Уголовное дело по ст. 159 УК РФ («Мошенничество») на неустановленных лиц Татарского драматического театра Набережных Челнов было возбуждено на прошлой неделе Уголовное дело по ст. 159 УК РФ («Мошенничество») в отношении неустановленных лиц татарского драматического театра Набережных Челнов было возбуждено на прошлой неделе Фото: «БИЗНЕС Online»

«У МЕНЯ ЕСТЬ ПОДОЗРЕНИЯ О ЗАКУЛИСНОЙ БОРЬБЕ»

Уголовное дело по ст. 159 УК РФ («Мошенничество») в отношении неустановленных лиц татарского драматического театра Набережных Челнов было возбуждено на прошлой неделе. Изначально в материалах фигурировала некая женщина, которая якобы была трудоустроена на должность рабочего по комплексному обслуживанию здания, но, по мнению следователей, работу она не выполняла, получая при этом зарплату. С апреля 2017 по июль 2019 года ей было перечислено свыше 70 тыс. рублей. Позднее в деле появилось еще два эпизода. По словам близких к следствию источников «БИЗНЕС Online», хотя о конкретных должностях пока речи не идет, предположительно, они могут быть связаны с главным художником театра и руководителем литературно-драматургической части. Фиктивная деятельность первого с ноября 2015 года при зарплате в 32 тыс. обошлась бюджету в 1,4 млн, второго с октября 2013-го при зарплате в 24 тыс. — в 1,6 млн рублей. Для проверки этих предположений изъяты хозрасчетные документы театра.

Уголовное дело было возбуждено после проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой города. По словам директора татарского драматического театра Рашата Файзрахманова, она была инициирована неким анонимом, который оставил обращение. «У меня есть подозрения, что все это дело в рамках закулисной борьбы, но утверждать точно я не могу, — отметил Файзрахманов в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Видимо, у людей, которые написали анонимное письмо, есть какие-то свои интересы».

В целом же ситуацию в театре, несмотря на его название, стараются не драматизировать. «Работаем в штатном режиме, это обычная проверка, — убежден директор. — Где только такого не бывает?»

По словам директора Татарского драматического театра Рашата Файзрахманова, проверка была инициирована неким анонимом, который оставил обращение По словам директора татарского драматического театра Рашата Файзрахманова, проверка была инициирована неким анонимом, который оставил обращение Фото: «БИЗНЕС Online»

Наезд на театралов?

Напомним, согласно плану Контрольно-счетной палаты Набережных Челнов на 2019-й, аудиторы в первом полугодии должны были проверить картинную галерею, центр народной культуры «Родник», детские музыкальные школы №1 и 5, а также проконтролировать эффективность управления и распоряжения имуществом в МУПах. Аудит был запланирован в «Горкоммунхозе», МУК «Автозаводский» и дирекции содержания городской инфраструктуры (ДСГИ). Во втором полугодии финансовая проверка пройдет в центре производственно-технического обеспечения муниципальных учреждений и в управлении административно-технической инспекции.

В декабре после выявленных Контрольно-счетной палатой нарушений в детской школе театрального искусства пост ее директора оставил Олег Емалтынов. Как показал аудит, объем обнаруженных нарушений составил 11,5 млн рублей. В частности, было выявлено расходование бюджетных средств без достижения требуемого результата, нарушения в оформлении фактов хозяйственной деятельности, работе с наличностью, оформлении кадровых документов, порядке начисления и оплаты труда и так далее. Как сообщали наши источники, основная претензия к Емалтынову была связана с тем, что часть принятых в школу детей официально не оформлялись, а деньги платили.

Кроме того, в прошлом году челнинская прокуратура после аудиторской проверки добилась возбуждения уголовного дела в отношении бухгалтера «Горзеленхоза». Ей инкриминировалось хищение денежных средств организации. Якобы в течение года ведущий бухгалтер-расчетчик из корыстной заинтересованности вносила заведомо ложные сведения в табель учета рабочего времени о том, что ранее уволенные сотрудники компании якобы продолжают трудиться. Женщина начисляла им зарплату на свою банковскую карту. В итоге она похитила 385 тыс. рублей, принадлежащих «Горзеленхозу».

Ирада Аюпова: «Сейчас мы проверяем почти все учреждения, в том числе с точки зрения эффективного использования финансовых средств» Ирада Аюпова: «Сейчас мы проверяем почти все учреждения, в том числе с точки зрения эффективного использования финансовых средств» Фото: «БИЗНЕС Online»

«хватаешься за все и что-то упускаешь»

Ситуацию в драмтеатре прокомментировала «БИЗНЕС Online» министр культуры РТ Ирада Аюпова: «Подтверждаю, факты выявлены, такая информация есть. Сейчас мы проверяем почти все учреждения, в том числе с точки зрения эффективного использования финансовых средств. Могу сказать, что учреждениям культуры не всегда хватает знаний для того, чтобы эффективно использовать преференции в рамках 44-го федерального закона (о госзакупках — прим. ред.). Мы регулярно собираем главных бухгалтеров, руководителей учреждений, представителей налоговой инспекции, казначейства, рассказываем о всех возможностях данного закона».

В этом же духе ситуацию для «БИЗНЕС Online» прокомментировал поэт, прозаик и главный редактор журнала «Гаилә һәм мәктәп» Ркаил Зайдулла, участвовавший в постановках драмтеатра: «Мертвые души, да?! Файзрахманов мне показался порядочным, любящим татарскую культуру, литературу. Ну и потом, я же творческий человек, финансовыми вопросами не занимаюсь».

Армандо Диаманте: «Театральная деятельность имеет определенную специфику, которую очень сложно в нынешних реалиях законодательно учитывать» Армандо Диамантэ: «Театральная деятельность имеет определенную специфику, которую очень сложно в нынешних реалиях законодательно учитывать» Фото: «БИЗНЕС Online»

Армандо Диамантэ, директор русского драматического театра «Мастеровые», никакого особого отношения со стороны правоохранителей конкретно к театральным учреждениям не видит. Театр «Мастеровые» тоже проверялся Контрольно-счетной палатой, и там также выявлены определенные недочеты, но их исправили, так как они не были столь критичны. «Просто здесь идет плановая проверка всех бюджетных учреждений, и так случилось, что и в декабрьской проверке следователей, и сейчас мелькнуло слово „театр“, — отметил он. — Никаких наездов я не чувствую. Почему нашлись „мертвые души“? Мне трудно сказать, была ли это производственная необходимость или имелись какие-то злоупотребления. Но единственное, что могу отметить, — у театральной деятельности есть определенная специфика, которую очень сложно в нынешних реалиях законодательно учитывать. Правда, сейчас имеются определенные поблажки театрам со стороны того же 44-ФЗ («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — прим. ред.). Если эти злоупотребления в татарском драмтеатре были в связи с невозможностью выполнять прямые театральные функции — это одно. Если же кто-то деньги себе забирал и обогащался — это другой расклад. Следственный комитет ко мне по поводу консультаций не обращался, хотя мое образование юридическое со специализацией „уголовное право“».

Кстати, руководитель «Мастеровых» сказал, что уволенный в декабре директор школы театрального искусства Емалтынов нашел себя на музыкальном поприще. «Он и был прекрасным музыкантом, у него это хорошо получается. Выступал у нас в театре: в спектакле „Свидетель обвинения“ мы использовали живую музыку и Емалтынов играл на баяне», — рассказал Диамантэ.

Ильсия Загидуллина: Открытие выставки, подготовка к спектаклю — это одно, творческий процесс, а в работе управленца нужно очень внимательно работать с документацией, перепроверять сотрудников и самому во все вникать»Фото: «БИЗНЕС Online»

Директор картинной галереи Ильсия Загидуллина считает, что факты еще не доказаны, потому рано их обсуждать. «Я прочитала об этом вчера и была в шоке, — рассказала она „БИЗНЕС Online“. — Я выросла при Рашате Фаесхановиче, проходила практику под его руководством, когда он был начальником управления культуры исполкома. И тот задел, который у меня есть, — это все благодаря ему. Очень компетентный руководитель, компанейский человек. Умеет найти контакт с молодежью и старшим поколением. Он и подскажет, поможет всегда», — поделилась эмоциями Загидуллина. Однако о возможных причинах подобных нарушений она сказала, что, возможно, дело в обилии мероприятий и информации: «Иногда, бывает, хватаешься за все и что-то упускаешь. У нас тоже проходила проверка, и какие-то вещи я для себя заново открыла — в ведении документации. Открытие выставки, подготовка к спектаклю — это одно, творческий процесс, а в работе управленца нужно очень внимательно работать с документацией, перепроверять сотрудников и самому во все вникать».