Денис Кутергин Денис Кутергин: «Люди ищут возможности для более эффективной монетизации времени. YouDo становится для них площадкой»

«ДАЕМ ЛЮДЯМ ВОЗМОЖНОСТЬ СТАНОВИТЬСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ»

— Денис, в Казани прошел чемпионат мира WorldSkills. На вашем сервисе YouDo много исполнителей, которые работают руками. Про некоторых из них вы даже рассказываете на своем сайте истории, например о том, как бухгалтер стала клинером. Как думаете, почему люди решают так кардинально менять деятельность? Можете рассказать какие-то интересные истории? Как вы отбираете героев для историй?

— Зачастую люди не то, чтобы кардинально меняют рабочую деятельность, скорее у них происходит изменение подхода к своей деятельности — они ищут возможности для более эффективной монетизации времени. YouDo становится для них площадкой, благодаря которой они сами могут выбирать, какие задачи выполнять, с кем сотрудничать и когда. У них происходит некая смена установок, когда они меняют образ жизни, понимая, что могут зарабатывать больше за меньшее количество времени и при этом самостоятельно выстраивать свой график. У нас есть блог, где мы рассказываем истории таких людей. Большинство из них нам присылают сами пользователи, потому что они благодарны нашему сервису и хотят поделиться своей историей со всеми, а часть — находят коллеги-маркетологи, отслеживая необычные задания на сервисе. Есть много примеров, когда исполнители приходили к нам за подработкой и смогли вырасти в предпринимателей, наш сервис становился для них отправной точкой для создания собственного бизнеса. Часто случается и так, что для людей подработка — это жизненно важная необходимость, к которой они прибегают из-за вынуждающих обстоятельств. В таких случаях мы становимся для людей сервисом, помогающим справиться с финансовыми трудностями, мы даем им возможность зарабатывать. Также мы предоставляем такие возможности и людям с ограниченными возможностями. Однажды был случай, когда сотрудник нашей технической поддержки проводил верификацию исполнителя, который общается на языке жестов, у нас в офисе, потому что тот не мог это сделать по телефону или другим удаленным способом. Мы чувствуем, что выполняем некую социальную миссию, помогая социально незащищенным слоям населения в таких ситуациях.

У нас есть много интересных и вдохновляющих историй от наших исполнителей. Например, был исполнитель, который начинал с курьерской доставки, далее стал брать бизнес-заказы, потом нанял себе несколько помощников и открыл ИП, теперь у него свой небольшой курьерский бизнес, но часть заказов он по-прежнему берет на YouDo. Такие примеры вдохновляют потому, что я понимаю одну вещь — для развития мелкого предпринимательства, самозанятых в городах нашего присутствия мы сделали очень многое, и порой даже госорганы, в компетенцию которых входит помощь самозанятым, делают далеко не все для их развития. В этом плане мы также выполняем важную миссию, потому что даем людям возможность становиться предпринимателями.

— В целом можно работать, только выполняя заказы на YouDo?

— У нас 15–20 процентов среди всех активных исполнителей, кто зарабатывает с нами ежемесячно, — YouDo для них является основным источником дохода. Все зависит от категории — например, курьер работает каждый день, а мастера по ремонту, которые занимаются отделкой квартир или домов, могут раз в полгода появиться, взять большой заказ и снова на полгода уйти с нашего сайта.


«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ДЕЛАЕТ СТАВКУ НА ШЕРИНГОВУЮ ЭКОНОМИКУ»

— В конце июля у HeadHunter было исследование, в ходе которого опросили рекрутеров и выяснили, что не хватает высококвалифицированных людей со средне-специальным образованием. Как вы считаете, у нас на рынке достаточно высококвалифицированных кадров?

— Можно взять любую профессию, например медиков, программистов, инженеров, учителей, и вам любой специалист, нанимающий этих людей, пожалуется, что очень мало квалифицированных кадров. Что касается технических специалистов, то тут накладывается еще и поколенческий отпечаток, поскольку в начале 1990-х, когда в стране после известных политических событий стало не очень модно быть представителем рабочего класса. В советское время была классная техническая школа, и до сих пор благодаря этому у нас остались квалифицированные технические специалисты. У нас есть исполнители, которые уже на пенсии, но при этом они отличные мастера, например идеально кладут плитку. Они не так много заказов выполняют на YouDo, чаще всего они не нуждаются в нашем сервисе, потому что у них только благодаря сарафанному радио все рабочее время расписано на полгода вперед.

В 1990-е и 2000-е считались неким оскорблением слова «Иди учиться в ПТУ». Тем не менее сейчас я вижу, что тренд меняется. Например, если еще недавно была мода на бизнес-коворкинги, то теперь появляются технические коворкинги, куда можно прийти и что-то сделать на токарном станке. При этом туда ходят два типа людей. Первый — условные офисные клерки вроде меня, которым просто нужно выплеснуть энергию и кувалдой что-нибудь подолбить. А второй тип людей — те, кто зарабатывает на этом. Так что я уверен, через какое-то время это станет модным трендом. Посмотрите, какие машины, мебель и часы самые дорогие — те, что сделаны руками. Уже есть мировые маркетплейсы типа Etsy.com, позволяющие хендмейд-мастерам из различных сфер продавать на весь мир свои предметы творчества. В России есть аналогичный сервис «Ярмарка мастеров».

— С чем вы связываете перемену тренда, когда становится не стыдно работать руками и уже не так обязательно иметь диплом о высшем образовании?

— Это связано с приходом нового поколения, которое иначе мыслит. Для таких ребят гораздо важнее делать то, что приносит им наслаждение, и то, когда ты кайфуешь от своего хобби или ремесла, при этом еще и достойно зарабатываешь. Еще их особенность в том, что они сильно отличаются от людей, родившихся в конце Советского Союза, — новое поколение делает ставку на шеринговую экономику. Им не нужно что-то покупать, ведь можно это арендовать, у них нет установки — обязательно купить квартиру или получить высшее образование. Для них важнее, например, путешествовать, пока молодой, и искать свое призвание. Наверное, на их мировоззрение влияет и то, что мы живем в более открытом мире, где все меньше стереотипов. Когда я бываю на Западе, то вижу, что в одних и тех же местах, например, отдыхают и синие, и белые воротнички.

— Правильно я понимаю, что теперь зарплаты рабочих вполне можно сопоставить с зарплатами офисных клерков?

— Недавно была новость, что в Шереметьево грузчики получают по 200 тысяч рублей, а это почти в три раза больше, чем средняя московская зарплата. Это достойные деньги даже для столицы. Например, у нас есть мастера, кто занимается отделочными работами и ремонтом, за один заказ они могут зарабатывать 150–200 тысяч. При этом мастера сами определяют свой график и с кем готовы работать. Да, у бытовых фрилансеров доход может быть нестабильным, поэтому в этих сферах, в отличие от офисной работы, больше рисков. Например, мне с моим психотипом гораздо важнее стабильность, чем возможность заработать больше, но несистемно.

— Но вы же сами отказались от стабильной военной карьеры.

— Да, но при этом я плачу себе зарплату ежемесячно.

— Но когда вы уходили со службы, наверняка не знали, куда уходите.

— Не знал. Я, конечно, не жалею о выборе, но сейчас бы не факт, что смог принять подобное решение. А тогда я был молод, и во мне преобладали юношеский максимализм и огромные амбиции.

— То есть причина возросшего интереса к рабочим не в том, что наше государство отлично пиарило рабочие профессии и WorldSkills?

— Просто люди начали зарабатывать больше. Во многом это случилось благодаря тому, что стало проще находить подработку через онлайн-доски объявлений или маркетплейсы типа YouDo. Если раньше это было сложнее, то теперь, когда смартфон есть у каждого, очень просто найти заказ онлайн. Раньше, когда этого не было, проще было устроиться в какую-то компанию, но заработок был ниже, так как бизнес много денег тратит на привлечение клиентов, операционные функции, и лишь какую-то часть денег получает исполнитель.

«Мне казалось, что YouDo будет городским сервисом для хипстеров, которые развозят друг другу кофе из «Старбакса». Оказалось, что сами того не понимая, мы зашли на очень большой рынок»

«ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПРОФЕССИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАКСИСТА ИСЧЕЗНЕТ»

— У нас сейчас активно развивается цифровизация, а в связи с роботизацией многие профессии просто будут не нужны. Как вы считаете, какие профессии в ближайшие десять лет перестанут существовать?

— Будущее уже во многом наступило. Беспилотные такси уже ездят, правда, пока только по Сколково и Иннополису. Но мне кажется, что они не ездят по Москве не потому, что технологии не готовы, а из-за незрелого законодательства и «железа», позволяющего искусственному интеллекту управлять машиной и которое пока стоит дорого. Однако с каждым годом все это дешевеет, поэтому думаю, что в ближайшие пять лет мы уже все покатаемся на беспилотниках. Наверное, через 10 лет профессия классического таксиста исчезнет. Безусловно, останутся личные водители, но это будут уже консьерж-истории или специфические перевозки. Зато сантехники будут всегда. Кран, канализация будут протекать всегда, и лампочка будет перегорать всегда, и дырку в стене тоже всегда кому-то нужно будет просверлить. Эти профессии существуют столетиями и будут существовать еще долгое время. Я даже больше переживаю за гуманитарную сферу — уже сейчас, например, многие типовые договоры гораздо быстрее составляет и валидирует искусственный интеллект, заменяя тем самым работу низкоквалифицированных юристов.

Если посмотреть историю, любая промышленная революция создавала в моменте профицит рабочих мест. В общество всегда выбрасывалось большое количество «лишних» людей. Но если отсмотреть ретроспективу на более крупных промежутках, то еще ни одна технологическая революция не приводила к тому, чтобы целое поколение людей оказывалось обездоленным. Всегда происходила некая трансформация, переобучение и замещение. Любые новые производства создают в том числе новые профессии и новые рабочие места в других областях. Поэтому я не очень сильно переживаю за автоматизацию и то, что огромное количество людей в моменте останется без работы.

— Это понятно. Но смогут ли нынешние таксисты переобучиться? Например, президент SuperJob Алексей Захаров уверен, что функция обучения у человека работает до момента полового созревания, а после этого нужна социальная установка на обучение.

— Я не согласен. Например, у меня нет высшего образования, но не было ни дня, чтобы я не перестал самообразовываться и развиваться.

— Вы сами осознаете, что это надо делать. Но не все же такие.

— Это вопрос мотивации.

— Он считает, что большинство разучились учиться.

— Не знаю. Мне кажется, когда припрет и встанет вопрос жизненной необходимости, то пойдешь обучаться программированию. Безусловно, проблема есть, но в технических профессиях она сильно преувеличена. Чем больше будет идти тренд на роботизацию и автоматизацию, тем больше будет развиваться параллельный тренд на эксклюзивность ручного труда. Ювелирные украшения и одежда, произведенные на машинах, не будут цениться выше, чем те, что сделаны вручную.


«ЛЮБАЯ ИСТОРИЯ УСПЕХА — ЭТО ОШИБКА ВЫЖИВШЕГО»

— Однажды Джек Ма сказал, что надо прекратить учить детей производственным профессиям, так как совсем другие отрасли будут давать рабочие места. Согласны? Может, не стоит уже учиться на сварщиков? Хотя говорят, что как раз хороших сварщиков не хватает…

— Нет… Наверное, в идеальных условиях робот лазерной сваркой это сделает лучше. Но если в сибирской деревне прорвет какую-то трубу, прилетит дрон и все заварит? Нет. Мне кажется, туда поедет какой-нибудь рабочий из соседнего села, который на себе потащит дизель-генератор, потому что дорог там нет. Я вообще не готов брать на себя ответственность и делать предсказания. Я коллекционирую заблуждения великих людей, которые сильно во что-то верили, но потом это не сбылось. Например, Билл Гейтс говорил, что 640 килобайт должно быть достаточно для каждого человека, а сейчас посмотрите, сколько у нас в телефонах или в «облаках» гигов. Или Томас Уотсон, директор компании IBM, считал, что на мировом рынке будет спрос для нескольких персональных компьютеров. При всем моем уважении к Джеку Ма, он тоже может во многом ошибаться.

— Может, дадите свой прогноз, и мы проверим, сбудется ли он?

— Я ни советы, ни прогнозы не даю, это неблагодарное дело…

— Да, как погоду предсказывать.

— Чем больше у меня накапливается опыта, тем больше понимаю, что не бывает крайностей и истинно черного или белого. Не существует историй успеха, которые можно взять и скопировать. Как правило, любая история успеха — это ошибка выжившего или некое исключение. Я заставляю себя учиться на ошибках и провалах, потому что гораздо лучше понять, как делать не надо, чем как делать надо. К историям успеха я отношусь как к мотивациям для вдохновения, но ни в коем случае как к рецепту, как все надо делать.

Я безумно люблю визионеров, считаю, что благодаря им, сумасшедшим безумцам и инноваторам, во многом прогресс развивается не линейно, а скачками. Тем не менее всегда надо держать в голове, что и они могут ошибаться. Илон Маск, наверное, самый знаменитый сейчас изобретатель, но он часто ошибается в прогнозах и сроках. Однако, при этом он продолжает экспериментировать и запускать новые проекты, мне бы хотелось, чтобы таких инноваторов было больше.

И я не переживаю, что в ближайшее время сантехники, электрики, токари, фрезеровщики потеряют свою работу. Да, есть какие-то профессии, которые уже при нас начнут исчезать, например курьеры, таксисты…


— 
Значит, на YouDo скоро не будет категории «Курьеры».

— Даже если посылки будут доставлять дроны и беспилотники, все равно будут случаи, когда курьеру нужно будет доставить цветы лично в красивом костюме или же личному водителю отвезти куда-то своего клиента. Да, наверное, через какое-то время еду тоже будут развозить дроны, но, скорее всего, они не смогут подняться на 35-й этаж «Москва-Сити», подойти на ресепшен. Все равно нужны будут люди. Возможно, точки самовывоза будут в каждом квартале, куда все будет доставляться, а курьер будет ходить по 50–100 метров и доставлять до адресата. Это сильно изменит расклад на рынке труда, но стопроцентно не убьет целую профессию.

— Вы говорите, что теперь становится модным трендом делать что-то руками, и все выглядит так радужно. А с какими сложностями и бедами сталкиваются эти люди?

— Я не пребываю в иллюзиях и понимаю, что значительная часть людей пошла в эту сферу по нужде, и там много проблем. Во многом это социально незащищенные слои населения. Они не только не имеют постоянной работы, но и социальных, страховых и медицинских гарантий от работодателей. Это в принципе проблема самозанятости. Соответственно, если ты заболеешь, тебе никто не заплатит за больничный, у тебя нет медстраховки, если сам о ней не позаботился. Это, как правило, люди, которые сильно закредитованы, так как у них нестабильный доход, им сложно планировать. Из-за того, что у них нет белой зарплаты, им не дают нормальные ставки по ипотеке, кредитам, поэтому они вынуждены обращаться в различные микрофинансовые организации с ужасными условиями. Проблем очень много. Иллюзий у меня нет, но все равно сейчас все становится лучше, чем было. Хотя могло бы быть еще лучше.

«Мы, разбирая заказы, ориентировались на то, что людям еще нужно. Сейчас у нас в сумме около 16 категорий и 200 подкатегорий в них. Мы просто смотрели на спрос»

«ОСОБЕННОСТЬ НАШЕГО ГОСУДАРСТВА В ТОМ, ЧТО ОНО ЗАЧАСТУЮ СОЗДАЕТ ВИДИМОСТЬ, ЧТО У НАС ВСЕ РАДУЖНО»

— Как вы относитесь к истории с WorldSkills? Что это: взять несколько мальчиков и девочек и натренировать их или это как-то работает, чтобы развивать у нас колледжи и техникумы?

— WorldSkills — это очень классная инициатива, которую нужно продолжать. Я всегда горжусь, когда слышу наш гимн и вижу медали, неважно, стоит на пьедестале спортсмен, чемпион по программированию или мастер WorldSkills. Но у меня двоякое отношение к показательным проектам. Я испытывал бы больше гордости за страну не от гимна, а когда увидел бы в сельской школе современный кабинет информатики и трудового обучения с нормальными станками, методическим материалом. Где работают молодые мотивированные специалисты, потому что профессия учителя стала бы престижной и хорошо оплачиваемой. Но я, будучи родом из провинциального города в Кировской области, знаю, что это не так. Мне кажется, особенность нашего государства в том, что оно зачастую создает видимость, что у нас все радужно. Очень здорово, когда мы показываем, что можно быть олимпийским чемпионом по плаванию, а можно сантехником, и так же стоять на пьедестале, когда тебя будут награждать и показывать по федеральному каналу. Но у нас все-таки фокус всегда больше на пиаре. А проблема должна системно решаться: и улучшением материально-технической базы образовательных учреждений, и усилением преподавательского состава, и увеличением зарплат, и субсидированием компаний, которые дают рабочие места не только в крупных, но и малых городах.

— То есть выглядеть лучше, чем мы есть?

— Это 100 процентов. Поэтому если все будет комплексно происходить, то прорыв будет.

— Что бы вы лично посоветовали сегодняшним школьникам, мальчикам и девочкам из провинции, где, как вы говорите, ПТУ — штамп неудачника? Что им делать?

— Глупо советовать школьникам делать то, что хочется, потому что они не понимают, что им хочется. Школьный период — это время, когда хочется все пробовать, узнавать, когда кажется, что море по колено и «я все смогу». Я бы использовал эту энергию, чтобы попробовать себя в максимальном количестве разных увлечений. Например, я сейчас жалею, что плохо учил тогда английский, а мог бы лучше и мог бы изучать еще другие языки. В школе было много свободного времени, хотя я занимался и спортом, и музыкой, и готовился к военному институту. Но все равно мне кажется, что я мог бы больше. Если бы я в 14 лет больше исследовал, то, возможно, понял бы, что у меня есть тяга к программированию, пошел бы в компьютерные классы и вместо военного института выбрал другую специализацию. Просто я не знал, что мне может быть интересно что-то еще. Поэтому я бы советовал не жалеть себя и верить, что время на прогулки и развлечения еще придет. А пока важнее эту энергию тратить на самообразование — надо смотреть образовательные фильмы, читать книги, следить за полезным контентом в интернете, смотреть интервью с интересными людьми и постоянно задавать вопрос: «А кем я хочу быть и что мне приносит удовольствие?». И пробовать все.

— То есть программирование в будущем понадобится абсолютно всем?

— Уже сейчас говорят, что нам не хватает миллионов программистов, но машины тоже учатся программировать. Есть другая альтернатива, что программисты — это следующие таксисты. Программисты, которые будут программировать искусственный интеллект, нужны, но создавать какие-то веб-приложения уже сейчас могут машины. Не факт, что через десять лет не случится ситуация, когда у нас все будут программировать, но 90 процентов всех этих потребностей будут решать более быстрые машины. Я не советую всем идти в программирование, но рекомендую попытаться как можно раньше себя услышать. Если тебя драйвит программирование, то занимайся этим, если тебе нравится работать на токарном станке, работай с ним. Если ты ответственный и квалифицированный специалист, сможешь реализовать себя в любом ремесле, неважно, насколько сильно оно будет замещено роботами. Качественных специалистов как сто лет назад, так и сейчас не хватает в любой области.


«Я НЕ ДУМАЛ, ЧТО КАТЕГОРИЯ БЫТОВОГО РЕМОНТА БУДЕТ НОМЕРОМ ОДИН»

— Наконец, давайте поговорим о YouDo. Я знаю, что ради своего бизнеса вы решились на пятом курсе бросить военный институт ФСБ. Вы сами придумали YouDo или подсмотрели идею на Западе?

— Идея была наша, но бизнес-модель мы подсмотрели на Западе. Наверное, саму механику, когда человек запрашивает какую-то услугу, а ему что-то предлагают, придумали еще тысячу лет назад. Просто раньше это было в офлайне: на бирже труда или досках объявлений. С развитием цифровизации стало понятно, что объявления можно писать не только на столбах и в газетах, но и в интернете. Произошла смена потребительской модели: человек, который платит, стал более избалованным и теперь не желает подстраиваться под условия поставщика. Таким образом возник on-demand рынок услуг: я формулирую, что хочу получить, указываю стоимость. Если говорить о маркетплейсе, то он сам рекомендует цену, за которую я, скорее всего, получу товар или услугу. YouDo стал одним из первых примеров подобной механики в России.

В 2011 году мы с моим партнером Алексеем Гидиримом перебирали разные бизнес-модели, которые на Западе хорошо привлекали инвестиции. Мы считали, что раз в России есть отставание, то мы сможем этим воспользоваться. Так и получилось. Нас очень вдохновил проект TaskRabbit, но все равно мы не смогли локализовать проект в чистом виде. На нашем специфическом в плане ментальности и потребительских моделей российском рынке все равно получилось по-другому.

— В чем тогда особенность российского рынка? Вроде у нас все не против всё делать в интернете.

— Это вопрос бизнес-модели. Ту модель, которую мы увидели у TaskRabbit, не смогли масштабировать: маркетплейс берет процент комиссии от выполненной сделки. Мы же, так как не проводили деньги через себя, не знали точно, за какую суммы было выполнено задание. И, конечно, многие исполнители стремились сэкономить, сказав, что заказ не выполнен или выполнен, но не за 10 тысяч рублей, а всего за тысячу.

Поэтому в какой-то момент нам пришлось сменить модель. Сейчас она сильно отличается от того, как мы 7 лет назад представляли этот бизнес. Я даже не думал, что категория бытового ремонта будет номером один по заказам, даже не представлял, что через наш сервис будут заказывать строительство домов или ремонт квартир. Мне казалось, что YouDo будет городским сервисом для хипстеров, которые развозят друг другу кофе из «Старбакса» и документы для предпринимателей. Оказалось, что сами того не понимая, мы зашли на очень большой рынок. Рынок, на котором работает YouDo, в несколько раз больше рынка такси, за который идет борьба во всем мире, и рынка e-commerce. Механика, отработанная на рынке курьерских услуг, оказалась применима к огромному количеству сфер жизни.

— Как эти сферы начали расширяться?

— У нас всегда была категория «Что-то другое», куда попадало все то, что не подходило в уже созданные категории. И мы, разбирая заказы, ориентировались на то, что людям еще нужно. Оказалось, что люди хотят не только курьеров, но и перевозку крупногабаритных грузов, дизайн сайтов и даже фотографов. Сейчас у нас в сумме около 16 категорий и 200 подкатегорий в них. Мы просто смотрели на спрос.

— Назовите ваши топ-5 ваших категорий.

— Номер 1 — курьеры, номер 2 — бытовой ремонт (в зависимости от сезона они могут меняться). На третьем месте грузовые перевозки, на четвертом — фриланс, пятое — это уборка и помощь по хозяйству. На шестом месте бьюти-услуги, на седьмом — ремонт и подключение бытовой техники.

— Я пользовалась вашим сервисом несколько раз. Правда, один заказ все-таки не выполнили.

— К сожалению, у нас 9 процентов заданий вообще не получают предложений. Как правило, это из-за того, что в этой географической точке нет исполнителей либо низкая стоимость или это заказ от городских сумасшедших, что-то необычное.

— Например?

— Обучить бабушку компьютеру, отыскать дрон в подмосковном болоте или связать пятиметровый шарф.

«Мы не так давно работаем на казанском рынке. Сейчас в Казани у нас примерно 7400 активных исполнителей, при этом в среднем там публикуется несколько тысяч заданий в месяц»

— Это реальные задания?

— Да. Мы каждый месяц делаем подборку необычных заданий. Многие подобные заказы у нас выполняются, потому что ни один другой стандартный сервис с ними не справится. Если уж на YouDo не найден исполнитель, скорее всего, это что-то совсем нестандартное и надо искать исполнителя офлайн.

— До сих пор у метро стоят люди с табличками об их навыках. Например, фортепиано настроить или обои поклеить. В целом сколько у вас исполнителей на данный момент?

— У нас чуть более 2 миллионов зарегистрированных исполнителей. То, что люди стоят у метро с табличками, это, конечно, говорит о некой незрелости рынка, что мы пока плохо работаем. Когда меня спрашивают про конкурентов, всегда отвечаю, что мы конкурируем с досками объявлений на подъездах и рекламой на асфальте. Раз там реклама выгодна, значит, люди заказывают, хотя каждый здравомыслящий человек понимает, что уж лучше в интернете поискать и почитать отзывы, чем отрывать объявление с телефоном, где какой-то человек говорит, что он компьютерный мастер. В лучшем случае вы просто заплатите больше денег, в худшем что-то может случиться.

— Как я могу быть уверена в уровне квалификации исполнителей, если, допустим, он только что зарегистрировался на сервисе?

— Вы как заказчик сами определяете, хотите заплатить меньше, но исполнителю с небольшим количеством отзывов, или заплатить дороже, но человеку, у которого более тысячи успешных заданий. У нас встречаются исполнители, которые готовы выполнять первые задания бесплатно, но за отзыв на YouDo. С одной стороны, для нас это минус, потому что падает средний чек, это демпинг, который не позволяет более опытным исполнителям выполнять больше заказов. Но с другой стороны, для наших заказчиков это расширяет выбор, они более лояльно относятся к площадке, понимая, что здесь всегда можно найти услугу на любой запрос. Поэтому низкая цена — это не показатель, что человек не профессионал, скорее всего, он не так давно пришел на сервис, поэтому у него пока других вариантов нет: сначала он работает на свой рейтинг, потом рейтинг работает на него. Также в профиле исполнителя вы можете посмотреть, прошел ли он проверку паспортных данных, его портфолио, информацию о прохождении обучения у наших партнеров и т. д.

— В каких городах работаете?

— Мы считаем, что работаем в тех городах, где привлекаем исполнителей системно. Сейчас это Москва, Питер, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Краснодар, Самара. До конца этого года должны запуститься во всех городах-миллионниках.

— Как я понимаю, 2 миллиона исполнителей все равно в основном концентрируются в Москве? Какие города также успешны?

— Половина — это Москва, 30 процентов — фрилансеры, которые разбросаны по всему миру, но в основном в России. Порядка 15 процентов — Питер. 5–10 процентов — это новые города, там пока по 100–200 заданий в день, в Москве это тысячи.

— Какова статистика по Казани?

— Мы не так давно работаем на казанском рынке, сервис пока еще молодой. Сейчас в Казани у нас примерно 7400 активных исполнителей, при этом в среднем там публикуется несколько тысяч заданий в месяц.