Гость проекта Руслана Абдулнасырова Илья Лысенков — владелец автоцентров «Блюзмобиль»

ЧЕРЕЗ АВТОМОЙКИ, ШИНОМОНТАЖ, ШАУРМУ — К СТУДИИ АВТОЗВУКА

— Илья, традиционный вопрос: с чего все началось? Как ты создавал этот бизнес, тем более в нелегкие 90-е?

— После профессиональной службы в армии и увольнения в запас нужно было как-то зарабатывать деньги. (Это сейчас военные хорошие деньги получают, а тогда армия разваливалась.) Были попытки «челночить»: что-то где-то купить, потом привезти и продать. Например, ездили за автозапчастями в Тольятти, сигареты перепродавали. Были попытки бизнеса на автомойках, шиномонтаже и даже на шаурме. Но все-таки оставалось желание найти основательный бизнес — интересный и прибыльный. Так появилась студия автозвука. Но не хватало масштабности, хотелось развиваться в этой нише. И, среди прочего, подвернулось предложение по франшизе «Блюзмобиль».

— То есть «Блюзмобиль» — это тоже франшиза? Уже тогда?

— Да, это франшиза, но не в теперешнем понимании этого термина. Паушального взноса не было, выплат тоже. Это была франшиза идеи. Да, существовали обязательства по закупке оборудования и продукции, но основной фишкой «Блюзмобиля» была тусовка любителей и специалистов по автозвуку: проводились фестивали и соревнования. Чего-то подобного нам и не хватало. После пары лет «кустарничества» в 2004 году мы примкнули к сети «Блюзмобиль».

— Ну да, сейчас под франшизой понимают совсем другое. А на чем зарабатывали?

— На установке аудиосистем в машины и зарабатывали. Идея была в том, чтобы через мероприятия повышать интерес к этой теме и формировать некоторое сообщество знатоков автозвука. В те годы были сильные игроки на этом рынке в Казани: «Безопасность» и «Солнышко». Автозвук, установленный в «Солнышко», был даже неким брендом и существенно влиял на цену автомобиля при продаже. Но мы «брали» своих клиентов именно масштабными событиями по автозвуку, которые проходили под брендом «Блюзмобиль» и в других российских городах.


— Какой доход примерно это приносило?

— Точные цифры сейчас вряд ли вспомню. Но в год продавалось около 400 сабвуферов. Это значит, что покупали вместе с ним всю акустику, магнитолу, усилитель и услуги по установке. Тогда этот бизнес был прибыльным.

— Но сейчас же у тебя автоцентры? По сути, автосервисы с расширенным спектром услуг и еще под брендом «Бош». Как так получилось?

— За резким ростом спроса последовало такое же стремительное падение. Четыре-пять, наверное, лет назад бизнес по автозвуку был похоронен. И не только у нас. Автопроизводители просто забрали эти доходы себе — стали устанавливать штатные, вполне неплохие «мультимедийки». Такие ценители звука, как я, могут попытаться объяснить владельцу машины разницу, но эти тонкости мало кого интересуют, спроса почти не осталось. Автосервисным бизнесом мы тоже занимались, но основной доход, процентов 80, приносил автозвук. И вот когда доходы с него рухнули практически до нуля, тогда и возникла необходимость уже двумя руками браться за автосервис.

«БОШ» ХОРОШ ТЕМ, ЧТО ТРЕБУЕТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ВЫСОКИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА УСЛУГ

— Я так понимаю, что это тоже франшиза?

— Да, «Бош-сервис» — это сетевой мировой бренд. С 2013 года один из филиалов «Блюзмобиля» сертифицирован под этой маркой, второй работает как обычный автосервис.

— Была ли необходимость нести большие расходы на покупку франшизы?

— Сейчас уже однозначно могу сказать да. Поначалу, конечно, было непросто: разногласия с сыном (он сейчас управляет всеми бизнес-процессами автоцентров), финансовые проблемы — со строительством помещения, закупкой оборудования. Дошло до того, что пришлось продавать имущество и недвижимость. Но это, слава богу, оправдалось.

Тот формат деловых отношений, который предлагает «Бош», подстегивает, не дает расслабиться. Бренд довольно жестко контролирует соответствие стандартам: внешний вид здания, внутреннее оформление, обученность персонала, программа учета клиентов, фирменное диагностическое оборудование «Бош», спецодежда работников — все имеет значение. Нас постоянно и жестко контролируют. Например, каждый работник центра проходит онлайн-тестирование. Если завалит — мы обязаны его отправить в Москву, в учебный центр. Человек шесть в год так обучаем. Примерно тысяч в 40 рублей учеба каждого специалиста обходится.

 С другой стороны, узнаваемость марки «Бош», ее репутация дорогого стоят. Люди доверяют известному бренду. Лояльность потребителей к марке иногда доходит до смешного. Например, однажды приходит бабуля с утюгом «Бош» и требует, чтобы мы его отремонтировали.

— Распродажа нажитого имущества — не слишком большой риск для семьи предпринимателя?

— Риск, конечно, большой. Но я делал это уже в довольно зрелом возрасте, взвешивая все за и против. Только не надо воспринимать это в качестве универсального совета, как нужно действовать, когда сильно прижмет. Каждый должен сам принимать подобные решения, исходя из своей жизненной ситуации.

— В зрелом возрасте… А сколько тебе было лет, когда ты занялся бизнесом?

— В 36 лет я уволился в запас, вышел на пенсию. Сразу начал думать, чем заняться.

— Не поздновато? Или в твоем случае это исключение?

— Наоборот, думаю, что после 40 и до 50 лет примерно самое время строить бизнес. До этого возраста человек набирается опыта, конечно, при условии, что он чем-то серьезно занимается.

Я служил в армии, которая мне многое дала. Ну, например, с ремонтом техники я столкнулся именно там. В армии я занимался техобеспечением, а это совсем другой уровень сложности задач. Когда ты знаешь, как устроена и работает ракета, автомобили — это просто.

— Хочешь сказать, что сам знаешь и можешь ремонтировать автомобиль?

— Запросто. Дайте только в руки ключ. Я уже с первого класса знаю, что такое инструменты и как ими пользоваться. Помню, на каникулах в деревне ремонтировали лодочный мотор под присмотром дяди. Вот он завелся, и я до сегодняшнего дня помню это ощущение, которое всегда испытываю, как в первый раз, — удовлетворение от результата своей работы.

«НАДО ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ДЕЛАЕШЬ ХОРОШО ИЛИ ПРИНОСИТ РАДОСТЬ»

— Можешь ли ты дать рекомендации начинающим предпринимателям? Допустим, ты бы посоветовал идти в бизнес по ремонту автомобилей?

— Я бы посоветовал покопаться в себе, оглянуться на былой опыт и найти то, что получалось делать хорошо или приносило радость. У меня, по сути, ничего не поменялось: то, что нарабатывалось годами в армии, то я перенес на «гражданку». Даже бизнесменом-то себя не считаю. Может, только, когда студия автозвука процветала… А сейчас это скорее семейное ремесло. Большую часть бизнес-процессов я доверил своему сыну Антону.

— Это было его желание?

— Скорее необходимость сохранить этот бизнес, сделать его устойчивым и стабильным. Когда я открывал второй автосервис, понял, что для обслуживания бизнеса придется нанять еще 5–7 человек. Но я не мог себе этого позволить. Антон в это время работал в Москве, в солидной фирме, на хорошей зарплате. Удалось убедить его вернуться в родной город и войти в общее дело. Он автоматизировал многие процессы, занимается и финансами, и продвижением, и программным обеспечением, рекламой, контролем. На мне — производство.

— Два автосервиса. Оба одинаково загружены?

— Ну примерно. В обычном чуть больше машинозаездов — около 700 в месяц. В «Бошевском» — около 500.

— А средний чек какой?

— Три с половиной тысячи. Но это средняя цифра. Ведь мы предлагаем очень широкий спектр услуг, начиная с самых мелких, сторублевых починок.

— Какая же выручка от обоих центров по году?

— Чуть больше 40 миллионов.

— Тебя сейчас совсем не интересует увеличение прибыли или расширение бизнеса?

— Конечно, от большего количества клиентов я бы не отказался. Наши мощности загружены едва ли наполовину. Очень высокая конкуренция. «Бош» предоставляет нам аналитику рынка (у них это дело отлично поставлено), так из нее можно сделать вывод, что в нашем секторе услуг предложение превышает спрос чуть ли не в три раза. Перемены на рынке происходят и вследствие изменения транспортной политики крупных частных компаний. С госучреждениями тоже не все так просто. Поэтому отвечу так: в увеличении прибыли, как любые бизнесмены, мы заинтересованы, а вот расширяться смысла еще нет. Пока мы работаем в оптимальном масштабе.

И вот еще что. С годами приходит переосмысление. Как раз где-то после пятидесяти. Мне сейчас намного интереснее общение с природой, походить по речке на каяке, да и к прежним своим увлечениям не охладел.

 Подобные изменения интересов с возрастом ожидают всех?

— Вряд ли изменения происходят у всех одинаково. Многие привыкли смотреть только вперед или под ноги. Но если иногда поднимать глаза и смотреть вокруг, начинаешь замечать и увлекаться вещами, которые раньше не вызывали никаких эмоций. Так, например, в зрелом возрасте, когда человек становится более консервативным, я открыл для себя йогу (супруга меня уговорила сходить на одно занятие). Интересы неизбежно меняются, если быть открытым, а не зацикливаться на чем-то одном.

— То есть можно сделать вывод, что у тебя бизнес для жизни, а не жизнь ради бизнеса?

— Да, наверное, так и есть. Ведь очень часто люди уходят в бизнес с головой, лишая себя нормальных человеческих радостей, чувств, отношений. Все должно быть в меру.

— Спасибо, Илья, за интересную беседу, от души желаю успеха твоему семейному бизнесу!

— Спасибо.

Если у вас есть вопросы к Илье Лысенкову, вы можете задавать их здесь.

Канал Руслана Абдулнасырова на YouTube, серия про бизнес Ильи Лысенкова здесь.

Instagram Руслана Абдулнасырова @ruslan_abdulnasyrov



Мнение автора может не совпадать с позицией редакции