В августе «Ак Барс» представил новую маркетинговую концепцию, основанную на телефонном коде Казани — «843». Дмитрий Квартальнов и ведущие игроки презентовали коллекцию одежды с этими цифрами В августе «Ак Барс» представил новую маркетинговую концепцию, основанную на телефонном коде Казани — «843». Дмитрий Квартальнов и ведущие игроки презентовали коллекцию одежды с этими цифрами Фото: ak-bars.ru

ЦИФРЫ ЛЕГКО ПЕРЕНЕСТИ НА КЛУБНУЮ АТРИБУТИКУ

Когда «Ак Барс» разрабатывал новую концепцию, то хотел сделать так, чтобы ее легко можно было использовать на фанатской атрибутике. Как рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель центра реализации маркетинговых проектов «Ак Барса» Станислав Прудников, «843» отвечает этому критерию.

Для промо с главным тренером Дмитрием Квартальновым и игроками сотрудники «Ак Барса» заказали единичные комплекты одежды. Это пилотные версии. Всего же будет несколько линеек продукции:

● 843 Fan — классическая яркая атрибутика для традиционного болельщика: кепки, свитера, футболки, шарфы и прочая повседневная одежда.

● 843 Premium — качественные кожаные изделия, папки, барсетки с соответствующей подобным продуктам ценой.

● 843 Casual — повседневная коллекция без кричащей клубной символики, с аккуратной инсталляцией клубного логотипа или цифр 843.

Для «Ак Барса» такое разнообразие атрибутики — большой прорыв, ведь ранее клуб не разрабатывал так много одежды. В клубном магазине на «Татнефть Арене» можно купить несколько разных толстовок, но они отличаются друг от друга дизайном, а не качеством пошива. Пока в КХЛ разделение атрибутики на обычную и премиум есть только у СКА.

«Ак Барс» хочет продавать не банальные футболки и толстовки с принтами, а качественную одежду, выполненную вышивкой, которая будет стоит своих денег» «Ак Барс» хочет продавать не банальные футболки и толстовки с принтами, а качественную одежду, выполненную вышивкой, которая будет стоит своих денег» Фото: ak-bars.ru

НОВУЮ КЛУБНУЮ АТРИБУТИКУ ДЕЛАЮТ В ТАТАРСТАНЕ

Поскольку клуб доработал концепцию всего за месяц до старта чемпионата, неудивительно, что коллекцию еще не успели подготовить. «Из-за слишком большого объема производства, а также из-за того, что мы очень трепетно отнеслись к новой атрибутике и не хотим расстраивать наших болельщиков, клуб начнет продажи осенью», — сказал Прудников. Когда именно «осенью», он не уточнил — в клубе не хотят обманывать зрителей с датой начала продаж. Продавцы на «Татнефть Арене» говорят, что новая коллекция должна появиться в продаже в конце сентября – начале октября. По нашей информации, клуб представит всю атрибутику не в магазине на арене, а в одном из торговых центров Казани. Продавать ее будут не только в «Татнефть Арене», но и в крупных магазинах города.

«„Ак Барс“ хочет продавать не банальные футболки и толстовки с принтами, а качественную одежду с вышивкой, которая будет стоить своих денег. Поэтому мы очень ответственно отнеслись к выбору производителя и поставщика», — отметил Прудников. Клуб заказал очень много товаров, чтобы их хватило на всех желающих. Прудников отмечает, что невозможно изготовить такое количество футболок, свитеров, кепок и сумок за два месяца.

Можно было сэкономить время и заказать все оптом в Китае — это существенно сократило бы время производства. Но, как утверждает Прудников, «Ак Барс» выбрал другой вариант — почти все товары будут произведены в России и большая часть — в Татарстане. Какие фабрики делают новую атрибутику клуба, Прудников не сообщил.

По информации «БИЗНЕС Online», новый символ клуба появится на альтернативной черной форме команды, в которой казанцы, вероятно, проведут один из ближайших домашних матчей.

Сроки производства зависят от сложности дизайна одежды, количества графических элементов, и наличия необходимого материала Сроки производства зависят от сложности дизайна одежды, количества графических элементов и наличия необходимого материала Фото: ak-bars.ru

НЕКОТОРЫЕ НАЧИНАЮТ ГОТОВИТЬ НОВУЮ АТРИБУТИКУ ЗА ПОЛГОДА ДО СТАРТА СЕЗОНА

Ситуацию с мерчем  «Ак Барса» прокомментировал Константин Мазуркевич — основатель и учредитель компании Steel Axes, которая занимается производством хоккейной формы и клубной атрибутики. Среди ее клиентов — магнитогорский «Металлург». Он сказал, что сложно за один-два месяца изготовить много качественной повседневной одежды. Некоторые клубы не просто так начинают готовить коллекцию одежды за полгода до ее релиза. Сроки производства зависят от сложности дизайна одежды, количества графических элементов и наличия необходимого материала.

И как раз поиск, доставка и согласование материала для одежды — одна из главных причин задержки производства. Экипировщики не делают сами ткань, из которой шьют толстовку или футболку. Ее, а также дополнительные элементы оформления одежды, заказывают у поставщиков. Например, жаккардовые бирки в России делает только один завод. Когда ткань есть в наличии у производителя, большие объемы атрибутики можно сделать и за полтора месяца.

«Пошить свитер можно и за один день, а если вместо вышивки дополнительных элементов использовать простые принты, то одежду можно изготовить за один час», — сказал Мазуркевич. Однако качество такой одежды будет существенно ниже, чем у сшитого аналога, так как все элементы дизайна покрашены или нанесены термически. И при плохой покраске рисунок сотрется очень быстро. Дополнительные проблемы может создать цвет одежды. Производители заказывают материал, а уже потом, после консультации с клубами, раскрашивают его в нужный цвет. И, естественно, бывает так, что полностью прокрашенную ткань необходимого цвета вообще не делают в России. «Для производства одежды нам иногда приходится заказывать ткань в Польше или Турции, — сказал Мазуркевич. — В Китае, где также можно оптом заказать много товаров, такой проблемы нет — производство там налажено до автоматизма».

СОГЛАСОВАНИЕ ОДЕЖДЫ С ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ МОЖЕТ ЗАНЯТЬ НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ

Если клуб хочет качественную атрибутику, нужен постоянный контакт с производителем. «Согласование с руководством команды может занять несколько недель. Например, в один клуб мы 8 раз отправляли образцы будущей одежды. И только на девятый раз их одобрили. И разработка каждого образца занимает много времени и сил», — сказал Мазуркевич. И это все касается не только свитеров, но и всей остальной атрибутики, а также клубных джерси. За одной маленькой кепкой стоят недели разработки дизайна, согласований с руководством, обсуждений с производителями, поиск нужных тканей, пошив и доставка до места продажи. 

С одной стороны, «Ак Барс» можно похвалить за серьезный подход. Клуб мог бы сэкономить время и просто заказать обычную сублимационную атрибутику. Но тогда претензий к качеству продукции было бы очень много. Это не сравнить с футболками «Рубина» с изображением Романа Шаронова. Напомним, что футбольный клуб на старте сезона обыграл фирменный жест тренера — «козу» — и выпустил футболки с соответствующим принтом. Это ситуативный маркетинг, а не сезонная концепция, как у «Ак Барса». Поэтому качество одежды у хоккеистов должно быть намного выше, чем у «Рубина». 

С другой стороны, если бы «Ак Барс» заранее продумал все детали производства атрибутики, то, скорее всего, стал бы продавать ее уже на старте сезона. А не спустя месяц или даже два после первого матча. Главное, чтобы итоговая коллекция оправдала ожидания.