КАПИТАН, ПЕРВЫМ ПРИШЕДШИЙ НА ПОМОЩЬ ПАССАЖИРАМ «БУЛГАРИИ», РОВНО 10 ЛЕТ НАЗАД ЕДВА ОСТАЛСЯ ЖИВ ВО ВРЕМЯ ГИБЕЛИ ТАТАРСТАНСКОГО ТЕПЛОХОДА «КОНСТАНТИН ЦИОЛКОВСКИЙ» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ    

Роман Лизалин, капитан «Арабеллы», которая первой оказалась на месте крушения «Булгарии», чудом выжил во время пожара на теплоходе «Константин Циолковский» в 2001 году. По мистическому совпадению трагедия произошла в эти же июльские дни. Тогда Лизалин сильно обгорел при взрыве и вернулся на флот только благодаря своей неукротимой верности выбранной профессии речника. Вернулся, как оказалось, чтобы спасти десятки жизней…

ШЛЮПКИ - НА ВОДУ!

Теплоход «Арабелла», напомним, 10 июля первым оказался на месте крушения «Булгарии». И сразу же начал спасательную операцию. 30-летний Роман Лизалин, назначенный капитаном теплохода весной этого года, проявил высочайшую степень организованности. В итоге на борт «Арабеллы» ее экипажем были подняты десятки людей, находившихся в воде после крушения «Булгарии». Вечером того же дня «Арабелла» (принадлежит ООО «Адмирал») доставила в казанский речной порт 79 спасенных.

Вот что рассказал газете ""Московский комсомолец" о трагедии «Булгарии» сам Лизалин:

- Мы своевременно спустили шлюпки на воду. Члены экипажа действовали превосходно, все делали четко. Все понимали, что счет времени идет на секунды. Нам активно помогали туристы, отдыхавшие у нас на борту. Равнодушным не был ни один человек!

- Вам удалось лично пообщаться со спасенными людьми?

- Допрашивать никакого желания не было, состояние людей было ужасное. Единственное, от спасенных членов экипажа «Булгарии» удалось узнать, что судно сначала было опрокинуто сильным порывом ветра из-за уже имевшегося крена на правый борт. Так это или нет, будут выяснять следователи…

ЧЕРНЫЙ ДЫМ И КРАСНЫЕ МАШИНЫ ПОЖАРНЫХ
МЫ УВИДЕЛИ ЕЩЕ ИЗДАЛИ

Наверное, в те страшные минуты, увидев в воде тонущих людей, Роман, пусть мельком, но вспомнил пожар, бушевавший на «Константине Циолковском», и то тяжелое испытание, которое выпало на его долю ровно десять лет назад…

Взрыв на теплоходе, случившийся в Санкт-Петербурге (это был конечный пункт круиза из Казани) 12 июля 2001 года, вызвал сильнейший резонанс по всей России.  О ней подробно рассказала в казанской газете «Восточный экспресс» наша коллега Резеда Даутова, которой очень повезло (как журналисту) и сильно не повезло (как отдыхающей) оказаться в числе пассажиров этого теплохода. Предлагаем выдержки из ее материалов десятилетней давности.

«...Никогда не знаешь, что уготовит тебе судьба. Пишу об этих горестных событиях не с чьих-то слов, а по следам своих переживаний. Я оказалась в числе участников злополучного круиза (как потом выяснится, единственный казанский журналист). Как и другие, мы с мужем тоже «клюнули» на маршрут, в котором самыми притягательными были остров Валаам, Кижи и, конечно, возможность провести три дня в Питере. Предел мечтаний!..

Первая половина круиза прошла замечательно. Как потом скажет одна пассажирка «Циолковского», жили, как в раю: нам несказанно повезло с погодой, кормили очень вкусно и помногу, культмассовики-затейники не давали скучать… И в Питер 10 июля наш белый теплоход пришел вовремя. Три дня на Неве показались одним прекрасным мигом. А 12-го в 20.00 наше путешествие должно было продолжиться.

…Черный дым и красные машины пожарных мы увидели еще издали. Не могли поверить глазам: неужели горит «Циолковский»?!..  Между тем пожарные, не жалея воды, заливают корму теплохода - ту часть, откуда идет черный дым. С берега кажется, что горит всего лишь радиорубка, расположенная на корме третьей палубы. На самом же деле огонь бушует ниже - в машинном отделении. Говорят, служебные каюты если и не сгорели, то основательно залиты водой. Пожарные раздраили в трюме иллюминаторы. И через какое-то время буквально на глазах оцепеневшей толпы наш «Циолковский» заваливается набок, под воду уходит весь его левый бок. Затопленным оказывается не только трюм, но и часть главной палубы.

Осознание того, что там остались абсолютно все вещи - и у тех, кто во время пожара был на экскурсии в городе, и у тех, кто выскочил на берег в чем был, - еще где-то в самом дальнем уголке нашего мозга. Окончательно мы поймем это только тогда, когда пожарные уедут, водолазы возьмутся обследовать подводную часть теплохода, а капитан, пряча глаза, будет метаться между мертвым судном и зданием речного порта. Через какое-то время он выйдет к нам. И скажет, сдерживая горечь: простите, не уберегли теплоход, испортили вам отпуск, вещи вернем. По его словам, в Питер уже выехал представитель «Татфлота»…

ОН МЕЧТАЛ СТАТЬ КАПИТАНОМ

…Когда произошел взрыв парового котла, в машинном отделении находился 20-летний моторист Роман Лизалин. Он чудом спасся, но получил 36 процентов ожога. Перевезти его из Ожогового центра Петербурга семья смогла только через месяц и то с огромным трудом.

Родственники надеялись, что «Татфлот» хоть как-то поможет поставить своего работника на ноги. Но увы! - встретили полное равнодушие. Тогда Лизалины решили подать в суд на «Татфлот» с требованием возместить моральный и материальный ущерб.

Разбирательство растянулось на несколько месяцев. Представитель судоходной компании три раза подряд не являлся на судебное заседание, пока на него не наложили штраф. А в отзыве компании на исковое заявление Лизалиных были написаны вообще удивительные вещи, которые делают этот самый отзыв похожим на обычную отписку. Например, что «Татфлот» оплачивает потерпевшему больничные листы, хотя это вовсе не заслуга компании, а прямая ее обязанность. Да и деньги эти, если уж быть до конца точными, из «кошелька» соцстраха. Или что компания оплатила мотористу, находившемуся в «Воднике», дополнительное питание, необходимые лекарства и даже посторонний уход. Но ухаживал за парнем его собственный отец (тоже бывший речник), и это он ломал голову, как на имеющиеся у него сбережения покупать для усиленного питания своего сына (парень потерял около 20 килограмм веса!) хорошее мясо, ежедневно по три литра сока, два литра минералки, свежие овощи… Это он объезжал аптеку за аптекой, чтобы найти необходимые медикаменты… А рекомендованные Ожоговым институтом Петербурга гигиенические ванны каждые два дня вообще оказались под большим вопросом - в больнице не было горячей воды…

Однако моральный вред суд оценил всего в 15 тысяч рублей - это почти в 33 раза меньше, чем запросил у судоходной компании «Татфлот» истец… Хотя, по заключению врачей, парень потерял 30 процентов профессиональной трудоспособности. Чтобы сбылась его мечта стать капитаном, потребуется приложить массу усилий и огромную волю. Ведь в Горьковский речной институт, куда он собирался поступать учиться, принимают только со 100-процентным здоровьем. Роману Лизалину предстоит несколько пластических операций. На сегодняшний день он элементарно не может поднять руки…

СЫНА СПАСЛО ЧУДО

В Казань Романа перевезли 5 августа, положили в ведомственную больницу «Водник». Вот что рассказал отец Романа Евгений Лизалин, сам речник, причем с большим стажем. Ему тоже приходилось бывать в чрезвычайных ситуациях, но даже он считает: сына спасло чудо.

- В машинном отделении должно было находиться три человека, - говорит Евгений Владимирович, – кочегар, чтобы за котлом смотреть. Моторист и вахтенный начальник. Роман в момент взрыва менял топливный насос на вспомогательном движке. Это серьезный, ответственный узел. Почему он делал это один – мне непонятно. Тем более, что о неисправности котла было известно еще до рейса. Именно по этой причине в Чистополе речной регистр не принял «Циолковский» - не работали автоматика и клапаны. Дали разрешение только на разовый проход до Казани. В Казани регистр тоже не принял теплоход. Тогда ввели должность кочегара, который должен был при работе котла находиться при нем. Даже три кочегара. Но как выполнили это распоряжение – большой вопрос. По рассказу Романа, когда произошел взрыв, его с ног до головы обдало горячей струей и пламенем. Вспыхнул, как факел. Одно спасение – бежать. А тут еще буквально в 10 сантиметрах пролетела слань (тяжелый металлический лист с пола). Еще чуть-чуть и срезала бы голову. Он провалился, ударился головой. Не потерял сознание только потому, что горел. На какое-то мгновение увидел иллюминатор…

- Говорят, у Романа это была первая навигация.

- До этого он работал на судах 576-го проекта (головное судно – «VI пятилетка», самоходки). Потом плавал на трехпалубнике «Александр Фадеев». Затем вместе со мной – на земнснаряде «Прага-9», а нынче взяли на «Циолковский». Этот злополучный тур – его второй рейс. Отзывы капитана и команды были положительными. Не пьет, не курит, очень исполнительный.

- Когда и от кого вы узнали о несчастье?

- Нам сообщили на вторые сутки. Никак не могли из Питера дозвониться до Чистополя. Причем говорили по-разному: то 70 процентов ожога, то 78. а у нас буквально с 12 на 13 июля были похороны – у моего младшего брата жена умерла. Я только из морга приехал, а мне говорят: Роман погорел. Голова не своя, ничего не соображаю. Сроду не обращался в больницу, а тут «скорую» пришлось вызывать – плохо мне стало. Мать моя ведро таблеток, наверное, съела. Мы ведь в мае, нынче еще и отца потеряли. Черный год какой-то! В Петербург срочно выехала жена. В реанимацию ее впустили не сразу, а когда наконец-то увидела сына – не узнала его. Через десять секунд ее саму оттуда унесли без сознания. На нем живого места не было – весь в коричневых струпьях.

- В прессе прошла информация, что Татфлот перечислил в Ожоговый центр Санкт-Петербурга 33 тысячи рублей. Неужели даже для критических больных там платное лечение?

- Да, платное. У судового врача было 9 процентов ожога, у Романа, как я говорил, - 36. У обоих обожжены легкие. Первую неделю их поддерживали, чтобы только не умерли. Но необходимых медикаментов не было. Одна ампула самого простого укола стоит 500 рублей! Потом лекарства появились, но только на неделю. В больницу пришла какая-то дама и выложила 50 тысяч рублей на лечение теплоходников. Не представилась. Сердечное ей спасибо. За эту неделю Роман и врач начали идти на поправку. Потом деньги кончились, и следующую неделю они лежали там без всякого лечения. Не дождавшись от Татфлота переводов, администрация центра попросила освободить палату. Жена посадила полуживого Романа в поезд. И они приехали в Казань. В «Воднике» отношение медиков очень хорошее. Чем могли, помогли. Спасибо огромное…

ТАЙНОЕ ПРИБЫТИЕ

В субботу, 18 августа 2001 года, в 11 часов теплоход «Циолковский» привели к грузовому причалу речного порта Казани. Почти инкогнито: на борту флагмана ни государственного флага, ни названия… Флаг и название были предусмотрительно сняты еще в Питере. Чтобы, видимо, по пути никто не догадался, что безымянный теплоход на буксире – тот самый «Циолковский» татарстанского флота, который возвращается домой через месяц с лишним после пожара в Санкт-Петербурге. Дату прибытия в Казани тоже всячески скрывали…

В Казани «Циолковский» спрятали в самой глубине охранной зоны, куда посторонним вход воспрещен. Однако нам удалось все-таки туда пробраться. Фотографировать на судне не разрешили, так что читателю придется поверить нам на слово. Мы спустились в трюм, заглянули в самые пострадавшие каюты: все переломано, расплавлено, со стен слезла обивка, нет дверей. Такое впечатление, что здесь похозяйничал страшной силы тайфун. На главной палубе, в служебном отсеке картина не менее жуткая. Во-первых, в коридоре, прямо из пола, который вспучился от взрыва, торчит, словно диковинный цветок, макушка порового котла. На потолке голая проводка, уже изрядно позеленевшая. Все обуглено…

НА «ЦИОЛКОВСКОМ» УСТАРЕЛ МЕТАЛЛ

«Диагноз», поставленный питерской комиссией, - усталость металла. Как оказалось, не сработали и предохранительные клапаны, которые должны были среагировать на изменение давления в паровом котле. Почему это произошло – комиссия не дала ответа. Клапаны находятся сейчас в Питере на экспертизе.

Действительно, в той истории много непонятного. Например, по словам матросов, паровой котел после взрыва почему-то остался целым. Даже краска на нем не расплавилась. Его только сорвало с фундамента.

Отдельный разговор о действиях пожарных, на которых кое-кто пытается свалить причину затопления «Циолковского». Мы обратились за консультацией к татарстанской пожарной службе. Нам сказали: трудно говорить о пожаре, не видя его и не зная все деталей. Однако о непрофессионализме питерских пожарных, видимо, говорить не приходится. Этот гарнизон один из мощных в России. Но самое главное – пожар на многопалубных теплоходах считается очень сложным, потому что огонь за считанные минуты покрывает расстояние в несколько метров. Есть серьезная опасность упустить огонь, даже потушив первоначальный очаг. Скорее всего, это и произошло на «Циолковском» - потушили огонь в машинном отделении, а огонь вылез наверху…»

ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ

Автор этих публикаций, ныне руководитель отдела по связям с общественностью и СМИ академии наук Республики Татарстан Резеда Даутова так прокомментировала «БИЗНЕС Online» те давнишние события и их связь с сегодняшней трагедией «Булгарии»:

- История повторяется! Ведь наш «Циолковский» тоже был не совсем исправен. Поэтому и взорвался. Хорошо, что не на Ладоге, где не видно берегов. Тот страшный урок, похоже, не научил наших речников ничему…

БИЗНЕС Online

Фото с сайта
пострадавших при взрыве
и пассажиров Циолковского и «МК»

После пожара на Циолковском