На 316 тыс. жителей пяти соседних с Казанью районов в этом году сдадут целых 480 тыс. «квадратов» жилья. Их заселят «понаехавшие» из более отдаленных районов республики и «повыехавшие» из Казани. В итоге вокруг столицы РТ образуется мощная субурбия, угрожающая транспортным коллапсом. В том, как власти пытаются спасти Казанскую агломерацию, и о чем надо подумать перед покупкой квартиры «на выселках», вместе с экспертами разбирался «БИЗНЕС Online».
В настоящее время на пригородных территориях ведется строительство 15 жилых комплексов, не обеспеченных должной инфраструктурой. В итоге вокруг Казани образуется мощная субурбия, угрожающая транспортным коллапсом
«ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ПРЕВРАТИТСЯ В АД»: казань рискует задохнуться в кольце пригородных новостроек?
Обсуждение проекта генплана Казани до 2035 года обострило тему не только развития столицы РТ, но и приграничных районов, входящих в Казанскую агломерацию. Проблему в апреле озвучил мэр Казани Ильсур Метшин. Тогда он выразил опасения по поводу высоких темпов строительства жилья вокруг столицы РТ. В частности, градоначальник прошелся по ситуации в поселке Куюки Пестречинского района. «Там есть своя муниципальная власть, не мы регулируем строительный рынок соседей. Но меня тревожит, с каким размахом там идет строительство! Жилье чуть ли не вполовину дешевле, чем в Казани, но там никогда не будет решен транспортный вопрос. И об этом нужно говорить жителям, — сказал Метшин, вспомнив по аналогии, как бывший совхоз в Салмачах нарезал земли хозяйства по 10 соток и продал их. — А люди теперь мучаются. Какими усилиями мы расширили дорогу в Салмачи, Вишневку! Лично президент, генеральный директор „Таттрансгаза“ занимались тем, чтобы согласовать коридоры, останавливали на капремонт „Нижнекамскнефтехим“, „Оренбургтрансгаз“ — это целая войсковая операция. Вопрос передышки решен, но глобального решения нет».
Транспортный коллапс. Исполкому нужно занять четкую позицию по этому вопросу, так как невозможно пустить автобусы до районов активного строительства за пределами Казани, говорил Метшин. В ГИБДД просто не согласуют такой маршрут из-за малой ширины дорог. «Об этих вещах нужно заранее говорить. Данные вопросы не будут решены, и жизнь людей превратится в ад. Я обращаюсь к жителям, которые идут за якобы дешевым квадратным метром: он встанет втридорога», — добавил градоначальник. По всей видимости, он имел в виду не тихую жизнь на достойную пенсию, а активную молодость. Ту самую, когда детей надо возить в казанские школы и садики, да и самим ежедневно ехать на работу в столицу РТ.
Только сейчас на пригородных территориях ведется строительство 15 многоквартирных жилых комплексов, без учета уже сданных и перспективных. Стоимость квадратного метра в таких ЖК начинается от 30 тыс. рублей, что вдвое ниже среднего ценника в Казани. Заявляемое застройщиками время езды до города — от 2 минут до примерно получаса, но верится с трудом.
При этом и на окраинах самой Казани немало крупных проектов застройки. Уже начата подготовка к созданию так называемого экорайона на месте бывших артскладов в Кировском районе, идет строительство масштабного ЖК «Салават Купере». В перспективе — освоение территорий «восточной дуги», которые были присоединены к столице РТ в 2007 году. Проекты планировок малоэтажной застройки там в процессе подготовки — в частности, один только ASG Алексея Семина намеревается построить 18 коттеджных поселков.
«Много вопросов по инфраструктуре возникло еще до начала масштабной застройки окраин, — считает гендиректор АН „Счастливый дом“ Анастасия Гизатова. — Но с течением времени они только нарастают и нарастают. Здесь и обеспеченность социальной инфраструктурой, и транспортные развязки, и качество дорожного покрытия».
В детсад по прописке. Сжимающееся «адово кольцо» уже потребовало от казанских властей реакции. Так жители Лаишевского, Зеленодольского, Пестречинского районов Татарстана свободно вставали в очередь в садики столицы РТ. В итоге родители с казанской пропиской теряли возможность водить своих детей в детсады у дома: места зачастую оказывались занятыми. Особенно ярко это проявилось в садиках ЖК «Салават Купере», «Весна», «Светлая долина», а также в детсадах с высоким рейтингом. Проблему неоднократно поднимали в родительском сообществе Казани. Жители столицы РТ, а также надзорные органы требовали от исполкома привести городские правила приема в соответствии с поправками в федеральное законодательство, сделать это можно было еще в 2014 году. Исполком Казани отреагировал весной 2019-го, введя территориальный принцип приема в детские сады города. Теперь «право первой ночи» получили семьи со столичной пропиской. И это явный тревожный звоночек для жителей «выселок».
Михаил Блинкин: «Если на периферии возникает плотная жилая застройка, то возникает вопрос: куда эти люди поедут на работу? Поэтому появляются очень тяжелые транспортные проблемы»
Казань как Москва. Если ничего не делать, ядро мегаполиса естественным образом обрастает кольцом дешевых гетто, не обеспеченных инфраструктурой. Первой в России с такой бедой столкнулась Москва, когда власти Московской области стали раздавать разрешения на интенсивную застройку территорий, прямо примыкающих к МКАДу, отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. «Это та же самая проблема, — сказал он относительно ситуации в Казани. — И ту же самую озабоченность высказывали власти Москвы. С точки зрения мирового опыта и вообще здравого градостроительного смысла плотность застройки, населения, этажность — все показатели интенсивности использования земель по отношению к центру должны аккуратно убывать к периферии. А если на ней поднимаются новые максимумы, где до центра Казани много-много километров и там образуется плотная жилая застройка, то возникает вопрос: куда эти люди поедут на работу? Ведь там, где строится серийное жилье, вряд ли есть такое количество рабочих мест, как в центральной части Казани. Поэтому появляются очень тяжелые транспортные проблемы. По науке и здравому смыслу на периферии человек должен жить с автомобилем, общественный транспорт там предполагается в каком-то удаленном доступе. А здесь получается интенсивная застройка, жители пригородов на машинах в центр Казани не приедут, вообще никак, там пробка будет! Значит, туда надо тянуть какие-то магистральные вещи — или метро, или современные трамвайные линии. А это все огромные деньги — на кого ляжет? Потому опасения мэрии Казани мне абсолютно понятны. Согласованность застройки „ядерного“ города (в данном случае Казани) и окрестностей — это такой серьезный вопрос, который требует координационных решений».
В Казани строят в два раза меньше жилья на одного жителя, чем в близлежащих районах. Это, а также относительная дешевизна ведут к перетоку на границы столицы РТ населения из более отдаленных районов республики и самого города
казанская недосубурбия: «ЧИСТО ДЕВЕЛОПЕРСКИЕ ПРОЕКТЫ, ВЫСОКОПЛОТНОЕ ЖИЛЬЕ»
Понаехали и повыехали. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты и застройщики пригородных ЖК заявляют, что только 30% покупателей квартир в них — это жители районов республики, 70% — казанцы. Последние делятся на три неравные по численности категории. Первая — начинающие инвесторы, которые пользуются низкой ценой входа на рынок недвижимости на окраинах. Они рассчитывают на обычный рост стоимости квартир и коттеджей после сдачи объектов и их перепродажу. Вторые — пенсионеры, решившие пожить на природе вдали от шумного центра города, которые могут сдавать оставшиеся в столице РТ квартиры или положить разницу в цене казанской и загородной недвижимости на банковский депозит. Наконец, третья категория — это молодежь, которой даже при помощи родителей хватило денег только на жилье в пригороде. Очевидно, что вместе с «понаехавшими» из районов РТ «повыехавшая» молодежь и создает нагрузку на транспортную систему, поскольку ездит на работу или учебу в ядро агломерации. Судя по опасениям властей Казани, таких экономически активных жителей новых пригородов большинство.
Вместе с «понаехавшими» из районов РТ «повыехавшая» молодежь создают нагрузку на транспортную систему, поскольку ездит на работу или учебу в ядро агломерации
Почему дешево? Так складывается себестоимость строительства. По словам Гизатовой, цена земли в районах республики гораздо ниже, чем в черте Казани, а у многих застройщиков есть «старые запасы» таких участков. На границе с городом больше вариантов по комплексной застройке. Нет привязки к уже существующим комплексам. В общем, «раззудись, плечо, размахнись, рука»: аппетиты девелопера ничто не сдерживает. Еще один фактор — в столице РТ более жесткие требования к застройщикам и по парковочным местам, и по озеленению, и по социальной инфраструктуре.
Плюсы и минусы казанской субурбии. «У формата пригородных малоквартирных домов действительно есть свои плюсы: меньше плотность населения, более свежий воздух, леса и озера рядом, нет проблем с парковкой, и, конечно, очень привлекательная цена, — считает директор АН „Портал 116“ Ильдар Файзуллин. — В районах более низкие, чем в Казани, платежи за коммунальные услуги. Меньше очереди в госучреждения. С одной стороны, это почти загородная жизнь со всеми ее плюсами, с другой — в таких жилых комплексах решены проблемы ЖКХ, с которыми регулярно сталкиваются жители частных домов: чистка снега, вывоз мусора, вопросы благоустройства. На мой взгляд, у покупателя всегда должен быть выбор, но подходить к нему надо осознанно. Клиент должен сам оценивать риски и заранее честно ответить себе на вопросы: сколько по времени ехать на работу в город? Если есть проблемы со здоровьем, то в какую больницу и сколько времени придется добираться? Важен и вопрос качества образования: готовы ли вы к тому, что дети будут ходить в сельскую школу, найдется ли место в детском саду?»
Святослав Мурунов: «К сожалению, все подобные девелоперские проекты строятся по примитивной логике: это просто высокоплотное жилье»
С Файзуллиным не согласен руководитель центра прикладной урбанистики при МВШСЭН, урбанист Святослав Мурунов. Субурбия (от американского термина suburbia — «предместье, образ жизни в пригороде») предполагает автономность, наличие своего центра, ядра. «В Подмосковье есть такие города, которые можно назвать субурбиями, а у вас это чисто девелоперские проекты на границах Казани, — говорит эксперт. — Они имеют минимальную социальную нагрузку: садик, школа, ну, может быть, торговый центр. У них проблемы с транспортной связностью, инфраструктурой, сетями, рабочими местами, вывозом мусора и так далее. Это проблемные территории с точки зрения стратегии развития всей агломерации. К сожалению, все подобные девелоперские проекты строятся по примитивной логике: это просто высокоплотное жилье».
Жилое кольцо. По данным исследования единого реестра застройщиков, если сопоставить объемы стройки в Казани (900 тыс. «квадратов» на 1,3 млн жителей) и окружающих столицу РТ районах (480 тыс. кв. м на 316 тыс. человек), видна явная диспропорция. В городе в 2019 году возводят в два раза меньше жилья на одного жителя, чем в близлежащих районах: 0,7 кв. м на человека по сравнению с 1,5 «квадрата». Это, а также относительная дешевизна ведут к перетоку на границы столицы РТ населения из более отдаленных районов республики и самого города.
Теперь взглянем на самые горячие точки «адова кольца» вокруг Казани.
ЛАИШЕВСКИЙ УЗЕЛ: НА ПРЕДЕЛЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРИ ВМЕШАТЕЛЬСТВЕ ПРЕЗИДЕНТА РТ
Локация. Одно из самых привлекательных для застройщиков мест — так называемый лаишевский узел, к которому относятся участки как в Казани, так и в Лаишевском и Пестречинском районах.
Кто строит. По данным минстроя РТ и единого реестра застройщиков, комплексным многоквартирным жильем здесь занимается «#Суварстроит» (ЖК «Южный парк», село Усады), Госжилфонд при президенте РТ (микрорайон Северный, село Габишево), ООО «Мирострой», входящее в ОАО «Спецкаучукремстрой» Юрия Касьяна (ЖК «Счастливый», село Песчаные Ковали) и «Арт-Строй 1» Марии Львовой (ЖК «Янтарный берег», Песчаные Ковали).
Перспективы роста. План по вводу жилья в Лаишевском районе на 2019 год вырос на 10% по сравнению с 2018-м и составляет 100 тыс. кв. метров. В прошлом году муниципалитет перевыполнил план по вводу жилья на 7%, а в сравнении с 2017-м этот показатель в 2019-м увеличится на 16,5%.
По данным пресс-службы администрации района, план этого года уже выполнен на 89%. В первом полугодии в «Южном парке» сдали два дома на 15 тыс. кв. м, в процессе строительства еще четыре объекта на 38,5 тыс. кв. метров. В ЖК «Счастливый» достраивается 8-й дом первой очереди на 16,8 тыс. кв. метров. В ЖК «Янтарный берег» — дом на 3,4 тыс. кв. метров.
Инфраструктура. В селе Усады на август этого года запланирована сдача лишь одного детского сада на 260 мест, строящегося за счет бюджета РТ (210 млн рублей), — и, собственно, пока все.
Транспортный коллапс. Главный ограничитель — дороги. Проектировщики генплана Казани до 2035 года рассчитали, что при застройке еще 500 тыс. кв. м жилья в Лаишевском узле Оренбургский тракт намертво встанет в пробках. Дорога-дублер не предусмотрена: в этих краях проложить ее можно разве что по танковому полигону, но минобороны грудью стоит за свои интересы. Получается, что единственная транспортная связь тут — дорога в аэропорт. Застройка Лаишевского узла касается не просто транспортной доступности, а в целом имиджа столицы РТ. Международный аэропорт «Казань» к 2040 году намерен ежегодно принимать по 10 млн пассажиров, то есть более чем втрое увеличить нынешний трафик. А для этого дорога туда должна быть свободной.
Негласное табу. Только в планах «#Суварстроит» (Евгений Корольков) возведение 300–400 тыс. кв. м жилья в направлении Борового Матюшино, причем на территории как Казани, так и Лаишевского района, где компания и строит ЖК «Южный парк», «Времена года», «Станция Спортивная». Существующая сейчас трасса, по расчетам, еще способна худо-бедно «переварить» трафик от данных жилых комплексов. Чтобы убедить в этом власти, организация даже взялась за возведение дороги-дублера вблизи строящихся ЖК. Но дальнейшие планы застройщиков, по данным наших источников, ранее лично притормозил президент РТ Рустам Минниханов. В противном случае Оренбургский тракт и «бетонку» (она же трасса на Боровое Матюшино) «запломбирует» поток машин.
По прогнозам застройщиков, только в ЖК «Светлый» к 2025 году будут жить 28 тыс. человек
ПЕСТРЕЧИНСКИЙ «ЗАТЫК»: ЖДАТЬ ЛИ ДОРОГу на «куюкинский район»?
Локация. К активным зонам застройки в Пестречинском районе относится поселок Куюки.
Кто строит. Здесь возводятся ЖК «Светлый» (ОАО «ДК „Антей“» Владимира Осташко), ЖК «Новые Куюки» (ООО «КБ Паритет» Дмитрия Грязнова). Там же находится долгострой из 6 домов ЖК «Яшьлек», хотя у компании «СтройКом» Фаика Гараева были планы возвести 54 дома для 5 тыс. человек, но ясности с дальнейшей реализацией проекта пока нет. Известно лишь, когда «развяжут» проблему долгостроев. ООО «СК Финдом» (Финат Мухамадиев) возводит в деревне Камыш ЖК «Алтын Камыш» на 2,3 тыс. человек. Активное строительство продолжается и по дороге в Пестрецы — в селе Новое Шигалеево с 2014 года «Унистрой» (семья Гильфановых) возводит ЖК «Царево Village» на 9 тыс. семей.
Перспективы роста. В Пестречинском районе на 2019 год запланирован ввод 140 тыс. кв. м жилья, что на 1% выше показателя 2018-го. По данным минстроя РТ, из запланированных лишь 32 тыс. кв. м — индивидуальные жилые дома, а остальное — многоквартирные ЖК. Еще в 2017 году предыдущий глава района Эдуард Дияров радовался сдаче по итогам 2016-го 113,8 тыс. кв. м жилья, в 2019 году интенсивность ввода новостроек вырастет по сравнению с тем периодом на 23%. Но активное строительство на приграничных с Казанью территориях ранее подверг критике Минниханов. Президент РТ посоветовал тогда еще главе района не увлекаться жилищным строительством, которое не сопровождается созданием производств, где могли бы работать жители. «Если люди приезжают и уезжают (на работу в Казань — прим. ред.) каждый день, подоходный налог они у вас не платят, а вы будете отвечать за школы и садики», — подрубил он крылья Диярову.
Долгострой из 6 домов ЖК «Яшьлек». В планах было возвести 54 дома для 5 тыс. человек, но сейчас ясности с дальнейшей реализацией проекта пока нет
В наследство эти проблемы получил новый глава района Ильхам Кашапов. В прошлом году он заявил, что сейчас в расположенных рядом с Казанью коттеджных поселках и ЖК уже проживают более 12 тыс. граждан. По прогнозам застройщиков, только в «Светлом» к 2025-му поселятся 28 тыс. человек, в «Новых Куюках» — более 5 тыс., в ЖК «Царево Village» уже проживают 15–16 тысяч. Для сравнения: в самих Пестрецах, по данным на 2016 год, живут лишь 9,5 тыс. человек.
С учетом строительства частных домов власти Пестрецов ожидали только в Куюках роста численности населения до 50 тыс. человек, а это, к примеру, половина микрорайона Азино-1 и в 5 раз больше населения самих Пестрецов со всеми вытекающими транспортными потоками. Такими темпами столицу Пестречинского района пора бы уже перенести в Куюки, а то и вовсе создать новый район на карте республики. А что? «Куюкинский муниципальный район» — звучит!
В ЖК «Царево Village» уже проживают 15–16 тыс. человек. Для сравнения: в самих Пестрецах, по данным на 2016 год, живут лишь 9,5 тыс. человек
Инфраструктура. Глава района проблему осознает. «Наряду с активным заселением Куюков несимметрично развивается транспортная, социальная, культурная инфраструктуры», — говорил Кашапов на заседании созданного прошлой осенью совета Казанской агломерации. Конечно, в планах застройщиков есть открытие школ и детсадов в Куюках, но пока преимущественно возводится жилой метраж. На школы и детсады нужны бюджетные деньги.
«Районы продают эти земли не от хорошей жизни, переводят их из сельхозугодий в инвестиционные участки, — считает Мурунов. — У районов нет экономики, они как-то пытаются пополнить свой бюджет и отчитаться таким образом о привлечении инвестиционных денег. Но ни муниципалитет, ни девелопер не создают в таких жилых массивах рабочие места. Это основная проблема: все превращается в спальные районы. Причем если раньше они были ведомственными и за каждый из них отвечало одно предприятие или группа организаций, то сейчас это просто спальные микрорайоны без точек приложения талантов и труда».
Транспортный коллапс. Куюки соединены с Казанью одной дорогой через Салмачи. Конечно, сейчас жители, как и говорил мэр, вздохнули посвободнее — после того как удалось сделать расширение со стороны казанской улицы Габишева. Но она по-прежнему не справляется с растущим потоком автомобилей. «Каждая поездка в гости в столицу РТ оборачивается для нас кошмаром. Ведь в городе так много машин и так мало парковочных мест по сравнению с нашей большой парковкой, такие узкие и заваленные снегом дворовые проезды в сравнении с нашими тщательно вычищенными дорогами и дворами», — говорила «БИЗНЕС Online» одна из жительниц «Светлого». Ей нравится тихая жизнь за городом, но выезд из этой пасторали в определенные часы — целая проблема. И перспективы расширения дорог отсутствуют! Можно ли расширить улицу Центральную до трех полос в каждую сторону? Нет, говорят собеседники «БИЗНЕС Online» — если только не сносить дома как по линейке, но на это никто не пойдет. По краям находятся жилые дома в границах уже существующих санитарных норм.
Еще есть вариант выезда из Куюков по бездорожью — полями к трассе М7 через село Богородское. Кашапов ранее заявлял, что ведутся переговоры о прокладке новой дороги от Куюков до трассы М7, было получено согласие владельцев земельных участков. Но все уперлось в трубу «Газпрома»: нужна перекладка газопровода, а для газового монополиста это лишняя головная боль.
В генплане Казани заложены две дороги, по которым теоретически могут добираться до ядра агломерации жители Куюков и Салмачей — это первая и вторая проектные дороги. Но и они могут быть полезны только с появлением Вознесенского тракта. Каковы его перспективы? По оценкам экспертов, строительство обойдется в 40 млрд рублей. Баснословная сумма (это 8 станций метро!) связана с тем, что трасса требует строительства большого количества мостов через глубокие овраги. Массового отселения данный проект не предполагает: коридор под тракт власти Казани держат уже много лет, там ничего не застраивается. Но и в числе первоочередных эта дорога не значится.
нерадужная жизнь в «радужном»: ТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛАПС ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Локация. Город Зеленодольск, село Осиново, Верхнеуслонский район.
Кто строит. В Осиново построен ЖК «Радужный» — в 19 многоквартирных домах живут 15 тыс. человек. Более того, ООО «ТСИ», которое на строительном рынке связывают с вице-мэром Москвы и бывшим главой минстроя РТ Маратом Хуснуллиным, начало возводить вторую очередь. Рекламу можно видеть, к примеру, на щите возле «Бахетле» в Залесном. «Радужный» соседствует со строящимся ЖК «Салават Купере» (Госжилфонд), рассчитанным на 100 тыс. человек. Возведение обоих комплексов началось практически одновременно — в 2011 году.
Не менее активное строительство идет и в самом Зеленодольске. ЖК «Акварели» (группа компаний «Шаги», владельцы — Альфия Шакаева и Руслан Гисматуллин) ориентирован и на казанских клиентов. Эти высотки практически у границ города. 19 минут — и вы въезжаете в Казань, привлекает реклама «Акварелей», где «двушка» стоит от 2,5 млн рублей, а студии продавали весной по 1,2 миллиона. И ведь это правда: пробки вас встретят дальше на Горьковском шоссе — в Залесном и у Лебяжьего, а не у самого знака «Казань».
Неплохие темпы строительства и в Верхнеуслонском районе — в прошлом году там сдали 49 тыс. кв. м жилья. Речь преимущественно о жилье в Иннополисе, где возводит Госжилфонд и один коммерческий застройщик — ООО «Зион» (ЖК Zion).
Перспективы роста. В Зеленодольском районе на 2019 год запланирован ввод 120 тыс. кв. м жилья, что на 10% ниже показателя 2018-го. По данным минстроя РТ, 52,5 тыс. кв. м — это многоквартирное жилье, 57,3 тыс. кв. м — индивидуальные жилые дома.
В Верхнеуслонском районе план ввода жилья на этот год составляет 40 тыс. кв. м, что на 18% ниже показателя 2018-го (49 тыс. кв. м). Драйвером многоквартирного жилья в муниципалитете продолжает служить Иннополис — там, по данным единого реестра застройщиков, возводят 13 жилых домов общей площадью 10 тыс. кв. метров.
Инфраструктура. Маятниковая миграция в Зеленодольске еще в 2017 году оценивалась на уровне 16 тыс. человек ежедневно — горожане и жители района едут работать в Казань в основном через перегруженное Горьковское шоссе. Власти Зеленодольского района ищут пути, как снять ярмо маятниковой миграции. Для этого нужны новые рабочие места. В конце 2017 года Зеленодольск получил статус территории опережающего социально-экономического развития. Что даст городу ТОСЭР? По предварительным расчетам, объем привлеченных инвестиций может достичь не менее 7,7 млрд рублей, при этом будет создано более 2 тыс. рабочих мест. Сегодня на ТОСЭР «Зеленодольск» зарегистрированы пять резидентов — за первый квартал 2019 года они инвестировали в развитие производств 12 млн рублей. Очевидно, этого маловато для того, чтобы снизить поток зеленодольцев, ежедневно отправляющихся на работу в Казань.
Еще сложнее инфраструктурные проблемы в соседствующих ЖК «Салават Купере» и «Радужный». Как только в первом появились жители, к инфраструктуре данного района Казани возникли большие вопросы — по отсутствию школ и детских садов, поликлиники. Но это, можно сказать, мелкие трудности на фоне проблем жителей «Радужного».
Данный жилой комплекс, хоть и находится буквально на границе столицы РТ, административно, как и соседний поселок Осиново, относится к Зеленодольскому району. И это накладывает «сельский» отпечаток на микрорайон. Веселые компании собираются здесь прямо у подъездов, а табличка на участковом пункте полиции сообщает, что работает он только три дня в неделю. Инвестор максимально использовал имевшуюся площадь, поэтому дома теснятся друг к другу, а детские площадки заходят чуть ли не под балконы квартир первых этажей. Припаркованным машинам тоже не хватает места, да и выщербленные во дворах дороги неплохо бы обновить.
Еще сложнее инфраструктурные проблемы в ЖК «Радужный»
Что говорят сами жители «Радужного»? Дарья, с которой пообщался корреспондент «БИЗНЕС Online», вместе с сыном лет пяти гуляет на улице. «Наши желания с детским садиком, к сожалению, не исполнились. Нас не берут. Говорят, что нет мест. К тому, что до Казани добираться долго, мы уже привыкли. Да я, собственно, давно не езжу, привязана к дому. К тому же мы все равно скоро станем менять место жительства. Продадим квартиру здесь и будем переезжать в Казань», — говорит она.
Другая наша собеседница, Алена, живет здесь недавно — снимает квартиру. «В садик мы стоим в очередь, и говорят, что до конца лета уже попадем. Но не устраивает, что вода здесь очень жесткая. Постоянно известковый осадок в кастрюлях, чайнике. И дополнительную школу надо построить поближе. То, что дети ходят в Осиново, все-таки неудобно», — считает молодая женщина.
Навстречу идет семейная пара — Денис и Елена с сыном. Они говорят, что квартиру в «Радужном» купили уже лет 6 назад. На место для ребенка в детском саду пришлось отстоять очередь. По словам супругов, их все здесь устраивает, кроме будущего строительства мусоросжигательного завода и отсутствия в микрорайоне школы. В осиновское учебное заведение детям ходить будет достаточно далеко. И дорогу на Залесный надо все-таки расширять — постоянные пробки по утрам мешают успевать на работу вовремя.
Транспортный коллапс. На этом участке «адова кольца» главная проблема, как и везде, транспортная. Например, летом между Верхним Услоном и казанским поселком Аракчино действует паромная переправа, зимой — ледовая, но далеко не все готовы платить, да и не каждому удобно пользоваться паромом. К тому же в межсезонье данные варианты отпадают, поэтому остается один путь — через М7 на Горьковское шоссе.
С момента заселения ЖК «Салават Купере», по наблюдениям корреспондента «БИЗНЕС Online», пробка стала длиннее и около 7 утра начинается теперь за Лебяжьим, а не как раньше у железнодорожного путепровода. Вторая дорога в Казань со стороны комплекса на улице Тэцевской не менее загружена, особенно на перекрестке с Копылова. Такая же ситуация с проездом через поселок Левченко на улице Восстания.
Для решения проблемы с выездом из ЖК «Салават Купере» на Горьковское шоссе провели реконструкцию улиц Хибинская и Актанышская, началась процедура выкупа участков под расширение улицы Осиновской. Власти Казани предложили сделать на шоссе разворотные петли, но затем от этой идеи отказались из-за того, что пробка просто переместится из одного места в другое. Требовалось более масштабное решение проблемы — строительство дублера Горьковского шоссе. В феврале этого года на уровне руководства республики было принято принципиальное решение о начале возведения в 2020 году новой дороги. Ее стоимость, по ориентировочным подсчетам, составит 2−2,6 млрд рублей. В марте был объявлен тендер на 54 млн на проектирование первого этапа автодороги от улицы Несмелова до трассы М7 «Волга» через будущий ЖК «Серебряный бор» в Кировском районе Казани. Построить планируется четырехполосную дорогу шириной 15 метров.
ВЫСОКАЯ ГОРА: переживет ли сельская пастораль соседство с мегаполисом?
Локация. На этом направлении стройплощадки в основном сконцентрированы в поселке Высокая Гора. Жилые дома здесь — мечта многих с точки зрения этажности: от 3 до 5 этажей. Застройка ориентирована на использование уже существующей инфраструктуры районного центра. На этом преимущества заканчиваются — и начинаются те же транспортные проблемы на Горьковском шоссе.
Кто строит. В районе строятся ЖК «Озерный» (застройщик принадлежит Дмитрию Вострикову и Владиславу Карпову), ЖК «Тау» (ООО «РАН-Казань», Ильдус Галеев), «Белые Росы» (СК «Финдом», Мухамадиев), ЖК «Солнечный» (ООО «СПб Стройсервис», владелец — Нияз Гайнутдинов).
Перспективы роста. Всего в Высокогорском районе на 2019 год запланирован ввод 80 тыс. кв. м жилья, что на 10% выше показателя 2018-го. По данным минстроя РТ, 8,9 тыс. кв. м — многоквартирное жилье, 71 тыс. кв. м— индивидуальные жилые дома. Годом ранее объемы ввода многоквартирных домов в Высокой Горе были значительно выше — 21 тыс. кв. м, но сдавалось тогда преимущественно жилье, построенное по программам Госжилфонда РТ (11,5 тыс. кв. м).
Транспортный коллапс. Въезд в Казань реализован через Дербышки. Улица Мира — единственный выезд из города в северном направлении на трассу М7. Ее пропускная способность — 1,5–1,7 тыс. автомобилей в час в одну сторону (с учетом двух полос). Сегодня именно столько машин и загружает улицу: она работает на пределе пропускной способности. По данным автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления и учета транспорта «АСУТ», в утреннее и вечернее пиковое время скорость общественного транспорта на улице снижается на 50–60%. Как следствие, здесь практически ежедневные пробки.
Проектировщики генплана Казани предложили для разгрузки улицы Мира строительство трассы вдоль железнодорожной ветки на улице Липатова, которая сразу выводит поток на М7. Светофоров тут должно быть как можно меньше, чтобы сохранить высокую скорость движения и перетащить с улицы Мира транзитный транспорт, который через Дербышки идет на М7 и растекается по соседним районам Татарстана. Однако, когда появится новая дорога, неизвестно — это зависит от финансирования, источники которого в генплане не указаны. «БИЗНЕС Online» ранее подробно разбирал транспортную ситуацию в Дербышках и приводил аргументы противников строительства дорог в поселке.
В октябре 2018 года в Казани было подписано межмуниципальное соглашение о создании совета Казанской агломерации, получившего статус консультативного органа
исполком казани: «мы не сможем заставить соседей слушать нас, Нет юридических оснований»
В октябре 2018 года в Казани было подписано межмуниципальное соглашение о создании совета Казанской агломерации, получившего статус консультативного органа. «Задачи остаются неизменными и направлены на организацию единого связанного пространства», — прокомментировал создание совета Метшин. В комплекс вопросов совета агломерации вошло развитие и поддержание совместной транспортной, коммунальной, туристической инфраструктур, а также планирование развития территорий под многоквартирную жилую застройку на смежных участках.
«Самое главное — это горизонтальные связи, когда специалисты будут между собой обсуждать решения совместных вопросов. Не как раньше, — говорил глава Зеленодольского района Александр Тыгин. — Тут колоссальный потенциал. До этого нужно было дозреть, потому что в законодательстве нет понятия горизонтальных связей. Не обязана Казань ничего согласовывать с нами, делая что-то на приграничной территории, а мы — с ней».
«БИЗНЕС Online» обратился с запросами в районы по поводу того, может ли созданный совет вмешиваться в процесс выдачи разрешений на строительство жилья вокруг Казани. Ответа мы ни от одной из районных администраций не получили.
Очевидно, одного совета оказалось мало. По итогам совещания в исполкоме Казани 22 июля председатель комитета экономического развития исполкома города Артур Валиахметов, отвечая на вопрос нашего издания, рассказал, что сейчас разрабатывается Стратегия социально-экономического развития – 2030 для всей Казанской агломерации. Работа ведется совместно с муниципалитетами, граничащими с городом.
По словам Анастасии Латыповой, Градостроительный кодекс России построен таким образом, что один муниципалитет не может запретить что-то делать на территории соседа
По словам заместителя начальника управления архитектуры и градостроительства исполкома Казани Анастасии Латыповой, Градостроительный кодекс России построен таким образом, что один муниципалитет не может запретить что-то делать на территории соседа, даже несмотря на то что социальная, транспортная нагрузки лягут на плечи первого (в данном случае на Казань).
«Республика говорит: выйдите на разработку документа совместного территориального планирования. Но даже с помощью него мы не сможем заставить соседей слушать нас, нет юридических оснований», — сетует она, подчеркивая, что поиски вариантов решения этой проблемы продолжаются.
«Запрет на строительство попадает под другие законы, в том числе о предпринимательстве. Но регулировать этот процесс обязательно надо, иначе на границах районов выстраиваются „спальники“, люди создают нагрузку на инфраструктуру Казани, — считает Мурунов. — Я вижу только один вариант: республика сажает за стол переговоров руководителей районов и начинает проектировать, прогнозировать развитие каждого муниципалитета, формировать внятную стратегию развития агломерации. Чтобы каждый понимал свое место в стратегии, свои плюсы и минусы. Конфликт решается путем кооперации, когда агломерация делится не по границам участков, а по фактическим миграционным процессам на ее территории».
Блинкин соглашается с предложенным Муруновым решением и приводит в пример мировой опыт — американский и европейский, где готовят мастер-планы всей агломерационной территории. «Неважно, входит ли она в административный состав конкретного города или нет, — считает эксперт. — Важно, как устроены связи — бытовые, производственные, какие угодно! Скорее всего, это придется делать во всех больших городах».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 412
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.