Среди поставщиков минкульта РТ как обычные бизнесмены, так и творческие люди всех мастей: от композиторов до ювелиров. При министре Ираде Аюповой даже торгующая USB-кабелями и наушниками компания расширила поле деятельности, делая памятные доски артистам. У кого оптом покупали антиквариат и в какую сумму оценили портрет прокурора Кафиля Амирова, ставший достоянием республики, читайте в материале «БИЗНЕС Online».
Наиболее внушительные суммы уходили из минкульта вплоть до прошлого года в пользу республиканского фонда «Возрождение»
ФОНД «ВОЗРОЖДЕНИЕ» ПОЛУЧИЛ НА БОЛГАР И СВИЯЖСК БОЛЕЕ 6 ИЗ 8 МЛРД РУБЛЕЙ
Продолжая серию публикаций о закупках министерств Татарстана, мы решили разобраться в довольно пестром собрании подрядчиков министерства культуры РТ. По сложившейся традиции, особое внимание уделим новейшей истории госзаказов, то есть последнему году, с сентября-2018 по август-2019, но сначала посмотрим шире. В 2011–2019 годах минкультуры раздало подрядчикам напрямую в общей сложности 7,9 млрд рублей, из которых 5,1 млрд ушло на строительные работы.
Впрочем, эффект от этих миллиардных затрат невозможно почувствовать, побывав только в крупных городах республики — Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске — и других крупных агломерациях, не посетив при этом легендарные Болгар и Свияжск. Наиболее внушительные суммы — те самые миллиарды рублей на строительство — уходили из минкульта вплоть до прошлого года в пользу республиканского фонда «Возрождение». Впрочем, понятно, что эти расходы утверждались на уровне высшего руководства республики, поэтому функции культурного ведомства здесь носили скорее формальный характер.
Тройка крупнейших контрактов включает два суммой по 800 млн (май-2011 и июль-2012), а самый свежий датирован июлем-2018 (собственно, этот проект «Возрождения» и завершился в прошлом году), но он уже заметно скромнее — 359 млн рублей. Основная цель заказов — восстановление объектов культурного наследия на объектах «Остров-град Свияжск» и «Древний Болгар». В совокупности с договорами на научно-исследовательские работы по этим объектам фонд получил от минкульта 6,1 млрд рублей — это более трех четвертей (77%) всех средств, потраченных напрямую министерством. Так что пусть вас не обманывает тот факт, что курируемый Минтимером Шаймиевым фонд не попал в наш рейтинг — просто он успел освоить выделенные бюджетные деньги раньше, иначе он бы одержал чистую «победу нокаутом».
Однако это еще не полная сумма бюджетных трат на памятники Болгара и Свияжска. Так, еще один участник нашего рейтинга, ГУП «Татинвестгражданпроект» (1), за авторский и технический надзор в 2014–2018 годах получил 65 млн рублей, из них 15 млн — в прошлом году, 15,1 млн — за рассматриваемые нами 12 месяцев. Даже этих «крошек» с болгаро-свияжского стола оказалось достаточно, чтобы занять первое место в текущем рейтинге.
Одним из бенефициаров масштабного восстановления памятников Болгара и Свияжска стало АО «Тснру» Юрия Егорушкина. Так, в 2016 году на подобные цели компания получила напрямую от минкульта около 3 млн рублей (пусть это и довольно блекло выглядит на фоне миллиардных заказов от других ведомств РТ). А с учетом портфеля и гигантского опыта работ в сфере реставрации весьма вероятно, что именно фирма «Тснру» усердно трудилась в качестве «субчика» на объектах Болгара и Свияжска.
Можно отметить заказ почти на 550 млн рублей, которые в начале 2017 года получила компания «Евростройхолдинг+» Владимира Казилова на реставрацию Казанского государственного цирка
Почему мы несколько раз оговорились насчет контрактов, заключенных напрямую минкультом? Дело в том, что заказы собственно министерства не в полной мере отражают весь объем его закупок, т. к. заметные суммы распределяют от своего имени и подконтрольные ему учреждения — театры, ансамбли, музеи, студии и т. д. Согласно системе «СПАРК-Интерфакс», всего минкульту подконтрольно 71 юрлицо и с января-2011 по август-2019 включительно они общими усилиями оформили договоров на 5,35 млрд рублей, из них 905 млн — в 2018-м. Бюджеты здесь также сильно разнятся: от почти 1,4 млрд за всю историю и 243 млн за прошлый год у оперного театра им. Джалиля до 900 млн рублей за все время и нулевых объемов в 2017–2019 годах у Актанышского районного краеведческого музея. К слову, об отдельных бюджетах: три года назад мы подробно писали о том, какие гонорары платит артистам и режиссерам директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, впоследствии он отличился, например, тем, что в 2017 году на бюджетные средства РТ (2,35 млн рублей) пригласил выступить на своей площадке американскую группу Take 6, исполняющую духовную христианскую музыку госпел. Какое отношение это имеет к опере или балету, осталось непонятным, но проведение концерта совпало с днем рождения самого Мухаметзянова (10 ноября).
Подводя черту под тратами на сферу культуры, также следует держать в уме расходы, которые несет правительство РТ в лице ГИСУ, приводя в человеческий вид различные здания. Из последних показательных примеров можно отметить заказ почти на 550 млн рублей, которые в начале 2017 года получила компания «Евростройхолдинг+» Владимира Казилова на реставрацию Казанского государственного цирка. О деталях реконструкции одного из символов третьей столицы страны мы также подробно рассказывали, хотя тогда речь еще шла о несколько меньшей сумме. Других претендентов на полумиллиардный подряд не оказалось. А во втором квартале «Евростройхолдинг+» подписал еще один договор на ремонтно-реставрационные работы по Казанскому цирку ценой 99,5 млн рублей. Таким образом, стоимость работ выросла до 650 млн рублей — и это, видимо, не предел.
Региональный благотворительный общественный фонд развития музыкального исполнительства РТ Sforzando получил от минкульта 12,7 млн рублей
sforzando ЗАМЕТИЛИ
Далее мы сосредоточимся на подрядчиках, заключивших договоры с министерством за последние 12 месяцев. Таковых контрактов с сентября-2018 по август-2019 набралось 286 единиц на сумму почти 255 млн рублей.
Региональный благотворительный общественный фонд развития музыкального исполнительства РТ Sforzando (4) получил от минкульта 12,7 млн рублей. Учредители этого семейного фонда — народный артист РТ Мнир Соколов, его супруга Ирина, их сын Данияр — пианист, выпускник Казанской консерватории, а также Денис и Юлия Шашкаровы. Подробностями деятельности — как мероприятий, так и финансирования — Данияр поделился с «БИЗНЕС Online» в 2017 году. Из последних новостей можно отметить, что оркестр фонда выступил на фестивале в Кремле и на набережной озера Кабан во время проведения WorldSkills 2019 в Казани.
В рамках Sforzando работает свой молодежный симфонический оркестр, на деятельность которого фонд получал и грант президента России. Sforzando реализует оперные проекты под открытым небом, лабораторию KazanOperaLab, а директор фонда Данияр Соколов был продюсером проекта свияжского композитора Александра Маноцкова «Сны Иакова», получившего главную театральную премию страны «Золотая маска».
Уточним, что ранее от минкульта РТ (как бы это странно ни выглядело) фонд Sforzando заказов не получал. В целом местные распорядители бюджетных средств, мягко говоря, не баловали благотворительный фонд: лишь ГБКЗ им. Сайдашева заказал за 70 тыс. рублей выступление оркестра Sforzando на новогоднем концерте в декабре 2016 года. Тем весомее выглядит его четвертое место в нашем рейтинге.
Выгодным WorldSkills 2019 оказался для Айсылу Салимовой: ее компания «Овим» получила подряд на 10,6 млн рублей
КТО НАВАРИЛСЯ НА WORLDSKILLS…
6 контрактов и суммарно 11,6 млн рублей достались казанскому ООО «Антей-Групп» (5) Марии Оленич. Компании посчастливилось, в частности, получить подряды на подготовку празднования Дня республики (3,9 млн), празднования 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне (3,7 млн) и проведения 3-го фестиваля The Kremlin Confederation of ART, а также музыкального вечера в рамках мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills.
Всего за свою историю «Антей-Групп» собрало госзаказов на 60 млн рублей. Самый крупный, на 6 млн, компания получила от минобра РТ на проведение международной олимпиады по русскому языку в 2016 году. Также среди заказчиков фирмы Оленич числятся минспорт, КНИТУ-КАИ.
Выгодным WorldSkills 2019 оказался и для Айсылу Салимовой: ее фирма «Овим» (9) получила подряд на 10,6 млн рублей. Этого оказалось достаточно, чтобы попасть в первую десятку подрядчиков на дистанции 12 месяцев.
В общей сложности компания Салимовой успела за 2016–2019 годы собрать заказов на 70 млн рублей. Самые крупные прошли по линии минкульта, но напрямую был получен только вышеупомянутый. Другие же распределялись через подконтрольный министерству музей «Казанский Кремль», и самым урожайным месяцем для «Овима» при этом стал апрель: 10,8 млн в апреле-2018; плюс 10,5 млн в марте-2019, плюс 9,1 млн в ноябре-2018, плюс 8,2 млн в апреле-2017 и еще 5,2 млн в апреле-2016. Вторым большим другом компании стал республиканский онкодиспансер, выделивший нашему герою на санитарно-гигиеническое содержание помещений 6,5 млн рублей в январе-2017 и еще 7,1 млн рублей в декабре того же года.
7,3 млн рублей на продвижение Сабантуя в регионах РФ получило московское ООО «Кинокомпания «ЗемляНика»
…И НА САБАНТУЕ
Также в мае 7,4 млн на обеспечение участия артистов в народном празднике Сабантуй-2019 в странах ближнего и дальнего зарубежья получило ООО «Малибу» (13) Любови Павлюковой. Впрочем, об этой компании из Екатеринбурга, специализирующейся на организации массовых мероприятий и пока безуспешно сражающейся на тендерах татарстанского АИРа, мы уже подробно рассказывали, разбирая подряды агентства инвестиционного развития Татарстана.
Пока фирма «Малибу» сфокусировалась на зарубежье, чуть меньшую сумму, в 7,3 млн рублей, на продвижение Сабантуя в регионах РФ получило московское ООО «Кинокомпания „ЗемляНика“» (6).
Капитал кинокомпании на паритетных началах контролируют Анастасия Нечаева и Светлана Агуреева. Всего с 2014 по 2019 годы организация выиграла подрядов на 76 млн, три крупнейших — от минкульта РТ. Кроме упомянутого контракта, в прошлом году «ЗемляНика» получила 4,7 млн на продвижение все того же Сабантуя в странах ближнего и дальнего зарубежья (получается, за год этот заказ подорожал в 1,6 раза?). В текущем году московским киношникам перепало еще 3,9 млн... Угадаете, на что? Правильно! На организацию концерта мастеров искусств Татарстана и федерального Сабантуя в Новосибирске.
как ДЕТИЩЕ ЛЕГЕНДАРНОГО ЭКС-ДИРЕКТОРА КАМАЛОВСКОГО ТЕАТРА КОНКУРИРОВАЛО САМО С СОБОЙ
В мае текущего года 11,1 млн рублей на проведение международного фестиваля студенческих спектаклей (национальных студий) Nauruz school получил благотворительный фонд «Сайяр» (7), учрежденный некогда легендарным директором театра им. Камала Шамилем Закировым, скончавшимся в 2012 году (с 2013-го пост директора фонда занимает Лера Фархутдинова — бывший главбух Камаловского театра). Этот заказ вообще стал крупнейшим для «Сайяра», собравшего от минкульта подрядов на 21,5 млн рублей за 2012–2019 годы. Забавно, скажем так, выглядит тот факт, что в соответствующем конкурсе одновременно с фондом участвовало одноименное ООО «Сайяр», капитал которого на четверть принадлежит… самому фонду! Налицо участие в тендере двух юрлиц. Небольшим смягчающим обстоятельством может служить то, что на конкурс заявились еще три участника, а победителю пришлось уменьшить стартовую цену на 12%.
Так, в июне-2019 оба «Сайяра» заявились на тендер по бронированию, оформлению и продаже авиабилетов для участников VIII международной театральной мастерской Театрального института Университета Капошвара (Венгрия). Но выиграть не смог ни один из «родственников»: сделав скидку 8%, до 330 тыс. рублей, контракт забрало казанское ООО «Скайтрэвэл» Елены Улаевой и Марины Сейтумеровой.
2,8 млн рублей на закупке ж/д и авиабилетов, а также организации проживания деятелей культуры собрало ООО «Киви тур» в рамках подготовки фестиваля Young Euro Classic
В ЛОНДОН БЕЗ СКИДОК
Больше других участников нашего топ-40 по сумме (2,8 млн рублей) на закупке ж/д и авиабилетов, а также организации проживания деятелей культуры собрало ООО «Киви тур» (23) в рамках подготовки фестиваля Young Euro Classic. Скидки по двум договорам составили 19% и 22%, и опять для компании Юлии Аскаровой и Фариды Ишмаковой заказы минкульта стали первыми госконтрактами за 2,5 года существования.
Изучая контракты, связанные с разного рода поездками, мы обратили внимание на БТУ «Салават». Казанское бюро туристических услуг не смогло преодолеть порог вхождения в наш рейтинг, но получало довольно любопытные заказы. Курочка по зернышку, а контрактами с верхней планкой в 400 тыс. «Салават» Камиля Тарзиманова наклевал 861 тыс. рублей. Напомним, что с такой пороговой суммой можно без проблем провернуть сделку на условиях единственного поставщика: как следствие, в данном случае по всем 8 контрактам компании не пришлось делать скидку.
Как следует из документации договора ценой 137 тыс. рублей, представитель минкульта проживал 6 дней, с 9 по 15 сентября 2018 года, в отеле Danubius Hotel Regents Park. Как несложно посчитать, подобное обошлось казне в 22,8 тыс. рублей за сутки. «Это была служебная командировка для прохождения образовательной программы. Мы выбрали самый бюджетный вариант из предложенных организаторами мест проживания», — прокомментировали закупку в пресс-службе ведомства.
Еще 400 тыс. рублей «Салавату» в январе текущего года выделили на авиабилеты по маршруту Казань — Москва — Казань и проживание в гостиницах Первопрестольной. Поскольку класс, которым предпочитают летать слуги народа от минкульта, в документации не уточнялся, мы решили задать вопрос представителям ведомства. «По данному контракту сотрудники министерства культуры Республики Татарстан, в том числе министр культуры, летали экономклассом. В рамках этого контракта было совершено 19 поездок», — пояснили нам в пресс-службе министерства.
Добавим, что турбюро весьма успешно подвизалось на ниве госзаказа, получая подряды от различных ведомств и госкомпаний РТ. В декабре 2015 года фирме досталось 3,8 млн от агентства инвестразвития РТ, а в июле 2018-го — 3 млн от театра им. Камала.
20 ТЫС. ЗА ПОРТРЕТ ПРОКУРОРА АМИРОВА, 14 МЛН ЗА «АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ» ПАННО
Тезка уволенного на днях тренера московского «Спартака», предприниматель Олег Кононов (8), в декабре-2018 подрядился поставить минкульту реставрационное оборудование стоимостью 10,7 млн рублей. В общей сложности предприниматель, занимающийся поставками станков и машин, собрал госзаказов на 19,9 млн рублей, то есть доля министерства культуры составляет 54% от «госпортфеля».
Второй по величине подряд, на 2,7 млн рублей, был получен Кононовым также в декабре 2018-го, но уже от казенного учреждения «Омскоблстройзаказчик» и предусматривал поставку микроскопа для Омского областного музея изобразительных искусств им. Врубеля.
Но особый интерес представляет серия закупок произведений искусства минкультом, в том числе для пополнения музейного фонда Татарстана. Коридор расходов тут широк. Нижняя граница — это 10 тыс. рублей за две картины: «Пушинка» (1991 год, бумага, офорт, лавис, 19 × 18) и «Зимка» (с аналогичными параметрами, только размером 22 × 32), приобретенные у Ирины Антоновой. Верхняя — 14 млн рублей за монументально-декоративное панно «Следы времен» от ООО «Болгарская археологическая экспедиция» (2). Для фирмы, подконтрольной Игорю Григорьеву, это стало самым большим контрактом, который обеспечил ей «серебро» нашего топа.
В среднем за свои произведения художники получали от 60 тыс. до 100 тыс. рублей. Среди прочих отметим «Портрет прокурора Кафиля Амирова» авторства Рушана Шамсутдинова, оцененный в 20 тысяч. Порадуемся как за художника, так и за Кафиля Фахразеевича, портрет которого был признан национальным достоянием и пополнил ряды произведений искусства республиканского значения.
За 5,4 млн рублей минкульт приобрел коллекцию антикварных предметов на религиозную тематику. В роли продавца выступило ООО «АФ Лига», подконтрольное Александру и Людмиле Пономаревым
АНТИКВАРИАТ ОПТОМ
За 5,4 млн рублей минкульт приобрел коллекцию антикварных предметов на религиозную тематику (книги, антикварные журналы, гравюры, фотографии, литографированные открытки, живопись, предметы декоративно-прикладного искусства — всего 342 единицы хранения), коллекцию из 17 икон и 18 изделий из ткани. В роли продавца выступило ООО «АФ Лига», подконтрольное Александру и Людмиле Пономаревым.
Еще 1,5 млн рублей министерство заплатило за другую коллекцию антикварных книг на религиозную тематику (18 единиц) и коллекцию икон, окладов, предметов декоративно-прикладного искусства (61 единица).
Александр Николаевич занимает должность ректора в образовательном учреждении «Институт социальных и гуманитарных знаний». Согласно информации на сайте ИСГЗ, созданный в 1991 году вуз стал первым негосударственным в Казани. Также Пономарев является исполнительным директором союза антикваров РТ. И относительно недавно, при подготовке апрельского обзора, посвященного татарстанскому рынку труда РТ, мы познакомились со строительной компанией Пономарева СФ «Квадрат», которая была готова щедро платить сварщикам.
Минкультуры РТ тоже не жмется, покупая предметы искусства у татарстанцев, и кто-то становится его постоянным партнером. Например, Равкату Мухаметшину в декабре прошлого года ведомство заплатило 450 тыс. рублей за ювелирные изделия, из них 250 тыс. — за футляр для молитв, коранницу (реконструкция XI–XII веков). В 2017 году Мухаметшин получил за ювелирку 200 тыс., а еще двумя годами ранее — 300 тыс. рублей.
Самый большой улов на книгах у ГУП РТ «Татарское книжное издательство». На 9 контрактах на поставку книг Сары Садыковой, Амирхана Еники и других авторов госкомпания собрала 13,4 млн рублей
КУПИТЬ права ЗА ТЫСЯЧУ, ПРОДАТЬ книгу ЗА МИЛЛИОН
Самый большой улов на книгах и «бронза» рейтинга — у ГУП РТ «Татарское книжное издательство». На 9 контрактах на поставку книг Сары Садыковой, Амирхана Еники и других авторов госкомпания собрала 13,4 млн рублей.
Куда скромнее добыча — 2,2 млн — у издательства «Заман» (25) Айрата и Марата Гарифзяновых: им было получено 1,1 млн на 500 экземпляров книги «Альфия Ильясова. Образы исламской мифологии». В общей сложности за 2011–2019 годы от минкульта ИД «Заман» получил заказов на 24 млн рублей. Самый крупный от ноября 2014 года стоил 2,1 млн рублей, а его предметом была серия произведений искусства вместе с авторскими правами: «Древности Биляра», том второй «Булгарское серебро». Ее авторам К.А. Руденко и М.Ф. Гарифзянову, вероятно, повезло больше (хотя бы в материальном плане), чем их коллегам, о которых речь пойдет ниже.
Сумму в 650 тыс. рублей на книгу «Исследования фортификации города Болгара в 2014–2015 годах» министерство выделило ООО (29), которое в мае 2019 года было ликвидировано его основателем Юрием Григорьевым. Из материалов договора следует, что центр музейного проектирования приобрел авторские права на книгу у двух авторов, Павла Русакова и Владимира Коваля, оценив труд каждого в 1 тыс. рублей. При этом в документации уточняется, что сюда входит сумма налога на доходы физлиц и компания, выступая налоговым агентом, сразу вычла НДФЛ в пользу государства. Итого создателям данного труда на руки полагалось по 870 рублей.
За 1 млн рублей минкульт купил у этой же компании книгу «Троицкая церковь: история. Исследование. Реставрация». Сама фирма Григорьева приобрела копирайт за 1 тыс. рублей у ООО «Реставрационный центр — архитектура, производство, обучение» (Волгоградская область) Александра Попова.
В 350 тыс. рублей минкультуры оценило книгу «Музейный парк» — и тут центр музейного проектирования расщедрился: авторские права «Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ» оценили в 3 тыс. рублей.
Итого на авторские права компания потратила 6 тыс. целковых, а от минкульта за свои труды получила 2 млн рублей.
Остается добавить, что за 2014–2018 годы центр музейного проектирования собрал госзаказов на 35 млн рублей. Крупнейшие контракты показывают, что на одном только книжном копирайте Григорьев не зацикливался, ведь 3,5 млн в августе и 7 млн в ноябре 2016 года бюджет выделил компании на работы по музеефикации медресе в селе Сатышево Сабинского района плюс 3,9 млн в декабре-2014 — на картины, рисунки и пастели, выполненные от руки.
Резеда Ахиярова (в центре) продала права на 7 своих произведений оптом за 216 тыс. рублей
НЕИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА НА МУЗЫКУ ВЫГОДНЕЕ, ЧЕМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ НА КНИГИ?
Продавать даже неисключительные права на свои музыкальные произведения к спектаклям оказалось выгоднее, нежели авторские права на книги. Так, композиторы получили от 12 тыс. рублей за Little and big Question Юлии Бекбулатовой и 15 тыс. за Perharps…? Елены Анисимовой до приличных гонораров для живых классиков, например 210 тыс. рублей за Концерт №2 для фагота с оркестром Анатолия Луппова. Резеда Ахиярова продала права на 7 своих произведений оптом за 216 тыс. рублей. Особняком также стоит самый раскрученный сочинитель музыки в республике из молодого поколения Эльмир Низамов, которому заплатили суммарно 272 тыс. рублей.
Особняком стоят глава союза композиторов РТ Рашид Калимуллин (на фото), собравший заказов на 350 тыс. рублей, а также Эльмир Низамов, которому заплатили суммарно 272 тыс. рублей
Хотите знать, сколько стоят права на пьесы? К примеру, за неисключительное право на использование драматического «Тыкырыкта булды бу хәл» Зульфат Хакимханов (известный драматург Зульфат Хаким) получил 200 тыс., за «Килә ява, килә ява» — 227 тыс. рублей. Рашид Загидуллин и Шамиль Фахрутдинов получили по 70 тыс. за передачу неисключительных прав на произведение «Гомер буе сине көтәм». Пикантности этой закупке добавляет тот факт, что Загидуллин — это не кто иной, как недавно покинувший свое кресло с подачи министра Аюповой главный режиссер театра им. Тинчурина. Вместе с Фахрутдиновым они писали пьесы под общим псевдонимом Ильгам Гали, и засилье этих драматургических опусов, не вызывающих интереса у других театров, было одной из причин недовольства главрежем. А вот авторы произведения «Пришлый» получили разные суммы: Сюмбель Гаффарова — 113 тыс., а Ркаил Зайдуллин (новоиспеченный депутат Госсовета РТ Ркаил Зайдулла) — 157 тыс. рублей. Интересно, что автором этой пьесы, которая поставлена в Камаловском театре, является Гаффарова, но Зайдулла, видимо, принял участие в ее переводе.
Не обделили авторскими гонорарами и главного режиссера театра им. Камала Фарида Бикчантаева. За право использования своей постановки «Взлетел петух на плетень» (инсценировку повести Аяза Гилязова) он получил 61 тыс. рублей. На этом же произведении заработал 45 тыс. рублей соавтор инсценировки Илтузар Мухаматгалиев.
Изученные нами контракты заставили нас задуматься, как определяются цены на право использовать музыкальные, драматические произведения, а также стоимость картин. Этот вопрос мы адресовали минкульту. Как нам объяснили в его пресс-службе, при ведомстве работают экспертные советы по приобретению произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, по драматическому и по музыкальному искусству. «Все заявленные произведения обязательно проходят экспертную оценку и утверждаются протоколом заседания. Экспертная комиссия учитывает профильное образование заявителя, его звания (заслуженный работник РТ, РФ; заслуженный деятель искусств РТ, РФ; народный художник, писатель РТ, РФ; лауреат Госпремии РФ, РТ и так далее). Также экспертным советом утверждены размеры авторских вознаграждений на создание драматических, музыкальных, музыкально-драматических и литературных произведений», — объяснил механизм представитель министерства.
Не обделили авторскими гонорарами и главного режиссера театра им. Камала Фарида Бикчантаева. За право использования своей постановки «Взлетел петух на плетень» он получил 61 тыс. рублей
Из стройного ряда поставщиков предметов искусства выделяется московская компания «Сат Нам» — прежде всего из-за нетипичного заказа. Она заключила в сентябре 2018 года контракт с минкультом суммой 410 тыс. рублей на изготовление мемориальной доски выдающейся оперной певице, народной артистке РСФСР и ТАССР Мунире Булатовой. Договор на этот памятник фирма «Сат Нам» получила, не делая скидок от стартовой цены. Хотя в минувшем июне в конкурсе на изготовление другой мемориальной доски — классику татарской литературы Амирхану Еникееву — компании пришлось уступить 27%, снизив свои запросы с 300 тыс. до 220 тыс. рублей.
Любопытная деталь. Судя по официальному сайту торговой компании «Сат Нам», в ее ассортимент входят различные электронные периферийные устройства — наушники, адаптеры, блоки питания и т. д., вплоть до летающих спиннеров. Однако ни о каких гравировках, лепнинах, дизайнерских и прочих работах, сколько-нибудь близких теме заказов минкульта РТ, речи не идет.
Основатель компании, созданной в 2013 году, и ее единственный учредитель на сегодня — Павел Бердников. У него есть и другой бизнес — ООО «Кузня», занятое производством аксессуаров для одежды, но у этой фирмы, судя по опубликованной в базах данных отчетности, обороты нулевые.
Компания «Сат Нам» заключила в сентябре 2018 года контракт с минкультом суммой 410 тыс. рублей на изготовление мемориальной доски выдающейся оперной певице, народной артистке РСФСР и ТАССР Мунире Булатовой
КОГО НАКОРМИЛ ФЕСТИВАЛЬ МУСУЛЬМАНСКОГО КИНО
С огромной скидкой 41% от стартовой цены татарстанское АНО «Время Кино» (12) вырвало из рук «ЗемляНики» 7,7 млн рублей на организацию проекта «Кино за семь дней». Этот контракт стал первым выигранным госзаказом в истории организации. Учредителями некоммерческой структуры, созданной в декабре 2017 года, стали Альбина Нафигова, Екатерина Игнатьева и бывший директор казанского кинотеатра «Мир» Александр Ишимов. Нафигова ныне — один из самых известных кинодеятелей республики, ранее она была программным директором казанского фестиваля мусульманского кино, сейчас возглавляет форум «Время кино», а также помогает серьезным компаниям снимать в Татарстане. Скажем, Нафигова и Ко имели самое непосредственное отношение к выбору локаций для съемок в Казани и окрестностях сериала «Зулейха открывает глаза».
Ульяновское ООО «Коннект» (10) Заура Насирова этой весной выиграло контракт стоимостью 8,5 млн рублей на организацию мероприятий в рамках 15-го международного фестиваля мусульманского кино, стартовавшего 24 апреля 2019 года. В него были включены неизбежная красная дорожка, открытие, синхронный перевод на церемониях открытия и закрытия, торжественный ужин, приглашение российских звезд кино (не менее пяти человек с фильмографией не менее пяти картин у каждого) и звезд мирового кинематографа (с аналогичными требованиями), продюсеров и режиссеров фильмов (не менее 8 человек) и т. д.
С огромной скидкой 41% от стартовой цены татарстанское АНО «Время Кино» вырвало из рук «ЗемляНики» 7,7 млн рублей на организацию проекта «Кино за семь дней»
Организация фестиваля мусульманского кино стала третьим по сумме контрактом в истории ульяновской компании. Крупнее оказались договор на 9,8 млн рублей с комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга на проведение конференции «Синепозиум-2019» и на 9,5 млн — с министерством образования и науки РТ на организацию международной олимпиады по татарскому языку. При этом четвертое место в портфеле Насирова также осталось за татарстанцами: республиканское минэкономики в ноябре-2018 раскошелилось на 8 млн деревянных для проведения республиканского общественного конкурса «Руководитель года». Похоже, «Коннект» неплохо «законнектился» с местными распорядителями бюджетных денег, а всего с ноября-2015 по июль-2019 компания собрала госзаказов на 246 млн рублей.
Что касается делового прошлого самого Насирова, то в 2015 году он переоформил ООО «Фиеста» на Айрата Исмагилова, на котором висит 511 связей в различных организациях, и годом позже компания по отлаженной схеме присоединилась к «помойке» ненужных фирм ООО «Фиш». Не меняя себя как директора и учредителя на подставное лицо, также на «помойку» ООО «Леск» Насыров отправил в 2016 году свое ООО «Фиеста плюс».
Оформить декорациями фестиваль мусульманского кино за 1,1 млн подрядилось ООО «Абрис» (37) Наиля Салахова. В декабре-2018 компания оформляла «Дом дружбы народов Татарстана», а в сентябре и вовсе получила свой лучший госзаказ — 4,65 млн от минлесхоза на проведение торжественного мероприятия к Дню работников леса.
Ульяновское ООО «Коннект» (10) Заура Насирова этой весной выиграло контракт стоимостью 8,5 млн рублей на организацию мероприятий в рамках 15-го международного фестиваля мусульманского кино
Победителем сразу нескольких тендеров за последние 12 месяцев суммарно на 2,9 млн рублей стала предпринимательница Дарья Артемьева (22). Так, она получила весомый контракт ценой 2,3 млн на обеспечение деятельности пресс-центра и организации информационной компании 15-го фестиваля мусульманского кино. Что характерно, годом ранее обеспечить деятельность пресс-центра Артемьева взялась всего за 1 млн рублей. Еще 537 тыс. рублей было получено ею на продвижение мероприятий в целях популяризации проектов минкульта в 2019 году, а также по организации работы в соцсетях и с лидерами мнений.
Идем далее: в марте 767 тыс. на изготовление наградной продукции получило ООО «Золотой город +» Ирины Мухачевой и Анны Трофимовой. Зеленый свет для этой компании загорелся при новом министре, до 2018-го госконтракты отсутствовали в ее портфеле. Однако в июне прошлого года компаньонкам удалось получить от подконтрольного минкульту «Татаркино» 575 тыс. на изготовление статуэток для 14-го фестиваля фестиваля мусульманского кино, прошедшего в сентябре. Но если в 2018 году, беря заказ не напрямую от минкульта, «Золотой город +» снизил цену на 33% от стартовой отметки, то в текущем году скинул только 3% — опыт берет свое.
Дубляж и озвучивание, наложение субтитров и запись фильмов фестиваля — все это входит в контракт стоимостью 493 тыс. рублей, который получило ООО «Компания Аксу». Также прошлым летом фирме Раиля Минакова минкульт выделил почти 300 тыс. за аренду сценических конструкций для II фестиваля The Kremlin Confederation of ART. Свой крупнейший заказ весом около 1,3 млн «Аксу» получила от ГУП «Татарское книжное издательство» за поставку кукольных театров на магнитиках.
Транспортная компания «Буревестник» за рассматриваемые 12 месяцев получила заказы на 1,8 млн рублей
«ИЗВОЗЧИКИ» ДЛЯ ТАТАРСТАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Транспортное обеспечение фестиваля за 535 тыс. рублей взяла на себя Аделя Назипова. Также в апреле она получила 224 тыс. за транспортные услуги в ходе гастрольного тура коллектива Государственного ансамбля песни и танца. При этом Назипова довольно плотно работает и с учреждениями, подконтрольными минкульту. Например, тот же музей «Казанский Кремль» выложил за обслуживание туристических маршрутов 900 тыс. рублей в марте, а в июле — еще 774 тысячи. Из других свежих контрактов выделим тот, согласно которому Назипова взяла на себя перевозку учащихся ГАОУ «Школы Иннополис» за 227 тыс. рублей.
Транспортная компания «Буревестник» (30) Вячеслава Улитина в дополнительном представлении не нуждается. Уточним лишь, что за рассматриваемые 12 месяцев фирма получила заказов на 1,8 млн рублей — на обслуживание гастролей хора и симфонического оркестра Казанской консерватории им. Жиганова (1,65 млн) и обслуживание начальников управлений культуры муниципальных образований (140 тысяч).
Из прочих перевозчиков предметов искусства можно отметить московскую компанию «Сти Карго Сервис» (33) Андрея Салтановича, которая за 2018–2019 годы успела собрать от разных заказчиков подрядов на 143 млн рублей, и тоже московскую фирму «Файнартвэй» (34) Ильи Вольфа, «настрелявшую» заказов на 89 миллионов.
Местному производителю гармоней Айрату Харисову минкульт заказал партию его изделий на 6,4 млн рублей — это первый госзаказ в истории предпринимателя за все время его работы, с 2013 года
ГАРМОШКИ МЕСТНОГО МАСТЕРА И РОЯЛЬ ЗА 3 МЛН РУБЛЕЙ
Материально-техническую базу татарстанской культуры укрепляли не только книгами, картинами, украшениями, памятными досками, декорациями и наградными призами, но и музыкальными инструментами. Так, местному производителю гармоней Айрату Харисову (16) минкульт заказал партию его изделий на 6,4 млн рублей — это первый госзаказ в истории предпринимателя за все время его работы, с 2013 года. На официальном сайте татарстанского мастера можно посмотреть, как выглядят его инструменты, а в этом видео Харисов лично демонстрирует, как они звучат.
За поставку рояля казанской детской музыкальной школе №8 местное ООО «Все для музыкантов» (21) Вячеслава Чигасова получило 3,3 млн рублей (!), или $50 тысяч. Всего за 8 с лишним лет, начиная с 2011-го, фирма получила от разных ведомств заказов на 87 млн рублей.
На официальном сайте компании Чигасова среди причин выбрать именно этого поставщика указаны цены «как на Aliexpress или дешевле». Вот только в широком ассортименте сувениров, офисных принадлежностей, одежды и аксессуаров и т. п. мы не обнаружили музыкальных инструментов, а по запросу «Рояль» находились только брелоки такой формы, но история поставок говорит сама за себя. Так, в 2014 году минкульт заказал у «Все для музыкантов» инструменты для школ на 4,8 млн рублей, в ноябре 2011-го на 5,8 млн рублей была укомплектована филармония им. Тукая. Судя по ряду договоров (скажем, на цифровое пианино за 43 тыс. для детсада из Хабаровского края, партию балалаек за 294 тыс. для управления культуры и туризма Липецкой области и на 3,2 млн — департаменту культуры Москвы), у фирмы Чигасова есть опыт поставок музыкальных инструментов клиентам разных регионов.
И все же почему для детской музыкалки покупают дорогой инструмент ценой более 3 млн рублей? Этот вопрос мы адресовали пресс-службе минкультуры, не ожидая получить на него ответ длиной в страницу печатного текста. В нем указывалось: на 70-летие, которое отмечает в этом году детская музыкальная школа №8. Далее следовал длинный список выдающихся выпускников, начиная с Рената Ибрагимова, а также перечисление заслуг нынешних воспитанников: участие в молодежном симфоническом оркестре РТ, симфоджаз-оркестре, городском фольклорном ансамбле гармонистов и кураистов и т. д. «В связи с праздничным мероприятием для ДМШ №8 был приобретен рояль марки C. Bechstein Academy A190. Рояли этой марки обладают широчайшим тембральным спектром и тончайшей нюансировкой, это инструмент премиум-качества с великолепно отлаженным акустическим и игровым механизмом. Предназначен для концертного исполнительства, что чрезвычайно важно в процессе воспитания и концертного обучения юных одаренных пианистов», — сказал представитель министерства, добавив, что на базе детской музыкальной школы №8 планируется постоянно проводить концерты одаренных детей республики. Что ж, без хорошего инструмента взрастить большой талант и впрямь затруднительно, если вообще возможно. Скажем, сколько отечественных Блэкморов и Нопфлеров, мечтавших о легендарных «стратокастерах» от Fender, загубили свой талант «дубовыми» гитарами «Урал»…
Поставить минкультуры оригинальные картриджи для принтеров на 29 тыс. рублей в ноябре 2018 года подрядилось ООО «Контраст-Сервис»
ПРЕСЛОВУТЫЕ КАРТРИДЖИ И АТЛАСЫ КАЗАХСТАНА
Поставить минкультуры оригинальные картриджи для принтеров на 29 тыс. рублей в ноябре 2018 года подрядилось ООО «Контраст-Сервис». Единственный учредитель компании, он же ее директор и единственный штатный работник — Андрей Чебенев. В общей сложности в 2014–2018 годах компания Чебенева собрала весьма приличный, с учетом ее специфического вида деятельности, пакет госзаказов на 52,8 млн рублей. Самый крупный, на поставку картриджей общей стоимостью 8,7 млн рублей в пользу ГКУ «Дирекция финансирования программ БДД РТ», «Контраст-Сервис» получил в сентябре-2016. Из прочих можно отметить договор 2017 года с республиканским отделением пенсионного фонда на 5,9 млн рублей и контракт с минюстом РТ на 1,7 млн, заключенный прошлой осенью.
Но, похоже, микропредприятие сматывает удочки. Во всяком случае на 5 сентября счета компании были заблокированы по требованию налоговой. При этом в июле требование судебных приставов Ново-Савиновского района Казани по налогам и сборам на 187 тыс. рублей было возвращено истцу ввиду невозможности разыскать должника или имущество «Контраст-Сервиса», а ведь по результатам 2018 года фирмой была получена чистая прибыль 783 тыс. рублей, на 1 января чистые активы составляли 1,4 млн, а краткосрочная кредитная нагрузка компании — меньше выручки за один месяц.
Ранее мы писали о том, как ООО «Технологии», коллега Чебенева по цеху, смогло поставить в 2016–2018 годах во многие ведомства и учреждения Татарстана поддельные картриджи под видом оригинальных. Общий ущерб госструктур, по оценке МВД, составил более 100 млн рублей. Кстати, тогда корреспонденты «БИЗНЕС Online» также не нашли компанию «Технологии» по адресу, указанному в отчетности.
Наконец, не только переименованием в столице РТ улицы Эсперанто в честь экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева укрепляются связи наших республик. В начале года минкульт решил заказать для нужд государственных и муниципальных библиотек 100 экземпляров «Большого атласа Республики Казахстан» за 1,22 млн рублей (или 12,2 тыс. за штуку), которые на условиях единственного поставщика освоило московское ООО «ИПЦ „Интергрупп“» (35). Конечно, книга из 888 страниц с 2 тыс. иллюстраций и 400 карт, картосхем и планов — это круто, но зачем в таком количестве? Сообщалось, что большинство библиотек получит по две копии атласа, а в Национальной библиотеке РТ будет храниться сразу 10 экземпляров издания.
Смысла подобной затеи читатели «БИЗНЕС Online» откровенно не поняли. Впрочем, логика государственных закупок (в данном случае, возможно, ее инициатором и не был сам минкульт РТ) не всегда поддается объяснению — по крайней мере, если смотреть на процесс со стороны. Но мы все же надеемся, что в наших следующих рейтингах поставщиков очередных министерств и ведомств Татарстана необъяснимого будет как можно меньше.
Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 67
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.