Айдар Нуриев: «Я ехал на этот чемпионат только с одной целью — победить. В прошлом году мне немного не хватило очков до первого места, но перед новым сезоном сделал выводы»Фото предоставлено Айдаром Нуриевым

«КОНКУРЕНЦИЯ БЫЛА ОЧЕНЬ ВЫСОКОЙ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ»

— Айдар, буквально месяц назад ты стал чемпионом Европы по ралли-кроссу, причем выиграл с колоссальным отрывом по очкам! Как тебе это удалось?

— Я ехал на этот чемпионат только с одной целью — победить. Да, в прошлом году мне немного не хватило очков до первого места: где-то нервы сдали, где-то допустил ошибку, но перед стартом нового сезона сделал правильные выводы. Это позволило мне выиграть несколько этапов подряд, и я даже поймал себя на мысли, что смогу выиграть все гонки, чего прежде еще никому не удавалось в этом классе. Но в Швеции что-то пошло не по плану — финишировал вторым, реализовать задуманное не получилось…

«Второй важный момент — это рост узнаваемости нашего бренда, причем на мировой арене. Автомобиль и форма нашей команды забрендированы в стиле FEREKS. Имя нашего завода видят миллионы людей по всему миру»Фото предоставлено Айдаром Нуриевым

— В дебютный год ты выступал на автомобиле Scoda, который после соревнований не очень хвалил… В этом году тебе поменяли машину?

— В прошлом году я успел поездить даже на двух Scoda, но каждая из них была «уставшая». О том, что в этом сезоне у меня будет новая машина, мы договорились заблаговременно с руководителем команды и международным чемпионом по производству автомобилей Rallycross Рольфом Волландом. Мне и еще четырем пилотам его команды достались новенькие Audi. Отмечу, что каждая из них изначально имела одинаковые настройки, а позже каждый из пилотов перенастроил машину под себя.

— От чего больше зависит победа в гонке: от настройки авто или мастерства пилота?

— Наверное, 50 на 50. Если пилот не очень хорошо знает трассу или не имеет должного опыта, то он вряд ли сможет победить, даже если обладает очень мощной машиной. В то же время, если авто плохо подготовлено, каким бы талантливым гонщиком вы бы ни были, можете даже не доехать до финиша, поэтому каждая победа — результат работы целой команды: механиков и пилота.


— Насколько высока конкуренция на чемпионате Европы?

— Конкуренция была очень высокой — на каждом этапе 25 участников, у каждого из них автомобиль такой же мощности, как и у тебя, более того, четверо из соперников под крылом того же тренера, что и ты. У нас индивидуальный зачет, поэтому каждый стремился показать себя, а это значит, что в погоне за призовыми местами может произойти что угодно — в нашем классе разрешены столкновения, порой гонки были очень горячими. Например, на предпоследнем этапе меня выбил с трассы мой товарищ по команде, не успев вовремя затормозить. Меня развернуло, я упустил лидерство и финишировал последним, но это никак не повлияло на итоговый результат, потому что отрыв от соперников был очень солидным.

— Есть информация, что тебя очень тепло встречали в Казани…

— Я вообще не ожидал, что как-то будут встречать, ведь самолет прилетел в 3 утра. Как только я вышел в зал ожидания, увидел воздушные шары и музыкантов: музыка, улыбки, объятия... Встречали в основном близкие родственники, большая делегация из компании «ФЕРЕКС» и заместитель министра спорта Ахмеров Айрат.

«Если пилот не очень хорошо знает трассу или не имеет должного опыта, то он вряд ли сможет победить, даже если обладает очень мощной машиной»Фото предоставлено Айдаром Нуриевым

— ФЕРЕКС был твоим спонсором на протяжении нескольких лет. Можно ли сказать, что благодаря поддержке этой компании ты сумел завоевать чемпионство?

— Конечно. Без ее поддержки я бы даже не заявился на соревнования. Это не только мой самый первый спонсор, но и компания, которая поверила в меня и на протяжении нескольких лет создавала все условия. Мне оставалось только показывать результат.

«Моя мечта — чемпионат мира по ралли-кроссу, но все не так просто. Автоспорт — удовольствие не из дешевых. Чтобы стать участником ЧМ, нужна серьезная поддержка от спонсоров»Фото предоставлено Айдаром Нуриевым

— Какая следующая спортивная цель?

— Конечно, моя мечта — чемпионат мира по ралли-кроссу, но все не так просто. Автоспорт — удовольствие не из дешевых. Чтобы стать участником ЧМ, нужна серьезная поддержка от спонсоров…

— Если получится найти спонсора, какой результат сумеешь показать?

— Очень сложно спрогнозировать результат дебютного сезона. В мою пользу говорит тот факт, что я уже имею небольшой опыт гонок на полном приводе и даже однажды сумел навязать борьбу именитому казанскому гонщику Тимуру Тимерзянову, который как раз сейчас выступает на чемпионате мира и уже выиграл несколько этапов. Мне кажется, сейчас оптимальные условия для того, чтобы себя проявить на мировой арене, потому что ушло много заводских команд и частникам станет заметно легче бороться за чемпионство.

Если такой вариант реализовать не получится, попробую закрепиться в Европе, потому что там автоспорт на очень престижном уровне. Например, моя предпоследняя гонка в рамках чемпионата Европы была во Франции. Ее посмотрели 80 тысяч зрителей! Они приходят ради зрелища и получают его. Публика очень раскрепощенная, все поддерживают и поздравляют победителя, вне зависимости от того, за кого болели изначально. По-моему, у меня даже появилось несколько зарубежных поклонников. Атмосфера невероятная, хочется переживать эти чувства снова и снова…

«Как только я вышел в зал ожидания, увидел воздушные шары и музыкантов: музыка, улыбки, объятия... Встречали в основном близкие родственники и большая делегация из компании «ФЕРЕКС»Фото: ООО «ТД «ФЕРЕКС» 


— 
Недавно на YouTube появились ролики о чемпионате Европы по ралли-кроссу, где ты стал победителем, однако о твоих успехах там почти нет информации. Почему?

— Это не совсем так, потому что ряд СМИ сообщал о моих успехах, также их отмечала пресс-служба мэра Казани. Если говорить непосредственно о последних фильмах, посвященных чемпионату Европы и выложенных на YouTube, то мне тоже немного странно оттого, что в них много показывают и говорят про спортсменов разных городов и стран, а про победителя из Татарстана ни слова. Хотя автор картины, насколько я знаю, тоже бывший автогонщик из Казани. Думаю, что предметно на этот вопрос сможет ответить только создатель фильма.

«ДОСТАТОЧНО ОДНАЖДЫ ПОПРОБОВАТЬ ВКУС ГОНОК — И ВЫ НЕ СМОЖЕТЕ ОСТАНОВИТЬСЯ»

— Эдуард, среди спонсоров ралли-кросса, кроме ФЕРЕКСа, не замечено ни одного производителя светодиодного освещения. Почему вы поддерживаете данный вид спорта?

— В этом спорте и нашем бизнесе есть нечто общее, что, наверное, и определило выбор. Ралли-кросс пока не так популярен в нашей стране, как в Европе. Так же было и с переходом на светодиодное освещение. 10 лет назад в России о нем почти никто не слышал, а сейчас оно используется повсеместно. Люди стали понимать его эффективность, оценили разницу в качестве света. Вот и гоночные соревнования набирают популярность, строится много новых трасс. Достаточно однажды ощутить вкус гонок — азартный, страстный, рискованный — и вы не сможете остановиться, поэтому наше сотрудничество с Айдаром стало таким длительным.

— Ставили ли вы определенные задачи в преддверии ЧЕ перед Айдаром? Была ли победа обязательным условием?

— В любом соревновании и для любого спортсмена главная цель — победа. Если не ставить перед собой значимых целей, зачем тогда участвовать? И так во всем. Зачем выпускать то, что уже есть у других? Нужно стремиться занять лидерские позиции, наращивать мощности и увеличивать обороты. Айдар — прекрасный спортсмен, нацеленный на результат, поэтому мы едины в стремлении побеждать. 

Его победа — знаковое событие, к которому мы шли все вместе, подтверждение того, что труд, ежедневная работа, совершенствование, определенная доля риска и, конечно же, удача приводят к закономерному результату. Это очень близко по духу нашему производству. Как без отличного автомобиля, особой системы вождения, характера и здоровых амбиций нельзя стать чемпионом Европы, так и без развития производственных процессов, повышения качества и создания новых светильников не стать лучшими на рынке освещения.

«Ралли-кросс пока не так популярен в нашей стране, как в Европе. Так же было и с переходом на светодиодное освещение. 10 лет назад в России о нем почти никто не слышал, а сейчас оно используется повсеместно»Фото предоставлено Айдаром Нуриевым

— Какую пользу вы получили от спонсорства Айдара за время сотрудничества?

— Прежде всего это один из хороших способов сплотить наш коллектив. В фан-клубе Айдара немало сотрудников нашего завода. Мы организуем коллективные выезды на местные соревнования по ралли-кроссу, недавно встречали большой компанией нашего чемпиона в аэропорту. Заряд положительных эмоций от участия, а тем более от победы очень здорово поднимает командный дух.

Второй важный момент — это рост узнаваемости нашего бренда, причем на мировой арене. Автомобиль и форма команды забрендированы в стиле FEREKS. Имя завода видят миллионы людей по всему миру. Это большое подспорье в наших зарубежных проектах, а их, кстати, за год после европейского вице-чемпионства Айдара стало значительно больше. Мы активно сотрудничаем с испанским метро — уже реализовали проект в городе Бильбао и скоро будем освещать объекты метрополитена в Мадриде.

— Планируете ли дальше поддерживать Айдара Нуриева? Готовы ли проспонсировать его участие в чемпионате мира? 

 Эта победа не финал, а только начало большого успеха. Мы уже помогаем Айдару найти новых спонсоров для участия в чемпионате мира и других знаковых соревнованиях.