«Порой какой-то клерк своим невниманием или грубостью сводит на нет всю нашу огромную работу. Чтобы этого не было, мы и хотим, чтобы основную массу муниципальных услуг население получало без контакта с людьми», — так объяснил значение «проектного офиса» заместитель руководителя исполкома Казани Радик Шафигуллин в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». Кроме того, он рассказал о том, как изменилась структура бюджета города и какие проблемы должен решить новый генплан столицы РТ.
Радик Шафигуллин: «Наша задача — улучшить предоставление муниципальных услуг через наш «Проектный офис»
КАК «ПРОЕКТНЫЙ ОФИС» УЛУЧШИТ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
— Радик Равилович, вы в исполкоме курируете развитие проектно-ориентированного управления, в частности по совершенствованию муниципальных услуг. «Как продвигается эта работа? Когда реальные результаты в виде упрощения услуг увидят жители города?» — этот вопрос задала вам наш читатель Алсу.
— Объясню, почему эта работа очень важна для нас. Если текущая деятельность в большей степени направлена на планомерное развитие, то проектное управление — это кардинальное улучшение того, что мы сегодня делаем. Наша задача — улучшить предоставление муниципальных услуг через наш «Проектный офис». Радикально сократить время предоставления услуг, перевести их в цифровой вид, избавить граждан, обратившихся за получением услуги, от беготни по инстанциям.
— Проектный офис — что это значит? Не совсем привычно звучит применительно к муниципальным услугам…
— Офис — это не про помещение, а про работу, про действия. «Проектный» — потому что это проектная деятельность, которая имеет начало и конец, четкие цели и задачи. В июне 2017 года мы начали реформировать систему муниципальных услуг: сокращать время предоставления, автоматизировать, переводить их в цифровое пространство, наводить порядок в наших внутренних процессах. 20 муниципальных услуг теперь предоставляем в электронном виде, а время предоставления 16 услуг сократилось в 1,2–4,2 раза. Например, услугу по предоставлению градостроительного плана земельного участка сократили с 60 до 15 дней, услугу по присвоению, изменению и аннулированию адресов — с 30 до 12 дней.
В феврале 2018 года на сессии Казгордумы доложили об итогах работы. Президентом РТ и мэром города была дана положительная оценка. Работа проектного офиса продолжается. Если мы начинали c управления архитектуры и комитета земельных и имущественных отношений, то в дальнейшем к нам присоединились и другие структуры муниципалитета: комитет по благоустройству, управление градостроительных разрешений, правовое управление, управление кадровой политики, управление делопроизводства, управление контроля, а также и районные администрации. Есть большое желание на следующий год вовлечь в эту работу весь исполком.
— С чего началась работа в Казани?
— С поручения мэра Казани Ильсура Раисовича Метшина организовать работу по улучшению качества оказания муниципальных услуг. Была поставлена задача максимально упростить процесс для заявителей и сократить, насколько это возможно, время оказания услуг. Началось все с услуги предоставления градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ). Изменился Градостроительный кодекс, и при сроке предоставления этой услуги в 30 дней мы выполняли ее за 60 дней, а в отдельных сложных случаях было и три месяца, и четыре. Это было прямое нарушение законодательства, надо было что-то с этим делать. Забегая вперед, скажу, в последующем мы определили избыточные операции для этой услуги, провели оптимизацию мероприятий. Это позволило нам в два раза уменьшить число участников процесса, в четыре раза — количество внутренних этапов. В итоге срок предоставления услуги снизился ровно в четыре раза — с 60 до 15 дней.
— То есть вы оптимизировали работу чиновников?
— И свою работу, и взаимодействие со смежными организациями, имеющими отношение к подготовке ГПЗУ. Мы буквально своими ногами измерили весь путь с момента получения заявления от населения до предоставления результата услуги, чтобы понять, кто, зачем и как участвует в согласовании документации.
БУДЕТ ОЦИФРОВАНО 48 УСЛУГ, НА КОТОРЫЕ ПРИХОДИТСЯ 78% ВСЕХ ОБРАЩЕНИЙ
— Итак, оптимизацию менеджмента вы произвели, а дальше?
— Начали автоматизировать процессы. Например, при подготовке документов люди набирают их вручную, а мы создаем базу шаблонов, где меняются только параметры заявителя. Сегодня мы ведем большую работу по переходу на цифровой вид. И постоянное повышение квалификации кадров, в том числе по «бережливому производству» и проектному управлению.
— Где на практике «точка входа» в электронные муниципальные услуги, на каком сайте их найти? И чем электронные услуги отличаются от цифровых? (Нурия)
— Сегодня в цифровом виде доступно 20 муниципальных услуг на городском портале uslugi.kzn.ru, из которых пять также размещены на портале Государственных услуг Татарстана (uslugi.tatarstan.ru).
В этом году в цифровой вид планируем перевести еще 28 услуг. В целом будет оцифровано 48 услуг, на которые приходится 78 процентов всех обращений граждан в муниципалитет. Электронная услуга — это приём заявлений на оказание услуги и выдачу результатов в электронном виде. Однако заявителям часто приходится доносить (либо получать) бумажные документы в учреждениях лично. Цифровой вид подразумевает уже определенные требования к документам как к официальным цифровым данным, полностью исключая бумажный носитель.
— Вы говорили, что перевели в цифровые услуги 70%. А почему не 100%? Все должно быть через почту и через сайт. В XXI веке же живем. (Загидуллин Булат)
— Это наша цель, мы к этому стремимся. Но когда, решая проблему, открываешь одну дверь, там оказывается еще девять… Очень большое количество вопросов связано не только с работой муниципалитета, но и со смежными организациями, а также с законодательством. Все муниципальные услуги предоставляются на основе административных регламентов. Внесение изменений в административный регламент занимает минимум один-полтора месяца. А мы при оптимизации в среднем вносили на каждую услугу по 30 изменений. Кроме того, многие процессы завязаны на законодательных актах. Приведу конкретный пример: вы обращались за присвоением дому адреса. Для подачи такого заявления человек должен был заполнить утвержденную минфином РФ громоздкую форму на восемь листов. Для того, чтобы оптимизировать этот процесс и сократить количество заполняемых листов до двух, нам пришлось обратиться в адрес министра финансов РФ Антона Силуанова. Вот такой уровень решения этой, казалось бы, простейшей задачи.
— Кто чаще обращается за муниципальными услугами — бизнес или население?
— И бизнес, и население. Например, за получением градостроительного плана земельного участка обращаются и предприниматели, и просто жители. Так же как, например, по поводу кронирования деревьев.
— Ваши услуги платные?
— Все муниципальные услуги бесплатные.
«С поручения мэра Казани Ильсура Раисовича Метшина была поставлена задача максимально упростить процесс для заявителей и сократить, насколько это возможно, время оказания услуг»
«РАБОТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, ОПЕРАТИВНО И БЕЗ БУМАГИ»
— Сейчас стало проще работать с ГлавАПУ, беготни меньше. Но! Можно ли еще перевести согласование эскизника полностью в электронный вид? И сократить время, поскольку, по сути, это простой в работе и ненужные траты для любого бизнеса. (Галяутдинов И.А., Марат М.)
— Для этого сегодня мы создаем комплексную геоинформационную систему. Мы поняли, что мало автоматизировать услуги и перевести в цифровой вид, люди еще должны иметь некую платформу, в которой можно работать с цифровыми данными. Поэтому наши сотрудники в течение года объездили почти все крупные города России и собрали лучшие практики, которые сегодня есть по геоинформационным системам. Один из самых продвинутых городов в этом вопросе — Тюмень и в целом Тюменская область. Мы отобрали лучшие решения, добавили свои пожелания и разработали техзадание. На сегодня у нас уже есть подрядчик, который выиграл в открытом конкурсе. Сейчас разработка и внедрение ГИС идет полным ходом.
— А как сегодня согласовываются проекты?
— К нам приносят проекты на бумажных планшетах, мы их рассматриваем. При необходимости делаем замечания, проектанты исправляют ошибки. А с внедрением геоинформационной системы проектант будет иметь личный кабинет на сайте, в электронном виде будет направлять нам эскизники и рабочие документы, и вся работа над проектом тоже будет происходить в электронном виде. Причем и смежные организации тоже будут подключены к этой системе. Наша цель — ноль бумаг. Сегодня часть функционала уже внедряется, сейчас мы его тестируем и дорабатываем.
Задача — создать геоинформационную модель города, начиная с «подземелья» — с коммуникаций, а дальше — все дороги, все деревья, дома и т. д. А следующий этап — создание 3D-модели самого города — с высотами и прочими данными. У нас отпадет необходимость выезжать на место и делать замеры, у нас все это уже будет в цифровом виде.
«Мы создаем базу данных, куда вносятся оцифрованные планшеты, ортофотоплан, разрабатываемый генплан, сопроводительная информация — история каждого объекта»
— Чтобы все оцифровать, огромную предварительную работу надо проделать!
— Очень большую! Еще с советских времен вся информация о городе размещена на 6 тысячах планшетов: теплосети, электрические сети, дороги, рельеф и так далее. Если необходимо внести изменения, то на планшете с бумаги лезвием убирают старую линию и наносят новую, а на обратной стороне пишут сопроводительную информацию. Если требуется внести исправления на одном планшете двум разным организациям, то приходится ждать своей очереди. Все эти 6 тысяч планшетов надо оцифровать, чем мы сегодня и занимаемся. Мы создаем базу данных, куда вносятся оцифрованные планшеты, ортофотоплан, разрабатываемый генплан и в последующем Правила землепользования и застройки, сопроводительная информация — история каждого объекта.
Эту гигантскую работу мы сегодня делаем параллельно с каждодневным рабочим процессом, причем своими силами, поскольку по аутсорсингу не получится, во всех вопросах надо детально разбираться. Ответственность огромная! Если в базу данных изначально будет занесена недостоверная информация, то в итоге получим множество проблем, например, при строительстве.
— Такая система где-нибудь 100-процентно реализована?
— Наиболее функциональная система существует в Тюмени — у них уже есть цифровая модель, в которой они работают. Нашу модель будут разрабатывать эти же специалисты. Они хорошо разбираются не только в программировании, но и в законодательстве.
— Откуда эти специалисты?
— Они выходцы из Омска, но сегодня работают и в Тюмени, и по всей России.
— А на Западе есть такие модели?
— Есть, например, Париж полностью выполнен в 3D-модели. У каждой модели есть сильные стороны, и мы постарались взять именно их, добавив свои пожелания. Поэтому только техзадание мы писали целый год!
— Что будет сильной стороной казанского проекта?
— То, что она позволит нам работать полностью в виртуальном пространстве, оперативно и без бумаги.
— Во сколько раз сократятся сроки рассмотрения проектов, работая в этой системе?
— Только за счет оптимизации своей работы сроки рассмотрения градостроительного плана земельного участка мы уже сократили в четыре раза. Дальнейшее сокращение сроков — за счет автоматизации и перевода в цифру. Мы проводим опросы, и люди отмечают, что сроки реально сократились, и при этом говорят, что приемлемый срок — две недели, желаемый — неделя. И вот сейчас мы стараемся прийти к приемлемому сроку, а дальше — к желаемому. Если по ГПЗУ мы уже снизили срок с 60 дней до 15, то, например, по адресации вместо 30 дней делаем за 11–12. Но как только введем геоинформационную систему, эту услугу мы планируем предоставлять за 7 дней.
— Не будет ли у ваших сотрудников соблазна отговорки, что по закону-то 30 дней, вот и ждите?
— Как только мы понимаем, что срок можно сократить до определенного времени, мы закрепляем его административным регламентом, чтобы уже нельзя было откатиться назад.
— Как быть людям, у которых нет компьютера или они не умеют им пользоваться?
— В приемной зоне муниципальных учреждений будут стоять компьютеры, рядом всегда будут консультанты. Мы это уже сделали в управлении архитектуры. Но дело даже не в компьютерах. У взрослого поколения психология другая: они приходят, потому что не доверяют компьютерам, они хотят все услышать от живого специалиста, позадавать ему вопросы. В любом случае в управлении архитектуры документы сегодня принимают не два дня в неделю, как раньше, а пять, причем без обеда, и очереди сократились в разы. В первую и четвертую субботу месяца тоже работают.
«Для работы с неплательщиками в республике создана межведомственная комиссия во главе с вице-премьером Шамилем Гафаровым (справа на переднем плане)»
«ЧТОБЫ ОСНОВНУЮ МАССУ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЕ ПОЛУЧАЛО БЕЗ КОНТАКТА С ЛЮДЬМИ»
— А такое направление, которое всегда беспокоит население? ЖКХ? По каким направлениям этой отрасли можно будет решать проблемы, не вставая с дивана?
— В разработке сегодня находится ряд ЖКХ-услуг. Например, по переводу жилого помещения в нежилое, нежилого в жилое. Сегодня жители должны приносить нам решение общего собрания или совета многоквартирного дома. По большому счету, все управляющие компании, ТСЖ и ЖСК должны свои решения размещать в государственной информационной системе (ГИС) «ЖКХ». Если мы добьемся выполнения этой нормы, то населению уже не надо будет приносить эту информацию. И мы эту работу сегодня ведем, налаживаем межведомственное взаимодействие через эту систему.
— Чья это функция — вносить решения в ГИС, ведь у каждой УК масса подрядных организаций?
— Законодательством закреплено, что это функция управляющих компаний. К сожалению, пока не все это делают. Но мы говорим им: «Ребята, вносите информацию добровольно, иначе нам придется воспользоваться предусмотренной законом „плеткой“, а это не очень хорошо».
— А «пряник» для УК какой?
— «Пряник» — это то, что люди не будут ломиться к ним за выпиской их решений. К сожалению, порой какой-то клерк своим невниманием или грубостью сводит на нет всю нашу огромную работу. Вот чтобы этого не было, мы и хотим, чтобы основную массу муниципальных услуг население получало без контакта с людьми. Если вы завели личный кабинет в ЕСИА и через него подали заявку на муниципальную услугу, то вам дальше не надо ни о чем беспокоиться, мы за вас запросим все необходимые справки по межведомственному взаимодействию. Более того, мы, например, заключили соглашение о взаимодействии с ресурсоснабжающими компаниями по подготовке ГПЗУ. Если раньше они нам предоставляли информацию в течение 30 дней, то протоколом соглашения мы определили 7 дней.
— Если ваши сотрудники «собирают» все необходимые справки за население, вам потребуется расширение штата? Работы-то прибавилось…
— Когда человек подает заявление, машина автоматически сама отправляет запросы в различные ведомства. Здесь как раз человеческого фактора нет.
— Люди уже привыкли со своими проблемами обращаться на портал «Открытая Казань». Как будет дальше использоваться этот ресурс?
— Со временем мы все соберем в единую геоинформационную систему. В прошлом году в рамках проектного офиса мы разработали программный продукт «Управление муниципальными услугами» (УМУ), который автоматически собирает запросы и направляет ответы. Когда 12 лет назад ввели электронный документооборот, это была настоящая «бомба», но со временем любой программный продукт устаревает, в него надо вносить изменения. Если потенциал исчерпан, его будут менять, хотя одномоментно радикально изменить его тяжело. В этой системе ходят отсканированные человеком документы, а в УМУ практически все делается автоматически. И УМУ мы тоже интегрируем с геоинформационной системой: вход будет через УМУ, а вся работа — в геоинформационной системе.
— Когда геоинформационная система заработает в полной мере?
— Мы поставили задачу, что 75 процентов заложенного функционала должны заработать к 1 января, а полностью — 1 июня 2020 года. Геоинформационная система — это скелет, на который надо нарастить все имеющиеся системы и данные. С этой целью мы пересмотрим и оцифруем все свои архивы. Кроме того, мы сегодня ведем большую работу со всеми ресурсоснабжающими организациями — с Казэнерго, Сетевой компанией, Таттрансгазом, Водоканалом. Мы оттестировали совместную с ними работу по согласованию инженерных сетей на конкретной территории — Советской площади, и все сработало. Этот опыт распространим на всю территорию города и со смежниками будем общаться только в цифровом виде. Все смежники только за, они и между собой смогут общаться через нашу систему. А пока для согласования действий во время проведения работ им приходится звонить или писать письма друг другу.
— Сколько стоит создание геоинформационной системы?
— Разработка стоит 46 миллионов рублей.
— Казань свои средства изыскала на это, или помощь была оказана со стороны республики?
— Эта работа делается только за счет средств города.
«Среди новых точек роста — зона улицы Портовой, где у нас сейчас находится речной порт, освобождающиеся промплощадки, например в районе улицы Аделя Кутуя, в Кировском районе»
ИЗ 157 МЛРД РУБЛЕЙ СОБРАННЫХ НАЛОГОВ В КАЗАНИ ОСТАЕТСЯ 12,7 МИЛЛИАРДА
— Какой сейчас бюджет у Казани?
— В прошлом году наш бюджет был 27 миллиардов рублей, в том числе межбюджетные трансферы на переданные полномочия по образованию. И плюс еще более 10 миллиардов по различным республиканским программам.
— Республиканский бюджет помогает муниципалитетам, например, выделяет на ремонт дорог?
— Вышестоящие бюджеты всегда помогают нижестоящим — априори так выстроено. Федеральный бюджет помогает региональным, региональный — муниципальным. С территории Казани в прошлом году было собрано налогов в объеме 157 миллиардов рублей, а в бюджете города осталось 12,7 миллиарда. В российский бюджет направлено 63,6 миллиарда, остальное — в республиканский. К сожалению, есть муниципалитеты, которые не генерируют доходы, достаточные для покрытия всех расходов, но там живут наши граждане, поэтому доходы надо перераспределять. Нам грех жаловаться: из республики ежегодно более 10 миллиардов рублей вкладываются на территории Казани — на капитальный ремонт дорог, дворов, парков, социальных объектов.
— Наш читатель спрашивает: «Многие муниципалитеты жалуются на впервые за многие годы сформированный дефицитный бюджет. Как обстоят дела у Казани?»
— Для понимания: все бюджеты принимаются или профицитными, или сбалансированными. Сбалансированный — это когда расходы и доходы одинакового уровня. Скрытый дефицит — это другой вопрос… И в Казани каждый год принимается сбалансированный бюджет, и в течение года мы еще получаем дополнительные доходы за счет налоговых и неналоговых поступлений, они идут на расходы, которые мы не смогли включить при формировании бюджета. Неналоговые — это арендные платежи за муниципальную землю и имущество, продажа земли и имущества, доходы от размещения наружной рекламы и т. д.
— Раньше основной доход шел от налоговых отчислений промышленных предприятий. А сегодня как? (Корольков А.)
— Основным доходным источником бюджета города Казани, как и прежде, является НДФЛ, на долю которого приходится 34 процента. Платежи крупных промышленных предприятий в сумме налога составляют 19 процентов.
«Для того, чтобы оптимизировать процесс присвоения дому адреса и сократить количество заполняемых листов до двух, нам пришлось обратиться в адрес министра финансов РФ Антона Силуанова»
«ЭКОНОМИКА КАЗАНИ ХОРОШО ДИВЕРСИФИЦИРОВАНА, ПОЭТОМУ ДАЖЕ СИЛЬНЫЕ ШОКИ НЕ БЬЮТ ТАК ЖЕСТКО»
— Какую долю в доход Казани приносит малый бизнес, какая динамика за последние пять лет? Пройдешь по улицам и видишь, что предприятия МСБ (магазинчики, кафешки и др.) закрываются. Это уже в глаза бросается! (Маршида)
— Конечно, что-то открывается, что-то закрывается, но в целом малый бизнес у нас на подъеме, мы это видим по платежам! Если на 1 сентября 2018 года было зарегистрировано 73 тысячи субъектов, которые платили налоги как МСБ, то на сегодняшний день — 79 тысяч. За год количество плательщиков выросла на 6 тысяч. Доля платежей субъектов МСБ в налогах, поступающих в бюджет города, составляет 37,6 процента, это около 4,8 миллиарда рублей. А что касается закрытия магазинов и кафе, то бизнес — живой организм. Многие работают годами, а кто-то открывается и закрывается. Может быть, была выбрана неправильная бизнес-модель.
— Кто генерирует наибольшие налоги в бюджет Казани?
— По-прежнему значительный вклад в доходную часть города вносят крупные промышленные предприятия: ПАО «Казаньоргсинтез», ПАО «Казанский вертолетный завод», КАЗ имени Горбунова — филиал ПАО «Туполев», АО «КМПО» и др.
— А банковский сектор?
— Банковский сектор в этом плане немного сдал позиции, потому что сильно зарегулирован Центробанком. Доля платежей банковского сектора в доходной части бюджета города незначительна.
— А злостные неплательщики налогов есть?
— Конечно, есть. Для работы с неплательщиками в республике создана межведомственная комиссия во главе с вице-премьером Шамилем Хамитовичем Гафаровым. В Казани функционируют комиссии в исполкоме и в районных администрациях.
— Наверное, люди не от хорошей жизни не платят налоги, кризис сказывается?
— Разные ситуации есть. Есть случаи, когда у человека есть машина за 10 миллионов рублей, а он транспортный налог не платит.
— Но таких вы, наверное, на комиссию не вызываете?
— Вызываем! Каждому направляем уведомление, и в итоге некоторые из них налог заплатили. Речь идет не только о сборе денег в бюджет, но и о неотвратимости уплаты налогов. Человек не должен думать, что налоги не заплатил и ему это с рук сошло. Да, у предприятий бывает сложная экономическая ситуация, и мы с ними работаем индивидуально.
«Недавно в Горкинско-Ометьевском лесу прошел фестиваль самозанятых, где более 170 самозанятых представили свою продукцию и креативные проекты»
— Какая по году складывается недоимка?
— На сегодня 2,5 миллиарда рублей. Периодически, с наступлением сроков уплаты того или иного налога, недоимка растет, но мы отрабатываем с неплательщиками, и она снижается.
— Эксперты уже в этом году ожидают рецессию в российской экономике. Наверное, это скажется и на экономике РТ, Казани. Как вы готовитесь к такому развитию событий? Какие проекты могут остаться без финансирования? (Эльвира Хабриевна)
— Российская экономика периодически сталкивается с какими-то шоками… Экономика Татарстана и Казани хорошо диверсифицирована, благодаря чему даже сильные шоки не бьют так жестко, как во многих городах и регионах. Мы принимаем сбалансированный бюджет, каждый раз при его формировании следуя осторожному сценарию. Кстати, сейчас идет работа над бюджетом 2020 года. Наша задача — гарантировать обеспечение доходами все предусмотренные в бюджете расходы.
— Какой тренд у экономики Казани?
— На протяжении нескольких лет мы наблюдаем стабильную социально-экономическую ситуацию. Растут объемы производства и жилищного строительства. Мероприятия международного масштаба стимулируют розничную торговлю.
— А промпредприятия?
— Сегодня есть большой заказ у Казанского авиационного завода, в январе прошлого года в присутствии президента России Владимира Путина был подписан контракт на поставку новых машин Ту-160 и глубокую модернизацию машин Ту-160М2.
— Как вы чувствуете по НДФЛ, доходы населения упали?
— НДФЛ в целом растет, но у Казани темп роста чуть упал по сравнению с прошлым годом. Вы знаете, что за 7 месяцев средняя зарплата работников крупных и средних предприятий выросла до 45,4 тысячи рублей. При это численность занятых на предприятиях тоже показывает рост. Судя по тому, какими темпами открываются новые рестораны, можно сказать, что доходы населения не упали. Если у человека доход упадет, он первым делом откажется от похода в увеселительные заведения.
— Как самозанятые заявили о себе в Казани?
— На конец августа у нас были зарегистрированы более 8 тысяч самозанятых. Недавно в Горкинско-Ометьевском лесу прошел фестиваль самозанятых, где более 170 самозанятых представили свою продукцию и креативные проекты. В целом с ними ведется большая работа.
— Как в Казани будет финансироваться реализация республиканской программы «Наш двор»? Какой объем финансирования и на какой срок? Как попасть в эту программу? (Лидия Николаевна)
— Программа только еще формируется, поэтому трудно говорить о точных ее параметрах. Но в последние годы ежегодно на капитальный ремонт дворовых территорий Казани из республиканского бюджета выделяется 1 миллиард рублей. Вопросами распределения средств по этой программе занимается комитет ЖКХ, но я могу назвать приоритеты: большие дворы, износ инфраструктуры, максимальный охват населения и активность самих жителей.
«Из республики ежегодно более 10 миллиардов рублей вкладываются на территории Казани — на капитальный ремонт дорог, дворов, парков, социальных объектов»
НОВЫЙ ГЕНПЛАН КАЗАНИ ПЛАНИРУЕТСЯ ПРИНЯТЬ 25 ДЕКАБРЯ
— Когда примут генплан Казани? Станет ли он «окончательным и бесповоротным» или экономическая ситуация сможет внести в него коррективы по ходу реализации? (Даниил)
— Генплан планируется принять на сессии Казгордумы 25 декабря текущего года. Но генплан — живой организм, технически в него можно вносить изменения. Сейчас мы стараемся посмотреть вперед и сформировать такой Генплан, чтобы потребность в изменениях возникла как можно позже и в минимальных объемах. Да, генплан может меняться, но мы должны предусмотреть максимально все параметры, чтобы город мог комплексно развиваться.
— А как вы смотрите вперед? Какие проводите расчеты?
— Простой пример. Приняв в 2007 году действующий генплан, уже через 7 лет, хотя он был рассчитан до 2020 года, мы достигли параметров по населению, которые были там заложены. На сегодня количество населения в Казани с каждым днем прибавляется. Слава богу, наш город с большим плюсом идет по естественному приросту. Если говорить про количество детей, то число школьников, которые в этом году пошли учиться, уже почти на 9 тысяч больше, чем в прошлом году. В течение ближайших четырех лет — а это будет уже три года действия нашего генплана — количество детей в школах увеличится еще более чем на 40 тысяч. Это точные цифры, потому что эти дети уже ходят в садики. Мы это знаем. Значит, мы должны заложить цифры, которые позволят нам на расчетный период обеспечивать детей дошкольными учреждениями. Это также какие-то досуговые центры, где дети будут заниматься. Отсюда вытекают и остальные расчеты: по дорогам, по другим соцобъектам.
— Почему не принимается во внимание, что дорога жителям Дербышек не нужна? Ни вдоль улицы Липатова, ни поперек проспекта Мира. (Неисполком)
— Город — это единый большой организм. Кому-то кажется, что дорога не нужна. Ну постоял немного в пробках в сторону Компрессорного завода и обратно, но до дома же доехал. Видимо, этот фактор играет роль. А что будет дальше, он не думает, и, в принципе, наверное, не должен. Это задача экспертов, которые просчитывают потенциальную нагрузку на дорожную сеть, смотрят, какой ситуация будет через 5-10-15-20 лет.
А их прогноз простой. Они посчитали — улица Мира работает на пределе пропускной способности. Вы это сами можете увидеть в часы пик, в воскресенье вечером, в понедельник утром. Проезжает в одну сторону по двум полосам тысяча-полторы машин в час, а максимально она может «пропустить» 1,7 тысячи машин. Учитывая, какими темпами у нас росла автомобилизация все последние годы, насколько увеличилось население, даже намерения застройщиков или частных владельцев, которые активно застраивают свой участки ИЖС, просчитывается прогноз — загрузка трассы вырастет в 2,5 раза. Это до 2,8–3,5 тысячи машин в час в одну сторону. Конечно, при таких показателях улица Мира просто «встанет» в одной большой пробке. Более того, заторы начнутся на разъезде у Компрессорного завода, а далее — на проспекте Победы с одной стороны и улицы Ямашева с другой.
Наверное, сегодня дорога не так остро нужна, но она и не будет сегодня построена. А вот завтра… Вряд ли наши дети обрадуются, когда узнают, что мы не смогли предвидеть такую простую в градостроительном плане угрозу — загрузку улицы Мира — и не предложили решения. Решение простое — необходимо заложить коридоры для будущих дорог, которые бы в последующем не заняли под постройку домов. Кстати, Большое казанское кольцо было заложено генпланом еще 60-х годов, а мы его реализуем только сейчас, спустя полвека. Но благодаря тому, что коридор был оставлен нашими предшественниками и не был застроен, строительство Большого казанского кольца сегодня вообще возможно и обходится бюджету города дешевле.
К работе по новому генплану привлекались и экспертное сообщество, и различные общественные организации. О генплане говорилось с разных трибун, на разных площадках, дважды проводили общественные слушания, хотя закон нас к этому не обязывал. Но мэр всегда дает нам такую установку — обязательно проработать все спорные вопросы с людьми в диалоге. Однако если человек не захочет услышать, он не услышит, к сожалению…
— А вы их слышите?
— Именно потому что мы их слышим, мы разработали три варианта прохождения дороги. Не понравился первый — есть второй, вот третий. Мы снизили класс дорог, то есть было четыре полосы, оставляем две. Более того, разработчики, наши коллеги, встречались с инициативной группой жителей и обсуждали предложенный ими проект. Но мы смотрим в глобальном городском масштабе: чтобы не только жители Дербышек, а все горожане могли быстро из одной точки в другую добираться, необходимо будет строительство определенных дорог. Эти дороги в нашем генплане мы и закладываем.
«Мы, действительно, резервируем места под более чем 25 станций метро. Но это настолько дорогостоящий проект, что мы каждый раз задаемся вопросом — лучше построить несколько развязок или одну станцию?»
«У ГОРОДА ДОЛЖНО БЫТЬ НЕСКОЛЬКО ЦЕНТРОВ»
— Какие в генплане заложены точки роста? Каким территориям вы планируете дать новую жизнь?
— Мы вообще о полицентричности говорим. У города должно быть несколько центров, в которых люди могли бы и жить, и работать, и получать все необходимое, например, дети должны быть обеспечены внешкольными занятиями. При этом мы решаем несколько важнейших задач: если вы живете недалеко от работы, вам не нужен автомобиль. В результате — меньше транспортная нагрузка, меньше выбросов, лучше экология.
Среди новых точек роста — зона улицы Портовой, где у нас сейчас находится речной порт, освобождающиеся промплощадки, например, в районе улицы Аделя Кутуя, в Кировском районе. Но сдерживающим фактором развития Кировского района является перегруженность насосной канализационной станции, которая обслуживает все Заречье. Из-за этого новое строительство на той территории просто невозможно. На станции в часы пик уже затапливает технические помещения. Как только строительство станции завершится, эта часть станет одной из точек роста. И, например, в районе так называемой Грязнушки люди реально ждут, когда придет инвестор и выкупит их дома, чтобы они могли улучшить свои жилищные условия. Думаю, что это все-таки уже скоро.
— Ходят слухи, будто в городе решили убрать действующие СНТ (садоводческие некоммерческие товарищества) из границ города, а на их месте хотят возвести многоэтажки. Это так? Почему при разработке проекта планировки 33-го военного городка не учитывается мнение садоводов СНТ «Спартак»? (Рамиль)
— Ликвидировать все СНТ в черте города — такого решения нет. Что касается 33-го городка, то там строят жилье для обманутых дольщиков, и просто не хватает площадей для строительства детского сада. В соответствии с проектом нового генерального плана Казани территория 33-го военного городка расположена в зоне перспективного формирования жилых районов. Проект планировки предусматривает многоэтажную жилую застройку и, учитывая требования к доступности социальных объектов, существующую градостроительную ситуацию, размещение общеобразовательного учреждения и поликлиник в ином месте, кроме как на части территории СНТ «Спартак», к сожалению, не представляется возможным.
— Читатель спрашивает: «Вы заявили, что в Казани будет построено 25 станций метро, это предусмотрено генпланом. А какие еще проекты планируется генпланом? В частности, интересует строительство дорожной развязки у бывшего „Акчарлака“. Там каждый день пробки!»
— Мы, действительно, резервируем места под более чем 25 станций метро. Но это настолько дорогостоящий проект, что мы каждый раз задаемся вопросом — лучше построить несколько развязок или одну станцию? Многие эксперты считают, что сегодня экономически целесообразнее развивать иные виды транспорта, которые при меньших вложениях дали бы сопоставимый эффект, например метробус. По поводу развязки у бывшего ресторана «Акчарлак»: развязка заложена в проекте нового генплана на первую очередь реализации до 2025 года.
— Где в Казани осталась земля под жилищное строительство? (Жуков А.)
— Чистой земли все меньше и меньше, но пока еще есть, например, в жилых массивах индивидуального строительства. Что касается многоэтажных домов, то мы сторонники комплексной застройки, чтобы не только жилье строили, но и места приложения труда, социальную инфраструктуру. Эту практику мы закрепляем новым генпланом.
— Еще есть микрорайоны двух-трехэтажных домов. Площадь большую занимают, а людей там мало проживает. Какая у них перспектива?
— Это вопрос привлекательности территории для инвесторов. Если он выстроит бизнес-модель, то вопрос решается с владельцами этих домов.
«Есть парковки очень загруженные, и мы там цену повышаем, а где-то такой загрузки нет, и мы там цену снижаем до 30 рублей»
— Почему обанкротили институт «Казгражданпроект», кому это было выгодно? Что сегодня с ним, чем занимается? Остались ли там профессионалы или все разбежались? Какие заказы город дает институту? (Марсель)
— Треть сотрудников ОАО «Казгражданпроект» осталась работать. Что касается банкротства, то, считаю, речь не о выгоде, просто вышел спор между институтом и заказчиком, который решался в судебном порядке. В результате, акционерное общество перестало существовать. Сегодня институт имеет статус бюджетного муниципального учреждения, что дает ему возможность работать по муниципальным заданиям, вне конкурса.
— Наш читатель Валеев Шамиль Габдулшатович спрашивает: «Предлагаем в конце моста „Миллениум“, через некоторое расстояние, сделать тамбур и организовать спуск вниз на набережную в виде лестницы. Думаю, что не такая уж большая сумма для этого требуется! Вы что думаете по этому вопросу?». Казалось бы, мелкий вопрос, но от его решения зависит комфортность проживания этих людей в Казани. На такие непредвиденные расходы «заначка» в бюджете города есть?
— Для непредвиденных расходов (пожары, наводнения и т. д.) в любом бюджете есть резервный фонд, в Казани он составляет 112,5 миллиона рублей. У нас также есть дополнительные доходы, есть остатки на начало года, и мы эти средства направляем на подобные цели. Я эту проблему знаю, потому что катаюсь по «Миллениуму» на велосипеде. Дело в том, что мост — стратегический объект, и вносить изменения в его конструктив мы не можем. Но мост выходит на парк имени Горького, и сегодня мы рассматриваем проект, которым свяжем парк с набережной Казанки пешеходной дорожкой, вот тогда можно будет безопасно спускаться.
— Инертные грузы перевозят с речпорта по стройкам. На федеральных и региональных трассах давно стоят посты весового контроля. До каких пор застройщики будут безнаказанно портить муниципальные дороги? Вам должно быть прекрасно известно, во сколько обходится ремонт дорог. (Рамиль)
— У муниципалитета нет функции весового контроля, этим занимается ГИБДД. Но у нас есть ограничение движения грузовиков по городу днем, только по ночам они могут работать.
— Когда уже будут эвакуировать автомобили без номеров на платных паркингах? Разгрузите парковки с центра! Зачем повышать до 70 рублей в час, если все места заняты авто без номеров? (Наиль)
— На сегодня актуальна проблема оставления на улично-дорожной сети автомобилей со снятыми госномерами под запрещающими дорожными знаками и на муниципальных парковках. Федеральным законодательством не предусмотрен запрет такой стоянки и, соответственно, его административное наказание.
Что касается повышения цен, то это делается для того, чтобы отрегулировать заполняемость. Есть парковки очень загруженные, и мы там цену повышаем, а где-то такой загрузки нет, и мы там цену снижаем до 30 рублей. Главная задача муниципальных парковок — с одной стороны, очистить дороги от хаотично брошенных машин, с другой — предоставить человеку возможность оставить свою машину, если он приехал в какое-то учреждение, магазин в центре города.
«Я честно ходил на занятия — процентов на 85. Я же не для корочек учусь, а для себя»
«НЕ БЫЛО ПРАКТИЧЕСКИ НИ ОДНОГО ГОДА, КОГДА БЫ Я НЕ УЧИЛСЯ»
— У вас нет диплома РФ (СССР) о высшем образовании. Ваш диплом Босфорского университета по экономической и административной практике не тот диплом, который дал бы вам право работать в финансовой сфере. Видимо, есть поддержка и блат? (Рустем)
— Во-первых, мой диплом прошел нострификацию в Рособрнадзоре РФ, то есть его признали в России. Такую процедуру проходят все, кто получил высшее образование за границей. Во-вторых, все документы проходили проверку в прокуратуре. В-третьих, я с красным дипломом окончил магистратуру в Высшей школе бизнеса Казанского федерального университета. В-четвертых, не было практически ни одного года, когда бы я не учился. Я окончил два МВА в ВШЭ, плюс к этому — курсы повышения квалификации, в том числе программу обучения кадрового резерва президента РТ буквально в начале этого года.
— Как вы успеваете работать и постоянно учиться?
— Учусь я в выходные. Причем я честно ходил на занятия — процентов на 85. Я же не для корочек учусь, а для себя.
— Чем занимаетесь в свободное от работы и учебы время?
— Я семейный человек, у меня четверо детей, стараюсь больше времени посвящать им. Еще я люблю спорт, играю в хоккей.
— Как часто удается читать «БИЗНЕС Online»?
— У меня есть мобильное приложение, поэтому каждый день.
— Радик Равилович, спасибо за обстоятельный разговор. Успехов вам!
Шафигуллин Радик Равилович родился 12 июля 1977 года в деревне Азимово Апастовского района ТАССР. Окончил Босфорский университет (Стамбул), факультет экономических и административных наук (2000).
2001 — коммерческий директор ООО «Сандугач», Казань.
2001–2005 — специалист 2-й категории – референт управляющего делами, секретариата, главный специалист — референт главы администрации Казани.
2006–2009 — руководитель секретариата — начальник отдела обеспечения деятельности руководителя исполнительного комитета Казани.
2009–2014 — руководитель аппарата администрации Кировского и Московского районов исполнительного комитета Казани.
2014–2017 — начальник финансового управления исполнительного комитета Казани.
С 2017 года — заместитель руководителя исполнительного комитета Казани по финансово-имущественным вопросам.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 64
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.