Пока татарский драматический театр в Челнах готовится к переезду в новое здание и ждет решения кабмина РТ о финансировании, следком возбудил в отношении его неустановленных работников уголовное дело. Формулировка — «по признакам мошенничества». Если точнее, то следователи обнаружили классическую схему фиктивного трудоустройства: зарплату платили людям, которые фактически в театре не работали. Ирада Аюпова полагает, что функционерам учреждений культуры может просто не хватать экономических знаний.
Уголовное дело по ст. 159 УК РФ («Мошенничество») в отношении неустановленных лиц татарского драматического театра Набережных Челнов было возбуждено на прошлой неделе
«У МЕНЯ ЕСТЬ ПОДОЗРЕНИЯ О ЗАКУЛИСНОЙ БОРЬБЕ»
Уголовное дело по ст. 159 УК РФ («Мошенничество») в отношении неустановленных лиц татарского драматического театра Набережных Челнов было возбуждено на прошлой неделе. Изначально в материалах фигурировала некая женщина, которая якобы была трудоустроена на должность рабочего по комплексному обслуживанию здания, но, по мнению следователей, работу она не выполняла, получая при этом зарплату. С апреля 2017 по июль 2019 года ей было перечислено свыше 70 тыс. рублей. Позднее в деле появилось еще два эпизода. По словам близких к следствию источников «БИЗНЕС Online», хотя о конкретных должностях пока речи не идет, предположительно, они могут быть связаны с главным художником театра и руководителем литературно-драматургической части. Фиктивная деятельность первого с ноября 2015 года при зарплате в 32 тыс. обошлась бюджету в 1,4 млн, второго с октября 2013-го при зарплате в 24 тыс. — в 1,6 млн рублей. Для проверки этих предположений изъяты хозрасчетные документы театра.
Уголовное дело было возбуждено после проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой города. По словам директора татарского драматического театра Рашата Файзрахманова, она была инициирована неким анонимом, который оставил обращение. «У меня есть подозрения, что все это дело в рамках закулисной борьбы, но утверждать точно я не могу, — отметил Файзрахманов в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Видимо, у людей, которые написали анонимное письмо, есть какие-то свои интересы».
В целом же ситуацию в театре, несмотря на его название, стараются не драматизировать. «Работаем в штатном режиме, это обычная проверка, — убежден директор. — Где только такого не бывает?»
По словам директора татарского драматического театра Рашата Файзрахманова, проверка была инициирована неким анонимом, который оставил обращение
Наезд на театралов?
Напомним, согласно плану Контрольно-счетной палаты Набережных Челнов на 2019-й, аудиторы в первом полугодии должны были проверить картинную галерею, центр народной культуры «Родник», детские музыкальные школы №1 и 5, а также проконтролировать эффективность управления и распоряжения имуществом в МУПах. Аудит был запланирован в «Горкоммунхозе», МУК «Автозаводский» и дирекции содержания городской инфраструктуры (ДСГИ). Во втором полугодии финансовая проверка пройдет в центре производственно-технического обеспечения муниципальных учреждений и в управлении административно-технической инспекции.
В декабре после выявленных Контрольно-счетной палатой нарушений в детской школе театрального искусства пост ее директора оставил Олег Емалтынов. Как показал аудит, объем обнаруженных нарушений составил 11,5 млн рублей. В частности, было выявлено расходование бюджетных средств без достижения требуемого результата, нарушения в оформлении фактов хозяйственной деятельности, работе с наличностью, оформлении кадровых документов, порядке начисления и оплаты труда и так далее. Как сообщали наши источники, основная претензия к Емалтынову была связана с тем, что часть принятых в школу детей официально не оформлялись, а деньги платили.
Кроме того, в прошлом году челнинская прокуратура после аудиторской проверки добилась возбуждения уголовного дела в отношении бухгалтера «Горзеленхоза». Ей инкриминировалось хищение денежных средств организации. Якобы в течение года ведущий бухгалтер-расчетчик из корыстной заинтересованности вносила заведомо ложные сведения в табель учета рабочего времени о том, что ранее уволенные сотрудники компании якобы продолжают трудиться. Женщина начисляла им зарплату на свою банковскую карту. В итоге она похитила 385 тыс. рублей, принадлежащих «Горзеленхозу».
Ирада Аюпова: «Сейчас мы проверяем почти все учреждения, в том числе с точки зрения эффективного использования финансовых средств»
«хватаешься за все и что-то упускаешь»
Ситуацию в драмтеатре прокомментировала «БИЗНЕС Online» министр культуры РТ Ирада Аюпова: «Подтверждаю, факты выявлены, такая информация есть. Сейчас мы проверяем почти все учреждения, в том числе с точки зрения эффективного использования финансовых средств. Могу сказать, что учреждениям культуры не всегда хватает знаний для того, чтобы эффективно использовать преференции в рамках 44-го федерального закона (о госзакупках — прим. ред.). Мы регулярно собираем главных бухгалтеров, руководителей учреждений, представителей налоговой инспекции, казначейства, рассказываем о всех возможностях данного закона».
В этом же духе ситуацию для «БИЗНЕС Online» прокомментировал поэт, прозаик и главный редактор журнала «Гаилә һәм мәктәп» Ркаил Зайдулла, участвовавший в постановках драмтеатра: «Мертвые души, да?! Файзрахманов мне показался порядочным, любящим татарскую культуру, литературу. Ну и потом, я же творческий человек, финансовыми вопросами не занимаюсь».
Армандо Диамантэ: «Театральная деятельность имеет определенную специфику, которую очень сложно в нынешних реалиях законодательно учитывать»
Армандо Диамантэ, директор русского драматического театра «Мастеровые», никакого особого отношения со стороны правоохранителей конкретно к театральным учреждениям не видит. Театр «Мастеровые» тоже проверялся Контрольно-счетной палатой, и там также выявлены определенные недочеты, но их исправили, так как они не были столь критичны. «Просто здесь идет плановая проверка всех бюджетных учреждений, и так случилось, что и в декабрьской проверке следователей, и сейчас мелькнуло слово „театр“, — отметил он. — Никаких наездов я не чувствую. Почему нашлись „мертвые души“? Мне трудно сказать, была ли это производственная необходимость или имелись какие-то злоупотребления. Но единственное, что могу отметить, — у театральной деятельности есть определенная специфика, которую очень сложно в нынешних реалиях законодательно учитывать. Правда, сейчас имеются определенные поблажки театрам со стороны того же 44-ФЗ («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — прим. ред.). Если эти злоупотребления в татарском драмтеатре были в связи с невозможностью выполнять прямые театральные функции — это одно. Если же кто-то деньги себе забирал и обогащался — это другой расклад. Следственный комитет ко мне по поводу консультаций не обращался, хотя мое образование юридическое со специализацией „уголовное право“».
Кстати, руководитель «Мастеровых» сказал, что уволенный в декабре директор школы театрального искусства Емалтынов нашел себя на музыкальном поприще. «Он и был прекрасным музыкантом, у него это хорошо получается. Выступал у нас в театре: в спектакле „Свидетель обвинения“ мы использовали живую музыку и Емалтынов играл на баяне», — рассказал Диамантэ.
Ильсия Загидуллина: Открытие выставки, подготовка к спектаклю — это одно, творческий процесс, а в работе управленца нужно очень внимательно работать с документацией, перепроверять сотрудников и самому во все вникать»
Директор картинной галереи Ильсия Загидуллина считает, что факты еще не доказаны, потому рано их обсуждать. «Я прочитала об этом вчера и была в шоке, — рассказала она „БИЗНЕС Online“. — Я выросла при Рашате Фаесхановиче, проходила практику под его руководством, когда он был начальником управления культуры исполкома. И тот задел, который у меня есть, — это все благодаря ему. Очень компетентный руководитель, компанейский человек. Умеет найти контакт с молодежью и старшим поколением. Он и подскажет, поможет всегда», — поделилась эмоциями Загидуллина. Однако о возможных причинах подобных нарушений она сказала, что, возможно, дело в обилии мероприятий и информации: «Иногда, бывает, хватаешься за все и что-то упускаешь. У нас тоже проходила проверка, и какие-то вещи я для себя заново открыла — в ведении документации. Открытие выставки, подготовка к спектаклю — это одно, творческий процесс, а в работе управленца нужно очень внимательно работать с документацией, перепроверять сотрудников и самому во все вникать».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.