Суд на астрономическую сумму выиграли челнинские жилищники у пенсионера Константина Гриба. По мнению УК «Камстройсервис», он незаконно использовал воду, так как фильтр для воды установлен до квартирных счетчиков. Как узнал «БИЗНЕС Online», владелец жилья считает, что компания просто сводит с ним счеты за излишнюю гражданскую активность.
Фильтр промывной грубой очистки с манометром и краном, врезанный в общедомовую сеть, послужил поводом для предъявления челнинскому пенсионеру космического счета – 1,4 млн рублей
«КАЖДЫЙ МЕСЯЦ ТОЛЬКО ПЕНЯ В 100 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ИДЕТ»
Челнинский суд в начале недели вынес решение по иску управляющей компании ЖЭУ «Камстройсервис» к пенсионеру Константину Грибу. Поссорил жилищников и жителя дома 48/01 старый фильтр, установленный в квартире еще 20 лет назад. В прошлом году между перекрытиями квартир Гриба и соседей сверху произошел прорыв трубы с холодной водой. Работников подрядной организации ЖЭУ-48 привлекли к замене трубопровода — менять его решили по всему стояку с первого по девятый этаж. Как утверждается в иске ЖЭУ, при демонтаже старой трубы и была выявлена «несанкционированная запорная арматура на стояках с холодной и горячей водой и фильтры с кранами до индивидуальных приборов учета». Трубы коммунальщики поменяли, но потом подготовили акт о врезке к общедомовым сетям, на основании которого УК выставила пенсионеру космический счет за несанкционированное подключение к общедомовым сетям. По состоянию на август долг пенсионера составляет 1 368 898 рублей.
«Причем начисления сделаны пока только на один блок стояков, а поскольку у меня таких блоков три — два санузла и кухня с такими же фильтрами, то получается, что я должен УК уже почти 4 миллиона рублей, — прикидывает Константин Александрович. — Эта сумма на сегодня уже превышает рыночную стоимость моей жилплощади. И действия управляющей компании, затеявшей всю эту незаконную волокиту с несуществующей врезкой и якобы несанкционированным подключением, уже вызывают подозрение в мошеннических действиях, чтобы незаконно завладеть моей квартирой».
Итальянское устройство, которое подпало под подозрение УК, называется «фильтр промывной грубой очистки с манометром и краном». Его Константин Александрович покупал в немецком магазине стройматериалов «Бауклотц» в Уфе. Свое предпочтение этому виду оборудования пенсионер объяснил тем, что 20 лет назад в продаже не было такого разнообразия фильтров, как сейчас, а вода была гораздо худшего качества — мол, и камни из крана выпадали. Да и счетчики на воду тогда только начали входить в обиход, многие же вообще предпочитали не ставить приборы учета, потому что выгоднее было платить по нормативу. Купленная конструкция, как и счетчики, были установлены специалистами горжилуправления совместно с УК ООО «Комфорт», правопреемником которой сейчас и является «Камстройсервис». Изменений в конструкцию не вносилось, нарушений пломбировки зафиксировано не было — ее, по словам пенсионера, проверяли каждый год. И вот — свершилось!
Константин Гриб: «Начисления сделаны пока только на один блок стояков, а поскольку у меня таких блоков три — два санузла и кухня с такими же фильтрами, то получается, я должен УК уже почти 4 миллиона рублей»
Претензии УК, по словам Гриба, заключаются в том, что через слив, предназначенный для чистки фильтра, можно и наливать воду — тогда она не будет учитываться счетчиком, потому что фильтр расположен до квартирных приборов учета. «То есть, грубо говоря, у меня есть ванная, смеситель, душ, а я якобы теоретически моюсь из ковшика, набирая воду прямо из-под крана фильтра. И остальные водные процедуры тоже так провожу. Вот такое у них теоретическое представление о том, что есть возможность украсть воду. Я им говорю, что у каждого на кухне нож лежит и есть возможность зарезать человека. Но далеко не все ею пользуются, и, пока не воспользуются, никто никого не накажет. А меня уже наказали за то, что я теоретически могу воспользоваться такой неучтенной водой», — поясняет пенсионер.
Кран и манометр особенно пугают коммунальщиков, но все эти приспособления разрешенные, уверяет собственник квартиры. Манометр нужен для того, чтобы определять степень засорения. Кран — для удобства обслуживания: на него надевается шланг, и вода с остатками окалины сливается в унитаз. При этом, как утверждает жилец, фильтр, рекомендованный управляющей компанией, имеет такую же конструкцию — пробки там можно откручивать гаечным ключом и так же сливать воду или набирать ее в тот же ковшик. Исходя из такой логики, 99% хозяев квартир в доме можно выставлять миллионные счета, потому что у большинства есть аналогичные фильтры, считает Гриб. «Да, наверное, можно к шлангу прикрутить какое-нибудь приспособление или второй смеситель, чтобы один был за деньги, а второй — бесплатно. Но ведь этих приспособлений не обнаружено у меня», — уверяет собеседник, не желающий к тому же мыться и стирать нефильтрованной водой.
В целом же Константин Александрович считает, что таким образом коммунальщики сводят с ним счеты из-за его чересчур активной гражданской позиции в отношении жилищно-коммунальных проблем. «Я, как активный собственник, больше всех даю заявок, и я у них как мозоль, они от меня устали. То они подъезды не моют месяцами, а я добиваюсь, чтобы они каждую неделю их мыли. То еще что-то. Так что просто хотят, чтоб упал на колени и сапоги поцеловал, чтоб убрали эти начисления. У меня каждый месяц только пеня в сто тысяч рублей идет. Но как они эти акты втайне от меня составляли задним числом! Обнаружили этот фильтр, ушли и мне ничего не сказали! Я только узнал через полтора месяца после ремонта: смотрю — у меня счет на 60 тысяч пришел. А акт не дают до сих пор, хотя больше года уже прошло. Есть какая-то проблема в законодательстве, видимо, которая позволяет им так делать. Но производитель фильтров никак не думал, наверное, что люди будут себе в ковшики грязную воду наливать и умываться ею. А они эту дырочку в законе используют для сведения счетов», — возмущается непокорный пенсионер.
Впрочем, отметим, что Константин Александрович все же пенсионер не рядовой, а выделяющийся большими габаритами квартиры — она у него пятикомнатная, причем зарегистрирован он там один. Сам себя мужчина скромно называет фотографом, а в базе юрлиц он зарегистрирован как ИП с основным видом деятельности «издание газет».
«У КОМПАНИИ НА ЭТО ПЯТЬ ПРИЧИН…»
Открытый конфликт продолжается уже год. Сначала УК подала иск в суд, мотивируя тем, что пенсионер отказывается пускать представителей управляющей компании в квартиру, чтобы те могли снять показания счетчиков. Однако в иске коммунальщикам отказали. Потом УК пыталась взыскать деньги с пенсионера через мировой суд. Правда, на тот момент не всю начисленную сумму, а лишь 313,4 тыс. рублей — долг за несанкционированное подключение. Судья вынес приказ взыскать долг, но непримиримый пенсионер прислал возражение, и приказ был отменен.
После череды атак челнинец решил сам подать иск в гражданский суд. Обладатель несчастливого фильтра утверждает, что составитель акта — инженер ЖЭУ Надежда Беспалова — сама призналась на одном из заседаний, что не составляла никаких актов в день обнаружения фильтра на трубах пенсионера, а изготовила документ позже и на подпись Грибу не предъявляла. Это уже само по себе является нарушением. Сантехник Рафкат Хасаншин, который непосредственно занимался обследованием за неделю до замены, а затем проводил демонтаж стояка, на суде подтвердил, что он ничего не слышал об обнаруженном нарушении. Именно им перед заменой была сорвана пломба на приборах учета хотя, чтобы не уничтожить улики и доказательства нарушения, однако ее срывать не следовало, а нужно было немедленно составить акт.
Кроме того, после якобы уже обнаруженных нарушений инженер Е. Портнов при опломбировке счетчиков уже после замены стояка в квартире в очередной раз подтвердил отсутствие нарушений и составил соответствующий акт от 10 сентября 2018 года, тем самым еще раз опровергнув нарушения, указанные ранее в акте от 25 июля 2018 года, на основании которого и были сделаны миллионные начисления. Впрочем, на пломбу печать он так и не поставил. Так что теперь в квартире челнинца вода вообще не учитывается.
По жалобе Гриба зональная жилищная инспекция проводила внеплановую выездную проверку. При этом пенсионер не пустил представителей УК, которые, по его словам, проявили неуважение к комиссии и вопреки своим обязанностям отказались предъявить свои удостоверения. Однако выводы ГЖИ были неутешительны для Гриба — несанкционированное подключение имело место. Любопытно еще, что акт Беспаловой инспекторы аннулировали, составив собственный, который и стал потом основой иска для коммунальщиков.
«Официальной претензии от управляющей компании я до сих пор не получил, — рассказывает Константин Александрович, — и мне точно не известен сам предмет нарушения, потому как позже ответчик не менее пяти раз изменял суть своих претензий, связанных с начислением. И какая из этих пяти разных претензий окончательная, мне не известно». Так, первая претензия — это надуманная врезка, которая не подтвердилась проверкой жилищной инспекции. Дальше претензию поменяли на якобы неправильную последовательность установленных счетчиков и фильтров. Но после предоставления письма от ресурсоснабжающей организации ООО «Челныводоканал» с подтверждением правильно установленных приборов эту претензию коммунальщики сняли. Затем родилась новая версия — якобы у прибора недопустимая конструкция, имеющая краны. Но после получения сертификатов соответствия требованиям привязались к тому, что фильтры не опломбированы. Тем не менее пломбировка этого вида оборудования не является обязательной, и ни у кого из собственников дома 48/01 фильтры не опломбированы. В пятый раз в документе, датированным 24 апреля 2019 года, претензия официально названа так: «…за несанкционированное подключение кранов, до приборов учета».
Управляющая компания «Камстройсервис» работает на рынке жилищных услуг с 2003 года, обслуживает 51 дом, где проживает более 41 тыс. человек
Однако подкованный юридически пенсионер, консультирующийся у нескольких правоведов, считает, что несанкционированным подключением может считаться только незаконная врезка или вмешательство в работу ПУ. Ни того ни другого у него обнаружено не было — стало быть, нет и факта нарушения. В судебном иске он потребовал признать незаконными миллионные доначисления и сделать перерасчет, провести недоделанную опломбировку счетчиков, а кроме того, компенсировать моральный вред.
«Мне, как потребителю, причинены существенные нравственные и моральные страдания, мне приходится доказывать свою невиновность в течение года. Все это продолжительное время я трачу свои нервы и здоровье, чтобы попытаться урегулировать сложившуюся ситуацию, обращаясь с жалобами в различные инстанции об отмене начислений, в то время как именно ответчик обязан был сначала доказать мою вину, прежде чем делать начисления», — пишет в своем исковом заявлении пенсионер. Страдания и угрозу остаться без жилья Гриб оценил в 100 тыс. рублей. Но заявление его осталось без движения по формальным причинам.
Этим временем воспользовалась управляющая компания и тоже обратилась в суд. «Первое заседание прошло 19 августа. Я аргументы привожу, я документы кладу, ходатайства — никакой реакции. А их бред, не подтвержденный ни документами, ни ссылками на законы, суд принимает. Потом 4 сентября заседание. Я туда фильтр принес. Предложил две модели рассмотреть, что они абсолютно одинаковы с точки зрения уязвимостей забора воды. Нет — не стали рассматривать», — повествует о нюансах тяжбы пенсионер. Оставалась еще единственная надежда на инженерно-техническую экспертизу, которая могла бы прояснить, можно ли использовать фильтр в обход закона. О ней и ходатайствовал Гриб. «Хотя мне кажется, что тут никакой экспертизы не надо. Все заканчивали школу и учили физику. А чтобы открыть пробочку и чтобы из краника вода полилась — тут никаких экспертов не требуется», — язвительно заметил пенсионер.
Владельцем ЖЭУ «Камстройсервис» является известный в Челнах представитель коммунальной отрасли Гай Клещев, а руководит организацией его сын Сергей
КОМПАНИЯ ИЗ СПИСКА ДОЛЖНИКОВ И С ПРОКУРОРСКИМИ ПРЕДПИСАНИЯМИ
Управляющая компания «Камстройсервис» работает на рынке жилищных услуг с 2003 года, обслуживает 51 дом, где проживают более 41 тыс. человек. Выручка предприятия за 2017 год (более свежих данных нет) составила 35 млн рублей, чистая прибыль — 1 миллион. Владельцем ЖЭУ «Камстройсервис» является известный в Челнах представитель коммунальной отрасли Гай Клещев, а руководит организацией его сын Сергей.
Юрист «Камстройсервиса» Айгуль Шаймухаметова прокомментировала ситуацию «БИЗНЕС Оnline», объяснив, что импортный фильтр «не такой, какой нужен». Там якобы отсутствует некий патрубок и сам фильтр не предусмотрен для давления в российских трубах и температуры российской воды. Астрономический счет мотивировали накопившимся долгом с пенями, а в суд УК выставила требование только в 313 тыс. рублей, которую просят взыскать за три месяца — с 1 апреля по 30 июня 2018-го. «А миллион насчитали ему в ЕРЦ за весь период, в течение которого он несанкционированно пользовался водой. У них там свои тарифы. Мы ЕРЦ включали в иск как третье лицо. Но они так и не подошли. Это за три месяца плюс пени», — пояснила юрист.
На вопрос, почему же на фильтр за 20 лет впервые обратили внимание представители управляющей компании, Шаймухаметова сказала, что до этого момента собственник жилья просто никого не пускал в свою квартиру. «Просто у него прорвало трубу, он вызвал соседей, и это обнаружили сантехники. Главного инженера вызывали, она посмотрела своими глазами. А он никого не впускал к себе домой. А если человек невиновен, зачем скрывать? Мы ему сколько писем писали! Может, там и такой суммы бы не было, но он не дал возможности нам комиссионно это исследовать. Из жилищной инспекции приходили, он только их и пустил. Он сам показал инспектору, как можно сливать воду через этот фильтр. Мы ведь тоже идем навстречу, ему давали возможность неоднократно решить проблему, но если он агрессивно относится… Он даже сантехника вызывает к соседке, а потом его к себе переманивает. То есть заявку как бы дает соседка, а не он. Это вот как?» — задается вопросом юрист. Решение вопроса с фильтром управляющей компании видится однозначно — демонтировать и привести все в первоначальный вид, а вот что делать со счетом — в этом вопросе коммунальщики всецело доверились судье.
Отметим, что Константин Гриб все же пенсионер не рядовой, а выделяющийся большими габаритами квартиры — она у него пятикомнатная, причем прописан он там один
ФЕМИДА СКОСТИЛА ДОЛГ НА 23 ТЫС. РУБЛЕЙ
В понедельник, 9 сентября, состоялось последнее заседание в гражданском суде по делу о фильтре. Управляющую компанию представлял главный инженер Валентина Матвеева и некий гражданин Андреев, а также вызванная свидетельница — та самая инженер ЖЭУ Беспалова, на основании акта которой и понеслась судебная круговерть. Ответчик Гриб пришел вместе со своим представителем — юристом Семеном Михайловым. От жилищной инспекции и ЕРЦ никого не было.
Суд был долгим и шел три часа. В инженерной экспертизе судья Зульфия Ахатова Грибу отказала. Ключевым же стал допрос Беспаловой. Судья поинтересовалась у специалиста, могут ли быть установлены фильтры до приборов учета, на что инженер сказала, что до счетчиков никаких врезок в квартире быть не должно, тем более с кранами, а фильтр ответчика можно использовать в многоквартирном доме только после отсекающего крана. Юриста Михайлова очень интересовало, почему акт был составлен без присутствия ответчика, но этот факт свидетельница объяснила тем, что документ предназначается для внутреннего пользования УК, не требует привлечения представителей ресурсоснабжающей организации и имеет описательную форму, как, например, служебная записка или справка. Более того, Беспалова дала понять, что пользоваться механическим фильтром сейчас вообще нет необходимости, так как вода приходит в дом уже фильтрованная с «Челныводоканала» и пригодна к использованию уже после первой задвижки.
Пенсионер же закидал вопросами инженера, пытаясь всячески подловить Беспалову на неточностях.
— Вы считаете фильтр заводского изготовления, в конструкцию которого входит кран, врезкой? — прямо спросил Гриб.
— Я считаю это врезкой, — подтвердила Беспалова.
— То есть теперь его нужно запретить к продаже? — размышлял Гриб.
— Этот фильтр может использоваться и в вашей квартире, но после приборов учета, либо ставьте фильтр без врезки, — стояла на своем Беспалова, заметив, что есть рекомендуемые к использованию механические фильтры без кранов.
— Но сейчас в большинстве квартир почти у всех установлены рекомендуемые вами фильтры. К любому можно зайти, открыть пробочку и можно пользоваться неучтенной водой, — парировал пенсионер.
— Нет, нельзя. Для очистки других фильтров они снимаются полностью и очищаются, — сказала специалист.
Гриб на это продемонстрировал суду запорный кран, легким движением руки открутив пробку, давая таким образом возможность сливать воду.
— Если трубу отрезать — тоже вода польется, — попыталась закруглить спор инженер.
— А при осмотре квартиры были вами обнаружены какие-то шланги, дополнительные приспособления, смесители? — уточнил пенсионер.
— Обследование квартиры с этой целью не проводилось, — пояснила суду свидетель. — Я при вас проходила до санузла, и все. Моей целью на тот момент было устранить аварийную ситуацию.
— А как, по-вашему, можно использовать и добывать эту воду из моего фильтра? Вы же уверены, что я воду воровал.
— Я вас не обвиняю в краже. Я составила акт о врезке и отправила в УК. Я не могу сказать, где вы подключались и сливали воду. Я же не была в вашей квартире в тот момент, когда вы это делаете. К шлангу можно подсоединить любую разводку — все от фантазии зависит.
Больше часа суду понадобилось на то, чтобы вынести решение в пользу жилищников. Правда, Фемида несколько смягчила его, постановив взыскать с Гриба в пользу УК чуть уменьшенную сумму — в 290 тыс. рублей. Теперь пенсионеру предстоят новые судебные баталии уже на республиканском уровне — с апелляцией в Верховный суд он планирует обратиться в ближайшие дни.
Больше часа суду понадобилось на то, чтобы вынести решение в пользу жилищников. Правда, Фемида несколько смягчила его, постановив взыскать с Гриба в пользу УК уменьшенную сумму — в 290 тыс. рублей
«если бы он предписание управляющей компании не исполнил, тогда можно БЫЛО БЫ судиться»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оказались единодушны в том, что хозяин фильтра не виноват. Правда, аргументы у правозащитников и жилищников разные.
Михаил Застела — руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ РТ:
— По любой схеме водоснабжения перед счетчиком обязательно нужно ставить фильтр, потому что после ремонта сетей вода идет по трубам очень плохого качества. Если только ржавая — это еще хорошо. Бывает хуже. И это может вывести из строя счетчик. И когда проектируется сеть, фильтр предусматривается. Причем не только на сетях водоснабжения. Например, обязательно ставится фильтр перед газовой колонкой.
Мне кажется, собственнику фильтра следует обратиться к проектировщикам сетей водоснабжения и попросить у них стандартную схему подключения счетчика. Правда, обычно там более простые фильтры ставятся. Но и в них тоже можно отвернуть снизу, чтоб вытряхнуть всю грязь. Такие фильтры, наоборот, позволяют исключить незаконный забор воды, так как после ремонта счетчик может встать и не учитывать воду, проходящую через него. Так что управляющая компания просто хотела от этого пенсионера денег.
Галина Лукина — гендиректор УК «Ремжилстрой»:
— Житель тоже не виноват в этом споре. Мало ли что мы устанавливали в своих квартирах 20 лет назад, когда не было никаких проектов и требований. Где в то время было прописано, что это нельзя? И приборов учета не было. Никто никаких требований не предъявлял.
Суд требования жилищников удовлетворил? Да вы что! Ну что тут скажешь… Конечно, незнание закона не освобождает от ответственности. Но надо выяснить, кто ему приборы учета монтировал. Их ведь тоже устанавливают жилищники. Наверняка есть документы об этом с фамилиями установщиков. Почему ему не сделали замечание или не выдали предписание, что надо сделать по-другому? Я понимаю требования коллег, если бы этот фильтр установили в последние несколько лет. Вот кондиционеры раньше можно было ставить где угодно, а теперь только на определенной части фасада. А в наших правилах ничего не было написано про фильтры. Но люди и 20 лет назад хотели чистую воду пить. И такие фильтры раньше стоили больших денег.
Я считаю, при установке приборов учета собственника квартиры должны были предупредить и сказать: «Уважаемый, вы сделали неправильно, вам нужно переустановить по-другому». И если бы он предписание управляющей компании не исполнил, тогда можно было бы с ним судиться. А он, наверное, 20 лет назад установил и думал, что так и нужно. К сожалению, сливал пенсионер воду или нет — никак не докажешь. Я, конечно, не знаю, может, там еще что-то в иске прописано. Но ведь эта «незаконная врезка» когда-то была узаконена. Кроме того, все приборы учета хотя бы раз в году проверяются контролерами. Если он их не менял, проводится поверка. В любом случае должны были когда-то увидеть и предупредить.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 145
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.