В ряде компаний Татарстана наличие степени магистра делового администрирования уже стало обязательным требованием к кандидатам на руководящие должности В ряде компаний Татарстана наличие степени магистра делового администрирования уже стало обязательным требованием к кандидатам на руководящие должности

ТАМ, ГДЕ УМНЫХ УЧАТ НЕ БЫТЬ БЕДНЫМИ

По образному выражению одного из выпускников, МВА — «это школа, где умных учат не быть бедными». Основной контингент выпускников MBA — менеджеры высшего звена или те, кто претендует в ближайшее время на такую позицию. Немало среди них и собственников бизнеса. То есть на программу приходят представители наиболее мобильной и энергичной части общества, для которых не существует ни социальных, ни географических границ. Ведь обладатели квалификационной степени в менеджменте Master Of Business Administration (так полностью расшифровывается МВА) могут затем применять свои знания в любой стране мира. 

Среди слушателей программ пока преобладают мужчины. В ближайшей перспективе гендерный состав выпускников должен стать равномерным — уже сейчас доля женщин, получающих MBA в России, составляет 30–40%. Объясняется это тем, что наши соотечественницы сегодня все активнее занимают управленческие позиции либо организуют собственное дело. MBA дает в первую очередь инструментарий практического бизнеса: как анализировать и прогнозировать рынки, вести себя в реальной бизнес-среде и действующем правовом поле, как находить новые ниши, выстраивать отношения между людьми, то, что называют софт-скиллс, или Management Art. Сейчас к этому добавился еще большой блок, связанный с цифровыми технологиями: блокчейном, искусственным интеллектом, виртуальной реальностью и анализом больших данных — столь необходимыми сегодня любой компании для рывка в будущее.

Настоящая программа MBA всегда дает прикладные навыки для развития карьеры и построения компании, которые позволяют вам анализировать ситуацию, видеть перспективу и принимать верные решения, — сообщили нам в одной ведущих бизнес-школ СНГ *City Business School. — И при выборе нужно обращать внимание на то, чтобы основная часть курса была отдана именно практике, поскольку отечественные программы иногда излишне теоретизированы. Поэтому качественные школы приглашают вести модули исключительно бизнес-практиков — топ-менеджеров, основателей компаний, известных консультантов уровня Игоря Манна, которые могут поделиться со слушателями кейсами из личной практики, а не примерами из учебников. Дополнительный плюс, если с программой сотрудничают зарубежные партнеры, ведь не секрет, что многие инновации в управлении появляются сначала на Западе, а затем приходят в Россию».

По образному выражению одного из выпускников, МВА — «это школа, где умных учат не быть бедными». Основной контингент выпускников MBA — менеджеры высшего звена или те, кто претендует в ближайшее время на такую позицию По образному выражению одного из выпускников, МВА — «это школа, где умных учат не быть бедными». Основной контингент выпускников MBA — менеджеры высшего звена или те, кто претендует в ближайшее время на такую позицию

КОГДА МОЛЧАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗОЛОТО

В шутке о том, что хороший преподаватель MBA на занятиях в основном молчит, есть доля правды. Первоочередная задача бизнес-тренера — не просто транслировать информацию, а расшевелить аудиторию, заставить их задуматься, чем живет их предпринимательская деятельность, локальная экономика, побудить на «мозговой штурм» и сформировать по итогам практические рекомендации.

Персонализированный подход, говорят эксперты, — это заметный тренд, который сегодня зарождается на рынке MBA. Еще пять-семь лет назад все занятия были стандартизированы: теоретические аспекты сочетались с классическими бизнес-кейсами. А сегодня преподаватели подбирают кейсы более индивидуально, с учетом потребностей конкретного бизнеса или компании, их программы адаптируются под определенную отрасль — от информационных технологий и банковской сферы до индустрии красоты и ресторанного бизнеса. Развивается институт персональных наставников — тьюторов, которые выстраивают с каждым слушателем прочную обратную связь.

Слияние российских и международных программ обучения MBA — еще одна заметная тенденция. Основные дисциплины программ аккредитованных российских учебных заведений практически не отличаются от западных: как в России, так и за границей слушатели изучают стратегический менеджмент, маркетинг, управление финансами, проектами, персоналом, развитие лидерских качеств и так далее.

Программа MBA даёт новые деловые связи и контакты, позволяя обмениваться опытом, знакомиться и поддерживать друг друга Программа MBA дает новые деловые связи и контакты, позволяя обмениваться опытом, знакомиться и поддерживать друг друга

Курс на глобализацию привел к еще одному интересному явлению — появлению дистанционных программ, причем как в российских, так и западных школах. Это позволяет бизнес-образованию переходить в формат on demand — «обучение по запросу», в момент потребности. Для его организации не нужны помощь традиционных посредников, которые оперируют стандартными учебными планами, или очные встречи в аудитории по расписанию. Достаточно привычного ноутбука. Обучение происходит, когда у слушателя есть возможность и потребность, в удобное время, из любой точки мира. Знания же поступают в конкретном объеме: это может быть раздел модуля, аудиотрек на заданную тему, видеоконсультация, короткий обучающий курс от эксперта. 

Так, в City Business School разработали собственную Систему дистанционного обучения. Новейшая программа MBA INTENSIVE 2019 представлена сегодня именно в онлайн-формате. Программа рассчитана на год, а выпускники получают сразу два диплома — российского образца, удостоверяющий право на ведение профессиональной деятельности в сфере менеджмента, и от Европейской Ассоциации EDLEA, аккредитующей программы дистанционного образования.

Такое дистанционное образование может стать хорошей альтернативой коротким программам «мини-MBA», которые в угоду запросам аудитории «сделать это по-быстрому» предлагают некоторые школы. Появилось даже сленговое определение подобным экспресс-программам — «управленческий фастфуд». То есть «утолить информационный голод» можно, насладиться процессом и получить пользу — вряд ли. MBA — процесс основательный, он не может быть короче 600 часов или длиться менее года.

Как в России, так и за границей слушатели изучают стратегический менеджмент, маркетинг, управление финансами, проектами, персоналом, развитие лидерских качеств и так далее Как в России, так и за границей слушатели изучают стратегический менеджмент, маркетинг, управление финансами, проектами, персоналом, развитие лидерских качеств и так далее

«КОРОНУ ПОПРАВЬ»: НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОГРАММЫ MBA

Когда говорят об историях успеха основателя империи Nike Фила Найта, главного операционного директора Facebook Шерил Кары Сэндберг, главного исполнительного директора General Motors Мэри Барры и еще сотен других известных персон, обучение на MBA подчеркивается как толчок, давший их карьере решающий импульс. При этом стоимость двухлетней программы в западных бизнес-школах достигает сотен тысяч долларов, а при поступлении приходится сдавать сложные экзамены и тесты. В России цены гораздо ниже, но и выбрать программу MBA сложнее, так как непонятно, на что в первую очередь ориентироваться. На стоимость? Отзывы? Рейтинги?

Во-первых, качественное бизнес-образование — история недешевая. Преподаватели топ-уровня получают соответствующие гонорары, а в бизнес-школу, предполагается, приходят люди, имеющие предпринимательские навыки, умеющие делать деньги. Кроме того, не будем забывать, что программа MBA дает новые деловые связи и контакты, позволяя обмениваться опытом, знакомиться и поддерживать друг друга. Но если программа привлекает слушателей исключительно соблазнительными ценами, будут ли эти люди носителями интересного для вас опыта и знаний?

Во-вторых, официальная проверка качества школ бизнеса. Наверняка вы рассматриваете аккредитацию бизнес-школы как гарант ее высокого уровня и надеетесь, что будущего работодателя впечатлит ее название. Но! В мире более 140 разных ассоциаций, аккредитующих программы бизнес-образования, и при этом широкой массе работодателей их названия ничего не говорят. А наиболее известные и влиятельные из них — только три высшие, которые обычно называют аккредитациями Тройной короны: это AMBA International, EFMD и AACSB International. 

Третий важный показатель — оценка рэнкингов, исследований ведущих бизнес-школ страны. Обычно их проводят авторитетные национальные деловые издания уровня Financial Times или Wall Street Journal. Выпускают подобные исследования и в России.

Наконец, «гласнарода» — отзывы в интернете самих выпускников, оценивающих свои бизнес-школы по многим параметрам: лучшие преподаватели, практическая направленность, польза для развития карьеры, связей, роста доходов. И это, пожалуй, наиболее информативная обратная связь.

Выходите на новый качественный уровень в карьере и бизнесе с новейшей программой MBA Intensive 2019 City Business School — это онлайн-формат, соответствие зарубежным стандартам MBA и полное руководство по ведению бизнеса.