«А в советское время в 70-х годах Ту-124 посадили на Неву, тоже спасли людей», — вспоминают авиаторы подобные утреннему инциденту случаи. Аэробус «Уральских авиалиний» столкнулся со стаей птиц, отказали двигатели — пришлось садиться рядом с аэродромом. Командир судна Дамир Юсупов мгновенно стал национальным героем. Интересно, что в авиацию он пришел только в 32 года, а в Сызрани был одним из активистов местной татарской общины.
«БЕЗ ТРАГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ»
Настоящее российское «Чудо на Гудзоне» произошло сегодня рано утром в Московской области. Там в кукурузном поле возле Раменского совершил экстренную жесткую посадку «на брюхо» пассажирский самолет А-321 авиакомпании «Уральские авиалинии» с 226 пассажирами на борту и 7 членами экипажа. Самолет выполнял рейс U6178 Москва — Симферополь, но сразу после взлета в аэропорту «Жуковский» он столкнулся со стаей чаек, что привело к возгоранию в одном из двигателей. Момент столкновения с птицами попал на видео, которое тут же массово разошлось по сети.
«Экипаж принял решение произвести посадку перед собой. Вынужденное приземление самолета произошло на кукурузном поле между ближним и дальним маяком системы посадки аэродрома на удалении более 1 километра от ВПП. Приземление было произведено с убранными шасси, перед ним экипаж выключил двигатели», — сообщили в Росавиации. По оценке ведомства, экипаж и дальше действовал слаженно, организуя эвакуацию всех пассажиров по аварийным надувным трапам. По информации ТАСС, отдельные подразделения МЧС не привлекались к ликвидации последствий жесткой посадки, справились силами спасателей аэропорта. Источник агентства также отметил, что сам самолет не загорелся, только двигатель, который отвалился и находился в 3 м от самолета. Из его баков вытекла почти тонна авиационного топлива. Самолет до момента столкновения с чайками сумел пролететь только 12 километров.
Пострадавших госпитализировали в больницу Жуковского. По данным минздрава России, на госпитализацию направили 23 пассажира (по неподтвержденным официально данным, 55), среди которых 9 детей. На место выехали 20 бригад скорой помощи и пригнали вертолет санавиации. Состояние пострадавших оценили как средней тяжести. Помощь им оказали по большей части на месте, госпитализировали только одну 69-летнюю женщину, но и ее жизни ничего не угрожает. Аэропорт Жуковский работает в обычном режиме. Все пассажиры и самолет были застрахованы в «АльфаСтраховании», и уже сообщили, что все получат положенные выплаты.
По факту произошедшего следственный комитет России возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»). Сейчас на месте продолжает работать оперативная следственная группа. Подключилась к делу и транспортная прокуратура. Также к месту аварийной посадки выехали представители спецкомиссии Росавиации разбираться в произошедшем. Известно, что черные ящики не пострадали и они уже отправлены на расшифровку в МАК, сообщил ТАСС.
Пострадавших госпитализировали в больницу Жуковского. По данным минздрава России, на госпитализацию направили 23 пассажира
В авиакомпании «Уральские авиалинии» сообщили, что при взлете самолета произошло многочисленное попадание птиц в оба двигателя и они сразу же отказали. «Говорит Москва» со ссылкой на собеседника из аэропорта Жуковский сообщает, что в воздушной гавани не знают, работала ли система отпугивания птиц в момент аварии. «Для понимания: мы расположены на территории большого Летно-исследовательского института имени Громова, ЛИИ имени Громова. Здесь очень старый работает аэродром. Изначально — экспериментальной авиации, сейчас мы совмещаем с обслуживанием рейсов гражданской авиации. Да, безусловно, на территории служба орнитологической защиты работает, но она не наша, а института», — пояснили в аэропорту.
ЛИИ им. Громова — секретное режимное предприятие с особым режимом охраны гостайны. Работала ли у них система орнитологической защиты, еще предстоит выяснить. При этом, согласно данным сервиса «Яндекс.Карты», на расстоянии менее километра от воздушной гавани расположено несколько полигонов ТБО. Впрочем, министр экологии Подмосковья Дмитрий Куракин в беседе с латвийским сайтом назвал ошибочной версию о том, что местные птицы кормятся на окрестных свалках. Тем не менее полигоны рядом с Жуковским все же проверят.
«Благодаря профессионализму экипажа и его слаженным действиям посадка прошла без трагических последствий», — отметили в авиакомпании. Несмотря на это, его отстранили от полетов на время проверки. Впрочем, обычная практика.
Тем временем в соцсетях разгорается целая кампания по чествованию экипажа. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев на своей странице в «Инстаграме» предложил наградить пилотов и весь экипаж государственными наградами.
Известно, что Дамир Юсупов — татарин. Он родился в семье вертолетчика в городе Игарка Красноярского края
КАК «ИСТИННЫЙ ТАТАРИН» СПАС НЕСКОЛЬКО СОТЕН ЖИЗНЕЙ
В соцсетях пилотов называют героями, а командира воздушного судна — гением. Самолетом А-321 «Уральских авиалиний» управлял 41-летний Дамир Юсупов, второй пилот — 23-летний Георгий Мурзин. В авиакомпании сообщили ТАСС, что общий налет первого составляет более 3 тыс. часов, второго — более 600 часов.
Юсупов — татарин, он родился в семье вертолетчика в городе Игарка Красноярского края, позже с семьей переехал в Сызрань, а в последнее время проживал в Екатеринбурге. Работает пилот в «Уральских авиалиниях» с 2013 года, сразу после того как окончил Санкт-Петербургский госуниверситет гражданской авиации. Как он сам рассказывал в одном из своих интервью порталу «ПроПолевской», его не сразу приняли в летное училище — не прошел медкомиссию, из-за чего сначала долгое время работал по первой профессии юристом в городской администрации. В летное училище Юсупов попал уже в 32 года. «Я на всю жизнь запомнил свой первый полет, в училище мы летали на Ан-2. Даже не верилось, что сам управляю самолетом, я лечу», — рассказывал он в интервью.
Пилот летает как по регулярным маршрутам, так и по чартерным. Часто последние он выполнял вместе с татарстанскими спортсменами. По словам Юсупова, на его борту бывали хоккеисты «Ак Барса» и футболисты «Рубина», а также сборная России по фигурному катанию. Долгое время он работал вторым пилотом, командиром воздушного судна стал только год назад. В прошлом году получил вторую специальность — окончил Ульяновский институт гражданской авиации им. главного маршала авиации Бугаева по направлению «аэронавигация».
«Знаю его лично много лет. Дамир был активным помощником, заместителем председателя совета и специалистом по юридическим вопросам в национально-культурной автономии татар Сызрани. Много лет он посвятил деятельности татарской организации. Правдивый, честный, невероятно скромный, воспитанный человек и очень грамотный специалист, — поделился на официальном сайте организации председатель совета автономии татар Сызрани Ринад Шарафутдинов. — Дамир — пример для многих, пример для подражания. Он достиг своей цели — стать пилотом, подниматься в небо. А сейчас спас много человеческих жизней — этот поступок дорогого стоит! От себя лично и от лица национально-культурной автономии выражаю восхищение пилотом-героем, истинным татарином, настоящим человеком!»
Муфтий ЦДУМ Ульяновской области Мухаммат Байбиков подтвердил «БИЗНЕС Online» то, что во время учебы в Ульяновске Юсупов жил у них в мечети, а также был активным прихожанином местной махалли. «Не только вы, все его сейчас разыскивают, и Равиль хазрат Гайнутдин звонил, искал Дамира, но у него пока отключены все телефоны». По словам Байбикова, узнав, что пилот является практикующим мусульманином, муфтий хочет наградить того за мужественный поступок со своей стороны. Разыскивают Юсупова и руководители татарской автономии и муфтията Свердловской области. Как рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель аппарата ДУМ Свердловской области Наркис Карамов, в ближайшее время они планируют познакомиться с Дамиром.
«Я ПОСТУПИЛ БЫ ТАК ЖЕ»
«БИЗНЕС Online» удалось поговорить с действующим пилотом по имени Роман, который хорошо знаком с командиром судна. По словам первого, Юсупов — порядочный человек, добрый и отзывчивый, профессионал своего дела, в Екатеринбург приехал около 4 лет назад по работе.
«Общее мнение наших пилотов — они все в принципе сделали правильно, несмотря на то, что сейчас прокуратура там будет смотреть. Начнут разбираться с документами: сделал ли Дамир это, выполнил ли то. Но в условиях дефицита времени для принятия решения об уходе на посадку мы, пилоты, считаем, что он все сделал правильно, независимо от того, успел ли все осуществить по процедурам», — говорит Роман.
«Юсупов действовал в стрессовой ситуации, когда внезапно возник отказ двигателя и когда пилот понимает, что времени для того, чтобы выработать топливо, развернуться и снова нацелиться на полосу, просто нет. Могу предположить, что при наличии такого большого количества пассажиров топлива пилоты взяли по максимуму. При одном пострадавшем двигателе самолет лететь не сможет, и потому решение было принято — сесть перед собой. Сделали они это очень профессионально, потому что в таких случаях, как правило, фюзеляж разламывается, топливо разливается и может случиться что угодно. Многое зависит от того, что растет на этом поле, какие там строения, все описать в руководящих документах невозможно, экипаж действует по обстановке. И то, что они сели удачно с точки зрения спасения людей, сделали в высшей степени профессионально», — уверен он.
Пилот предполагает, что прокуратура сейчас в тиши своих кабинетов разложит все собранные документы и попытается найти виновного в произошедшем, зацепиться за какие-то проколы — ущерб ведь надо на кого-то повесить. По его мнению, и авиакомпания, и Росавиация в данной ситуации должны встать на сторону пилотов и защитить их.
«„Уральские авиалинии“ — это один из самых дружных и слаженных коллективов, поэтому я надеюсь, что авиакомпания сделает все возможное и встанет на сторону пилотов, — говорит Роман. — Мы, пилоты, обсуждали данный случай, думали, как бы сделали на месте Дамира. Я поступил бы так же».
Пользователи сети уже нашли аккаунт Юсупова. Стена на его странице заполнена благодарностями
«СИЛЬНО. КРАСАВЧИК. ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ ЧЕЛОВЕК НА СВОеМ МЕСТЕ»
Эвакуацией пассажиров из самолета руководили также бортпроводники «Уральских авиалиний»: Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко и Яна Ягодина. Сейчас люди благодарят пилотов и бортпроводников на своих личных страницах в соцсетях. «15.08.19 — мой новый день рождения. Набрали высоты на самолете и упали в поле. Пилот просто спас все жизни», — написала во «ВКонтакте» Ольга Шаврова. «Дамир, низкий вам поклон за спасенные жизни пассажиров, за ваш профессионализм!» — поблагодарила Людмила Колесникова.
Пользователи сети уже нашли аккаунт Юсупова. Стена на его странице заполнена благодарностями. «Сильно. Красавчик. Вот что значит человек на своем месте. Так держать», — написала Анастасия Высоких. «Вы однозначно герой сегодняшнего дня вместе со своим коллегой и всем экипажем. Удачи всем вам, чистого неба и, дай бог, чтобы подобных инцидентов в вашей карьере пилота больше не появлялось», — отметил Роман Транцев.
В СМИ уже пошли разговоры о том, чтобы не только выдать пилотам госнаграды, но и снимать об их героизме фильм. По крайней мере, с таким предложением в РИА «Новости» выступил глава комиссии Общественной палаты России по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.
«То, что ЛЕТЧИКИ ВЫПОЛНИЛИ ТАКУЮ СЛОЖНУЮ ПОСАДКУ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ, — ЭТО ОЧЕНЬ ЮВЕЛИРНАЯ РАБОТА»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты авиаотрасли дали свою оценку действиям экипажа борта А-321 и рассказали о главных загадках утренней аварии под Жуковским.
Фларит Мавлеткулов — начальник центрального аэроклуба Республики Татарстан ДОСААФ России:
— То, что летчики выполнили такую сложную посадку в полевых условиях, — это очень ювелирная работа. Пока трудно что-то комментировать, мы не знаем, было ли у пилотов время для ухода на второй круг, позволяла ли тяга двигателей, как они вообще работали. Но вспомните, что происходило с Superjet, когда его сажали с невыработанными топливными баками, и к чему это привело. Как на полосу самолет фактически в штатном режиме не смогли посадить — видно было сразу, что непрофессионально подготовленные летчики. А здесь — на кукурузное поле! Тем более существовал дефицит времени, поскольку все произошло на взлете. Может быть, это оказалось единственное грамотное решение, которое спасло жизни не только экипажу, но и всем пассажирам.
Если прямо на взлете стая птиц попала в двигатель, то это вопрос к орнитологическому обеспечению аэропорта. Тем более сейчас их миграция. Есть специальные наземные службы, которые отвечают за орнитологическое обеспечение. И они, видимо, не справляются с этим направлением. Имеется целый комплекс отпугивающих мероприятий: сирены вдоль полосы, пугала, звуковые эффекты, и сами самолеты фары включают, чтобы птицы их видели на взлете и посадке.
Магомед Закаржаев — генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие»:
— Посадить такой самолет в поле не просто сложно, а очень сложно, это большой профессионализм! И доля везения тоже должна быть. Пассажиры в рубашке родились, могут праздновать второе рождение. В мировой авиации, конечно, бывали случаи, когда пилот хотел посадить Boeing 737 сначала на воду, но потом получилось на береговую полосу, правда, с выпущенными шасси. Все остались живы, и судно уцелело, потом оно само оттуда улетело.
Самолет через 15 минут после взлета, конечно, был с полными баками, но в них всегда есть горючее от 3 до 10 тонн, но и тонны хватит, чтобы все загорелось… Поэтому правильно сделали пилоты, что перекрыли поступление топлива, выключили двигатели перед посадкой, обесточили как положено. Ну и повезло, что не загорелись.
Азат Хаким — директор авиакомпании «Тулпар»:
— Пилоты — молодцы, у них было времени очень мало для принятия решения, может быть, 10–20–30 секунд. И они поступили правильно: так как движки встали, самолет начал падать, летчики сразу сели перед собой, не стали ничего придумывать. Все сделали грамотно, нашли поле, спасли людей, молодцы пилоты!
Ни в коем случае нельзя было выпускать шасси, самолет сразу бы скапотировал (капотирование — аварийное опрокидывание самолета на переднюю часть или переворачивание вверх шасси — прим. ред.), мог развалиться и начать гореть.
Сели, судя по всему, очень мягко, на двигателях. Кстати, грамотно поступили пилоты, когда движки выключили, был прекращен доступ керосина к горящей части, это же буквально за доли секунды сделано. Если там ничего не сломалось, самолет может быть формально пригоден для дальнейшего использования, но самое сложное — как его оттуда транспортировать? Дай бог, чтобы он был застрахован, тогда страховая компания однозначно попала, это конкретно страховой случай. Стая птиц, видимо, на водоеме где-то сидела, а от звука самолета взлетела и прямо попала под судно. Полностью предотвратить такое сложно, но предпринять комплекс мер, чтобы птицы покинули пределы аэропорта, нужно. Видимо, он все-таки недоработал. Однозначно будет расследование, все надзорные органы проведут комплекс мероприятий, станут искать виновных. Обязательно найдут какие-то недоработки… Не помню, какой год... самолет сажали на реку Гудзон, примерно то же самое было: отказали движки, и пилоты сели прямо перед собой на воду, вдоль линии берега. А в советское время в 70-х годах Ту-124 посадили на Неву, тоже спасли людей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 566
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.