Алина Хайруллина: «Натянула на раму бумагу вместо пленки и начала рисовать песком. Меня это увлекло и в тот момент я подумала, что кажется я нашла то, чем хочу заниматься в жизни» Алина Хайруллина: «Натянула на раму бумагу вместо пленки и начала рисовать песком. Меня это увлекло, и в тот момент я подумала, что, кажется, я нашла то, чем хочу заниматься в жизни»

«В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НЕТ МЕСТА ДЕТСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ»

— Алина, у вас есть художественное образование?

— Да, я дипломированный художник. После обучения на художественно-графическом факультете в НГПУ решила попробовать себя в роли учителя в общеобразовательной школе. Работала учителем ИЗО и черчения. Хватило меня ненадолго, честно говоря. (Смеется.) Вручили мне программу обучения, в которой было все шаблонно и примитивно. Не было места для творчества ребенка. Были задания и указания, которые необходимо четко выполнять. А это не интересно как детям, так и мне самой. Поэтому, по понятным причинам, я там не задержалась.

— Что именно вы имеете в виду, говоря, что в школьной программе нет места творчеству?

— Например, многим детям абсолютно не интересно рисовать гжель. Мы могли бы просто познакомиться с этим народным русским промыслом. Сделать современные рисунки этой росписью. Например, ребенку нравится рисовать Спанч Боба, так в этом случае можно предложить ученику написать любимого мультяшного персонажа в технике гжель. И все! По такому же принципу познакомить с дымковской игрушкой. Но в классической системе образования такого нет. Там шаг вправо или влево — расстрел. Мне не нравится такой подход. А в песочной анимации такого нет. Есть правила работы, но они никак не ограничивают творчество ребенка. Жесткий подход к обучению взрастит только ненависть к искусству. Согласитесь, никто урок ИЗО в школе серьезно не воспринимает. Ни сами школьники, ни их родители. Хотя это такой важный предмет, который может реально помочь ученику раскрыть какие-то свои творческие способности.

Спустя некоторое время случайно увидела очередной выпуск передачи «Минута славы», где украинский мастер песочной анимации Ксения Симонова рисовала песком. Я так удивилась увиденному! Для меня это было так ново, свежо и необычно. Я решила тоже попробовать в тот же вечер. Песок позаимствовала в своем же дворе. Нашла на балконе старую раму, под нее установила лампу. Натянула на раму бумагу вместо пленки и начала рисовать песком. Меня это увлекло, и в тот момент я подумала, что, кажется, нашла то, чем хочу заниматься в жизни.

Первой моей показательной работой стал фильм для родственницы, где я с помощью песочной анимации рисовала вехи ее жизни. В то время у меня не было ни видеокамеры, ни штатива. Я привязала свой мобильный телефон к люстре, а стол с песком разместила прям под нее, соответственно. Потом друг помог мне сделать монтаж. Вот так родился первый мой фильм. (Улыбается.) На видеокадрах присутствовали только мои руки. Этот ролик показали на юбилее родственницы, и многие попросили мой телефон. Таким образом я убедилась, что это интересно людям.

«Рисование песком, кстати, снимает психологическое напряжение» «Рисование песком, кстати, снимает психологическое напряжение»

— Следующим вашим этапом стало обучение детей рисовать песком?

— Да, но тогда я делала это эпизодически. Могла обучать только индивидуально, потому что не было оборудования. В 2012 году я выиграла президентский грант на 500 тысяч рублей. Защитила свой проект «Школа песочной анимации» перед президентом РТ Рустамом Миннихановым. Моя презентация состояла лишь в том, что я показала видеоролик, чему я могу научить детей. Рустам Нургалиевич спросил меня, что нужно для открытия школы. Я сказала, что помещение у меня есть, но нет оборудования для класса. Так и случилось открытие. Сейчас мы занимаемся песочной анимацией и мультипликацией.

«Синий цвет песка выбирают более замкнутые дети, оранжевый — весельчаки»

— Сколько в среднем необходимо обучаться, чтобы суметь сделать песочную анимацию самостоятельно?

— Около трех месяцев. Это при том, что ребенок вообще не умел рисовать до обучения. Более 30 учеников я не беру, потому что в противном случае будет страдать качество. Песочная анимация — это очень сложное и кропотливое занятие, оно требует к себе пристального внимания и детальной проработки. Рисование песком, кстати, снимает психологическое напряжение. На каждом столе у нас находится песок разного цвета. Ребенок, который впервые приходит заниматься, сразу бежит к столу с понравившимся цветом песка. Синий цвет выбирают более замкнутые дети, оранжевый — весельчаки, черный цвет, например, выбирают дети с психическими отклонениями. Кстати, дети с синдромом аутизма всегда бегут к этому столу. А в общем случае черный песок дети не выбирают. Красный цвет повышает концентрацию ребенка. Но долго работать с красным песком тоже нельзя — устанешь. Взбалмошных детей надо ставить за стол с сиреневым или зеленым песком. Эти цвета повлияют на ученика успокаивающе, он качественно отдохнет и расслабится.

«В 2012 году я выиграла президентский грант на 500 тысяч рублей и защитила свой проект «Школа песочной анимации» перед президентом РТ Рустамом Миннихановым» «В 2012 году я выиграла президентский грант на 500 тысяч рублей и защитила свой проект «Школа песочной анимации» перед президентом РТ Рустамом Миннихановым»

— Какие техники рисования песком существуют? Чему лучше обучиться в первую очередь?

— Сначала я учу рисовать пальчиком. Потом знакомлю с разными техниками — отсекания, например. Это очень сложная техника рисования, потому что задействованы обе руки и работать они должны не синхронно. Детям, у которых нарушена координация движений, такой рисунок выполнить сложно.

Еще одна интересная техника — когда кулаком рисуешь круг, тем самым очищая его от песка. После того, как получился круг, нужно взять щепотку песка и выполнять рисунок. Например, нарисовать ушки, глазки, носик. Многим детям нелегко дается это задание, потому что сложно взять щепотку песка. С помощью этого приема можно нарисовать любое животное.

Иногда практикую задания на развитие логического мышления. Набираю в руку песок, поднимаю ее на высоту 30 сантиметров над столом и резко кидаю, таким образом получается хаотичный рисунок. Надо вдумчиво смотреть на песок и понимать, что за рисунок выпал. Можно обходить стол, рассматривать изображение с разных сторон, дорисовывать элементы. Может получиться архитектурное сооружение, человеческий профиль, животное, фрукт, дерево — все что угодно.

— Какой срок жизни у цветного песка? Как часто его нужно менять?

— Я меняю песок примерно один раз в месяц. Делаю это интуитивно, когда вижу, что цвет потерял былую яркость и свежесть. Когда песок новый и чистый, с ним особенно приятно работать. У него очень хорошая сыпучесть, он не пытается скомкаться. Один стол вмещает килограмм песка. Много его быть не должно, будет тяжело рисовать и места будет меньше.

«Я принимаю участие почти во всех праздниках и торжествах в Татарстане. Самое востребованное — это персональный фильм, выполняемый песком» «Я принимаю участие почти во всех праздниках и торжествах в Татарстане. Самое востребованное — это персональный фильм, выполняемый песком»

— Наверняка, чтобы песчаный рисунок смотрелся более четким, его необходимо делать в темном помещении. Дети работают в темноте?

— Да, практически в полной темноте. Стол у каждого ребенка хорошо подсвечивается, и этого достаточно. Дневной свет нам не требуется. Они смотрят на большом экране, который выступает в роли школьной доски, как я рисую песком, и повторяют на своих столах движения моих рук. Надо моим столом с песком установлена камера, которая переносит изображение на большой экран.

— Выступаете ли вы и ваши ученики на различных фестивалях?

— Постоянно, причем всегда берем первые места. Ученики выступают на фестивалях как по-отдельности, так и группами. А я принимаю участие почти во всех праздниках и торжествах в Татарстане. Самое востребованное — это персональный фильм, выполняемый песком. А еще я вхожу в команду челнинских танцующих Friends, с которыми мы разъезжаем по городам. Мы в танце рисуем картину на заданную тему.

«На выступлении Петра Дранга в Челнах, мы с командой рисовали на двух холстах большой аккордеон. Ему очень понравилось и он предложил, чтобы мы гастролировали вместе с ним» «На выступлении Петра Дранги в Челнах мы с командой рисовали на двух холстах большой аккордеон. Ему очень понравилось и он предложил, чтобы мы гастролировали вместе с ним»

«Однажды меня попросили выступать на вечере памяти. И представляете, этот человек мне снился три ночи подряд»

— Какие свои выступления вы могли бы назвать самыми яркими и значимыми?

— К нам приезжал российский музыкант, аккордеонист Петр Дранга, и мы выступали вместе с ним. Нас попросили придумать что-то оригинальное. Нам было предложено нарисовать его портрет или аккордеон. Мы остановились на портрете, который нарисовали совместно за три минуты. Петр был очень удивлен! Сейчас этот портрет висит в его особняке в солнечном Лос-Анджелесе.

Во время следующего его выступления в Челнах мы с командой рисовали на двух холстах большой аккордеон. Ему очень понравилось выступать с нами в тандеме, он подошел после концерта и предложил, чтобы мы гастролировали вместе с ним. Позвал нас в Казань, Москву и Сочи. Предложил все финансовые расходы взять на себя. Мы согласились и ездили с ним с этим номером. Через некоторое время он даже пригласил нас на свой день рождения. Петр называл нас делегаций из Татарстана. И по сей день, когда ему нужно где-то круто выступить, он приглашает нас, мы оперативно собираем вещи и вылетаем.

Мы дважды выступали с российской поп-рок-группой «Братья Грим». Первый раз мы рисовали на сцене в танце портрет Константина Бурдаева. Во-второй раз группа приезжала в лагерь «Круговорот», и мы нарисовали рокера. Это было в текущем году на юбилей лагеря.

Для татарской певицы Гузель Уразовой я делала персональный ролик с помощью песочной анимации. С ним она выступала в Кремле и исполняла песню «Онытмагыз безне». Для российской телеведущей Ксении Бородиной делала ролик про ее дочку. Из Франции и Германии почему-то часто ролики заказывают. Недавно делала мини-фильм для американской передачи. Только отправила, сама не поехала.

— Сколько стоит заказать у вас ролик?

— Зависит от поставленной задачи, степени сложности и тайминга. В среднем от 7 тысяч рублей. Если это рекламный ролик — от 30 тысяч рублей. Это очень объемная работа: чтобы создать минутный ролик, приходится рисовать песком около 12 часов. Для видео же нужно прорисовать каждое движение, каждую деталь. Это титанический труд!

«Из Франции и Германии почему-то часто ролики заказывают. Недавно делала мини-фильм для американской передачи» «Из Франции и Германии почему-то часто ролики заказывают. Недавно делала мини-фильм для американской передачи»

— Какие детали важно не упустить при рисовании песком непосредственно на мероприятии? Наверное, у вас много интересных историй накопилось!

— Ох, чего только не было. Однажды меня пригласили молодожены на свое торжество. Моей задачей было сделать тематическое песочное шоу, украсить мероприятие. Перед выходом надо готовиться долго, все отчеканить, чтобы картинка из картинки появлялась. Я так и сделала, но я не уточнила, что они празднуют — венчание или никах. Я нарисовала в одном из фрагментов анимации мечеть. А они, оказывается, праздновали венчание! Молодожен звали Алсу и Альберт, я подумала, точнее, была уверена, что они татары, отмечают никах! Мне было ужасно стыдно за это, такой промах допустила. Они меня убеждали, что ничего страшного, ну и пусть, что так. Но я не смогла простить себе эту ошибку и не взяла деньги за свое выступление. Это послужило мне уроком на всю жизнь.

Когда-то у меня заказали песочное шоу для дня рождения мальчика по имени Тасним. Я была уверена, что это мальчик, так мне подсказало языковое чутье.  А оказалось, что это девочка! Хорошо, что, когда я изобразила мальчика, женщина, сидящая рядом, подсказала мне, что именинница девочка. Я сумела быстро перестроить рисунок, никто ничего не заметил. Работа получилась красивой и трогательной. А так это получился бы очень неприятный случай.

«А еще я вхожу в команду челнинских танцующих Friends, с которыми мы разъезжаем по городам. Мы в танце рисуем картину на заданную тему» «А еще я вхожу в команду челнинских танцующих Friends, с которыми мы разъезжаем по городам. Мы в танце рисуем картину на заданную тему»

Однажды меня попросили выступать на вечере памяти. Мне нужно было рисовать песком о жизни этого мужчины. Я за неделю начала готовиться к своему выступлению, тренировалась в исполнении портрета умершего человека. И, представляете, этот человек мне начал сниться. Он являлся ко мне во сне ночи три подряд и давал понять — мол, не рисуй меня, не надо тревожить. Я очень перепугалась, это была мистика какая-то. Я отказалась от заказа, объяснила его родственникам, почему я не буду рисовать. Они отнеслись к этому с пониманием. Они сказали: «Вы правы. Значит, не надо».