за подписью Шелуханова в качестве еще директора МУПа. Уже на этом этапе выглядит странно: во-первых, само понятие «ордер» после 2005 года упразднено, а во-вторых, даже в прежние времена выдавать ордера могла только администрация района за подписью его главы.
Ордер выписан на имя Юрия Кононенко — брата Александра Кононенко, давнего сподвижника и заместителя Шелуханова, который сейчас занимает пост директора одной из его фирм — ООО «УК Жилищник-4». Далее на основе ордера с Юрием Кононенко был заключен договор социального найма квартиры, а в феврале 2010 года Советский районный суд признал за ним право ее приватизировать. В 2014 году это было сделано, квартиру благополучно продали — примерно за 1 млн рублей. Именно такой ущерб фигурирует в деле только по одному этому эпизоду.
Есть предположение, что схема работала как конвейер. Ордера выписывались на имя высокопоставленных сотрудников фирм или их родственников. Затем информация уходила в территориальное отделение ЕРЦ (единый расчетный центр) и паспортистке на прописку. Практически все люди, участвовавшие в оформлении документов, находились в подчинении Шелуханова.
Управляющие компании часто использовали эти, как сейчас говорят, студии для удержания кадров — заселяли туда дворников, уборщиц и прочий персонал
«МОЙ КЛИЕНТ ДЕЙСТВОВАЛ В РАМКАХ ПРАВОВОГО ПОЛЯ!»
Всю информацию о возможных злоупотреблениях исполком передал в следственный комитет, который возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 159 («Мошенничество в крупном размере»), ч. 2 ст. 292 («Служебный подлог») и ч. 1 ст. 303 («Фальсификация доказательств»). Интересная деталь: как сообщают наши источники, в ходе обыска на квартире у Шелуханова было обнаружено $350 тыс. наличными. Само по себе это ни о чем не говорит, но, вероятно, у следователей возникнут вопросы о происхождении данных средств.
Как сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в пресс-службе Ново-Савиновского районного суда, в субботу, 13 июля, в отношении 67-летнего жилищника была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. С ходатайством выступил следователь третьего отдела по расследованию особо важных дел СКР по РТ.
Помимо Шелуханова, в поле зрения силовиков его возможные сообщники — упомянутый выше Александр Кононенко, директор УК «Жилищник-4», Сергей Измалков, директор УК «Жилищник-2», а также долгие годы работавшая бок о бок с Шелухановым Лейсан Муртазина, которая входила в правление ТСЖ «Азино-1» и в то же время владела долей в компании «УК Жилищник-4».
Адвокатом Шелуханова выступает Фаниль Кадыров, входящий в некоммерческое партнерство «Коллегия адвокатов «Рыбак, Коган и партнеры». В беседе с нашим корреспондентом он подчеркнул, что его клиент категорически не признает вину. «Поводом для ареста стали события 2006 года (вероятно, имеются в виду выписанные ордера — прим. ред.), сколько лет прошло, все сроки давности вышли, а теперь вдруг возбудили дело», — прокомментировал претензии следователей Кадыров.
Помимо Шелуханова, в поле зрения силовиков его возможные сообщники — Александр Кононенко, директор УК «Жилищник-4», Сергей Измалков, директор УК «Жилищник-2», а также Лейсан Муртазина
По его словам, Шелуханову все еще не предъявлено обвинение. «У меня нет никакой информации, в чем его обвиняют, сам ничего понять не могу», — добавил он. По словам защитника, всего вместе с его клиентом по делу были задержаны пять человек, но Кадыров не знает, какова их судьба сейчас. По данным источников «БИЗНЕС Online», речь идет о руководящих сотрудниках структур Шелуханова. Некоторые из них уже дали против него показания и даже подтвердили их на очной ставке.
«Одно могу сказать точно: мой клиент действовал в рамках правового поля и ничего не нарушал, мы ни в чем себя виновными не считаем», — заключает адвокат, заметив, что намерен обжаловать арест Шелуханова.
Между тем последний не в первый раз попадает в поле зрение правоохранительных органов. В марте 2015 года главное следственное управление МВД по РТ возбудило в отношении него два уголовных дела — по ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») и по ст. 174 УК РФ («Легализация денежных средств»). Согласно материалам дела, ТСЖ «Азино-1» во главе с Шелухановым сдавало в аренду ООО «Благоустройство-Азино» спецтехнику, выручив за это 17,8 млн рублей. Следователи заподозрили мужчину в уклонении от уплаты налогов на сумму 2 млн рублей, но в конце 2015 года оба дела были прекращены.
Сейчас СКР, по нашим сведениям, тщательно проверяет деятельность структур Шелуханова. Подозрения, в частности, вызывает то, что в принадлежащих ему УК, обслуживающих около 1 млн кв. м жилья, нет никаких сотрудников, кроме директора, а вся деятельность ведется через заключение договоров об услугах со сторонними фирмами. Не исключено, что это было способом вывода средств, объем «утечки» оценивается примерно в 40–45 млн рублей в год. Обоснованы ли такие подозрения, покажет следствие.
К начальству «управдома» не смогли попасть и недовольные жильцы, которые пришли платить за коммунальные услуги или жаловаться на отключение горячей воды в доме-свечке на Бигичева, 29
«ДАВНО ПОРА ЗАВЕСТИ НА НЕГО УГОЛОВНОЕ ДЕЛО!»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» выехал в офисы управляющих компаний, одним из соучредителей которых был Шелуханов, — ООО «Жилищник-2» и ООО «УК Жилищник-4». Фирмы работали в штатном режиме, но ни с кем из руководства нашему корреспонденту встретиться не удалось. Сотрудники «Весты» — подрядной организации УК — заверили нашего корреспондента, что начальство «Жилищников» находится на улице Вагапова, 15. Однако в офисе по этому адресу журналистам не стали открывать двери, хотя внутри помещений явно находились люди.
К начальству «управдома» не смогли попасть и недовольные жильцы, которые пришли платить за коммунальные услуги или жаловаться на отключение горячей воды в доме-свечке на Бигичева, 29. У дверей другого офиса УК, на улице Глушко, 28, наш корреспондент встретил несколько десятков человек. В двери «Жилищника-4» также стучались дворник и уборщица УК, но и им двери никто не открыл.
«Давно пора завести на него уголовное дело! — полусерьезно-полушутя заметил про Шелуханова дворник. — Вот у нас в 178-м доме двухподъездном дворник приходит утром и поздно вечером убирается. Оказывается, получает 9 тысяч рублей. У меня три подъезда, я получал 6 тысяч, ну сейчас уже 7 стало. Как вы думаете, в чьи карманы эти деньги идут?»
В управлении «УК Жилищник-4» и «УК Жилищник-2» свыше 18,5 тыс. квартир. Совокупный баланс обеих фирм составляет 270 млн рублей
WHO IS MR. ШЕЛУХАНОВ?
Шелуханов родился 9 февраля 1952 года в селе Бима Лаишевского района ТАССР. Данных о его прошлом в сети до крайности мало. В 1980 году он окончил КХТИ, затем уехал работать в Удмуртию, где некоторое время продвигался по партийной линии «Единой России». Вернувшись впоследствии обратно в Казань, в 2004 году он устроился работать заместителем начальника управления МУП «ЖКУ Советского района», которое вскоре и возглавил.
Но в 2005 году, как уже было сказано, произошла жилищная реформа: МУПы потеряли право распоряжаться жилым фондом, передав эти функции управляющим компаниям. Поэтому в 2006 году Шелуханов возглавил уже частную УК «ПЖКХ», которая взяла на себя управление около 100 многоквартирными домами в Азино-1. В 2008 году эти дома перешли под крыло также созданной Шелухановым организации ТСЖ «Азино-1».
В 2015 году — новая реорганизация. Крупные ТСЖ попали под законодательный запрет, поэтому «Азино-1» разделилось на две УК, соучредителем которых также числился Шелуханов: ООО «УК Жилищник-2» и ООО «УК Жилищник-4». Интересно, что в новых структурах он ответственных должностей занимать не стал, ограничившись скромной должностью советника. В управлении двух УК свыше 18,5 тыс. квартир. Совокупный баланс обеих фирм составляет 270 млн рублей, суммарная выручка — почти 50 млн рублей, чистая прибыль — более 600 тыс. рублей.
Шелуханов — довольно известная публичная фигура, часто выступает с комментариями в СМИ по вопросам ЖКХ. По словам наших собеседников, жилой фонд у него, что называется, «золотой» — относительно новый, не требующий серьезных вложений в ремонт. Тарифы же были общегородские, поэтому и получался некоторый «излишек».
Вероятных выходов из ситуации несколько: либо Шелуханов выходит из состава учредителей, либо жители выбирают другую УК
ЧТО ЖДЕТ АЗИНО?
Дальнейшая судьба бизнеса Шелуханова под вопросом. Согласно законодательству, все управляющие компании должны иметь лицензии, одно из условий — ни директор, ни учредители не должны иметь судимости. В противном случае аннулируется аттестат руководителя, а затем отзывается лицензия. Поэтому вероятных выходов из ситуации несколько: либо Шелуханов выходит из состава учредителей, либо жители выбирают другую УК. Либо — в крайнем случае — конкурс на право управления данным жилфондом будет вынужден организовать исполком города.
Еще одна пострадавшая в этой ситуации сторона — люди, купившие спорные квартиры. Исполком будет обязан подать иск об отмене приватизации и возврате имущества в городскую казну, а затем отдать действительно нуждающимся. В очереди на жилье — 19 тыс. семей: сироты, «аварийщики», многодетные семьи и т. д. Соответственно, покупатели квартир смогут потребовать назад деньги от продавцов, но это слабое утешение.
Газета «БИЗНЕС Online» будет следить за ходом следствия.
Шелуханов Вячеслав Петрович родился 9 февраля 1952 года в селе Бима Лаишевского района ТАССР. Окончил Казанский химико-технологический институт (1980).
2004 — заместитель начальника управления по общим вопросам МУП «ЖКУ Советского района», Казань.
2004–2005 — и. о. начальника МУП «ЖКУ Советского района», Казань.
2005–2006 — начальник МУП «ЖКУ Советского района», Казань.
2006–2008 — генеральный директор ООО «УК „ПЖКХ“», Казань.
2008–2015 — председатель правления ТСЖ «Азино-1».
С 2016 — советник генерального директора ООО «Жилищник-2».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 251
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.