Юлия Стуликова: «Многие спрашивают меня, зачем мне это нужно. Две главные причины: мне очень нравится все то, что связано с деятельностью организатора, и у меня есть сильное желание помогать другим» Юлия Стуликова: «Многие спрашивают, зачем мне это нужно. Две главные причины: мне очень нравится все то, что связано с деятельностью организатора, и у меня есть сильное желание помогать другим» Фото предоставлено Юлией Стуликовой

«У НАС УЧАСТВУЮТ ХУДОЖНИКИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ, МНОГИЕ ИЗ НИХ — НАСТОЯЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ»

— Юлия, кто из художников принимает участие в экспозиции «Знаменитая живопись»? Чей портрет продается за большую стоимость?

 В выставке «Знаменитая живопись» принимают участие 12 российских художников. Четверо — это художники из автограда, остальные — из Москвы, Казани и Чистополя. В экспозиции представлено более 40 портретов всемирно известных людей. Среди них можно найти легендарных актеров, политиков, музыкантов. Есть и киногерои. Все картины, кстати, продаются. Цены колеблются от 1 до 20 тысяч рублей. Например, есть портреты спортсменов в графике всего за 1 тысячу рублей, а большой портрет Мэрилин Монро, выполненный в технике глянцевой живописи, стоит 20 тысяч рублей. Выставка продлится до 26 августа.

— Какие следующие выставки? Поделитесь планами?

— Следующая экспозиция «Мои Челны» будет посвящена нашему городу. Сейчас как раз идет прием заявок от художников. Затем по плану у нас «КотоМания-2019», персональная выставка одного из челнинских живописцев и еще несколько тем. Всех секретов пока раскрывать не буду.

— Почему вы не организовываете выставки в картинной галерее, например?

— У меня много планов по проведению арт-проектов, есть очень интересные, я бы сказала, новаторские задумки, часть из которых можно было бы провести и в картинной галерее. Но когда я провела там свою первую выставку, то столкнулась с некоторыми моментами, из-за которых мне пришлось отказаться от этой идеи.

«Все картины продаются. Цены колеблются от одной до двадцати тысяч рублей» «Все картины продаются. Цены колеблются от 1 до 20 тысяч рублей» Фото: Олег Спиридонов

— Это побудило вас к созданию проекта «АртСтена»?

— Да. Одна из целей — чтобы выставки были доступны всем, поэтому я сразу решила, что вход будет свободный, а место — с высоким трафиком, чтобы как можно больше людей могли посетить мероприятия. Проехав по городу, посмотрев и проанализировав, что у нас есть, я сделала двум городским торговым центрам предложение об открытии выставочной площадки. В итоге руководство ТРЦ «Торговый Квартал» пошло мне навстречу, и в ноябре 2018-го открылась «АртСтена», чему несказанно рада я и многие художники. Очень благодарна администрации «Торгового Квартала» за поддержку. У нас принципиально бесплатное участие для художников, мне абсолютно все равно, есть ли у кого-то художественное образование, сколько ему лет, из какого он города и т. д. Важно, чтобы их работы несли какой-то смысл, чтобы в них был посыл. К слову, у нас выставляются художники разных уровней, есть много профессиональных, участники десятков выставок, есть и заслуженные, и победители даже международных конкурсов. За время действия проекта в нем уже приняли участие более 50 художников из самых разных городов России.

— Всеми организационными вопросами вы сами занимаетесь?

— Всеми процессами от и до занимаюсь сама, только на монтаж картин приглашаю второго человека. Планирую темы, веду переговоры с участниками, готовлю рекламу, принимаю и отправляю работы художников из разных городов, развожу картины по покупателям и так далее. В организации процесса очень помогает имеющийся опыт руководителя, ну и, наверное, личные качества — целеустремленность и ответственность.

— Сколько выставок прошло на этой площадке?

— За время работы площадки у нас проходит уже шестая выставка. Самая популярная была «КотоМания», с которой мы и открылись в 2018 году. До сих пор люди звонят и пишут, интересуются, не осталась ли понравившаяся им работа. Котиков любят все. Также вызвала большой интерес выставка Love is…, приуроченная ко Дню влюбленных и Международному женскому дню. С ней связаны очень приятные воспоминания. Мне позвонил мужчина и попросил отвезти его девушке, с которой они поссорились, одну из работ с выставки. Сам он не мог, потому что находился в командировке. Причем время было уже позднее, а везти нужно было срочно. Он мне сообщил адрес, и я, найдя замену нужной картине, отвезла ее в указанное место, передала со словами, которые меня попросили сказать. Не знаю, в чем провинился мужчина, но девушка сначала выглядела очень злой. Но когда я вручила ей картину в подарок, она оттаяла, обрадовалась. А мужчина был просто счастлив, почти всю дорогу, пока я возвращалась, радостно рассказывал о том, что они строят дом и эта картина будет висеть у них над камином. Вот так «АртСтена» еще и соединяет сердца. Надеюсь, у них все хорошо и картина еще долго будет напоминать обо мне.

— Сколько в среднем стоят картины художников?

— У нас выставляются работы по разным ценам. Художники сами решают, какую сумму назначить. Цены на свои работы многие авторы ставят очень низкие, чуть выше себестоимости, то есть в районе 1–3 тысяч рублей. Ведь сам холст с красками, а также багет могут обойтись и в 2–3 тысячи рублей. А еще художник от нескольких дней до недель может потратить на свою работу, и если он оценивает ее в итоге в 7–10 тысяч рублей, то это вовсе недорого. Никто же не хочет работать, например, целый месяц за 5 тысяч рублей. А для художников это считается почему-то, нормальным. Для большинства участников главная цель — просто показать свои работы общественности.

— Насколько хорошо они покупаются?

— В Челнах есть люди, для которых искусство — это своего рода инвестиции. Они могут купить и за несколько десятков тысяч рублей картину, и еще дороже. Есть и те, кто ценит живопись, но у кого небольшие доходы, и они копят и покупают, как правило, недорогие работы, в пределах нескольких тысяч. По моим наблюдениям, большинство тех, кто интересуется искусством, не имеют финансовой возможности приобрести картины художников.

«В выставке «Знаменитая живопись» принимают участие 12 российских художников. В экспозиции представлены более 40 портретов всемирно известных людей» «В выставке «Знаменитая живопись» принимают участие 12 российских художников. В экспозиции представлено более 40 портретов всемирно известных людей» Фото: Олег Спиридонов

«я отправилась самостоятельно на поиски художественной школы. Бродила, наверное, часа два. Пока  не начался сильный ливень»

— Юлия, расскажите, пожалуйста, о себе. Вы челнинка?

— Я родилась в Набережных Челнах. Мои родители, как и многие другие, в 70-х годах приехали в этот город на всесоюзную стройку из Калининградской области. Здесь же я получила два высших образования по банковскому делу и менеджменту. Свою профессиональную деятельность начала в должности рекламного агента. Имея тягу к литературному труду, попробовала себя в журналистике в газете «Челны-ЛТД». Последние 9 лет работала в фешен-индустрии на всемирно известный испанский бренд. Как у директора магазина, у меня было много функций и задач, но больше всего мне нравилось планирование мерчендайзинга и витринистики, благодаря чему я могла творчески самовыражаться.

«За время работы площадки у нас проходит уже 6-я выставка. Самая популярная была «КотоМания», с которой мы и открылись в 2018 году» «За время работы площадки у нас проходит уже шестая выставка. Самая популярная была «КотоМания», с которой мы и открылись в 2018 году» Фото предоставлено Юлией Стуликовой

— Когда вы почувствовали тягу к изобразительному искусству?

— На протяжении своего жизненного пути время от времени я делала какие-то зарисовки карандашом или ручкой, наброски людей. Но, честно говоря, всему этому не придавала большого значения и поэтому даже не показывала никому свое творчество. (Смеется.)

— А в художественной школе не обучались?

— О, с этим связана забавная история. Когда мне было 8 лет, я решила, что хочу поступить в художественную школу. Тогда ни я, ни мама не знали, где она находится. Примерный ориентир мне дали, и я отправилась самостоятельно на ее поиски. Бродила, наверное, часа два. Пока блуждала, начался сильный ливень, и я промокла до нитки, а школу так и не нашла. Так мое знакомство с волшебным миром живописи было отложено на долгие годы. И только буквально года четыре назад написала свою первую картину маслом на холсте. Не скажу, что сильно понравился результат, но мне был интересен сам процесс. Одной картины оказалось недостаточно для самовыражения, и я стала продолжать заниматься живописью. Начала читать специализированную литературу, смотреть видео, даже сходила пару раз на мастер-классы. Таким образом у меня появилась коллекция картин, которые захотелось показать широкому кругу людей.

— Организовали персональную выставку?

— Для нее у меня было недостаточно работ. Поэтому я предложила принять участие в выставке другим художникам. И все это вылилось в международную экспозицию «Каталог любви». В ней приняли участие 18 художников из трех стран.

— Эта выставка была организована в Челнах?

— Да, я открыла ее летом 2017 года в челнинской картинной галерее. Что примечательно, она вызвала большой резонанс, посетители были в восторге! Я составила целую программу для открытия, пригласила артистов. Незнакомые люди подходили ко мне и благодарили за приятно проведенное время. Многие, кстати, спрашивали, а какие еще выставки у меня будут, отмечая при этом достоинство картин. Тогда я получила неимоверный заряд энергии и вдохновения и поняла, что это то, что я хочу делать. И с тех пор занимаюсь организацией выставок.

«На одной площадке были выставлены картины, нарисованные художниками-животными, и также картины, которые написали художники-анималисты» «На одной площадке были выставлены картины, нарисованные художниками-животными, и также работы, которые написали художники-анималисты» Фото предоставлено Юлией Стуликовой

«У МЕНЯ НАКОПИЛОСЬ БОЛЕЕ 50 КАРТИН, СОЗДАННЫХ ЖИВОТНЫМИ»

— Какая выставка была следующей?

— Я провела персональную выставку художника из Воронежа, мастера уникальных картин из соломки Никиты Колесова. Организовала ее на третьем этаже ТЦ «Европейский Мебельград». Кстати, по словам Никиты, это была его первая персональная выставка. Он единственный в России, кто профессионально выполняет из соломки портреты известных личностей и персонажей. На открытии этой выставки был проведен аукцион одной из работ с изображением первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева со стартовой ценой в 1 тысячу рублей. В итоге портрет Шаймиева приобрел житель Челнов за 25 тысяч рублей!

Над темой третьей выставки я даже не задумывалась, уже знала. На тот момент уже несколько лет собирала рисунки, сделанные животными. Этим необычным хобби я увлеклась после того, как мне подарили картину, написанную дельфином. Это меня поразило! Стало интересно, а кто еще из животных умеет рисовать. Стала собирать информацию и рисунки. Иногда даже выезжала на место проживания животного-художника, чтобы познакомиться с ним и посмотреть на процесс творчества вживую. Таким образом, у меня накопилось более 50 картин и инсталляций, созданных 15 авторами-животными.

— А какими именно?

— Они были сделаны дельфинами, белыми китами, кошками, собаками, курочкой, петушком, селезнем, северной морской львицей, бобром и тюленем. Свою собранную коллекцию я презентовала в Москве в галерее площадью 900 квадратных метров. Причем имел место прецедент. На одной площадке были выставлены картины, нарисованные художниками-животными, и также работы, которые написали художники-анималисты. Вышла масштабная выставка: 15 художников-животных и 22 художника нomo sapiens из нескольких городов России. Все участвовали бесплатно. Мне была интересна прежде всего реакция людей. Искала информацию о подобных выставках и не нашла. Получается, что я создала первый в мире музей искусства животных Animal Art.

Всем посетителям выставка очень понравилась, многие были крайне изумлены тем, что животные тоже умеют рисовать. Например, картины курочки и петушка практически не отличаются от работ всемирно известного американского художника Джексона Поллока, чьи картины продаются за миллионы долларов. А тюлень Дуся — единственный в мире тюлень, который умеет рисовать смайлики. Благодаря этой выставке можно заставить людей по-другому, более уважительно относиться к животным, воспитывать эмпатию и человечность. Тем более что на подобные экспозиции ходят с детишками. Хотя даже взрослые впечатлились настолько, что некоторые говорили, что больше не будут есть мясо. А один мужчина, стоя перед картинами черепахи, даже заплакал. Как оказалось, у него несколько лет жила азиатская сухопутная черепаха и она умерла. Про выставку музея Animal Art написало несколько десятков московских и федеральных СМИ, и ко мне стали поступать предложения о гастролях.

— Куда вас пригласили?

— Меня приглашали, например, в Троицкий музей. Звонили из отдела культуры Иваново, в Питере нами заинтересовалась галерея. Но так как я коренная челнинка, хотелось продолжать этот проект именно в Татарстане. Мне кажется, что благодаря его уникальности и позитивности он способен дополнительно привлечь туристов в регион, стать еще одной достопримечательностью республики. В последнее время я вижу, что растет интерес к животным-художникам. То тут, то там появляется информация об очередном таком таланте. Это всего лишь дело времени, кто-то будет первым, кто откроет такой музей. Так почему бы не стать первым Татарстану? Тем более что в СМИ писали о желании нашего правительства развивать туризм.

«Мне прямым текстом было сказано, чтобы я даже не пыталась куда-то попасть со своими работами и вообще заявляться на конкурсы» «Мне прямым текстом было сказано, чтобы я даже не пыталась куда-то попасть со своими работами и вообще заявляться на конкурсы» Фото: Олег Спиридонов

«ОБЫЧНЫЙ ХУДОЖНИК НЕ МОЖЕТ ПРОВЕСТИ СВОЮ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ В ГАЛЕРЕЕ»

— Вы не пробовали презентовать свой проект?

— Я подготовила данные и презентовала музей искусства животных Animal Art в министерстве туризма в Казани. По сути, это готовый проект, коллекция собрана и будет еще пополняться. Финансовых вложений не требуется. Я не просила денег на его реализацию, а только посодействовать в поиске подходящей под музей площадки с разумной ценой аренды. Но, к сожалению, это не заинтересовало чиновников.

Но я на этом не остановилась. К тому времени у меня сформировалось стойкое желание найти постоянную площадку для проведения выставок. Многие часто спрашивают меня, зачем мне это нужно. Две главные причины: потому что очень нравится все то, что связано с деятельностью организатора, и у меня есть сильное желание помогать другим. Существуют волонтеры и люди, помогающие, например, животным. Я своего рода волонтер в искусстве. Мне нравится собирать коллекцию, планировать экспозицию, когда из нескольких десятков картин нужно составить интересную мозаику. Люблю, когда люди делятся своими впечатлениями от увиденных работ, когда они в восторге от купленных картин. Я переживаю за всех своих участников и очень радуюсь, когда покупают их картины. Мне нравится вдохновлять других людей. Приятно, когда художники сияют потому, что приобрели их работы. Хотя для большинства даже не продажа, а просто само участие в выставке уже большая радость. Ведь по роду своей деятельности я общалась с очень большим количеством художников из разных городов. Узнавала о проблемах и трудностях, с которыми им приходится сталкиваться в своем творчестве, причем некоторые из них познала на собственном опыте.

«Для персональной выставки у меня было недостаточно работ. Поэтому я предложила принять участие в выставке другим художникам. И все это вылилось в международную выставку «Каталог любви» «Для персональной выставки у меня было недостаточно работ. Поэтому я предложила принять участие в экспозиции другим художникам, и все это вылилось в международную выставку «Каталог любви» Фото предоставлено Юлией Стуликовой

— Расскажите об этом подробнее.

— В сфере живописи, как, наверное, и в других, есть узкий круг заинтересованных лиц, в который очень сложно попасть всем остальным. И дело вовсе не в таланте и образовании. Во-первых, обычный художник не может провести свою персональную выставку в галерее, как минимум он должен заплатить за аренду места. А стоимость аренды малого зала в 97 «квадратов» в галерее, между прочим, выше в несколько раз, чем цена аренды галереи 900 квадратных метров в Москве. Далеко не у всех художников есть возможность заплатить такую сумму. Также я не раз слышала от участников всевозможных выставок и даже победителей, что они не всегда могут просто принять участие в местной экспозиции, не проходят первичный отборочный тур. Речь не только про Челны, и в других городах сложности с тем, чтобы выставиться. Поделюсь конкретным примером. В 2018 году я стала лауреатом международного конкурса TatarStars в номинации «живопись». В жюри были с десяток заслуженных деятелей искусств России и Татарстана, в том числе и председатель правления союза художников Республики Татарстан Зуфар Гимаев. Весной этого года я решила принять участие в городском конкурсе в области литературы и искусства, проводимом управлением культуры исполнительного комитета. К слову, несколько художников мне сказали, что туда нет смысла пробоваться, так как многих не пускают на этот конкурс и даже имя победителя уже якобы известно. По положению, одна из главных целей конкурса — поддержка творческих людей и развитие культуры в городе, и принять участие могут все желающие.

Например, художники с работами, которые уже выставлялись где-то. Однако информацию о нем выдают очень сжато, на телефонные звонки с вопросами, например, сколько картин можно заявить на конкурс (этот важный пункт не был включен в положение) в управлении культуры много дней вообще не могли ответить, никто не знал! Но самое главное — то, что, когда я договорилась о встрече с председателем челнинского союза художников Факилем Гайфутдиновым и подъехала со своими работами для получения рецензии, которая требовалась на конкурс, начался какой-то театр абсурда. К слову, у меня были картины, которые победили в конкурсе. Но я даже не успела толком показать их, как Гайфутдинов стал критиковать: и цвет зеленый какой-то страшный, и холст ненастоящий, и вообще он не будет давать мне никаких рецензий, потому что я не состою в союзе художников и не участвую в их выставках. Хотя, стоит отметить, это противоречило положению конкурса и вообще здравому смыслу. Мне прямым текстом было сказано, чтобы я даже не пыталась куда-то попасть со своими работами и вообще заявляться на конкурсы.

 — Странная реакция.

— Забавно, что он мне посоветовал съездить в магазин «Художник», чтобы «увидеть настоящий холст», в то время как я привезла ему работы, сделанные на холстах, купленных в этом магазине. Но самое главное, что, когда я ему сказала, что стала лауреатом международного конкурса, Факиль Фоатович ответил: «Мало ли каких только конкурсов сейчас ни проводится, и все они не имеют никакого значения». 

Сейчас просто выставиться — проблема, речь даже не идет о победе в самом конкурсе. Интересно, что не было нигде никакой информации о том, как можно увидеть сами работы участников конкурса и победителя и кто судьи. Резонный вопрос: для чего или кого проводится этот конкурс? Разве он способен развивать культуру города, если в нем участвует ограниченный круг лиц и все происходит в закрытом доступе от людей? Неужели со всего более чем полумиллионного города было только 12 заявок на все четыре номинации? Или от других желающих заявки так же не приняли, как и от меня. А ведь, между прочим, на этот конкурс выделяются  деньги налогоплательщиков. Такие мероприятия должны быть прозрачны и широко освещены. А пока я от проекта «АртСтена» получаю большое удовольствие. Прекрасно понимаю проблемы художников и, пока у меня есть такая возможность, им помогаю. Я открыта для всех.