На падающем авторынке всплывают ранее неизвестные татарстанцам китайские марки, одна из которых показала рост на 7000%! Правда, «в штуках» бал правит антикризисная LADA, которую в России (за исключением Москвы) покупают, когда доходы граждан перестают расти. О том, какие производители бюджетных машин умудрились нарастить продажи, в чем секрет успеха китайских кроссоверов и какая марка больше не по карману жителям районов РТ, — во второй части обзора авторынка «БИЗНЕС Online» за первое полугодие.
О кредитном пузыре заявил Максим Орешкин. По расчетам его ведомства, пузырь лопнет в 2021 году. А значит, к этому сроку стоит ожидать еще большего проседания продаж новых автомобилей
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК УПАЛ, ОЖИДАНИЯ НА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ НЕ ЛУЧШЕ
Продажи автомобилей в Татарстане в первом полугодии 2019-го снизились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 7,4%. За 6 месяцев было зарегистрировано 30 988 новых автомобилей, следует из имеющегося в распоряжении «БИЗНЕС Online» отчета агентства «Автостат». Это худший показатель за последние три года и почти вдвое меньше результата первого полугодия пикового для российского авторынка 2013-го, когда в РТ зарегистрировали 60 тыс. новых авто. Также в этом году оказалась сломлена тенденция к увеличению продаж легковых автомобилей, которая наблюдалась в 2017 и 2018 годах. Напомним, что по итогам первого квартала рынок просел на 6%, так что падение во втором квартале ускорилось.
По данным ассоциации европейского бизнеса (которая регистрирует именно продажи, а не регистрации), россияне в первом полугодии 2019-го купили на 2,4% меньше легковых автомобилей, чем годом ранее. «После 6 месяцев 2019-го мы видим рынок, который уменьшился на 2,4 процента по сравнению с прошлым годом, а второй квартал стал более трудным, чем первый. Ожидания на автомобильном рынке в отношении второй половины года не лучше», — заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, комментируя итоги первого полугодия.
О том, что надежды на восстановление в первой половине текущего года не оправдались и как падающие доходы граждан давят на спрос, рассказал в интервью нашему изданию и владелец одного из крупнейших автодилеров РФ, группы компаний «ТрансТехСервис», Вячеслав Зубарев.
После 2013–2014 годов авторынок, как и прочие потребительские сегменты, поддерживается исключительно за счет наращивания населением России объемов потребительского кредитования. О кредитном пузыре недавно заявил глава минэкономразвития РФ Максим Орешкин. По расчетам его ведомства, пузырь лопнет в 2021 году. А значит, к этому сроку стоит ожидать еще большего проседания продаж новых автомобилей.
Накачанное кредитами некоторое восстановление продаж в 2017–2018 годах уже полностью исчерпано — рынок устремится к значениям 2015–2016 годов, к отметкам в 26–27 тыс. новых автомобилей за первое полугодие, говоря о Татарстане. И то лишь если дело обойдется внутренними негативными факторами, а, например, очередной торговый конфликт между США и КНР не усилит бегство из рисковых активов, что круто надавит на курс рубля и покупательную способность россиян. Если добавить к этому вторую волну санкций по «делу Скрипалей», ситуация на потребительском рынке России выглядит еще тревожнее. Запрет американским банкам покупать новые выпуски российских еврооблигаций и как-либо кредитовать правительство РФ еще больше усиливает давление на рубль.
Самым резвым среди китайских автопроизводителей оказался Haval, выросший с символических двух авто, проданных в Татарстане в первом полугодии 2018-го, до 143 регистраций за первые 6 месяцев текущего года
китайское нашествие: На фоне падения продаж «выстрелили» кроссоверы из поднебесной
Несмотря на макроэкономический форс-мажор, некоторые автомобильные марки умудряются наращивать объемы продаж на рынке РТ. Речь прежде всего идет о китайских автопроизводителях. Самым резвым оказался Haval («Хавейл»), выросший с символических двух авто, проданных в Татарстане в первом полугодии 2018-го, до 143 регистраций за первые 6 месяцев текущего года. Можно поздравить местного дилера в лице «Диалог-Казань». Кстати, в самой столице РТ регистрации китайской марки выросли с одного до 31 автомобиля. По РФ продажи Haval увеличились с прошлого года в 3 раза до 3,5 тыс. машин.
Трудно найти какого-либо топового автоблогера, не похвалившего в 2018 году Haval за новый уровень китайского качества и не предсказавшего светлое будущее данной марки в РФ и СНГ. Действительно ли покупателей убедило качество или это эффект высокой медиаактивности марки, мы узнаем, пожалуй, в следующем году, когда рядовые автовладельцы оценят все плюсы и минусы эксплуатации новинок.
Пока же можно сказать, что модели Haval заинтересовали татарстанцев относительно невысокой ценой. 96 покупателей из РТ выбрали среднеразмерный кроссовер Н6 (среди автолюбителей известный как «Honda C-RV на минималках»). Входной билет здесь сравнительно демократичный: от 1,13 млн рублей за механическую трансмиссию и от 1,27 млн — за автоматическую. Силовая установка всего на 1,5 л рабочего объема, но выдает за счет турбирования 150 «лошадей». Еще несколько лет назад немногие массовые моторы могли похвалиться такой отдачей, но сегодня турбины делают свое дело.
Да, можно говорить о том, что китайцы заимствуют (иногда по лицензии, иногда нарушая авторские права) моторы у японских грандов — Toyota, Mitsubishi, Honda, однако официально по поводу последнего поколения моторов в Haval заявляют о собственной разработке. В любом случае как заимствование японских агрегатов, так и создание своих, близких по свойствам, для потребителя, ценящего неприхотливость (готовность «есть» 92-й, а не только 95-й бензин), — это безусловный плюс. Производитель также заявляет об оцинковке кузова на 65%. Впрочем, в России китайцы выдают гарантию от сквозной коррозии только на три года (видимо из-за более сурового климата), а не на 10 лет, как в Китае.
Второе место среди моделей Haval с результатом 37 регистраций у компактного кроссовера Н2 — от 1,1 млн рублей за механику и от 1,22 млн за «автомат». Один из самых частых вопросов, которые потенциальные покупатели задавали дилерам: почему при заметной разнице в размерах с H6 такая небольшой разрыв по цене? Так или иначе, автолюбители решили, что больше преимуществ за свои деньги получат именно от Н6, что и отразилось в статистике.
Также нашлись 9 татарстанцев, не пожалевших минимум 2,5 млн за флагмана кроссверов Haval — H9.
Радость поставщиков из Поднебесной омрачает очень существенный факт: продажи Haval в абсолютных цифрах ничтожны по сравнению объемами давно зарекомендовавших себя на рынке конкурентов. Число регистраций китайских кроссоверов в десятки раз меньше, чем у лидеров нашего рейтинга — LADA, KIA и т. д. И нет никаких гарантий, что в будущем Haval станет демонстрировать такой же взрывной рост продаж.
Впрочем, нашествие китайских кроссоверов подкреплено успехами еще пары марок. Так, JAC с места в карьер набрал 19 голосов в РТ. 11 из них отдано за переживший четвертый рестайлинг паркетника S3 (от 750 тыс. рублей — потенциальный конкурент вазовского XRAY), 8 — за чуть более габаритный S5 (от 900 тыс.), экстерьером напоминающий Hyundai iX35.
Важный нюанс: по РФ, согласно данным АЕБ, марка с пятиконечной звездой вообще ничего не продала за январь – июнь 2019 года. С просьбой прокомментировать данные мы обратились в АЕБ. Представитель ассоциации Юлия Щеглова отметила, что у них данные по марке JAC не регистрировались с 2015 года, не уточняя причин.
Первая попытка зайти на российский рынок была предпринята JAC в 2007 году, вторая, в том числе за счет сборки модели S5 на заводе Derways в Черкесске, в 2014-м, наконец, третья — в 2018-м, уже опираясь на отлаженное производство моделей в казахстанском Костанае. Поскольку Россия и Казахстан входят в Таможенный союз, поставлять автомобили можно без пошлин.
Добавим, что в планах казахстанского завода — вывод на российский рынок китайского электромобиля JAC iEV7S. Так что, если вы приверженец снижения вредных выбросов, ваш радиус езды от ближайшей зарядки не более 100 км и вы не планируете нарушать ПДД и ездить быстрее 130 км/ч, возможно, обратите внимание на этот автомобиль.
Нашел в себе силы расширить присутствие на рынке Татарстана и китайский Geely: плюс 14 до 29 зарегистрированных авто
Нашел в себе силы расширить присутствие на рынке Татарстана и китайский Geely: плюс 14 до 29 зарегистрированных авто. Тут даже двойной успех, если взять в зачет достижения принадлежащего этой китайской компании шведского концерна Volvo. По РФ динамика у Geely была очень бодрой: увеличение в 3,8 раза до 4 тыс. проданных авто.
Главная заслуга успеха Geely у модели Atlas, показавшей в Татарстане рост с нуля до 21 единицы. И опять же речь идет о кроссовере со стартовым ценником 1,09 млн, хотя, по статистике, около половины спроса РФ в прошлом году пришлось на вариант с двигателем 2,4 л и полным приводом — от 1,4 миллиона. Одна из причин повышенного спроса — обновление 2018 года, после которого экстерьер машины стал более подтянутым и утонченным. А в загашнике Geely есть еще купеобразный FY11, который пока не выведен на российский рынок.
У Lifan по РТ минус 115 автомобилей и всего 20 регистраций, федеральные потери тоже солидные: минус 64% до 2,65 тыс. проданных авто
Отметим, что далеко не у всех китайских автопроизводителей дела в РФ и в РТ пошли в гору. У Lifan по РТ минус 115 автомобилей и всего 20 регистраций, федеральные потери тоже солидные: минус 64% до 2,65 тыс. проданных авто. Продажи обвалились широким модельным фронтом, но сильнее всего упали пытавшиеся ранее набрать популярность кроссвэн MyWay (от 900 тыс., ценники на официальном сайте не обновлялись с января 2018 года) и X50 (от 640 тыс.) — на 29 и 26 единиц соответственно. Причина провала — потеря мощностей завода Derways. При этом в самой компании подтвердили намерение и далее работать на рынке РФ, несмотря на провал начала 2019-го.
Zotye потерял 77 единиц до 65 проданных авто, по РФ спад только на 17%. С модельным рядом тут предельно просто: одна модель Т600 — бюджетная имитация VW Touareg (от 880 тыс. до 1,1 млн рублей).
У Skoda не все складывалось гладко. До 262 регистраций снизился спрос на лифтбэк Octavia (от 1,112 млн рублей, на 12 тыс. дороже, чем в апреле)
за что татарстанцам полюбилась SKODA KODIAQ?
Если к локомотиву роста родом из Поднебесной можно предъявить претензию в виде нулевой стартовой базы, то у второго лидера по приросту числа регистраций с этим все неплохо. Речь о чешской Skoda, добавившей по республике 116 единиц, или 11%, до 1204 авто. В Казани прирост составил только 8 единиц до 474 машин, по РФ чехи ускорились на 10% до 39,8 тыс. единиц.
Татарстанцы распробовали среднеразмерный (хотя запас пространства тут как у некоторых флагманов) кроссовер Kodiaq, популярность которого взлетела на 253 пункта до 347 регистраций. Это второе место по популярности в модельной линейке Skoda. Здесь цены начинаются от 1,457 млн (плюс 7 тыс. рублей к апрелю) за вариант с мотором 1,4 л на 125 «лошадок», но вряд ли покупатели рассматривали варианты, укомплектованные силовой установкой слабее, чем 1,4 л и 150 «скакунов» (от 1,607 млн рублей). Все-таки корпус у Kodiaq внушительный, его нужно чем-то разгонять. Всего мы насчитали 24 варианта кроссовера с различными бензиновыми и дизельными силовыми установками вплоть до 2-литровых на 180 л. с. в паре с роботизированной коробкой передач и пакетом Sportline за 2,84 млн рублей и с пакетом Laurin & Klement за 2,95 млн — в 2 раза дороже «базы».
Kodiaq, названный в честь разновидности бурого медведя с побережья Аляски, полюбился татарстанцам, очевидно, за внушительные габариты, придающие солидности относительно недорогому кроссоверу.
В плюс смогла выйти и самая бюджетная чешская модель Rapid (от 670 тыс. рублей, на 13 тыс. дороже, чем в апреле), принесшая в копилку 586 голосов (на 24 больше, чем за январь – июнь 2018 года). И здесь ассортимент радует, есть возможность выбирать вплоть до пакета Monte Carlo за 1 млн рублей. Хотя бюджетные модели и автоспорт — разные полюса, но капельку стиля и спортивного настроения все же можно получить.
Впрочем, и у Skoda не все складывалось гладко. Во-первых, выбыл из линейки приглянувшийся многим за понятные кубические формы и неплохую проходимость кроссовер Yeti, а это сразу долой из зачета 101 автомобиль. Во-вторых, на 53 до 262 регистраций снизился спрос на лифтбэк Octavia (от 1,112 млн рублей, на 12 тыс. дороже, чем в апреле).
«Бронза» по прибавке с разгоном на 48 единиц, или 11%, до 498 авто у Datsun. По РФ марка прибавила и того больше: четверть, до 10,7 тыс. проданных авто
DATSUN: ДЕЛО ПЕРЕЛИЦОВАННОЙ granta И kalina ЖИВЕТ
«Бронза» по прибавке с разгоном на 48 единиц, или 11%, до 498 авто у Datsun. По РФ марка прибавила и того больше: четверть, до 10,7 тыс. проданных авто.
Напомним, что под бюджетным брендом отделения Nissan реализуются немного доработанные вазовские модели Granta и Kalina. Кто-то считает, что сборка под японским надзором лучше, кого-то убеждает целый пакет доработанных мелочей вроде шумоизоляции, плотнее набитых сидений или чуть более плавного хода дверей, кто-то находит преимущества в экстерьере или просто в отсутствие шильдика LADA.
Бестселлер марки седан on-Do и стал той самой причиной роста, вернув свои достижения первой половины 2017 года. Цены на модель стартуют от 474 тыс. рублей, а по текущим акциям со всеми скидками — от 387 тыс. рублей.
Suzuki в первом полугодии смог прибавить в Татарстане 22 регистрации, или без малого три четверти, увеличив продажи до 52 авто. В Казани прирост составил 7 единиц до 15 машин
SUZUKI: ВОЗРОЖДЕНИЕ САМУРАЯ, ИЛИ ПЕРВЫЙ РОСТ ЗА 8 ЛЕТ
Уделим внимание чистокровному японцу Suzuki, который за последние 7 лет только терял позиции: регистрации в РТ упали с 713 автомобилей в первом полугодии 2011-го до 30 за 6 месяцев 2018-го. Но на дворе 2019-й, и в первом полугодии «самурай» смог прибавить в Татарстане 22 регистрации, или без малого три четверти, увеличив продажи до 52 авто. В Казани прирост составил 7 единиц до 15 авто.
По РФ Suzuki прибавил 15% до 2,7 тыс. проданных машин, так что попытка расти на тяжелом рынке — это для японской марки федеральная история. Разогнаться удалось за счет выхода нового поколения компактного кроссовера Vitara, который в Татарстане добавил 24 регистрации до 44 авто. Ценник тут весьма конкурентный: от 1,2 млн рублей за механику; что еще интереснее — за 1,3 млн уже доступен автомат.
Так же как и в люксовом сегменте, о чем мы сообщали ранее, в масс-маркете продолжается рост популярности кроссоверов среднего и компактного размеров, однако в случае с Suzuki неважно шли дела (минус 4 регистрации до 5 авто) у другого компактного кроссовера, получившего обновление в 2016 году, — SX4. Стартовый ценник тут выше (от 1,3 млн), чем у более свежего Vitara.
Можно также отметить, что три татарстанских поклонника высокой проходимости, классических кубических форм при неразмашистых габаритах проголосовали кошельком за обновленный в 2018-м легендарный Jimny (от 1,36 млн рублей) против символического одного голоса в первом полугодии прошлого года.
KIA Rio, обожаемый татарстанцами, потерял 244 позиции, упав до 2 218 регистраций, но все же сохранил титул бестселлера марки. Августовские ценники стартуют с 770 тыс. рублей, что на 5 тыс. дороже, чем в апреле
КОРЕЙСКИЕ «ТИГРЫ» ОТСТУПАЮТ В СЕГМЕНТЕ БЮДЖЕТНЫХ СЕДАНОВ, а французы — в сегменте кроссоверов
Однако нарастившие продажи марки — редкие исключения на фоне почти тотального падения рынка. Время поговорить о тех, кто тянул статистику на дно сильнее всех.
Главными виновниками общего провала, что логично, стали одни из лидеров рынка — «сладкая» корейская парочка KIA и Hyundai, входящие в один автомобильный концерн. Хотя, по словам коммерческого директора ТТС, дела у корейцев в автосалонах компании шли просто замечательно. Статистика, однако, неумолима.
Абсолютный лидер снижения, Hyundai, растерял 450 регистраций, или 12%. В первом полугодии автомобили марки в РТ регистрировались 3 453 раза. По Казани спад составил 13% до 1 259, а вот в масштабах всей страны Hyundai даже удалось подрасти на 1% до 88 тыс. проданных авто.
Самое слабое звено Hyundai в Татарстане — теряющий уже второй год к ряду позиции «народный» седан Solaris, в январе – июне текущего года собравший только 1 245 голосов, что на четверть, или на 443 регистрации, ниже прошлогоднего уровня. Стартовый ценник на Solaris — 739 тыс. рублей, на 9 тыс. выше апрельского, но за самый доступный вариант с автоматом придется выложить уже 848 тысяч.
Чувствовавшая себя крайне уверенно и срывавшая каждый квартал овации от покупателей Creta тоже откатилась, хотя пока только на 66 единиц, или 4%, до 1 407 авто. Но и такого результата оказалось достаточно, чтобы занять место бестселлера в линейке, что в очередной раз подтверждает тренд растущей популярности компактных и среднеразмерных городских кроссоверов. Что касается цен, то купить хит продаж Hyundai можно в августе от 957 тыс. рублей, на 10 тыс. дороже, чем в апреле, а начинались продажи модели во второй половине 2016-го с отметки около 750 тысяч.
Также не порадовала и Elantra (от 1,049 млн), отминусовавшая 38 регистраций до 79 автомобилей.
Тем временем кроссоверы бренда, играющие в более серьезных лигах, стали стахановцами первого полугодия. Самую большую прибавку — 71 регистрация до 431 авто — оформил Tucson (от 1,5 млн — на 60 тыс. дороже, чем в апреле), который заработал «бронзу» по популярности в линейке Hyundai.
Самый большой кроссовер Santa Fe (от 2,1 млн) добрал 24 позиции до 165 регистраций. Свою лепту — плюс 21 до 121 единицы — внесла обновленная Sonata (от 1,344 млн).
Дела у самой любимой россиянами иномарки KIA также шли не ахти: снижение на 441 единицу, или 9,3%, до 4 306 регистраций по РТ. В Казани падение составило 8% до 1 667 единиц, по РФ был рост менее чем на 0,5% — на 400 авто до 111,6 тысячи.
Rio, обожаемый татарстанцами, как и всеми прочими россиянами, потерял 244 позиции, упав до 2 218 регистраций, но все же сохранил титул бестселлера марки. Августовские ценники на официальном сайте марке стартуют с 770 тыс. рублей, что на 5 тыс. дороже, чем в апреле.
Второй по объему потерь — 177 до 618 единиц — кроссовер Sportage 4 (без изменений от 1,39 млн рублей). С одной стороны, набор высоты у этой модели в 2017–2018 годах был очень хорош, но с другой — в прошлом году многие потенциальные конкуренты вывели в свет свои новинки, об обновлении стоит уже подумать и KIA.
Третье слабое звено в цепи KIA — теряющая популярность второй год подряд модель Ceed (от 1,07 млн): минус 89 до 236 единиц.
Нашлись у KIA и модели, которые укрепили позиции. Кому-то, может, и не по душе кубические формы компактного кроссовера KIA Soul, но у татарстанцев его популярность растет уже третий год кряду, на этот раз ряды его поклонников расширились на 53 до 365 покупателей. Уточним, что сейчас в продаже есть как модель предыдущего поколения (от 1,01 млн рублей), так и нового (от 1,03 млн), у которого, видимо, в угоду азиатским рынкам, в первую очередь КНР, заузили головную светотехнику и сделали образ более «хищным».
Безусловно, радует своим стабильным восхождением к новым высотам бизнес-седан Optima, добравший 22 позиции до 321 регистрации. Подчеркнем, что стартовый ценник с апреля здесь не изменился — от 1,345 млн рублей за механику и 1,475 млн за «автомат».
Столько же — 22 единицы до 39 — прибавил Stinger (от 2,075 млн рублей), позиционируемый как «автомобиль выразительного стиля и впечатляющей динамики». Если с первым утверждением по поводу стиля можно согласиться, то вот динамика не впечатляет из-за относительно большого веса модели и, следовательно, низкого соотношения мощности двигателя к массе автомобиля.
Также 23 позиции до 225 регистраций прибавила Сerato (от 1,135 млн рублей). В начале года еще продавались авто предыдущего поколения по цене от 1,02 миллиона.
Пару слов по представительскому седану K900 (от 3,37 млн рублей), решившему потягаться с большой немецкой тройкой в премиальном сегменте. Действительно, за свои деньги это авто предлагает много интересного, плюс есть свой зрелый стиль. Однако низкая ликвидность на вторичном рынке, как и недостаточная престижность марки, — два барьера, которые будет трудно преодолеть на первом этапе.
Renault потерял в РТ только 174 единицы, или 4,4%, снизив число регистраций до 3 787 авто. По РФ демократичный по ценам француз также ушел в минус, причем на 9%, в 2 раза сильнее, чем в Татарстане
Говоря о корейских фаворитах (несмотря на самые большие потери), будет уместно отметить достижения и наступающего им на пятки по абсолютным объемам продаж Renault, который потерял в РТ только 174 единицы, или 4,4%, снизив число регистраций до 3 787 авто. По РФ демократичный по ценам француз также ушел в минус, причем на 9%, в 2 раза сильнее, чем в Татарстане. Но относительно первого квартала ситуация немного улучшилась: тогда по РТ Renault терял 5%, по РФ — 12%.
Главный виновник провала — компактный кроссовер Kaptur, потерявший 174 позиции до 731 регистрации. Стартовый ценник с апреля поднялся всего на 1 тыс. до 945 тыс. рублей, а в апреле относительно начала года он не увеличивался, но это не помогает модели вернуть прошлогодние лавры.
Вторым провинившимся стал также кроссовер, только больших размеров и не такой подтянутый. Duster не досчитался 102 фанатов, оставшись с 865 регистрациями. Его ценник с апреля подрос на 5 тыс. до 719 тыс. рублей.
А главным компенсатором спада продаж бренда стал Logan, прибавивший 140 регистраций в РТ до 905 авто. Уточним, что в статистике нет разделения на обычный Logan (от 577 тыс. рублей) и машину с повышенным дорожным просветом Logan Stepway (от 696 тыс.).
Счет реализованных моделей Chevrolet Niva пока еще идет на сотни, однако популярность данного автомобиля упала в РТ сразу на 232 позиции до 402 регистраций
FORD распродает остатки, Ravon выбыл, а NIVA УЖЕ НЕ ВЫТЯГИВАЕТ CHEVROLET
Третье место по абсолютным потерям — минус 317 регистраций до 443 авто — у американской марки Ford, которая ранее заявила о своем официальном уходе с рынка легковых автомобилей России.
Напомним, что в апреле Ford, распродавая складские остатки, объявил аттракцион неслыханной щедрости со скидками до полумиллиона рублей на машину. Дилеры, как и в случае с уходом GM, стали жаловаться на убытки: они успели закупить автомобили по старым ценам, а никаких компенсаций за демпинг со стороны самого автопроизводителя предусмотрено не было. Эксперты «БИЗНЕС Online», комментируя «суперакцию» Ford, советовали подходить к покупке вдумчиво. Один из крупнейших российских дилеров с татарстанской пропиской заявил, что скидки от Ford — это фейк. В апреле мы выяснили, что цены на автомобили американской марки оказались по факту выше, чем в январе.
А вот какая ситуация сложилась сейчас. Итак, бестселлер марки Ford Focus (210 регистраций, падение на 55 единиц) предлагается от 868 тыс. рублей — на 30 тыс. дороже, чем в апреле. Зачеркнутый августовский ценник в 1,043 млн рублей также оказался выше апрельской зачеркнутой цены на те же 30 тысяч.
Кроссовер Kuga (минус 142 регистраций до 124 авто), ранее набиравший популярность благодаря неплохому соотношению цены и качества, в том числе классическому автомату, а не вариатору или «роботу», в августе предлагался от 1,434 млн рублей, что на 44 тыс. больше, чем в апреле. С зачеркнутыми ценниками ситуация похожая — августовский на 49 тыс. рублей выше апрельского.
Компактный кроссовер EcoSport (минус 80 регистраций до 32 единиц) в августе предлагали от 1,116 млн рублей — на 31 тыс. дороже апрельского ценника. Правда, здесь обошлось без фокуса с перечеркнутыми старыми ценами.
Не исключено, что такая «распродажа» объясняется тем, что Ford все же пошел навстречу плакавшимся дилерам, дабы их маржа не просела.
«Отрицательную динамику мы можем наблюдать у Ford и Chevrolet Niva: продажи снизились на 30 и 28 процентов соответственно», — выделила марки с большим спадом продаж директор по продажам группы «КАН Авто» Рита Халилова.
Что касается упомянутого представителем «КАН Авто» Chevrolet, то чисто американских моделей (Camaro, Tahoe) этого бренда у нас продаются единицами, а вот счет реализованных моделей Niva, производимых на совместном с АвтоВАЗом предприятии, пока еще идет на сотни. Однако ее популярность упала в РТ сразу на 232 позиции до 402 регистраций. Похоже, востребованное ранее авто с внедорожными свойствами неумолимо уступает место городским, более стильным паркетникам (на рыбалку можно и на LADA 4×4 съездить), да и обновления Chevy Niva поклонники так и не дождались. Последний факт отметили и в «КАН Авто». «У Chevrolet Niva нет полноценного обновления модели, в то время как у конкурентных брендов подобное происходит — в силу этого интерес к данной марке у покупателей падает не только в „КАН Авто“, но и по всей России», — подчеркнула Халилова.
О причинах технического выбытия с рынка узбекского Ravon (бывшая Daewoo) мы уже говорили. Вкратце напомним, что во второй половине 2016 года, выставив крайне привлекательные цены на свою продукцию, узбекская марка начала быстро увеличивать свою долю рынка. Но праздник закончился уже в 2017-м, когда они круто поднялись. В 2018 году продажи начали падать из-за отсутствия поставок с завода, где, как выяснилось, после смены ряда ключевых менеджеров было принято решение или поднять цены, или вовсе не поставлять автомобили в РФ. Собственно, две зарегистрированные в РТ Nexia (2017 и 2018 годов выпуска), похоже, были распроданы из «лежалых» или, как вариант, автомобилей для тест-драйва.
Экс-чемпион сегмента бизнес-седанов Camry (от 1,57 млн) слетел на 63 пункта до 309 регистраций
Пробитые колеса среднего класса: районы РТ провалили продажи TOYOTA
Спад продаж не обошел стороной и Toyota. Крупнейший японский автопроизводитель потерял в РТ 235 регистраций, или 15,4%, упав до 1 293 регистраций. Зато по Казани спад составил лишь символические две единицы до 696 авто, а значит, статистику японцев провалили районы республики. По РФ Toyota в символическом минусе на 1% до 46,5 тыс. автомобилей, хотя по итогам первого квартал наблюдался рост продаж на 5%.
В Татарстане все хиты Toyota отступали под прессингом падающих доходов населения. Среднеразмерный кроссовер RAV4 (полный ценник — от 1,62 млн и от 1,566 млн рублей по августовской кредитной акции) лишился 70 очков, оставшись с 510 регистрациями за полугодие. Спрос на модель снижается второй год подряд. То ли конкуренты предлагают более сбалансированные в плане цены и качества варианты, то ли дело в не совсем удачной слишком «азиатской» внешности (так считают многие комментаторы «БИЗНЕС Online»), но факт есть факт: бестселлер японцев стремительно теряет позиции.
Не помог Toyota хорошо стартовавший в прошлом году Fortuner (от 2,17 млн), растерявший половину прежних достижений и оставшийся при 26 покупателях. Еще один хит продаж — легендарный Land Cruiser Prado (от 2,5 млн) — просел на 4 пункта до 99 регистраций в первой половине этого года. Вслед за ним упал и старший «двухсотый» брат (от 4,88 млн) — минус 22 позиции до 55 зарегистрированных авто.
Ничуть не лучше дела у седанов. Экс-чемпион сегмента бизнес-седанов Camry (от 1,57 млн) был потеснен южнокорейской Optima и слетел на 63 пункта до 309 регистраций.
Из позитива отметим прирост на 34 регистрации до 39 авто у компактного стильного кроссовера CH-R (от 1,37 млн рублей).
Volkswagen также не смог проехать поперек падающего рынка. 46 единиц до 510 регистраций потерял среднеразмерный кроссовер Tiguan (от 1,5 млн)
Volkswagen ЗАТЯНУЛ С ОБНОВЛЕНИЕМ JETTA
Главный европейский конкурент Toyota — Volkswagen — также не смог проехать поперек падающего рынка. Главная причина спада продаж марки в РТ — провал спроса на Jetta c 75 до 3 единиц из-за затянувшегося рестайлинга модели. На официальном сайте немецкой марки висит только баннер, обещающий скорое появление обновленного поколения. Судя по дизайну и в целом по философии подтягивания ряда моделей в класс «почти премиум», новая Jetta будет заметно дороже.
У остальных моделей VW сверхвыраженной динамики не было, но 46 единиц до 510 регистраций потерял среднеразмерный кроссовер Tiguan (от 1,5 млн). Это, впрочем, компенсировалось ростом спроса на более дорогой Touareg (от 3,5 млн) и Terramont (от 2,95 млн) — на 21 и на 20 регистраций соответственно.
При этом в ТТС, напротив, отметили рост продаж моделей Volkswagen в салонах сети. «Самую яркую динамику показали марки Hyundai, KIA, Mazda и Volkswagen. Часть моделей участвовала в программе господдержки автокредитования, что хорошо сказалось на спросе. На некоторые были скидки от производителя», — заявил нашему изданию коммерческий директор ТТС Тимур Валиуллин.
Компактный кроссовер LADA XRAY растерял 409 единиц, или треть, до 828 регистраций. За механику тут просят от 615 тыс. рублей, за автомат — от 763 тыс., и оба варианта подорожали с апреля на 5 тыс. рублей
LADA уверенно лидирует в районах и менее уверенно — в казани
Ну и на десерт про автомобиль, для которого нехватка денег у населения обычно означает продление ее царствования в российской провинции. Речь, конечно, идет о LADA. Отечественная марка недосчиталась в РТ лишь две регистрации по сравнению с прошлым годом, зарегистрировав 9 390 новых авто. Это делает АвтоВАЗ абсолютным лидером как в целом по РТ, так и по Казани, где в первом полугодии зарегистрировали 2 128 LADA. Ближайший конкурент в лице KIA отстает по Татарстану более чем в 2 раза со своими 4 306 регистрациями. В столице РТ с учетом более высоких доходов населения разрыв меньше — LADA опережает KIA только на четверть. В Казани же у марки зафиксирован более выраженный спад — на 41 единицу, или на 2%. А вот в федеральном масштабе продажи LADA даже выросли на 3% до 174,2 тыс. авто.
Тот факт, что спрос на LADA целиком и полностью зависит от уровня покупательной способности жителей разных регионов России, наглядно подтверждает Москва. По данным «Автостата», по итогам 7 первых месяцев этого года ни одна вазовская модель не вошла в топ-10 новых автомобилей, предпочтение которым отдают жители российской столицы. На первом месте по продажам в Москве — Volkswagen Polo, за которым следуют KIA Rio и Hyundai Creta.
Но вернемся к Татарстану. Серьезные перепады спроса на конкретные вазовские модели связаны с глобальным обновлением продуктовой линейки во втором полугодии 2018 года. Поэтому будет удобнее, да и правильнее подводить итоги по семействам вазовских авто. Так Granta (седан, хетчбэк, «вагон» и лифтбэк) в первом полугодии убедила в своих преимуществах 4 303 покупателей в Татарстане — на 1 162 больше, чем в первом полугодии 2018-го. За самую популярную версию в кузове седан (от 445 тыс. рублей, что на 10 тыс. дороже уровня апреля) проголосовали кошельками 2 165 автолюбителей.
Семейство Vesta вышло в плюс на 441 единицу до 2 810 регистраций, и вперед модельный ряд тянула облеченная в практичный кузов универсал версия SW (от 689 тыс. рублей, на 12 тыс. дороже, чем в апреле). За нее отдали голоса 1 463 татарстанца — на 563 больше, чем в январе – июне 2018 года. Исходя из этих цифр, становится очевидно, кто стал главным выигравшим от падения спроса на более дорогие корейские авто.
«Если сравнивать первые полугодия 2018 и 2019 годов, продажи LADA выросли на 7 процентов. У LADA Vesta они увеличились на 23 процента, у Granta — на 55 процентов», — отметила Халилова. «Удачные новые модели, удержание цен, пока у конкурентов они растут, падение реальных доходов граждан, которые все больше поворачиваются в сторону отечественного автопрома», — по мнению коммерческого директора «КАН Авто», каждый фактор сыграл свою роль. «Лучшее соотношение цены и качества. Также и отношение к бренду меняется — появляется больше доверия. LADA держит приемлемую стоимость автомобилей по сравнению с ближайшими конкурентами. Если LADA и автомобиль конкурирующего бренда стоят одинаково, то первая будет отличаться большей опциональностью», — добавила Халилова.
Впрочем, не все шло гладко у мастеров из Тольятти. Компактный кроссовер XRAY растерял 409 единиц, или треть, до 828 регистраций. За механику тут просят от 615 тыс. рублей, за «автомат» — от 763 тыс., и оба варианта подорожали с апреля на 5 тыс. рублей.
Один из самых ярких показателей того, кто сегодня предлагает лучшее соотношение цены и качества на авторынке, — это выбор таксистов. И не секрет, что все чаще в качестве такси используют Vesta, пусть пока и доминирует вездесущий KIA Rio. Но надолго ли?
О том, кто победил в борьбе за кошельки автолюбителей Татарстана по итогам 9 месяцев 2019 года, мы расскажем в следующем материале.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 186
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.