1. «Великое неизвестное» — это 20 живописных работ, 15 графических и 4 скульптуры петербургского художника-символиста Армена Гаспаряна. Они созданы в течение последних двух лет и отражают художественный метод автора — осмысление мира, поиск истины и мудрости, рефлексия на тему вечности и современности. 

  2. Гаспарян родился в городе Капан на юге Армении и учился в художественной школе в мастерской Георгия Айрапетяна — ныне профессора Ереванской академии художеств. В 1985 году художник переехал в Санкт-Петербург, где окончил художественно-графический факультет РГПУ им. Герцена. Персональные выставки Гаспаряна проходили в различных галереях Германии, Швейцарии, Голландии, Бельгии, Италии и России. Работы художника находятся в частных коллекциях в Германии, Голландии, Финляндии и США.

  3. В мастерской Айрапетяна Гаспарян выбрал свой художественный метод и язык. «Мне нравилось, что в своем творчестве он всегда искал техники, технологии — без эпатажа, как художники-алхимики древних времен. В XX веке в творчестве художников преобладали эмоции, а 500 лет назад они были учеными — изучали природу, животных, стремились постичь мир. И я учился у такого человека, который во главу угла ставил познание. Поэтому, как его ученик, придерживаюсь позиции изучающего, постигающего мир художника», — сказал Гаспарян в интервью «БИЗНЕС Online».

  4. «Появление картины — это таинство, — считает художник. — Она начинается с прочитанной строчки, с увиденного образа. Толчком для появления картины могут стать невероятные ситуации, которые запускают процесс создания художественного произведения. Ты вынашиваешь эту идею, а потом переводишь ее на холст, выбираешь композиционное, цветовое решение. Это очень увлекательный творческий процесс, приносящий большую радость и счастье».

  5. «Мы проводим уже 9-ю выставку, и я надеюсь, что нам удается вас удивлять разнообразием представленных художников, — сказала на вернисаже арт-директор галереи „БИЗON“ Светлана Кузнецова. — Когда заходишь в нашу замечательную галерею, видишь много света, и это откликается в душе, как продолжение золотой осени. Армен Гаспарян — удивительный художник, который родился в небольшом городе Капан. Мы узнали, что этот город на рубеже X–XI веков был столицей Армении. После этого для меня с другой стороны и глубины открылись его произведения. Природа Армении удивительна, а маленькие городки обладают особенным своеобразием. Национальная составляющая очень важна для любого человека и его искусства. Рожденный на такой земле, он генетически впитал в себя прекрасное».

  6. Куратор выставки Дина Губайдуллина отметила, что познакомилась с Гаспаряном в одной из галерей Санкт-Петербурга. «Лет 10 назад он уже был очень знаменитым художником. Тогда он сказал, что ему интересна скульптура. И ведь она действительно сквозит в его живописи, как будто выходит из нее. Сочетать скульптуру и живопись порой бывает непросто, а у Армена это целый захватывающий и красивый мир, в котором хочется находиться. Когда вглядываешься в его работы, они оживают — в них много слоев, полутонов, их очень приятно открывать».

  7. «Все мы можем около этих картин погреться, подумать, посмотреть и порадоваться, — сказал казанский художник Виктор Тимофеев. — Картины говорят сами за себя — там много чего заложено, я даже увидел что-то кустодиевское. Вся суть картины — в ее наполненности личностью, и этому художнику есть что сказать. Когда картина вызывает отклик — можно считать, что чудо случилось. Тут чудо случилось».

  8. Генеральный директор коттеджного поселка «Примавера» Павел Кострикин напомнил, что в их поселке тоже есть арт-галерея, поэтому с «БИЗONом» они сразу нашли общий язык. «Как только мы начали заселение поселка, мы поняли, что современному человеку нужна общественная жизнь, место для взаимодействия с искусством. Поэтому с галереей „БИЗON“ мы оказались на одной волне. Я приглашен сюда не на первую выставку и хочу отметить, что эта галерея — самая яркая на казанском художественном рынке. Если вы здесь в первый раз, то точно не в последний. Картины замечательные, первые впечатления — захватывающие», — признался Кострикин.

  9. После торжественного открытия выставки гости начали внимательно вглядываться в ее экспонаты. Чувствовалось, что у каждого действительно происходит диалог с искусством — к некоторым произведениям они возвращались вновь и вновь, каждый раз открывая для себя новый историко-культурный и идейный пласт.

  10. Как отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» художник и заведующий кафедрой монументально-декоративного искусства, живописи и искусствоведения Казанского государственного института культуры Андрей Махинин, в произведениях Гаспаряна прослеживается и богатый жизненный опыт, и интеллектуальная сложная жизнь. «В работах художника есть какая-то целостность, абсолютная завершенность. Видно, что автор сложно подходит к тому, что называется жизнь, и пытается эту сложность отобразить в своих работах. Многие подмечали мощную культурную платформу, на которую он опирается, и здесь мы видим разные направления, отголоски художников, культурных слоев. Работы очень многогранные и емкие, пронизаны философской мыслью, и этим мне художник и интересен — я могу назвать его интеллектуальным. Зритель должен быть подготовлен, чтобы воспринимать этот художественный текст. Также Гаспаряна отличает архитектурный взгляд на окружающий мир, то есть он пытается не только понять мир, но и систематизировать в своем воображении. Работы сложные, интересные, и замечательно, что я попал на эту выставку», — заключил Махинин. 

  11. Другой гость вернисажа, депутат Казгордумы, известный строитель Эмиль Хуснутдинов охарактеризовал выставку коротко: «Взрыв мозга!» «Действительно, редко встретишь таких мастеров. Он создает прекрасные картины, которыми можно наслаждаться до бесконечности, ведь чтобы их понять, нужно долго рассматривать то с одного, то с другого ракурса. Мне понравилась скульптура шестикрылого серафима и картина „Равновесие“ — в ней подмечено много жизненных явлений. Главное — картина дает возможность задуматься, а не просто скользнул взглядом и прошел мимо. Очень рад, что у нас есть такие галереи, которые привозят таких художников, таких мастеров. Это очень ценно. Мы всегда с удовольствием приходим на открытие выставок в «БИЗONe» и всегда уходим с хорошими впечатлениями и мыслями».

  12. Его супруга, учредитель школы «Прогресс» Ирина Надеждина отметила звуковое оформление вернисажа. «К этой выставке очень правильно подобрана барочная музыка. Я вообще люблю средневековое искусство, и здесь создается впечатление, что мы находимся в хорошем западном музее, может быть, в Мадриде. Спасибо организаторам выставки за то, что перенесли нас в другую эпоху, другое время, другое мировоззрение. Мы часто живем по накатанной, и такие выставки очень нужны нашему городу», — подчеркнула Надеждина.

  13. Один из ярких образов живописи Гаспаряна, появляющийся во многих его работах, напоминает библейскую Вавилонскую башню. «Я не называю ее именно Вавилонской башней — она символизирует город, цивилизацию, человечество, — признавался художник. — Люди строили высокую башню, чтобы быть наравне с Богом, а Он разрушил ее и сделал так, чтобы они больше не смогли между собой договориться о подобном. В основе этого мифа лежит история о гордыне, которая стала причиной того, что люди разобщились. И у меня данный символ отражает как цивилизацию, так и человеческое высокомерие».

  14. «Художник преломляет вечные ценности через призму своего личного „я“, через свое мироощущение. И чем индивидуальнее и ярче он это делает, тем он и талантливее. Армен Гаспарян — очень хороший художник, который удачно сочетает классику и современность, у него есть чему поучиться. В работах заметны глубокие философские проникновения», — поделился впечатлениями с корреспондентом «БИЗНЕС Online» художник Виталий Скобеев, которому тоже близок метафизический символизм.

  15. Руководителя пресс-службы президента РТ Эдуарда Хайруллина заинтересовала в работах Гаспаряна возможность внимательного рассматривания: «Я вижу мастерское владение кистью, что в нынешнее время становится большой ценностью. Художник работает над линией, над движением, над прорисовкой, и это очень увлекательно. Говорят, что надо стоять от картины на расстоянии полутораметровой диагонали, но Армен Гаспарян интересен тем, что его хочется рассматривать и вблизи, следить, куда ведут линии, и раскрывать множество слоев».

  16. Казанский художник Александр Шадрин, персональная выставка которого проходила в галерее «БИЗON» в марте – апреле текущего года, отметил высокий уровень работ коллеги. «Петербургская школа — графичная, вдумчивая, у них узнаваемый почерк. Армен Гаспарян — это художник-философ. Очень хорошо, что к нам приезжают такие художники», — добавил Шадрин.

  17. По словам самого Гаспаряна, идея «Великого неизвестного» заключается в том, что с каждым разом человек может увидеть, открыть для себя что-то новое. «Человек не должен считать, что он один раз увидел картину и все понял. Magnum ignotum как раз об этом и говорит: в мире есть много неизвестного, и сам процесс жизни заключается не в том, чтобы возомнить себя всезнающим, а бесконечно продолжать познавать. В разглядывании картины тоже заключается процесс познания: посмотрел один раз — что-то увидел, взглянул другой — открыл что-то новое», — считает художник.

  18. Среди гостей вернисажа был замечен и генеральный директор АО «Татспиртпром» Ирек Миннахметов. Рассуждая о творчестве Гаспаряна, Миннахметов отметил бесконечность его искусства: «Чем больше смотришь на его отдельную работу, тем больше видишь предметов, птиц, цветов и в конце концов смыслов, проявляющихся сквозь первый уровень работы. Это редкое качество, присущее только мастерам, — когда работа имеет  несколько смысловых рядов». По мнению руководителя «Татспиртпрома», работы Гаспаряна пробуждают у зрителя креативность. А это наиболее востребованное качество сегодня и в обществе, и в бизнесе, считает Миннахметов.

  19. «Галерея продолжает радовать потрясающим вкусом и отбором действительно интересных авторов. Нет ни одной выставки, которая была бы дежурной или проходной, — считает известный казанский фотограф Фарит Губаев. — Новая выставка — „пиршество для глаз“, потому что сегодня нечасто можно встретить высокий художественный уровень. Он вроде бы существует, но границы профессионализма настолько размыты, что смотришь на некоторые работы и видишь фотографии, которые чуть-чуть размазали. Другая крайность — принцип „я так вижу“, за которым скрывается элементарная профнепригодность. А здесь мы видим потрясающее академическое образование — человек владеет и рукой, и глазом. Художник ценен именно за мастерство, которое во все времена стояло во главе угла, а также идеи, которые он подпитывает из истоков Вселенной. У Армена Гаспаряна не просто философское, но и вселенское видение, он как бы поднимается над планетами и одновременно припадает к земле. Меня заинтересовал его нереальный взгляд на мир и одновременно реалистически прописанные образы. Человек, как говорится, „пишет как дышит“, настолько естественно! Нужно прийти и посмотреть, причем прийти не один раз. Я рад, что увидел такого интересного художника». 

  20. Гендиректор некоммерческой организации «Новый век» Лилия Таишева обратила особое внимание на картину «Путешествие». «Она подписана фразой: „Странствие — это жизнь“. Действительно, мы странники в этой жизни, находим новые дороги и открываем новые горизонты. Эта выставка подчеркивает мимолетность бытия: чем дальше ты идешь по жизни, тем ближе ты к Всевышнему. Также в картинах прослеживается мотив того, что наша жизнь — это образ, который создается у нас в голове. Действительно, многое в нашей жизни строится от нашего мышления и восприятия», — сказала Таишева.

  21. «Я первый раз в этой галерее, и мне уютно и приятно здесь находиться, — поделился впечатлениями глава администрации Кировского и Московского районов Казани Сергей Миронов. — Раньше я не особо увлекался изобразительным искусством, но два года назад первый раз оказался на выставке Рембрандта, а потом попал на фотовыставку в Москве. У Армена Гаспаряна очень интересная, сложная техника, индивидуальный стиль. И очень круто, когда ты находишься рядом с автором и сначала рассказываешь ему, что ты увидел на этой картине, а потом он объясняет, что сам в нее вложил. Рад, что побывал и познакомился с его творчеством, буду рад побывать на его следующей выставке».

  22. Попытаться разгадать «Великое неизвестное» можно до 20 октября — вход свободный, возрастных ограничений нет. Галерея «БИЗON» находится по адресу: ул. Мазита Гафури, 50. Время работы — с 12:00 до 19:30. Выходные дни — понедельник и вторник.