В ТРАГЕДИЯХ, КОТОРЫЕ РАЗДЕЛЯЕТ ТРИДЦАТЬ ДВА ГОДА, НЕМАЛО ОБЩЕГО, ХОТЯ ОДНА ПРОИЗОШЛА В ВОЗДУХЕ, А ВТОРАЯ - НА ВОДЕ

Трагедия на Волге, случившаяся в минувшее воскресенье, заставила обсуждать всех проблемы безопасности транспорта. Как выяснила «БИЗНЕС Online», ЧП такого масштаба с человеческими жертвами с татарстанским транспортом не было более 30 лет. 28 августа 1979 года, в 00.28 Ту-124 Казанского объединенного авиаотряда потерпел катастрофу в Тамбовской области. Погибли 58 пассажиров (в основном – из ТАССР) и 5 членов экипажа. Как и в случае с «Булгарией», на борту были «зайцы», командир судна тоже взял в рейс жену, так же нашлись счастливо избежавшие рейса, а предельно изношенные Ту-124 сразу после катастрофы списали.

ПО ГОРОДУ ПОПОЛЗЛИ СЛУХИ

«Борт 45038» выполнял рейс Одесса - Киев - Казань. Экипаж был опытнейшим: Геннадий Воробьев - командир корабля (47 лет), Геннадий Афонин - второй пилот (41 год), Геннадий Пономарев - штурман (32 года), Петр Стадник - бортмеханик (42 года), Hадежда Лобашева - бортпроводница (30 лет). Самолет был выпущен 12 февраля 1963 года, налетал 23232 часа (а это на 232 часа больше его амортизационного срока).

В 23 часа 21 минуту лайнер вылетел из аэропорта "Борисполь" и, заняв эшелон 9 тыс. метров, взял курс на Казань. В 00 часов 26 минут при включенном автопилоте вдруг начался выпуск закрылков, самолет стал падать. Экипаж боролся до конца, но на высоте 3 тыс. метров произошло разрушение конструкции.

О катастрофе сразу узнала вся Казань - большинство пассажиров были из Татарии. Экипаж и многих пассажиров похоронили на Арском кладбище. А вскоре по городу поползли слухи, что самолет случайно сбили военные, а пенсии семьям погибших платит министерство обороны.

В Киеве в кабину пилотов посадили восьмилетнего сына Сайрина Садыкова - штурмана одной из казанских эскадрилий. Была версия, что это он мог нажать что-то не то. Но это предположение отмели. В вердикте комиссии по расследованию катастрофы сказано, что она произошла из-за возможного непреднамеренного выпуска закрылков экипажем. Тем не менее после трагедии с бортом 45038 оргвыводы сделали не на уровне работы экипажей, а списали все оставшиеся Ту-124.

Известный казанский летчик и историк авиации Рашид Ибрагимов рассказывал: «А ведь на этом самолете должен был быть я - по дальнему графику стоял на киевский рейс. Но приходит ко мне Гена Воробьев: «Рашид, уступи рейс на Киев - надо жену оттуда забрать. А ты вместо меня - в Ленинград». Я не возражал. Он и командира уговорил… Прилетаю из Ленинграда в Казань. Запрашиваю, куда поставить самолет. Да ставьте, куда хотите, отвечают, хоть в «железный ряд» (туда ставили неисправные машины). И добавляют: все, отлетали, командир, ваши ласточки. Оказывается, сразу же пришло указание ни одного Ту-124 в рейс не выпускать. Все 28 наших самолетов - а они были уже, конечно, старичками – списали».

Добавим, что уже 15 сентября 1979 года из нового аэропорта стали летать новые казанские лайнеры - Ту-134.

«ОБСТАНОВКА В КАЗАНИ БЫЛА ТЯЖЕЛАЯ…»

«БИЗНЕС Online» попросила вспомнить те события Олега Георгиева – преподавателя центра подготовки авиационного персонала ОАО «Авиакомпания «Татарстан», а тогда – заместителя командира казанского авиаотряда по летной службе.

- Олег Васильевич, что тогда произошло?

- Ту-124 как переходная машина был неплох, но – с оговорками. Например, кабина летчиков с точки зрения эргономики была непродуманной. Это, видимо, и стало причиной катастрофы. Почему самопроизвольно выпустились закрылки? Комиссия предположила, что, передвигая сиденье, командир корабля подлокотником задел переключатель их выпуска - так неудобно он располагался.

Но до чего же прочным был самолет! Судя по регистрирующим приборам, экипаж до последнего старался выйти из пике, в котором самолет находился 35 секунд. И только уже на запредельной перегрузке у машины отломился закрылок и она начала разваливаться... Это случилось среди ночи, над рекой. Рыбаки нам рассказывали: гул, треск, а потом люди сверху посыпались... Обстановка тогда в Казани была тяжелая: почти все пассажиры - наши.

- Говорят, ходили слухи, что самолет случайно сбили военные…

- Фактов, подтверждающих эту версию, нет.

- На похоронах были?

- Да, народу было очень много. Нескольких пассажиров похоронили напротив могилы экипажа.

- Правда, что машины были изношенные?

- Да. Нам эти самолеты со всего Союза собрали. Мы даже считали, сколько осталось посадок до выработки ресурса.

- Правда ли, что на борту был лишний человек – сын Садыкова?

- «Зайцы» – была такая проблема. И ведь Воробьев вообще никогда, принципиально на борт лишних не брал. Но – взял мальчишку. Грешили, что паренек мог дотянуться до каких-то приборов. Нет, не мог - он находился в носу и внизу, где штурман.

- Правда ли, что должен был лететь другой экипаж?

- Воробьев, видимо, специально и заранее попросил командира эскадрильи. График составлялся на месяц, железно. Я тогда командовал летной службой и требовал, чтобы график соблюдали. После катастрофы нас приезжали проверять на предмет организации летной работы, искали, но ничего не нашли.

Тимур Латыпов