В сентябре громким поводом для обсуждения в России стал проект «Культурный норматив школьника», в рамках которого минкульт РФ обнародовал перечень произведений литературы, музыки, архитектуры, которые должен знать каждый ученик. Потом «список Мединского» отозвали, но осадочек остался. Причем, по мнению известного мусульманского и общественного деятеля Рустама Батыра, мы были в шаге от колоссального скандала. О том, как Queen и «Хатико» спасли Татарстан, — в материале автора «БИЗНЕС Online».
С октября в Татарстане запускается проект «Культурный норматив школьника». Учащиеся будут посетить определенное количество выставок, музеев, спектаклей, а затем поделиться своими впечатлениями
«МАМА, Я ТОЛЬКО ЧТО УБИЛ ЧЕЛОВЕКА, НАСТАВИЛ СТВОЛ НА ГОЛОВУ, НАЖАЛ НА КУРОК…»
С октября в Татарстане как одном из пилотных регионов запускается межведомственный проект, окрещенный как «Культурный норматив школьника». По задумке его инициаторов, предполагается, что учащиеся в течение каждого года должны будут посетить определенное количество выставок, музеев, спектаклей, посмотреть несколько хороших фильмов, а затем поделиться своими впечатлениями в специально созданном бумажном или электронном дневнике. «За страшным словом „нормативы“ скрывается хорошее, доброе, полезное и очень перспективное дело, — разъяснял еще в феврале суть этого проекта его идеолог Владимир Мединский. — Есть спортивные нормативы — ГТО, к которым все привыкли. Много десятилетий эта система физкультурно-спортивного воспитания работала, сейчас она возрождается. Теперь дело за культурными нормативами». Звучит красиво. Однако, как говорится, далеко не все то золото, что блестит.
Обозначенные нормативы включили в себя произведения искусства в рамках 7 направлений: литература, изобразительное искусство, архитектура, народная культура, музыка, театр и кинематограф. «Еще в начале августа министерство просвещения и министерство культуры РФ согласовали и утвердили, — информировал татарстанский минкульт, — список произведений, которые войдут в „Культурный норматив школьника“». Однако данный перечень был обнародован на сайте минкульта РФ лишь в середине сентября. Наше же министерство культуры не стало ждать и еще летом опубликовало для обсуждения аналогичный список в рамках регионального компонента.
Ранее планировалось, что проект будет запущен с началом нового учебного года, однако, видимо, процедура согласования нормативов и отработки механизмов их реализации затянулась, старт отложили на месяц. Недавно минкульт РФ вообще отказался от идеи составления каких бы то ни было официальных списков рекомендуемых произведений искусства.
Все дело в том, что инициатива федерального ведомства в части этих самых «списков произведений» подверглась резкой критике со стороны российских экспертов и деятелей культуры. Они задавали множество неудобных вопросов, например о том, почему «Иронии судьбы» в министерском перечне не оказалось, а финчеровская «Социальная сеть» о биографии владельца «Фейсбука» Марка Цукерберга, напротив, была в него включена. Спрашивали и том, почему есть нормативное кино про бедную собачку «Хатико», но никто в минкульте не вспоминает «Белого Бима, Черное ухо». Больше же всего возмущения общественности вызвала музыкальная часть списка. The Beatles, Queen, Nirvana, «Кино» не сходили со страниц интернет-обсуждений все последние недели. На этом фоне Лев Лещенко, например, напомнил чиновникам, что существуют Пахмутова и Соловьев-Седой и что Тухманов с песней «Как прекрасен этот мир» не хуже группы Queen. «Мама, я только что убил человека, наставил ствол на голову, нажал на курок, теперь он мертв. Мама, жизнь только начинается», — выражая ту же мысль, цитировал ее «Рапсодию» депутат Госдумы Олег Нилов.
Коротко говоря, Мединскому пришлось отступить — 24 сентября скандальный перечень исчез с сайта минкульта (остались только основные положения проекта «Культурный норматив школьника»), его публикацию в ведомстве назвали ошибкой. «Глуповатая получилась история», — резюмировала эту эпопею замминистра Алла Манилова, сообщив, что ни она, ни сам министр Мединский не были в курсе ситуации, а их подчиненные, дескать, просто соединили все предложения, которые поступали от разных экспертов, не произведя никакого предварительного отбора.
В Татарстане это осталось в целом как-то не особо замеченным. И совершенно напрасно. Перед нами отнюдь не «глуповатая история», как теперь ее пытаются преподнести, а документ, который, помимо спорных рок-групп и творений Голливуда, фиксирует и еще одну, куда более серьезную вещь. На страницах данного документа перед нами в полный рост развернулась ситуация похлеще, чем попытка сделать пресловутое Стояние на Угре российским праздником, но не все из нас это отследили.
РОССИЙСКИЕ ШКОЛЬНИКИ НАЦЕЛИВАЮТСЯ НА ГЛУБОКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНОГО ЗОДЧЕСТВА
Как уже было сказано, министерский перечень включает произведения 7 направлений искусства. «Данный документ, — говорится в соответствующих методических рекомендациях, — определяет объем необходимых для молодых людей знаний и представлений об отечественной и мировой культуре, а также дает направления максимального личностного культурного развития каждого школьника в вариативной форме».
Что ж, посмотрим, какие произведения искусства минкульт РФ собирался рекомендовать школьникам для изучения. Поскольку «список Мединского» или «не Мединского» весьма большой, мы рассмотрим только одно из его 7 направлений. Пусть это будет «Архитектура». Можно взять и любое другое — суть не в этом. Весь список был построен на единых методологических принципах и на любом своем отрезке в равной степени фиксировал одну и ту же направленность мыслей федеральных чиновников.
В качестве пометки на полях для ясности отметим, что перечень разбит на три части — в привязке к трем возрастным группам (1–4-й, 5–8-й, 9–11-й классы). Внутри каждого из 7 направлений выделяется два блока: отечественные и мировые произведения искусства.
Итак, «Архитектура» от минкульта РФ. Школьникам 1–4-х классов культурный норматив рекомендует изучать памятники архитектуры, сгруппированные в три подраздела: «Древнерусская архитектура» (XII–XVII века)», «Псевдорусская (стилизация) архитектура (XIX–XX века)» и «Мировая культура (архаика, античность, Средневековье)».
Первый подраздел содержал 37 позиций, из них 28 — церкви, монастыри, соборы. Если учесть, что практически все оставшиеся позиции, такие как, например, ансамбль Суздальского кремля, также предполагают ознакомление с православными храмами, то первый подраздел почти на 100% посвящен христианской религиозной архитектуре. Еще два собора — во втором подразделе.
Отрадно, что школьники нацеливаются на такое глубокое изучение традиций православного зодчества, но нам интересно, сколько же позиций в разделе, посвященном старине, Мединский и Ко отводили для храмов второй традиционной религии России — ислама. К сожалению, там не нашлось места ни одному мусульманскому памятнику архитектуры: ни Дербентской Джума-мечети, построенной в первой половине VIII века, ни минаретам Болгарского городища. Наверное, все дело в том, что чиновники минкульта просто не хотели приуменьшать значимость этих культурных объектов, все-таки оба внесены в список ЮНЕСКО. Однако, увы, и в третьем подразделе, посвященном мировым памятникам архитектуры, мы их тоже не видим.
«К сожалению, там не нашлось места ни одному мусульманскому памятнику архитектуры: ни Дербентской Джума-мечети, ни минаретам Болгарского городища»
А что же там есть? Много великих шедевров архитектуры: собор Парижской Богоматери, Страсбургский собор, Миланский собор, Кельнский собор и др. Но нет ни одного памятника мусульманского зодчества. Вы не подумайте: чиновники минкульта РФ знают о существовании мусульманских стран. Более того, в свой список они внесли некоторые памятники, находящиеся на территории данных государств. Например, Турция представлена в списке собором Святой Софии в Стамбуле. Однако собственно мусульманских храмов в списке нет вовсе, как, впрочем, иудейских и буддийских.
Движемся дальше. Ученикам 5–8-х классов минкульт в отечественном блоке собирался рекомендовать изучать дворцово-парковые ансамбли и архитектурные образцы классицизма, барокко, ампира. По понятным причинам удельный вес христианских храмов здесь снижается, но их не забывают — всего 12 наименований. Зато в процентном соотношении их достаточно много в третьем подразделе — «Мировая культура (Возрождение, барокко, классицизм)»: из 17 его позиций 10 — это западноевропейские соборы. Мусульманских храмов по-прежнему ноль.
Последняя часть списка. Школьники 9–11-х классов будут учиться на архитектуре XX и начала XXI века. Естественно, в отечественном блоке здесь религии нет вообще: в Советском Союзе ей попросту не было места. Та же тенденция на обмирщение наблюдается и в мировом контексте. И все же даже среди объектов модерна и постмодерна составители списка нашли место для трех христианских зарубежных храмов. Для мусульманских, как и было, — ноль.
Итак, по мнению минкульта РФ или неких экспертов (кому как больше нравится), в культурный норматив российского школьника не должны быть включены ни отечественные, ни мировые памятники мусульманской архитектуры.
Отчасти эту ситуацию мог бы сгладить региональный компонент. Смотрим соответствующий список, обнародованный на сайте минкульта РТ. И что же мы видим? В нем есть Свияжский Успенский мужской монастырь, но Болгара там снова нет. Честно говоря, я даже не знаю, как подобное комментировать. Это настолько резко выпадает из той линии межнационального согласия и равноправия, которую на протяжении многих лет планомерно проводят в жизнь руководство Татарстана и все татарстанское общество, что у меня просто нет никаких слов в данной связи, кроме абсцессных. В минкульте РТ газете «БИЗНЕС Online» сообщили: «В настоящее время перечень дорабатывается в соответствии с предложениями общественности». А без подсказок со стороны татарстанским ведомствам сложно догадаться о культурном значении Болгара для всех нас? Видимо, Мединский будет доволен таким положением вещей…
ОДИН ВЕСЬМА ОПАСНЫЙ РАЗРУШИТЕЛЬНЫЙ ПОСЫЛ
Могут ли эксперты министерства культуры РФ забыть внести в список памятников архитектуры, рекомендуемых для изучения российским школьникам, шедевры мусульманского зодчества? Нет, это невозможно в принципе, особенно когда речь идет о мировой архитектуре средневекового периода. Это никакая не забывчивость и не невнимательность, а, по сути, попытка навязать российскому обществу однобокое европо- и христиано-центричное видение мира.
Та же картина наблюдается и в оставшихся 6 направлениях «Культурного норматива школьника». Заинтересованного читателя я отсылаю к разбору музыкальной части «списка Мединского», который сделал казанский эксперт по этноконфессиональному образованию Камиль Насибуллов в посте на «Фейсбуке» с говорящим названием: «„Слепое пятно“ российской образовательной политики, или Почему среднестатистический российский школьник никогда не услышит „Кара урман“».
Вообще, внедрение культурных нормативов для сегодняшнего дня тот еще атавизм. В мультикультурном мире постмодерна стремление управлять общественным дискурсом через навязывание единых стандартов лишь увеличивает пропасть между гражданами и государством. Но, помимо сказанного, предложенный минкультом России подход несет для нашей страны еще один весьма опасный разрушительный посыл. Его идея регионального компонента, так сказать, приложения к основному «канону», призвана внушить российским школьникам мысль о неравнозначности существующих культур: будто бы есть одна главная, единственно важная культура и все прочие.
Как уже было сказано, в Татарстане проморгали те мины замедленного действия, которые были заложены в «Культурный норматив школьника». По крайней мере, в отличие от ситуации со Стоянием на Угре, мы даже не выразили никакого консолидированного отпора. Но стоит ли сейчас возвышать голос в защиту справедливости и наших интересов, если «список Мединского» уже был отозван? Несомненно. Да, как говорится, Бог миловал. Но это произошло не благодаря тому, что федеральные чиновники пересмотрели свои взгляды и отказались от изначальных планов, а исключительно в силу, если так можно выразиться, «их» внутренней дискуссии, к нам не имеющей никакого отношения. Queen и «Хатико» спасли нас. Однако если мы хотим, чтобы наша школа, во многом отвечающая за будущее страны, была свободна от скрытых интриг, в которых легко углядеть ксенофобию, то вопрос о характере отдельных инициатив федеральных чиновников должны ставить ребром. На такие вещи нельзя закрывать глаза.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 101
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.