Первые слушания по параметрам республиканского бюджета на 2020 год оказались для министра экономики РТ Фарида Абдулганиева и замминистра финансов РТ Алексея Шишкина довольно простыми. Члены профильного комитета не стали спорить о предложенных параметрах бюджета, и, как услышал корреспондент «БИЗНЕС Online», лишь вопрос руководителя ТПП РТ Шамиля Агеева об увеличении налоговой нагрузки для МСП прозвучал как глас вопиющего в пустыне.
В Госсовете РТ прошло первое заседание обновленного комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ под руководством Лутфуллы Шафигуллина (в центре)
ВРП-2019 — 2,552 ТРЛН РУБЛЕЙ, ТЕМП РОСТА — 101,3%
Свое первое заседание провел вчера обновленный комитет по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ. Председательствовал новый руководитель парламентских экономистов — бывший генеральный директор «Таттелекома» Лутфулла Шафигуллин. В повестке дня — доклады министра экономики РТ Фарида Абдулганиева о прогнозе социально-экономического развития республики на 2020–2025 годы и заместителя министра финансов РТ Алексея Шишкина о проекте бюджета РТ на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Абдулганиев раскрыл данные за 9 месяцев 2019-го. Объем ВРП достиг 1,617 трлн рублей, прогноз на весь год — 2,552 трлн при темпе роста 101,3%. Объем промышленного производства — 1 трлн 870 млн рублей, прогноз — 2,941 трлн при темпе 101,6%. В 2020–2024 годах ежегодный рост экономики республики прогнозируется в пределах 102–103,3% — в первую очередь за счет роста обрабатывающих отраслей. С учетом объявленных масштабных проектов в нефтепереработке и нефтехимии рост промпроизводства планируется в диапазоне 101,3–103,8%.
Объем продукции сельского хозяйства по итогам 2019-го прогнозируется на уровне 227,7 млрд рублей (+3,6%). В 2020–2024 годах темп роста здесь будет 101,9%, а сельхозпереработки — 102,1–103,8%. В строительном комплексе в прогнозный период планируется рост 100,7–103,5%. Товарооборот розничной торговли в 2019-м составит 101,8%, в 2020–2024 годах — 101–102,5%.
Ключевой задачей Фарид Абдулганиев назвал обеспечение роста малого и среднего бизнеса, которые сейчас формируют 25% ВРП Татарстана
Что касается главного критерия эффективности работы предприятий, то по итогам 2019 года объем прибыли оценивается на уровне 485,9 млрд рублей. К концу 2024-го прогнозируется умеренный, можно даже сказать, весьма умеренный рост — до 517,2 млрд рублей, то есть на 6,4% за пять лет. Это означает, что в ближайшие годы не стоит ждать ускоренного роста инвестирования в основной капитал предприятий. Абдулганиев фактически подтвердил эти опасения, сообщив, что рост инвестирования в основной капитал ожидается в размере 101,2–101,9%. Причем рост будет идти в основном за счет реализации проектов компаний в пяти татарстанских ТОСЭРах, ОЭЗ «Алабуга» и Иннополис, планируется начать работу в новой ОЭЗ «Алма».
Ключевой задачей Абдулганиев назвал обеспечение роста МСБ, который сейчас формирует 25% ВРП.
В конце своего выступления Абдулганиев отметил, что в целом прогнозные значения соответствуют базовому сценарию Стратегии-2030, согласно которому к 2030 году ВРП Татарстана должен превысить 5 трлн рублей.
Самые большие поступления ожидаются в бюджет РТ от налога на прибыль. «Это самый крупный, но и самый рискованный источник доходов», — отметил Алексей Шишкин
«ОТ ГОДА К ГОДУ ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ БУДЕТ РАСТИ БЫСТРЕЕ РАСХОДНОЙ»
Шишкин проинформировал о том, что за 9 месяцев 2019 года поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет составили 205,8 млрд рублей, в том числе в бюджет Татарстана — 171,5 миллиарда. С учетом средств федерального бюджета поступления составили 228,3 млрд рублей, в том числе в бюджет РТ — 194,9 миллиарда. «Освоение средств идет своевременно и в полном объеме в рамках принятого трехлетнего бюджета», — констатировал Шишкин.
Продолжается освоение средств, выделенных на реализацию нацпроектов (республика участвует в 11). «До конца 2019 года мы должны освоить 25,7 миллиарда рублей, в том числе 18,1 миллиарда — из средств федерального бюджета», — сообщил замминистра финансов. На 1 октября было освоено 56,3% выделенных на год средств, но, по словам замминистра, до конца года республика успеет потратить всю сумму. Он подчеркнул, что в проекте бюджета на 2020 год заложены сценарные условия министерства экономразвития РФ в виде стоимости барреля нефти на уровне $59,7 и курса доллара — 64,9 рубля, инфляции — 3,8%.
Самые большие поступления ожидаются в бюджет РТ от налога на прибыль. «Это самый крупный, но и самый рискованный источник доходов. В последние годы совместными усилиями мы добиваемся его постоянного роста», — отметил Шишкин. Тем не менее на 2020 год прогноз поступлений с налога на прибыль в республиканский бюджет составил 100 млрд рублей, что на 3,7 млрд рублей меньше, чем было получено по итогам 2018-го. Эта цифра была выявлена при анализе бизнес-планов 1500 предприятий, формирующих более 60% всех поступлений по налогу на прибыль. Напомним, что по итогам 2018 года поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет увеличилось по сравнению с 2017-м на 25,8% (+26,4 млрд рублей) и составило 128,7 миллиарда. Из них в бюджет Татарстана поступило 103,7 млрд, что на 21,6 млрд рублей больше, чем по итогам 2017 года. Увеличение поступлений налога было обусловлено ростом мировых цен на нефть, увеличением выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе за счет увеличения объемов производства и роста цен на них.
Значительную часть госпрограмм составляют национальные проекты. На следующий год на их реализацию планируется заложить 22,6 млрд рублей, в том числе 15,3 млрд рублей из федерального бюджета
Второй по значимости налог — доходы физлиц. В 2020 году в консолидированный бюджет планируется получить 82 млрд рублей, а в бюджет РТ поступит 57,5 миллиарда. Примечательно, что если по налогу на прибыль минфин занял осторожную позицию, то по налогу на доходы на физлиц уверенно заложил увеличение на 8,6% по сравнению с данными 2018 года. Напомним, по итогам прошлого года поступление от этого налога выросло на 8,8% (+6,1 млрд рублей) и составило 75,5 млрд — за счет увеличения заработной платы, выплаты премиальных и дивидендов.
Собираемость акцизов с реализации алкогольной продукции, пива и нефтепродуктов ожидается на уровне 34 млрд рублей, что аж на 18,4% больше, чем в 2018 году. Он оказался провальным по этому показателю — было собрано 28,7 млрд рублей (на 28,3%, или на 11,4 млрд меньше, чем в 2017-м). Наибольший вклад в снижение поступлений тогда составили акцизы на спирт и алкогольную продукцию — на 31,9% (- 7,3 млрд рублей) — в результате досрочной уплаты акцизов в декабре 2017 года в размере 2,7 млрд рублей и уменьшения в 2018 году на 3% объемов розничной реализации алкогольной продукции, произведенной предприятиями республики. По всей видимости, минфин РТ ожидает в 2020 году существенного роста реализации продукции «Татспиртпрома».
Налог на имущество прогнозируется в объеме 21,3 млрд рублей, неналоговые поступления от аренды имущества и собранных штрафов — 7,6 миллиарда. Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета (субсидии и субвенции) ожидаются на уровне 31,3 млрд рублей.
Суммарный объем доходной части консолидированного бюджета на 2020 год планируется в размере 310,2 млрд рублей, в том числе республиканского бюджета — 264,8 млрд (в 2018 году — 272 миллиарда).
Говоря о расходной части бюджета, Шишкин подчеркнул, что удельный вес первоочередных социальных расходов в нем — более 70%. 91% всех расходов прописан в отдельных государственных программах. «Они имеют свои индикаторы выполнения, назначены конкретные исполнители, которые по итогам работы будут получать благодарности или еще что-то», — отметил замминистра. Значительная часть госпрограмм — национальные проекты. На следующий год на их реализацию планируется заложить 22,6 млрд рублей, в том числе 15,3 млрд из федерального бюджета. Также крупные суммы заложены на программу капитального ремонта — более 40 млрд рублей.
Суммарный объем расходной части консолидированного бюджета на 2020 год планируется в размере 313,1 млрд рублей, в том числе республиканского бюджета — 267,9 млрд (в 2018 году — 281,4 миллиарда). Таким образом, дефицит консолидированного бюджета составит 2,9 млрд рублей, республиканского — 3,1 млрд (в 2018-м — 9,4 млрд рублей).
Говоря о прогнозах бюджета на 2021–2024 годы, замминистра лишь отметил, что «от года к году доходная часть будет расти быстрее расходной, что приведет к сокращению дефицита».
Олег Коробченко (справа) попросил Абдулганиева дать подробную раскладку по господдержке малого и среднего бизнеса: «А то сумма, которая сейчас заложена на поддержку МСП, не совсем поддерживающая»
«А ЕСЛИ ДОПДОХОДОВ НЕ БУДЕТ, ТО ИМ НИЧЕГО НЕ ДОСТАНЕТСЯ?»
Депутат, глава группы компаний «Кориб» Олег Коробченко попросил Абдулганиева дать подробную раскладку по господдержке МСБ. «А то сумма, которая сейчас заложена на поддержку МСП, не совсем поддерживающая», — отметил он. Министр экономики пообещал предоставить эти данные, но не согласился с оценкой депутата. Он подчеркнул, что в 2019 году объем господдержки МСП по двум каналам — через минэкономики и минсельхоз — увеличился в 27 раз, до 2 млрд рублей. А Шишкин добавил, что большие суммы идут на поддержку предпринимателей по различным льготам.
Депутаты также интересовались эффективностью муниципальных промышленных площадок. «Надо понимать, что это не только экономика, но и занятость населения», — подчеркнул Абдулганиев. Он признал, что есть еще промплощадки, которые заняты резидентами только на 45%, и за последнее полугодие им не удалось показать рост. По мнению министра, это в том числе недоработка глав местных администраций. В то же время он призвал скорее разработать единую программу преференций и господдержки резидентов промплощадок, в первую очередь в виде предоставления льготных тарифов за электроэнергию, воду и газ. По его мнению, это значительно увеличит интерес предпринимателей к размещению своих производств на муниципальных промплощадках.
Присутствовавший на заседании комитета вице-спикер Госсовета РТ, экс-министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов поинтересовался у замминистра финансов, насколько болезненно в районах шел процесс согласования параметров бюджета на следующий год. «Какие предложения высказывают главы районов?» — поинтересовался он. Шишкин рассказал, что их больше всего волнует проблема финансирования и медленного согласования дополнительных затрат на капитальный ремонт, строительство инженерных коммуникаций. Однако, по его словам, главы не высказывали возражений по заложенным в бюджет статьям доходов. «Мы доходы, конечно, предусмотрели по максимуму, но и расходы тоже. Соответственно, если будут допдоходы, направим их в муниципалитеты», — отметил Шишкин. «А если допдоходов не будет, то им ничего не достанется?» — констатировал Ахметов, вызвав смех среди членов комитета.
Вице-спикер Госсовета РТ также поинтересовался у Абдулганиева, как коррелирует заложенный на 2020 год рост зарплат с увеличением производительности труда. «Сопоставимы. В какой-то год динамика зарплат немного опережает, в другой год — производительность труда», — ответил министр экономики, добавив, что динамика сравнима с общероссийской.
Шамиль Агеев спросил Абдулганиева, как он намерен отстаивать интересы малого и среднего бизнеса перед «горячими головами» из российского правительства, которые хотят увеличить налоги и сократить льготы
«КАК ВЫ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЧИНОВНИКАМИ, ЧТОБЫ НЕ ДОПУСТИТЬ ЭТИ ГЛУПОСТИ?»
Тут в размеренный ход заседания комитета вмешался председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев. Он спросил Абдулганиева, как он намерен отстаивать интересы малого и среднего бизнеса перед «горячими головами» из российского правительства, которые, как стало известно на днях, хотят увеличить МСБ налоги и сократить льготы. «Как вы будете работать с федеральными чиновниками, чтобы не допустить эти глупости?» — уточнил свой вопрос Агеев. Впрочем, вопрос, очевидно, был риторическим, ведь у министра экономики РТ нет реальных механизмов повлиять на Москву.
Итог дискуссии подвел Шафигуллин. В своем проекте заключения он отметил, что в республике сохраняется тенденция роста экономики, но темп невысок. Причиной этого он назвал сохраняющийся перекос в структуре экспорта Татарстана в пользу нефтепродуктов, что повышает зависимость бюджета от внешних неблагоприятных условий.
Также он отметил недостаточные темпы инвестиционной активности предприятий, объяснив это неопределенностью из-за применения санкционных мер, волатильностью на финансовых рынках, ускорением оттока капитала, ростом доходности долговых ценных бумаг и слабым потребительским спросом на фоне снижения доходов населения. «При этом надо отметить, что проект бюджета характеризуется устойчивым платежным балансом, контролируемым уровнем инфляции, гарантированием выполнения социальных обязательств государства перед гражданами. Это очень важно», — отметил Шафигуллин.
По его мнению, в среднесрочной перспективе основными задачами госполитики должны стать обеспечение предсказуемости внутриэкономических условий, стабильной и понятной налоговой системы и долгосрочного снижения процентных ставок по кредитам. Члены комитета единогласно проголосовали за предложенное Шафигуллиным заключение.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.