500 млн, или менее 1% от общего финансирования нацпроектов в Татарстане, федеральный центр «щедрой» рукой направил на культуру до 2021 года. Шеф профильного министерства Ирада Аюпова сегодня отчиталась о том, как эти весьма скромные средства будут потрачены на привлечение к миру прекрасного жителей республики. «БИЗНЕС Online» выяснил, когда появятся виртуальные концертные залы и будут ли отремонтированы казанский ТЮЗ и челнинский театр кукол.
500 МЛН на культуру
Общественные слушания по национальному проекту «Культура» прошли сегодня в министерстве культуры республики. Зал был полон, среди приглашенных можно было заметить директора «Татаркино» Миляушу Айтуганову и директора Камаловского театра Ильфира Якупова. Впрочем, большого оживления деятели культуры в обсуждение не внесли. Министру культуры республики РТ Ираде Аюповой пришлось отчитываться за весьма скромные 37,7 млн рублей, которые будут выделены в этом году Татарстану в рамках нацпроекта «Культура» из федерального бюджета (еще около 37 млн рублей добавит бюджет республики). Как позже пояснила министр корреспонденту «БИЗНЕС Online», 26 федеральных миллионов будет направлено на строительство трех сельских клубов, 10 млн рублей — на проект по созданию модельных библиотек, еще около 1,5 млн — на виртуальные концертные залы. Всего же, если судить по опубликованному на сайте минкульта РТ паспорту нацпроекта, до 2021 года в нацпроект «Культура» в Татарстане будет вложено порядка 500 млн рублей. До 2024 года сумма вложений увеличивается до 700 млн рублей, но отрезок с 2022 по 2024 год считается перспективным и данные там могут меняться. И все же эти цифры не впечатляют.
Отметим, всего на реализацию 12 национальных проектов на территории Татарстана с 2019 по 2021 год будет направлено 52,1 млрд. рублей бюджетных средств как из федерального, так и республиканского бюджетов. К примеру, на реализацию нацпроекта «Демография» запланировано потратить около 7 млрд рублей, примерно столько же — на нацпроект «Здравоохранение», 6,6 млрд рублей досталось нацпроекту «Образование». Более 12 млрд рублей будет израсходовано на «Безопасные и качественные автомобильные дороги», 2,9 млрд. рублей — на нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». То есть ведомству Ирады Хафизяновны достались крохи от большого нацпроектовского пирога — менее 1% (500 млн от 52,1 млрд рублей). Федеральные цифры еще больше удручают — всего на исполнение нацпроекта «Культура» из бюджета в 2019–2024 годы планируется потратить 113,5 млрд рублей (из федерального — 109,7 млрд рублей, из бюджетов субъектов РФ — 3,8 млрд рублей). На этом фоне Татарстан с 700-миллионным бюджетом получает чуть больше 0,6% от федерального финансирования.
Но вернемся к совещанию. Начала Аюпова с того, что рассказала о целях национального проекта «Культура» — увеличение числа посещения организаций культуры к 2024 году на 15%. В перечне стратегических задач — создание живого, насыщенного культурного пространства, интересного и привлекательного как для собственных граждан, так и для всего мира, укрепление гражданской идентичности и т. д. В Татарстане для достижения целей нацпроекта сформировано три региональных проекта: «Культурная среда» (повышение качества жизни), «Творческие люди» (поддержка творческих инициатив), «Языковая культура» (внедрение цифровых технологий в культурное пространство региона).
ТРИ сельских клуба, 12 библиотек и 12 кинозалов
О том, какие объекты будут построены в рамках «Культурной среды», можно узнать, снова заглянув в паспорт нацпроекта на сайте минкультуры РТ. По плану уже в этом году в РТ будут построены те самые три сельских клуба — в населенных пунктах Билярск Алексеевского района, Миннибаево Альметьевского района и Верхний Такерман Мензелинского района за 26 млн рублей.
Более половины всего трехлетнего бюджета нацпроекта — 322 млн рублей — это реконструкция и модернизация двух крупных театров — Казанского театра юного зрителя и Набережночелнинского театра кукол. Провести эти работы планируется в 2020–2021 годах. Однако, как нам уточнили в минкультуры РТ, пока эти заявки еще не согласованы на федеральном уровне.
С 2023 по 2024 год за счет средств республиканского бюджета планируется приобрести два передвижных многофункциональных культурных центра (автоклуба). К концу срока реализации нацпроекта планируется создать 12 модельных муниципальных библиотек. «Это позволит создать дискуссионные клубы, консультационные пункты и лектории для всех возрастных групп, переформатировав библиотеку в центр культурной жизни», — записано в нацпроекте.
К 2024 году в Татарстане новым оборудованием будет укомплектовано 12 кинозалов. Средства будут направляться с тем условием, что в течение трех лет осчастливленные федеральной субсидией кинотеатры должны будут крутить не менее 50% российских фильмов.
С 2020 по 2024 год будет обновлен арсенал музыкальных инструментов в 60 детских школах искусств, музыкальных и хореографических школах и музучилищах республики — обновлять инвентарь будут по 20 учреждений в год. Кроме того, к 2024 году в Татарстане планируется подготовить инвестиционный паспорт некой усадьбы, включающий в себя исторические исследования, научно-изыскательную и техническую документацию, инженерное обследование, расчет инвестиций.
ВОЛОНТЕРЫ КУЛЬТУРЫ ИМ В ПОМОЩЬ
Не дожидаясь больших федеральных денег, в Татарстане продолжают обновлять учреждения культуры за счет республиканской казны. В этом году в РТ началось строительство и капитальный ремонт более 60 культурных объектов, а также создание двух концептуальных библиотек в Зеленодольском и Кукморском районах, идет оснащение оборудованием шести кинозалов — все на общую сумму около 600 млн рублей. Из них 40 объектов культурного назначения на общую сумму 393 млн рублей будут сданы после капремонта уже в этом году. Кроме того, на стадии строительства находится 21 культурный объект, на них будет потрачено 217 млн рублей. Формально эти объекты тоже приписывают к нацпроекту, но фактически там нет ни копейки федерального финансирования, пояснили нам в минкультуры РТ (в паспорт нацпроекта эти средства также не попали).
Алексей Барыкин (на переднем плане): «Хотелось бы, чтобы больше денег выделялось именно на людей, образование и творческие проекты»
По региональному проекту «Творческие люди» прямого федерального финансирования творческих коллективов практически не предусмотрено, признала Аюпова. Здесь вся надежда на грантовую поддержку. Государство здесь выступит разве что как старший товарищ и помощник. За счет бюджета в рамках нацпроекта планируется проведение 18 масштабных театральных фестивалей за счет средств Республики Татарстан, 12 крупных выставочных проектов, а также подготовка программ для духовно-нравственного развития и патриотического воспитания 200 тыс. татарстанских школьников.
Кроме того, прописано создание волонтерских проектов с логичным увеличением числа «Волонтеров культуры» до 320 человек (сейчас около 200). С докладом на эту тему выступила активистка общественного движения «Волонтеры культуры» Екатерина Морозова. Она отметила, что порой государственных сил и средств на сохранение культурного наследия не хватает и здесь не обойтись без совместной работы профильных ведомств, профессионального сообщества, деловых кругов и общественных организаций. К Морозовой с вопросом обратился директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин. Он уточнил, правильно ли он понял, что деятельность движения планируется распространять на территории Татарстана. Морозова отметила, что их проекты уже реализуются в республике, например в Альметьевске. После этого Силкин пригласил ее обсудить несколько готовых проектов. «Если вы готовы участвовать в наших проектах в качестве волонтеров, мы с удовольствием будем с вами сотрудничать», — пояснил он.
виртуальные залы, мультимедиа-гиды
Третий региональный проект в рамках нацпроекта — «Цифровая культура». Он предполагает создание в Татарстане в 2021 году пяти виртуальных концертных залов. Это даст возможность дистанционного доступа к объектам культуры. Жители села, например, смогут узнать, что интересного происходит в культурной жизни не только городов Татарстана, но и в Перми, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и других города. В рамках проекта в этом году будет закуплено оборудования с целью создания виртуальных концертных залов на базе центральной библиотеки Елабуги, «Краеведческого музея» Бавлинского района, библиотеки Спасского района и т. д. Кроме того, до 2024 года выставочные центры в республике предполагается оснастить 36 мультимедиа-гидами с использованием технологии дополненной реальности. Например, такой мультимедиа-гид появится в Национальном музее РТ — на экспозиции «Историко-культурное наследие». Также в рамках проекта «Цифровая культура» проведут оцифровку 1,5 тыс. книжных памятников, они будут включены в Национальную культурную библиотеку.
В заключение Ирада Хафизяновна напомнила, что для учреждений культуры важно взаимодействовать с некоммерческими организациями в разработке и реализации новых проектов. «Это не гонка за деньгами, в первую очередь это, может быть, переосмысление общества, отношения к тому, что такое культура в целом. Вот это мы с вами должны помнить», — резюмировала глава ведомства.
увеличить число детских постановок, закупить пианино
После обеда деятели культуры продолжили свою стратегическую сессию, но уже без Аюповой — у министра ухудшилось самочувствие. О целях министерства культуры РТ на ближайшее будущее перед общественным советом доложила первый замминистра Юлия Адгамова. С ее слов стало известно, например, о задаче увеличить посещаемость музеев детьми с 17% до 20%. Адгамова напомнила, что с 1 июня в государственных музеях и музеях-заповедниках региона для посетителей в возрасте до 18 лет действует нулевая цена на билет. Это позволило привлечь за первое полугодие около 541 тыс. юных посетителей, а к концу года планируется достигнуть показателя в 1,4 миллиона.
Марсель Таишев: «Так полные залы не собирают, вот и не едут туда. Сейчас же и телевидение, и интернет есть»
Взрослое население также будут приобщать к миру прекрасного — посещаемость объектов культуры должна возрасти с 60% до 66%. Для детских школ искусств и музыкальных школ до октября должны приобрести 63 «пианино отечественного производства». При этом потребность в инструменте около 2,5 тыс единиц, так что обновление коснется лишь 10% подобных учреждений. Для детей планируют увеличить количество постановок в театрах — за первое полугодие уже показали 18 новых спектаклей. Но на этом вопросе председатель общественного совета при минкульте РТ Марсель Таишев посетовал на отсутствие гастролей казанских театров в глубинку. «Так полные залы не собирают, вот и не едут туда. Сейчас же и телевидение, и интернет есть», — ответили ему из зала.
На радость и взрослых и детей планируется обеспечить современной техникой кинозалы. Из зала ехидно заметили, что финансирование этой программы федеральное, так что министерству культуры РТ не следовало бы ее себе приписывать, а лучше заняться продвижением татарстанского кино. Адгамова парировала, что именно министерство отправляет заявки и обеспечивает гарантии для грантов.
«СТОИЛО БЫ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ»
«БИЗНЕС Online» поинтересовался у деятелей культуры, достаточны ли средства, направляемые в Татарстан в рамках культурного нацпроекта, и на что их следует потратить.
Артем Силкин (слева): «Нельзя использовать термин «упадок» для ситуации в культуре Татарстана»
Артем Силкин — директор Свияжского музея-заповедника:
— Очевидно, что цифра в 700 миллионов рублей небольшая. Видимо, они будут распределены по всем направлениям работы, согласно тем объемам информации, которым владеет администратор министерства культуры РТ.
Если бы мы получили эти деньги, то закупили бы оборудование, которого нам иногда не хватает для каких-либо мероприятий. Например, те же витрины. А также приобрели бы технику для уборки. Сделано очень много, грех жаловаться, но мы нашли бы, куда их пристроить.
Нельзя использовать термин «упадок» для ситуации в культуре Татарстана. Просто у нас может развиваться что-то хуже, чем в других регионах. Но стоило бы обратить внимание на современные формы культуры, которые уже активно развиваются в Москве и Санкт-Петербурге, но нет в Казани. Ведь не зря мы называемся третьей столицей. Например, у нас нет учебных заведений современного направления искусства, тогда как активно представлены заведения классического направления. В любом небольшом относительно Казани европейском городе обязательно найдутся учебные заведения, которые имеют связь с креативной индустрией, а у нас такого не припомнить.
Алексей Барыкин — кинорежиссер:
— Насколько я понимаю, вся национальная программа разделена на три блока: инфраструктура, поддержка талантливых людей и цифровые проекты. Подавляющая часть средств идет, конечно, на инфраструктуру: строительство и ремонт клубов, оснащение кинотеатров и т. д. Грубо говоря, на неживые объекты. А очень хотелось бы, чтобы больше денег выделялось именно на людей, образование и творческие проекты. Нужно поддерживать больше трупп, больше спектаклей, больше фильмов, больше творческих коллективов.
Что касается суммы 700 миллионов — много это или мало? Могу сказать так: на эти деньги можно было бы создать мощнейшую татарстанскую киноиндустрию, которая бы гремела в России и за рубежом, с десятками частных студий и сотнями рабочих мест.
Ильнур Сиразиев — художник:
— Конечно, выделенных денег для поднятия культуры в Татарстане не хватит. Большая военная тайна, куда все эти средства уходят. В Татарстане есть программа по культуре, в особенности речь идет о национальных кадрах, а на них денег и не выделяется. Я сегодня был на общественном совете и как раз на эту тему поднимал вопрос. В основном у минкультуры упоминается статистика. Говорят о процентах и коэффициентах, а непосредственно о людях, конкретных мероприятиях никакой речи не идет. И отсутствие конкретики наводит на мысли о пустых словах.
Я знаю, что театры в Татарстане более-менее в порядке. И национальный, и русский, и Тинчурина — они отремонтированы. Кроме того, есть у нас своя консерватория, большой концертный зал. У союза писателей тоже все в порядке, хотя я его считаю каким-то элитарным клубом, потому что они сами для себя пишут, читают и премии раздают. Я не знаю, есть ли такой широкий круг читателей, которые знакомятся с их произведениями. Музыка у нас представлена больше эстрадными певцами, и какая-нибудь двадцатипятилетняя девчонка имеет народное звание, когда раньше эту награду вручали за серьезные заслуги. На кинематограф деньги какие-то выделяются, есть какие-то национальные программы, «Татаркино». Мы как раз обсуждали тему кино — в клубах же открываются кинозалы, но кто туда будет ходить? Например, если зажиточный фермер имеет хороший дом и поставил домашний кинотеатр, то зачем ему и в клуб ходить...
Самый нищий — это союз художников. Смотрите сами: у композиторов и писателей есть свои здания. Союз писателей получает субсидию около 10 миллионов рублей, союз композиторов — около 4–5 миллионов, кинематографисты — 2–3 миллиона, а художники — 381 250 рублей в год. Это смешно. Раньше галерея современного искусства относилась к нашему союзу, а управлял зданиями художественный фонд Республики Татарстан. Но, к сожалению, в 2004–2005 годах руководящий орган набрал кредиты, заложили здания, и союз все потерял. Мы сейчас руки тянем к ним и просим пустить к каким-нибудь мероприятиям. Я поднимал вопрос, почему в 2019 году ни один проект союза художников не выставлялся на государственных площадках. Есть небольшие выставки в «Хазинэ», но это все под большим присмотром. Потому что у них есть приоритет — каких-то художников они любят, а каких-то — нет.
У нас бывает так, что в клубах придумывают программу, ее делают, и потом эти дворцы стоят пустые. Строится огромное количество клубов и библиотек. Там просто некому работать. Фактически нет кадров — ну а кто поедет работать в деревню?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.