Талкыш каляве – блюдо, которое знают не все казанцы. Между тем, оно включено в список национальных татарских блюд около шестидесяти лет назад первым шеф-поваром Дома татарской кухни кулинаром Юнусом Ахметзяновым. Создавая библиотеку уникальных рецептов национальной кухни, некоторые из них он записал под диктовку Фахиры Сайфуллиной, обычной казанской женщины. Часто бывая у нее в гостях, кулинар узнал о многих рецептах старинных татарских блюд, в том числе и о главном секрете семейства Сайфуллиных – деликатесе талкыш каляве.

Сегодня талкыш каляве не просто семейная гордость Сайфуллиных, а основной источник их дохода.

О том, как из турецкого плена сладость попала на прилавки казанских магазинов внук Фахиры Сайфуллиной Нияз, его супруга Равиля и дочь Алсу рассказали корреспонденту "Бизнес Онлайн".

Визитная карточка ЧП "Сайфуллина":
Сфера деятельности: производство деликатеса талкыш каляве
Год основания: 1998
Объем производства: ежедневный объем - 40-60 кг, 900-1600 кг. в месяц
Цена: 150г.-76рублей, 250г.-112 рублей.
Численность: 15 человек

ЖИТЬ ПО-НОВОМУ

- Откуда и как появилась такая сладость как талкыш каляве?

Р.С.: Талкыш каляве в нашей семье готовят с тех самых пор, как прадед моего мужа Бархан бабай вернулся из плена турков после окончания русско-турецкой войны. Ему очень повезло. В плену он был направлен не на тяжелые и грязные работы, а на кухню, где он изучил приготовление восточных блюд.

Когда Бархан бабай вернулся в Казань, он соединил несколько блюд турецкой кухни и на их основе создал новое, которое назвали талкыш каляве. Сладость очень понравилась, и ее стали готовить под заказ. В нашей семье каждый умел готовить это блюдо. Но в конце XX века оно стало доступно только зажиточным людям, которые сами приносили мед, муку, топленое масло и сахар. А позже талкыш каляве и вовсе перестало быть блюдом для продажи.

- Как вам удалось возродить блюдо и поставить его производство на поток?

Р.С.: Последнее десятилетие XX века перевернуло нашу страну и жизнь. По образованию я – инженер-механик, супруг - инженер-строитель. В те годы на производстве начались массовые сокращения, заводы закрывались. Мы потеряли работу, нужно было на что-то жить.

А.С.: Папа решил заняться частным бизнесом и предложил купить очень дорогой по тем временам аппарат для производства сахарной ваты. Вся семья была против, поскольку на покупку ушли бы последние деньги.

Тем не менее, папа поехал в Москву, купил аппарат, и мы начали торговать ватой в цирке. Было очень сложно перестроиться, поскольку всю жизнь родители были тружениками завода, а тут нужно было начать торговать. Но папа сказал, что нужно жить по-новому. После работы в цирке, мы торговали в парке Горького. К аппарату сахарной ваты добавился аппарат по производству поп-корна, затем начали продавать сосиски в тесте, у нас появилось свое летнее кафе.

Со временем подобных кафе стало очень много, и папа решил, что нужно придумать что-то новое, занять сферу, где не было бы конкурентов. Тут мы и вспомнили про секрет, который принадлежит только нашей семье. В 1998 году папа и его двоюродный брат Рашид Латыпов немного обновили технологию блюда, зарегистрировали ЧП и началось производство талкыш каляве.

- Вы начали создавать совершенно новый продукт. Наверняка столкнулись с серьезными затруднениями?

Р.С.: Еще с какими! Чтобы заняться производством, нужно было создать технические условия. Мы прошли через все мытарства. Два года мы создавали условия, а я параллельно занималась рекламой. Что такое реклама, когда нет денег? Я просто брала сумки и ходила по базарам, организациям, объясняла что это за блюдо, раздавала талкыш каляве на дегустацию. В те годы мы были начинающими бизнесменами, никто не знал нас и нашего блюда. Но нам помогли. Директор сети магазинов "Бахетле" Муслима Латыпова протянула нам руку помощи, помогла ценными советами. Она первая поняла, что талкыш каляве - национальное блюдо и сказала: "Добро пожаловать в мои магазины". Мы арендовали помещение, и талкыш каляве появилось на прилавках "Бахетле".

А в 2007 году мы открыли на улице Журналистов свое кафе "Медуница" и оборудовали при нем собственное производство талкыш каляве.

- Каковы на сегодняшний день объемы производства талкыш каляве?

Н.С.: Ежедневный объем производства 40-60 килограмм, это 900-1600 килограмм в месяц. Это немного. Во-первых, талкыш каляве – праздничное блюдо. Во-вторых, далеко не все магазины даже татарских бизнесменов берут его на продажу, ссылаясь, что они, в отличие от нас, работают по другой системе налогообложения.

Сейчас нашу сладость кроме сети "Бахетле" можно встретить в двадцати продуктовых магазинах Казани. Однако рынок сбыта нужно расширять. У нас есть возможность обеспечивать большие объемы, но такие сети как "Перекресток", "Мэтро" не берут на продажу наш товар.

Р.С.: Да и сам по себе деликатес требует особого, бережного подхода, соблюдения сроков хранения. Не каждая торговая точка может обеспечить условия для его хранения. Это капризное блюдо.

- А вывести талкыш каляве за пределы города не пробовали?

Р.С.: Я бы хотела, чтобы сначала все казанцы узнали и полюбили его. Ведь чтобы полюбить талкыш каляве, нужно знать его ценность. Талкыш каляве – это мед, топленое масло, мука, сахар. Это символ богатства татарского народа.

- Не боитесь, что кто-то кроме вас начнет производить это блюдо?

Р.С.: Нет. В одно время многие начали его делать, поскольку наша прабабушка не скрывала рецепта. Но его производство – очень тяжелый труд. Сейчас все ждут быстрых денег, а в нашем деле рубль складывается по копеечкам. К тому же мы хотим оформить патент на производство талкыш каляве, чтобы удержать эту монополию, поскольку при сегодняшних условиях выживет только один. Поэтому с нами работают надежные люди. Из 15 человек, работающих на производстве и в кафе, семеро - члены одной семьи.

БУДУЩЕЕ ТАЛКЫШ КАЛЯВЕ

- Как распределились обязанности бизнеса между членами семьи?

Р.С.: Супруг занимается организаторской работой и документацией. Его мама Мукрама Гарифовна дает ценные советы в производстве, обучает. Я занимаюсь производством, а на Алсу мы возлагаем большие надежды в будущем.

- Она планирует продолжить родительское дело?

А.С.: Конечно. Как можно упускать из рук такое наследие? Неужели я позволю, чтобы дело всей нашей семьи закончилось на мне? Такое начинание должно продолжаться и расширяться. Талкыш каляве - очень оригинальное блюдо и будет иметь место на столе во все времена. Это праздничное блюдо, а в праздники народ любит покушать. Надеюсь, что в будущем мы будем способны производить этот товар на всю Россию.

- Наверное, родители – строгие начальники?

А.С.: Они не только работодатели, но и поддержка. Ведь чем хорош семейный бизнес? Тем, что принятие решения не происходит единолично. Решения принимает семейный совет, и мы всегда находим общее решение. Две головы всегда лучше чем, одна.

Р.С.: Я считаю, что семейный бизнес - это самый надежный бизнес. Все стараются работать по максимуму. В семейном бизнесе всегда знаешь с кого спросить за некачественный товар. Да и работа идет не с 9 до 18 часов, а круглосуточно. Наемные так работать не будут. Поэтому я считаю, что малый бизнес должен быть только семейным.

- "Медуница" - ваше единственное кафе?

А.С.: Да. Но мы не столько о кафе, сколько о производстве думаем. Кафе - это уже не оригинально и второстепенно по сравнению с производством талкыш каляве. Кафе миллиарды, а производство каляве - одно. Поэтому мы не планируем расширяться в плане создания сети кафе. Наши перспективы связаны с расширением рынка сбыта талкыш каляве и увеличением его ассортимента, улучшением качества.

- Призом в конкурсе "Семейный бизнес" станет кредит по сниженной ставке. Какие планы связываете с кредитом в случае победы?

Р.С.: Часть средств пойдет на оформление патента и то, чтобы запустить в производство талкыш каляве с грецким орехом. Нам бы очень хотелось сделать это к новогодним праздникам. А часть пойдет на рекламу деликатеса. Хочется, чтобы талкыш каляве узнали как можно больше казанцев. Если объемы производства увеличатся, то вырастет и товарооборот, в этом случае получится снизить цену. Хотя для такого праздничного блюда как талкыш каляве, которое делается вручную, нынешняя цена - это не дорого.

Еще одна мечта - открыть домовую кухню. Создать сеть маленьких магазинчиков, где бы очень занятые современные женщины могли купить вкусную, только что приготовленную домашнюю пищу. По себе могу сказать, что времени на приготовление пищи часто не хватает, бегать по супермаркету тоже долго, а домовая кухня – отличное решение.

Елена Шапиро