СК ВОЗБУДИЛ ЧЕТЫРЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛА. СРЕДИ ИХ ФИГУРАНТОВ – ЧИНОВНИК РЕЧНОГО РЕЕСТРА ЯКОВ ИВАШОВ. ВЛАДЕЛЕЦ ТЕПЛОХОДА ПЕРМСКИЙ БИЗНЕСМЕН МИХАИЛ АНТОНОВ УЖЕ НАХОДИТСЯ ПОД СЛЕДСТВИЕМ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ БОЕПРИПАСОВ

Сегодня стали известны первые результаты действий следственного комитета по поводу катастрофы «Булгарии». В отношении капитанов двух судов, не пришедших на помощь гибнущему судну, с подачи главы СК Александра Бастрыкина, возбуждены уголовные дела. Однако, капитан «Дунайского 66» утверждает, что не стал спасать тонущих потому, что от помощи отказался капитан «Арабеллы», возглавивший спасательную операцию. 

ЧЕТЫРЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛА ЗА ОДИН ДЕНЬ

Сегодня из правоохранительных органов, занимающихся расследованием обстоятельств гибели "Булгарии", пришло сразу несколько важных новостей.

Во-первых, стал известен новый фигурант – было возбуждено дело в отношении старшего эксперта камского филиала российского речного регистра Якова Ивашова. Именно он, судя по всему, проводил техническое обследование судна за несколько недель до трагедии.

Во-вторых, были заведены четыре уголовных дела: кроме Ивашова, дело возбуждено в отношении генерального директора  компании субарендатора затонувшего теплохода ООО "Аргоречтур" Светланы Инякиной. А также в отношении двух капитанов проплывших судов. Как стало известно, речь идет о судне "Арбат" и буксире "Дунайский 66".

В-третьих, совладелец теплохода Михаил Антонов фактически сдавал сам себе в аренду "Булгарию" и уже в субаренду передал ее "Аргоречтуру"…

"…ДО ДЕСЯТИ ЛЕТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ"

Российский речной регистр (РРР) является организацией, которая отвечает за безопасную эксплуатацию судов на реках и каналах России. В июне "Булгария" проходила плановую проверку, по итогам которой была признана годной к эксплуатации. Судя по всему, ответственным за проведение проверки был старший эксперт камского филиала российского речного регистра  Ивашов.

Сейчас в отношении него возбужден дело по статье 238 ч. 3 Уголовного кодекса РФ – "оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц". Санкция данной статьи предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы, сообщает официальный сайт Следственного комитета России.

Отметим, что начальник инспекции РРР подчиняется напрямую генеральному директору российского речного регистра, который, в свою очередь, является одним из замов министра транспорта РФ Игоря Левитина. Последний в эти минуты находится в Казани и возглавляет рабочую комиссию по расследовании причин гибели "Булгарии".

По этой же статье – 238-й - возбуждено дело в отношении Инякиной. Установлено, что ее компания "Аргоречтур" не имела заключенных договоров с экипажем судна, в том числе договоров страхования. Фактически компанией оказывались услуги незаконно и не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровью людей, что повлекло за собой гибель не менее 100 человек.

Сейчас Инякина и Ивашов задержаны. Решается вопрос об их аресте.

"БУЛГАРИЯ" И ЕЩЕ ПЯТЬ ТЕПЛОХОДОВ

Еще вчера было известно, что владелец теплохода ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство" сдал в аренду судно пермскому ООО "Бриз", а уже оно в свою очередь передало судно в субаренду "Аргоречтуру".

Однако сегодня выяснилась любопытная схема. Сотрудники следственного управления СКР по Пермскому краю и транспортной прокуратуры региона нагрянули в Камское речное пароходство (КРП) и провели выемку документов, передает Интерфакс-Поволжье.

Выяснилось, что "Бриз" является аффилированной структурой с ЕРП. Совет директоров Камского речного пароходства возглавляет Михаил Антонов. Ему, как пишет business-class, принадлежит 52,25% в уставном капитале, еще 42% Росимуществу. И он же, согласно данным СПАРК, является единственным учредителем Бриза.

Отметим, что в прошлом году Камское речное пароходство сдало в аренду Бризу пять теплоходов: "Х.Разумовский", "Ф.И.Панферов", "А.Фадеев", "П.Бажов" и "Ф.Жолио-Кюри". Годовая сумма аренды по каждому теплоходу составила 3,1 млн. рублей.

В том числе и по "Булгарии", который был сдан во фрахт в 2010 году и ранее назывался "Украина". Как сообщал Интерфаксу заместитель гендиректора ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство" Сергей Балиевских, затонувшее судно было передано в аренду по договору, предусматривающему, что вся ответственность за состояние и безопасность судна лежит на конечном арендаторе - ООО "Аргоречтур".

Удивителен и тот факт, что сейчас Антонов находится… под следствием за незаконный оборот боеприпасов. Как пишет сегодня газета "Коммерсантъ. Пермь", ранее его подозревали в мошенничестве, незаконном предпринимательстве и злоупотреблениях. По версии следствия, с 1996 года, занимая должность президента КРП,  Антонов выводил его имущество на баланс подконтрольных ему структур. В 1999 году его даже поместили в СИЗО, но затем уголовное дело было прекращено, поскольку обвиняемый возвратил выведенные средства и оказал помощь следствию.

"ДУНАЙСКИЙ 66": БЫЛ БЛИЗКО, НО ПРИЙТИ БЫСТРО НЕ МОГ

Новые детали проясняются в отношении двух судов, которые в момент катастрофы находились неподалеку. Стало известно, что речь идет о двух судах "Арбат" и "Дунайский 66".

В отношении капитана судна "Арбат" возбуждено уголовное дело. Снимок сделан в Камском Устье в воскресенье в 15.20, спустя менее двух часов после трагедии 

Буксир "Дунайский 66" в момент катастрофы проходил мимо уже затонувшей "Булгарии" с двумя грузовыми баржами. Судно принадлежит казанской компании "Основа-Строительные ресурсы" (по иронии судьбы, КРП в 2008 году сообщало, что намерено сдать этому предприятию 100 различных судов).

"Судно действительно проходило пункт Сюкеево в 14.30 по московскому времени с грузовым составом из двух груженых барж. В 500–600 м за кромкой судового хода были видны плотики. Людей на поверхности воды видно не было. Навстречу двигался теплоход "Арабелла", которому до места аварии оставалось не более 15 минут. Теплоходу "Дунайский 66" для расформирования грузового состава и подхода к месту нахождения спасательных плотиков требовалось более одного часа", - говорится в рапорте, который цитирует газета "Взгляд".

Согласно документу, теплоход "Булгария" сигналов бедствия не подавал, на поверхности не виднелся. Капитан теплохода "Дунайский 66"  остановил судно и запросил капитана теплохода "Арабелла" о дальнейших действиях. Капитан теплохода "Арабелла", как возглавивший спасательную операцию, от помощи теплохода "Дунайский 66" отказался из-за длительного подхода теплохода "Дунайский 66" к месту нахождения плотиков".

Капитан "Дунайского 66" предложил помощь капитану "Арабеллы", но тот отказался - буксиру пришлось бы слишком долго подходить к плотикам

Между тем, рапорт капитана противоречит показаниям выживших очевидцев. Они утверждают, что ближе всех к месту крушения были два больших корабля, один из которых по описанию похож на "Дунайский 66". Но "быть ближе" в данном случае не означало прийти быстрее, подчеркивает издание. У буксира с двумя баржами, как считают владельцы судна, маневр занял бы много времени. 

Отметим, что буксир "Дунайский 66" в 2009 году стал причиной гибели рыбака – на Куйбышевском водохранилище он наехал на резиновую лодку, ее владелец утонул. Мужчина дремал в лодке и не слышал подаваемых ему сигналов. Находившиеся рядом другие рыбаки отплыть с фарватера успели.

БИЗНЕС Online

Справка

ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство"

Зарегистрировано в 1993 году.
53% акций принадлежит председателю совета директоров ОАО Михаилу Антонову через "Antonov Group — F.Z.E.", зарегистрированную в ОАЭ.
32,13% от уставного капитала принадлежит государству.
Стоимость чистых активов оценивается в 55,36 млн. рублей.
Кредиторская задолженность - 265,4 млн. рублей.
Общий объем выручки за первый квартал 2011 года составил 3,7 млн. рублей.
Согласно отчетности ОАО, оно сдает шесть своих судов, в том числе "Булгарию", в аренду пермскому ООО "Бриз", получая за каждое из них 3,125 млн руб. в год. Владельцем ООО также является господин Антонов.