«Было бы обязанностью, я бы такого не делал, а это хобби и выполняется в удовольствие», — признавался вчера журналистам Валерий Сорокин. Вместе с духовным и культурным бомондом республики он открыл музей, посвященный истории казанской иконописной мастерской. О том, во сколько обошлось любимое занятие директору СИНХа, чего от него ждать дальше и будет ли жить начатое дело, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В отстроенном и отреставрированном купеческом доме на Большой Красной Валерий Сорокин открыл музей казанской иконы, где представлены экспонаты из его частной коллекции
«РЕШИЛ, ЧТО ПЛАТУ С ВАС БРАТЬ НЕ БУДУ…»
«Хотелось бы, чтобы открытие имело какой-то символический смысл», — встречал накануне в стенах своего нового детища почетных гостей председатель совета директоров Ак Барс Банка и гендиректор «Связьинвестнефтехима» (СИНХ) Валерий Сорокин. Накануне он в заново отстроенном и отреставрированном купеческом доме на Большой Красной, 10 открыл музей казанской иконы, где вновь поделился с миром новой порцией своей тайной коллекции православных образов.
По словам Валерия Юрьевича, день открытия нового музея выбрали неслучайно — как раз вчера отмечалось Воздвижение Креста Господня. С одной стороны, ровно в 100 м от музея расположилась Крестовоздвиженская церковь Казанского Богородицкого монастыря, где более 100 лет назад (в нынешней трапезной храма) работала известная на всю страну иконописная мастерская. Музей казанской иконы по своему содержанию посвятили именно этой иконописной школе, а не самой Казанской иконе Божией Матери. С другой стороны, в ноябре стартует IV форум православной общественности Татарстана, к которому Сорокин решил подготовить новый подарок. Три года назад он впервые выставил на всеобщее обозрение часть своей коллекции на выставке «Чудотворный Казанской образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь». Тогда эту экспозицию, наделавшую много шума в профессиональных кругах, приурочили как раз к форуму православной общественности и закладке первого камня в основание воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери.
«Надо сказать, что сегодня еще и Международный день туризма. И в этой связи частные казанские музеи решили не брать плату с посетителей. Я тоже решил, что с вас не возьму», — шутил Сорокин, встречая видных гостей, коих оказалось немало. Самыми почетными были сопредседатели оргкомитета форума православной общественности РТ — митрополит Казанский и Татарстанский Феофан и вице-спикер Госсовета РТ Юрий Камалтынов. Компанию им составил цвет культурной, духовной и научной части общества города. Следом за главой Татарстанской митрополии шагал замруководителя аппарата президента РТ по внутренней политике Александр Терентьев, рядом министр культуры РТ Ирада Аюпова, а также искусствоведы, историки, чиновники и святые отцы. «Балтусовой не будет, она в командировке, — перешептывались между собой организаторы. — Зато Гущин вроде отказался от поездки и придет…» И в дверях действительно появился председатель комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин.
Митрополиту Феофану и вице-спикеру Госсовета РТ Юрию Камалтынову досталась почетная обязанность перерезать ленточку, символизируя открытие музея
Знакомство с музеем казанской иконы Валерий Юрьевич предложил начать с небольшого видеоматериала — для его просмотра на первом этаже даже организовали специальный мини-кинозал. В 7-минутном ролике рассказывалась краткая история обретения Казанской иконы Божией Матери, строительства Казанского Богородицкого монастыря, становления его иконописной мастерской и т. д. Конечно, отдельно отметили судьбоносный указ президента РТ Рустама Минниханова о строительстве Болгарской исламской академии и воссоздании православного собора, а также неоценимый вклад первого президента РТ Минтимера Шаймиева и его фонда «Возрождение». Но самое главное в видеопрезентации рассказывалось о том, что ждет всех посетителей впереди, — это трехчасовая экскурсия по стендам с современным аудиогидом на английском и русском, красочными презентациями, интерактивными планшетами, перископами дополненной реальности…
Феофан и Камалтынов разрезали красную ленточку, что символизировало открытие музея. Но, не пробыв в этом музее казанской иконы и 10 минут, глава Татарстанской митрополии вдруг решил удалиться. «Как всегда, Валерий Юрьевич если что-то делает, то не просто сознательно, а глубоко и просвещенным методом. Мы посмотрели только ролик, внешне соприкоснулись, но сразу видно, что за этим стоит большая работа, глубокие познания и любовь к казанской земле, Богородицкому монастырю и Казанской иконе Божией Матери, — напутствовал владыка Сорокина. — Вы продолжайте, а я пойду к китайцам (к слову, вчера в городе гостила делегация из КНР — прим. ред.)».
На экскурсии, которую проводил лично Сорокин, все присутствующие сразу поняли, что имеют дело со знатоком
«КОГДА ПРОСЯТ ПРОВЕСТИ ЭКСКУРСИЮ, ТО ВСЕГДА ВХОДЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК МЕНЯ ОСТОРОЖНО ВОСПРИНИМАЕТ…»
Покончив с формальностями и красными ленточками, все гости, ведомые главой СИНХа, поднялись на второй этаж и прошли в первый зал. Внезапно большой знаток исторических ценностей Терентьев, как только увидел многочисленные стенды с православными образами, поинтересовался у Сорокина, все ли экспонаты пришлось отреставрировать, и получил ответ, что не все, многие дошли до его коллекции почти в первозданном виде.
— А собственность чья? — незадачливо спросил Терентьев.
— Моя, — слегка опешив, отвечал Сорокин.
— Все? То есть это не собрано по [нескольким] коллекциям?
— Нет. Коллекция моя, — напомнил глава СИНХа
Экскурсию Валерий Юрьевич вел лично. Он начал с витрины, где расположилась Казанская икона Божией Матери со святителями и чудотворцами Гурием, Германом и Варсонофием, святым Иоанном и 12 клеймами повести митрополита Казанского Гермогена «О явлении и чудесах»… В общем, работа совсем не из местной иконописной мастерской — решили начать издалека, напоминая саму историю казанского образа. «Когда просят провести экскурсию, то всегда входящий человек меня осторожно воспринимает — непонятно, что я за тип, да еще и значок смущает, — все пытался шутить Сорокин. — Но когда я дохожу до этого клейма… Что такое икона житейная? Для неграмотного человека это комиксы. Он не умеет читать, и вот ему в картинках рассказывают все, как было. Данное клеймо я называю „Иван Грозный открывает федеральную целевую программу „Строительство монастыря“. После этого сразу все понимают, что я свой. И дальше идет легче».
Глава СИНХа увлеченно рассказывал гостям про судьбу каждой иконы на стендах
Впрочем, разбавлять атмосферу шутками вовсе не требовалось. Все присутствующие сразу поняли, что имеют дело со знатоком. С каким восторгом в глазах Сорокин рассказывал о разных стилях иконописи (Василия Пешеходова, Троице-Сергиевой лавры, Афона, Иерусалима) — просто не передать словами. Как только речь зашла об уникальном казанском стиле иконописи, вобравшем в себя по чуть-чуть всего, но не похожем ни на что другое со своим темным греческим письмом, то все пооткрывали рты. Казанская манера иконописи была такой, что лик почти всегда получался черным. В том числе говорят, что утраченный первоявленный образ Казанской Богоматери был также темным, как список на Арском кладбище в храме Ярославских Чудотворцев. «Отсюда идут дискуссии — эта риза никогда особо публично не снималась, подобное не приветствовалось. Возникает спор: сможем ли мы узнать икону, если она вдруг объявится, или нет? Есть разные мнения: кто-то говорит, что не сможем, кто-то говорит, что получится. Я, естественно, сторонник второй теории. Но пока не попалась, к сожалению», — рассказывал Сорокин.
Перевоплотившийся в экскурсовода глава СИНХа демонстрировал колоссальные знания не только по иконописи, но и по истории других образов и каждого конкретного из экспонатов. Хотя ничего удивительного в подобном нет — все образы далеко не первый день находятся в коллекции Сорокина. Он показывал гостям так называемые заказные иконы, которые писались казанскими монахинями по спецзаказам, и вместе с тем увлеченно рассказывал про судьбу каждой иконы на стендах: эту заказывали для себя российские строители, а вот эту писала начальница мастерской своему племяннику, а по данной работе можно узнать, что в 1912 году был ремонт колокольни монастыря. За каждым образом — своя история, о которой непременно знал владелец выставки. В одном из залов Сорокин почти в мельчайших деталях поведал, как изготавливались дощечки для казанских икон (там тоже полно своих нюансов).
«Здание строил не я. Так получилось, что мой знакомый возводил его под одни цели, а потом нашли с ним определенный консенсус. Мы только чуть-чуть подправили», — рассказывал Сорокин про дом, в котором расположился музей
МУЗЕЙ НА МЕСТЕ КУПЕЧЕСКОГО ДОМА ЗА «НЕЗАПРЕДЕЛЬНЫЕ» ДЕНЬГИ
«А вот Юрий Зимелевич по истории дома», — Сорокин попросил всех перейти в предпоследний зал на втором этаже музея. Там демонстрировался купеческий быт и рассказывалось об истории здания.
Здесь в XVI веке были стрелецкие слободы, чьи деревянные строения периодически сгорали в пожарах. В 1579 году недалеко была обретена Казанская икона Богородицы — и на том месте основали монастырь. Сам город в то время застраивался хаотично. На карте 1730 года на данной территории показано «какое-то строение». В 1774-м при осаде Казани войском Емельяна Пугачева город сгорел, Екатерина II взялась за приведение в порядок всех планов застройки. При ней появились первые улицы. В соответствии с планом конца XVIII века на этом месте был возведен объект казанским купцом Платоном Сухановым, который в 1815–1817 годах был казанским городским головой. Его дом не раз переделывался, свой современный вид здание приобрело только после перестройки 1840 года. После Суханова объект принадлежал его родственникам — казанским купчихам Софье Антоновой и Надежде Соколовой и их наследникам. В конце XIX и начале XX века помещение сдавалось под жилье, в том числе здесь проживали священники Казанского Богородицкого монастыря. После революции дом находился в ведении городских коммунальных органов и также использовался как жилой. К тысячелетию Казани его расселили, он стоял в запустении, постепенно разрушаясь, пока в 2005 году полностью не был утрачен вместе с табличкой «Объект культурного наследия регионального значения. Жилой дом, 1840 года. Охраняется государством».
Через 11 лет, в 2016-м, здание воссоздали реставрационными методами с сохранением архитектурного облика по старым чертежам. И вот с 2019-го в нем теперь расположился сорокинский музей казанской иконы.
«Здание строил не я. Так получилось, что мой знакомый возводил его под одни цели, а потом нашли с ним определенный консенсус. Мы только чуть-чуть подправили: убрали пару перегородочек и напичкали данными макетами и прочим. На самом деле это не запредельные вещи, — пояснил корреспонденту „БИЗНЕС Online“ сам Сорокин, отвечая на вопрос о финансовых вложениях в проект музея. — У меня нет задачи потратить. Обошлось и обошлось. Не дороже денег… Когда-то икона стоила 50 долларов и было мучительно больно отдавать за нее эти деньги…»
«Воссозданный объект культурного наследия. Памятник истории, культуры. Я бы хотел здесь отметить качество проведенной реставрации. Оценка пять с плюсом!» — прокомментировал Гущин. По его словам, сейчас в центре Казани вырисовывается вполне себе логичный туристический маршрут, связанный с историей Казанской иконы Богородицы. Обойдется посещение такого чуда истории казанской иконописи в 250 рублей (по льготе — 150). Режим работы: каждый день с 9:00 до 20:00.
Музей в первую очередь посвящен истории иконописной школы Казани
«ПОПАДАЯ СЮДА, ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК ПЕРЕЖИВАЕТ ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ»
Завершилась экскурсия в отдельном помещении также на втором этаже. Там еще есть специальный балкон с прекрасным видом на Казанский кремль, но в связи с плохой погодой туда никого не пустили. Вместо этого все гости расположились в зале с огромным макетом-реконструкцией территории Казанского Богородицкого монастыря на рубеже XIX–XX веков — подобная имеется в музее городской панорамы. Правда, тут можно было взглянуть на все это через перископ добавленной реальности, которая оживляла все улочки. Присутствующие с каким-то необъяснимым благоговением стали рассматривать макет, вспоминая, видимо, как еще мальчишками бегали по уже давно снесенным баракам.
«Казань и республика приобрели еще одну жемчужину, которой можно гордиться по праву! — решил Камалтынов уже как-то подытожить экскурсию и всю церемонию открытия музея казанской иконы, благодаря за усилия Сорокина. — Собственно его стараниями, трудами, его глубоким духовным отношением к самой Казанской иконе Божией Матери и всему, что связано с ней, с Казанским Богородицким монастырем! Благодаря его такому неравнодушному отношению сегодня мы имеем подобный музей. Мы всегда знали, что Валерий Юрьевич увлекается этой темой. И ранее видели его выставки — та же экспозиция в галерее „Ак Барса“. Но вот сегодняшнее посещение данного уникального музея просто переполняет чувствами. Дай бог вам здоровья на долгие годы!» Вице-спикер Госсовета РТ пожелал, чтобы это был совсем не последнее культурное учреждение главы СИНХа.
Как призналась Аюпова, идея «частного музея» обсуждалась еще с февраля текущего года. Наконец, Сорокин получил «продолжение его мечты», «первый этап комплексного плана». «Для меня иконы — это не просто символы, реликвии, духовные ценности, но еще и потрясающий пласт искусства», — отметила наша собеседница, призывая всех гостей города и казанцев обязательно посетить данный музей, который, как говорится, must visited. «Попадая сюда, любой человек переживает духовное возрождение. По крайней мере, очень сильно влияет на мировоззрение человека все, что мы здесь сегодня увидели. Очень важно, чтобы как можно больше молодых людей посещало этот музей», — согласилась с министром культуры РТ и депутат Госдумы Ольга Павлова.
Пожалуй, на этом официальная часть церемонии открытия закончилась. «Всем спасибо! Дальше кружки по интересам», — шутил Сорокин, предлагая всем пройти уже индивидуальные экскурсии. «Обязательно приду отдельно. Гид хочется потестить», — завистливо подбежал к Валерию Юрьевичу директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин. Видимо, ему очень хотелось бы сравнить мультимедийную составляющую экспозиции Сорокина со своим музеем истории дерева.
«ЭТО НЕ ВСЯ КОЛЛЕКЦИЯ, ЕЩЕ ОСТАЕТСЯ»
После мероприятия корреспондент «БИЗНЕС Online» подошел к Сорокину, тот рассказал, что идея создания музея казанской иконы родилась у него еще год назад, как говорится, «дозрел». Ранее у него постоянно были какие-то сомнения. Вплоть до 2016 года, до выставки в музее ИЗО. «Мир их (иконы — прим. ред.) тогда увидел впервые. После этого прошло три года — потихоньку стало ясно, что получился некий такой канон, его надо канонизировать и что подобное будет правильно», — пояснил он.
По словам Валерия Юрьевича, выставка икон «Повесть и чюдеса явления образа, иже в Казани» в выставочном зале «Ак Барс Галерея» с появлением музея остается открытой. Концепции разные: музей — это про иконописную школу, а выставка — про историю самого Казанского образа Богородицы. «Это не вся коллекция, еще остается», — также отметил глава СИНХа. По сути, он не исключил вероятности того, что из его запасников что-то родится в новый музей. Пока имеющиеся экспонаты, видимо, не собираются в единую концепцию. «Я же в любом случае остаюсь любителем. Это мое хобби, непрофессиональная деятельность. Люди, которые тут будут работать, конечно, профессионалы, а для меня это хобби», — отметил Сорокин. Одна из его уникальных икон XVI века, претендующая на статус первоявленной, сейчас все еще находится на обследовании в Москве. Но скоро, как заверил наш собеседник, он «вытащит и ее на свет Божий», чтобы на форуме в Казани профессиональные искусствоведы еще раз взглянули на находку.
Первые посетители долго высказывали свое восхищение создателю музея
«Я просто восхищена!» — подбежала уже в гардеробе к Сорокину директор музея ИЗО Розалия Нургалеева. Она говорила ему спасибо за вложение сил и денег в сохранение культурного наследия. «Было бы обязанностью, я бы такого не делал, а это хобби и выполняется в удовольствие», — заметил Валерий Юрьевич. Но восхищенная музеем Нургалеева не успокаивалась и все благодарила и благодарила, а напоследок пожелала, чтобы у него обязательно появился последователь в семье, чтобы не получилось так, как с музеем в Москве. Так уж вышло, что 20 августа этого года трагически погиб известный российский меценат Михаил Абрамов — основатель крупнейшего в стране частного музея русской иконы.
«Я как раз страхуюсь от подобных мероприятий. Как правило, детям неинтересна тема коллекционирования. Династии редко бывают. Чаще отец – сын, а дальше уже нет, как и у меня, например. Надо сделать такую систему, которая работала бы без меня», — отметил Сорокин. Напоследок Розалия Миргалимовна еще раз поклонилась ему, а герой вечера скромно добавил: «Перестаньте, иначе сейчас у меня еще крылья вырастут и полечу домой».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.