ПО ОЦЕНКАМ ЭКСПЕРТОВ, ДЕНЬ ПРОСТОЯ ЛАЙНЕРА ОБХОДИТСЯ В $10-40 ТЫС.

Вчера в стамбульском аэропорту им. Ататюрка в Ту-154 авиакомпании «Татарстан» (АКТ) врезался багажный погрузчик. Из пробитого крыльевого топливного бака вытекло 5 тонн керосина. Возгорания удалось избежать, но самолету предстоит серьезный ремонт. В результате инцидента пассажиры смогли вернуться в Казань лишь глубокой ночью. Что будет с поврежденным самолетом, «БИЗНЕС Online» рассказало руководство авиакомпании.

ПОДРЕЗАЛИ КРЫЛО

Вчера, в 10:30 по местному времени, когда на борт самолета поднимались пассажиры, в левое крыло лайнера врезался багажный погрузчик. В результате повреждения топливного бака из него фонтаном хлынул керосин. Пожарная служба аэропорта залила вытекающее топливо специальной пеной – чтобы не испарялся. Всего из самолета вытекло 5 тонн керосина. Сейчас самолет отогнан в ангар на ремонт. Пассажиров, которые должны были отправиться на этом Ту-154 в Казань, доставили другим бортом АКТ – Boeing 737. Он вылетел из Стамбула в 22.40, по графику вылет должен был состояться в 11.10.  

Авиационные эксперты предполагают, что столкновение погрузчика с лайнером могло произойти из-за невнимательности водителя погрузчика, привыкшего ездить под крыльями американских и европейских самолетов - крылья Ту-154 находятся намного ниже к земле, чем крылья Airbus или Boeing.

Отметим, что погрузчик принадлежит турецкой компании Turkish Ground Services, созданной, как сообщается на ее сайте, авиакомпанией «Турецкие авиалинии». Напомним, что в марте этого года АКТ и «Турецкие авиалинии» подписали соглашение и меморандум о сотрудничестве.

ДЕСЯТЬ ДНЕЙ ТЯЖЕЛОГО РЕМОНТА

«БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать ситуацию коммерческого директора ОАО «Авиакомпания «Татарстан» Лазара Илиева:

- Сейчас получаем рапорты из Турции, - сообщил Илиев. – Это вина турецкой стороны: в Ту-154 врезалась багажная тележка компании TGS (дочерняя компания «Турецких авиалиний»). Пострадало крыло, предстоит тяжелый ремонт, который займет, минимум, десять дней. Для любой авиакомпании такой простой воздушного судна – очень долгий, обычно ремонт занимает один-два дня… Рейсы этого Ту-154 будут заменять другие наши самолеты, хотя этот борт, в принципе, являлся резервным, а не основным судном… Будем ли поднимать на крыло второй имеющийся у компании Ту-154? Посмотрим по ситуации с первым самолетом.

Отметим, что, по данным «Авиатранспортного обозрения», каждый день простоя воздушного судна обходится авиакомпаниям в $10–40 тыс.

Руководитель татарского межрегионального управления воздушного транспорта Росавиации Шавкат Умаров в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил:

- Это полностью вина турецкой стороны. Слава богу, ничего не загорелось. Вспоминаю похожий случай с узбекским Ту-154 в Ташкенте. Самолет тоже находился у аэровокзала, и телетрап поблизости переехал жгут с электропроводкой, которая заискрила. И хотя топливо не проливалось, все сгорело  - самолет, часть вокзала. Но люди не пострадали.

«РАСПИАРЕННЫЙ» САМОЛЕТ

Отметим, что самолету Ту-154 (признанно надежному лайнеру) в последние годы явно не везет. Напомним об основных ЧП. 10 апреля 2010 года разбился президентский борт ВВС Польши. 15 июля 2009-го Ту-154 разбился в Иране, а 25 января 2010 года там же произошла авария с еще одним «Ту».

4 декабря 2010 года Ту-154 авиакомпании «Авиалиний Дагестана» совершил вынужденную посадку с неработающими двигателями в Домодедово. 7 сентября Ту-154 авиакомпании «Алроса» совершил вынужденную посадку на заброшенном военном аэродроме в районе поселка Ижма. 1 января 2011 года Ту-154 «Когалымавиа» сгорел в аэропорту Сургута. 7 июля 2011-го Ту-154 «Авиалиний Дагестана» аварийно сел Махачкале.

В марте этого года Росавиация, по результатам анализа причин авиапроисшествий, произошедших в последние годы, выдала рекомендации о модернизации эксплуатирующихся в России Ту-154. Ведомство рекомендовало к июлю доработать самолеты или приостановить их эксплуатацию. Всего в России эксплуатируется примерно 80 самолетов Ту-154.

По данным крупнейших эксплуатантов Ту-154, опрошенных агентством АвиаПортом, в среднем затраты на модернизацию одного самолета составили около 1 млн. рублей. Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор летной службы АКТ Валерий Портнов, модернизация одного из «татарстанских» Ту-154 обошлась примерно в 2 млн. рублей. А второй сейчас стоит без двух двигателей, но поднять его – не проблема.

Поврежденный в Турции Ту-154М относительно молод – выпущен 27 мая 1994 года на самарском заводе «Авиакор». В разное время эксплуатировался «Мурманск Авиа», «Трансевропейскими авиалиниями», «Ист Лайн», «Русским небом». В АКТ – с 2000 года.

Тимур Латыпов