Николай Насонов — генеральный директор лазерного центра РТ

«ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ МАЛЫЙ БИЗНЕС, МЫ НЕ УЧАСТВУЕМ В ТЕНДЕРАХ»

— Николай Владимирович, с чего началась история лазерного центра РТ?

— В 2008 году министерство промышленности и торговли РТ разрабатывало концепцию создания инжиниринговых центров по отдельным видам обработки (ПКМ РТ от 25.08.2008 года №601). В рамках этой работы я предложил создавать центры по модели пространств республиканского развития, которые бы развивали сразу минимум три направления: поставку оборудования на предприятия Приволжского федерального округа, оказывали услуги малому бизнесу и занимались с молодежью. Тогда еще премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов поддержал данную идею, и благодаря поддержке одного из лидеров в мировой лазерной индустрии — IPG Photonics Corporation — мы привлекли инвестиции. К слову, IPG — это единственная транснациональная компания с российскими корнями, которая контролирует 85 процентов мирового рынка волоконных излучателей, а основной контингент — русские сотрудники, хотя штаб компании расположен в Бостоне. Отмечу, что у нас все задуманное получилось и инвестиционные обязательства мы выполнили буквально в течение одного года.

— Выходит, у вашего центра несколько компетенций?

— Да. Во-первых, мы консультируем предприятия ПФО по внедрению лазерных технологий в производство. Занимаемся поставкой оборудования, его пусконаладкой, обучением персонала и гарантийным обслуживанием. Во-вторых, оказываем услуги малому и среднему бизнесу по лазерной обработке материалов — маркируем товар и помогаем изготавливать различную продукцию. Мы одни из крупнейших игроков в данном направлении в республике. Чтобы поддержать бизнес в этом сегменте, наш центр не участвует в тендерах. Исключение было только в 2013 году, когда мы понимали, что надо помочь с определенным объемом на Универсиаду за одну неделю до ее начала. В-третьих, у нас есть учебный центр, где мы занимаемся профориентацией с детьми в возрасте от 6 до 18 лет. К работе с лазером допускаем с 14 лет по направлению WorldSkills Junior. Для тех, кто помладше, у нас есть кружки робототехники, по развитию памяти и ментальной математики. В-четвертых, мы оказываем услуги жителям Татарстана — гравируем подарки, русифицируем ноутбуки, купленные за границей, отдельная тема, пользующаяся спросом, — гравировка обручальных колец изнутри.

«ЕСЛИ ЧТО-ТО ПРИ ПОМОЩИ ЛАЗЕРА НЕ МОЖЕТЕ ВЫПОЛНИТЬ ВЫ, В ТАТАРСТАНЕ ЭТОГО НИКТО НЕ СДЕЛАЕТ»

— Расскажите, с кем из крупных предприятий вы сотрудничаете?

— В нашем портфеле есть заказы от таких гигантов, как Mercedes и Schneider Electric. Имеются и уникальные решения. Например, мы наносим шкалу лазером на иголку толщиной 0,5 миллиметра. Представьте, какой уровень мастерства должен быть, чтобы справиться с такой сложной задачей. За 10 лет работы лазерный центр РТ помог оснастить лазерными станками и обучить персонал более чем на 200 предприятиях ПФО, в том числе на «Элеконе», Казанском вертолетном заводе.

— Настолько высока нехватка квалифицированных кадров?

— Их никто не готовит в системе, потому что не разработаны соответствующие ФГОС. Еще немного об уровне сложности — в лазерной промышленности есть 17 технологических процессов. При выполнении некоторых из них женщина и мужчина не могут работать совместно из-за физиологических особенностей их организмов, например, к таковым относится производство современной электроники. К слову, сотовый телефон сделан на 80 процентов лазером.

Например, у нас в стране часто говорят, что сварщиков не хватает, а лазерных сварщиков вообще нет. Многие ошибочно думают, что работа с лазером — простая вещь, например, в интернете много предложений по лазерной гравировке. Но, поверьте, далеко не каждое из них будет соответствовать определенному регламенту, ГОСТу и так далее. Поэтому у нас упор на качество. Наши клиенты часто нам говорят: «Если что-то при помощи лазера не сможете выполнить вы, этого в Татарстане никто не сделает».

— Вы на рынке 10 лет, наверняка удалось приложить руку к созданию каких-то уникальных вещей?

— Для нас важна каждая работа, вне зависимости от того, наносим гравировку на обычную ручку или коллекционную саблю XIX века. Конечно, на общем фоне выделяются некоторые работы, к которым можно отнести создание коллекции платьев при помощи лазера для дома мод в Москве и приборную панель для вертолетов, а также гравировку факела, которым зажгли олимпийский огонь в Сочи в 2014 году. Очень интересный кейс с прецизионной лазерной резкой для компании «МедИнж» из Пензы, отработана технология по изготовлению медицинских стентов, которые вставляются в вену человека.

«ПРАКТИЧЕСКИ НИ ОДНО КРУПНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В КАЗАНИ НЕ ОБХОДИТСЯ БЕЗ НАШЕГО УЧАСТИЯ»

— Сколько стоит лазерный аппарат?

— Это бизнес очень сложный, где ключевую роль играет не стоимость оборудования, а задачи, которые необходимо решить, и навыки специалиста, работающего с лазером. Вы можете потратить сотни миллионов рублей, но если ошиблись с постановкой задачи и нет специалиста, то аппарат просто будет пылиться без надобности. Подобное относится даже к такой, казалось бы, простой операции, как маркировка, но она разная и для подарков (сувениров), и для промышленной продукции, и для медицинских имплантатов, и, например, для изделий «Росатома».

Лазер — это не только величайшее изобретение, но и величайшая афера: если ваши сотрудники заявляют, что купят лазер и будут отрабатывать какие-то технологии, то они, мягко говоря, лукавят. Оборудование с одним названием, но для разных заводов, например машиностроительного, медицинских изделий и атомной промышленности, — это разная продукция, стоимость которой может отличаться в разы. На подобном часто горят «свои» фирмы при госзакупках.

— Что могут делать современные лазерные станки?

— Ученые говорят, что, как только человечество научится управлять лазерным лучом, его возможности станут безграничными… Чаще всего это лазерная резка, маркировка и сварка, создавать печатные платы, штампы, современные направления 3D-обработки и 3D-прототипирования.

— Какие заказы вам чаще поступают от малого бизнеса?

— В основном это сувенирная продукция: наградные стелы, ручки, значки, памятные грамоты, номерки для гардеробов, вывески и так далее. Грубо говоря, ни одно серьезное мероприятие в Казани не обходится без нашего участия. Наверняка вы не раз видели, как президент Татарстана вручает плакетки, где текст выгравирован. За последние 10 лет почти все они были сделаны у нас.

И тут стоит отметить, что в основном такие заказы поступают нам не напрямую, а от большой партнерской сети. Это представители среднего и малого бизнеса, которые не располагают собственными станками и на аутсорсинге выполняют заказы у нас. Есть некоторые интернет-магазины и каталоги, которые целиком изготавливают продукцию у нас.

— Вы стали партнером WorldSkills. Что вам это дает?

— Мы не просто партнер союза WorldSkills Russia, мы представляем две компетенции на 45-м мировом чемпионате WorldSkills Kazan 2019: Laser Technology и Digital Factory (последнюю совместно с DMG MORI (Германия), Siemens (Германия), Fanuc (Япония). Вместе с АСИ представляем образовательные проекты и входим в топ-10 лучших профориентационных практик среди наставников, а также включены в методические рекомендации федерального проекта ранней профориентации школьников «Билет в будущее».

К слову, в рейтинге «топ-10 технологий, которые изменят мир» две связаны с лазером. Поэтому сегодня все больше молодежи погружаются в это направление, наращивают компетенции и выводят на рынок свой продукт. И все больше наших детей мечтают уже не о том, чтобы попасть в «Яндекс» или Google, а стать частью русской лазерной школы.