НА АВТОГИГАНТЕ ПОШЛИ ПО ПУТИ VOLVO И GOOGLE
КАМАЗ готов платить 1 000 рублей каждому работнику, кто приведет нового сотрудника. Таким образом, заявляют в компании, автогигант намерен не только добрать необходимое число рабочих (КАМАЗу требуется до 3 000 новых сотрудников), но и повысить качество набора персонала. В кадровых компаниях «БИЗНЕС Online» заявили, что тем самым автогигант просто намеревается снизить стоимость набора одного сотрудника (в агентствах это стоило бы явно больше 1 000 рублей), и предупреждают, что автогигант может захлестнуть поток соискателей, не отвечающих требованиям.
ОТПУСКНОЙ НАБОР КАДРОВ
На прошлой неделе КАМАЗ неожиданно объявил о своей новой акции, призванной помочь с набором персонала. 15 июля на официальном сайте компании появилось любопытное сообщение о том, что «каждый работник ОАО «КАМАЗ», по инициативе которого на автогигант будет принят новый сотрудник, получит денежное вознаграждение». Правило будет действовать до 1 сентября 2011 года. Если учесть, что в августе автогигант почти в полном составе привычно уходит в отпуск, у сотрудников заводов остается две недели для поисков своих знакомых и друзей, готовых поработать на КАМАЗе. В компании отмечается, что не имеет значения, будет принят новый работник на постоянной основе или временно на период не менее трёх месяцев. Так или иначе, денежное вознаграждение «камазовец получит в том случае, если у его протеже за время работы не будет дисциплинарных взысканий».
Суммы, впрочем, мягко говоря, не велики: за первые три месяца работы новичка приведший его сотрудник получит 600 рублей, по истечении шести месяцев работы новичка – еще 400 рублей дополнительно. С одной стороны, новый сотрудник компании обойдется всего в 1000 рублей. С другой – вряд ли сумма окажется сильной приманкой для работников завода, официально в среднем получающих (в зависимости от подразделения) от 13 000 до 17 000 рублей (газета «БИЗНЕС Online» писала об этом).
В компании также отмечают, что основанием для начисления денежного вознаграждения станет информация службы по управлению персоналом. И положение не будет распространяться на тех, кто устраивает на работу людей «путём перевода из одного подразделения ОАО «КАМАЗ» в другое, если не прошло двух месяцев с момента увольнения кандидата в камазовцы из другого подразделения автогиганта, если новичок был уволен с предыдущего места работы за нарушение дисциплины, а также на работников кадровых служб, для которых приём на работу сотрудников является функциональной обязанностью».
КОМПАНИИ ТРЕБУЕТСЯ ОТ 3 000 ДО 5 000 ЧЕЛОВЕК
С кадрами ситуация сегодня нелегкая. В Набережных Челнах в настоящий момент кадры ищут все: от строительных компаний до производственных. Мэр Набережных Челнов Василь Шайзхразиев в июне говорил о том, что на автогиганте дополнительно к уже 47 тысячам работающих объявлен набор еще пяти тысяч работников, однако «очереди из желающих пока, увы, в компанию нет»: «Сегодня КАМАЗ даже вынужден приглашать сотрудников из соседних регионов», - заметил тогда глава города.
Однако в начале июля директор департамента по связям с общественностью и информационной политике ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев в интервью газете «Челнинские известия» заявил, что КАМАЗу уже требуется всего 3 000 человек – в июне компания набрала-таки 1000 новых сотрудников. Можно предположить, что новая инициатива автомобильной компании – своеобразный жест отчаяния. Набрать новых сотрудников проблематично в принципе, еще сложнее это сделать летом.
НА КАМАЗЕ НАДЕЮТСЯ НА ДОСТОЙНЫХ ЛЮДЕЙ
Впрочем, как заявил Олег Афанасьев корреспонденту «БИЗНЕС Online», «проводить прямую параллель» между новой акцией и задачей по набору необходимого числа сотрудников не стоит.
- У нас нет цели набрать конкретное число сотрудников. Эта акция призвана не только привести побольше людей, у нас набор персонала ведется и без акции. Главная задача акции – повысить качество набора персонала, - объяснил Афанасьев.
По его словам, программу придумали не на «КАМАЗе», - просто здесь взяли на вооружение международный опыт, в частности, опыт автомобильных компаний (к примеру, внедрена такая практика в компании Volvo).
- Таким способом многие компании, не обязательно автомобильные, стараются не только привлечь людей, но и повысить качество персонала. Человек работает на определенном предприятии и ведет туда другого, товарища или знакомого – получается, что он как-то отвечает за него. Когда наш работник будет выбирать знакомого, он в первую очередь будет думать, какой смысл приводить его, чтобы тот через неделю ушел? Человек должен как минимум три месяца отработать, чтобы тот, кто его привел, получил деньги. Система направлена на то, чтобы люди приводили достойных людей, - замечает Афанасьев.
Суммы бонусов, уверяют на КАМАЗе, экономически обоснованы и просчитаны. Что касается эффективности акции, то о ней пока говорить рано, отмечают в компании.
АВТОГИГАНТ ЗАХЛЕСТНЕТ ПОТОК СОИСКАТЕЛЕЙ «ЖИВЬЕМ»
Впрочем, опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты кадрового рынка Татарстана уже сейчас отмечают подводные камни неплохой в принципе кампании. К примеру, Юлия Касилова, член Ассоциации рекрутинговых компаний РТ, директор КА "Бизнес-Партнер", считает, что кадровую службу автогиганта в результате «захлестнет поток соискателей, не соответствующих требованиям»:
- Причем пришедших "живьем". Рекрутерам компании можно посочувствовать - с одной стороны, есть, из кого выбирать, а с другой стороны - масса потраченного времени на личные встречи и "обиженные", как соискатели, которым не сделали предложения по работе, так и приведшие их сотрудники. Поэтому для подбора линейного персонала такой способ даст результат, а вот по специалистам узкого профиля и среднего звена - вряд ли.
Однако инициативу КАМАЗа Юлия Касилова оценивает как «безусловно интересную». По ее словам, в условиях острого дефицита не только профессионалов среднего звена, но и линейного персонала компании действительно будут вынуждены искать новые способы привлечения соискателей».
«1000 РУБЛЕЙ - ЭТО КАК БЫ НИ О ЧЕМ…»
Елену Садыкову, руководителя казанского отделения международного кадрового агентства Kelly Services, в первую очередь, удивила сумма бонуса за нового сотрудника: «Как они могут контролировать качество привлекаемых сотрудников, платя за это всего по 1000 рублей своим работникам?»
Елена соглашается, что такой метод в принципе довольно распространен, но не в республиканских, а в московских и иностранных компаниях. Правда, уточняет она, «с большими финансовыми преференциями своим сотрудникам». Объясняет новую акцию компании Елена Садыкова скорее нежеланием работать с кадровыми агентствами, где каждый новый сотрудник стоил бы значительно больше, чем 1000 рублей:
- Таким способом они просто уменьшают для себя затраты на привлечение специалистов. Они хотят популяризировать технологию привлечения среди собственных сотрудников для того, чтобы привлечь малыми средствами новых людей. Не знаю, насколько это у них получится. Теоретически мера неплохая, но если бы они сделали не 1000 рублей за нового сотрудника, а 5000, было бы эффективнее. Потому что затраты все равно оставались бы небольшими, но люди были бы более мотивированы на данный вид помощи своей компании. А 1000 рублей – это как бы ни о чем…
В GOOGLE ТАКАЯ ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНА
Алия Байназарова, директор КА "Стратегия успеха" также отметила распространенность подобной практики в крупных федеральных компаниях и широкое ее использование на Западе. В частности, в компании Google, по ее словам, данная политика применяется и приносит свои результаты.
- Объясняется популярность практики тем, что, во-первых, людям приятно получить поощрение за то, что они кого-то порекомендовали. С другой стороны, осуществляется определенный контроль, - соглашается она с камазовскими специалистами. – Если ты порекомендовал кого-то, это должен быть достойный человек, иначе получится, что ты подвел компанию. Будет дополнительный стимул мотивации между самими сотрудниками, а не только мотивация, спущенная сверху.
Нераспространенность подобной практики в Татарстане Байназарова связывает с тем, что многие технологии, которые уже широко используются за рубежом и в федеральных компаниях, только-только начинают приходить на наш рынок. Лишь в последнее время руководители республиканских компаний стали понимать, что новые методы могут быть эффективны, и готовы на какие-то инновации. Для сравнения она привела пример с привлечением сотрудников через социальные сети: «если раньше они запрещались во многих компаниях, теперь, напротив, поощряется, чтобы люди через социальные сети продвигали брэнд компании, в которой они работают».
Сергей Афанасьев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.