В Арбитражном суде Москвы накануне решилась судьба исторического особняка в центре Москвы, отданного татарской общественности столицы на 49 лет в безвозмездную аренду. Управделами президента РФ и татарская культурная автономия заключили мировое соглашение. О том, чем это грозит «проживающим» в здании татарскому кафе и сувенирному магазину, почему процесс так затянулся и выделит ли Татарстан деньги на дом Асадуллаева, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
РОО «Татарская национально-культурная автономия Москвы» и ФБГУ «Управление по эксплуатации зданий высших органов власти» заключили в суде мировое соглашение
«МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ, КАК ОБЕЩАЛИ»
Татары Москвы отстояли дом Асадуллаева. Накануне в Арбитражном суде Москвы региональная общественная организация «Татарская национально-культурная автономия Москвы» (РОО-ТНКА) и ФБГУ «Управление по эксплуатации зданий высших органов власти» заключили мировое соглашение. «Мы договорились, как обещали. Готов передать суду три экземпляра подписанного мирового соглашения», — заявил на суде представитель истца. Ответчик, естественно, не возражал, а судья Кристина Хабарова постановила утвердить текст документа.
В тексте соглашения, как стало известно корреспонденту «БИЗНЕС Online», прописано, в частности, что до 1 декабря ответчик обязуется освободить здание от третьих лиц. (Однако внешне грозная формулировка ничем не грозит тому же кафе «Казан Чай Бар» и магазину сувениров, «проживание» которых в доме Асадуллаева стало одним из камней раздора. Их присутствие просто будет иначе оформлено юридически.) Также стороны договорились, что до конца 2021-го получат разрешения и согласования на уже проведенные в доме перепланировки, а к октябрю следующего года автономия должна предоставить управделами поэтажные планы и экспликации. В случае выполнения этих пунктов истец обязался не выдвигать претензий и не требовать расторжения договора о безвозмездном пользовании зданием.
Татары Москвы отстояли дом Асадуллаева, отданного татарской общественности столицы на 49 лет в безвозмездную аренду
«Сегодня произошло по-настоящему юридически значимое событие: стороны подписали мировое соглашение. Таким образом, судебный процесс, начавшийся в начале текущего года, завершился. Подписанию итогового документа предшествовал ряд консультативных совещаний сторон, шла работа над конечной версией соглашения, устраивающей все стороны. Результат — автономия остается в здании татарского культурного центра, отношения с учреждением актуализированы согласно букве закона», — прокомментировал итоги заседания адвокат Ришат Абдулгазин.
Председатель РОО-ТНКА Фарит Фарисов итогом судебного разбирательства остался доволен. «Практически вернули здание уже в третий раз. Очень много проверяли, нарушили ли мы что-то или нет и как привести все нормативные акты в порядок, чтобы в будущем правовых коллизий не было. Поэтому процесс так долго шел», — заявил он корреспонденту «БИЗНЕС Online» и поблагодарил за юридическую часть работы Ришата Абдулгазина, Эдуарда Юсупзянова, Тахира Мазитова и Руслана Нагиева.
«Мы практически вернули здание уже в третий раз. Очень много проверяли, нарушили ли мы что-то или нет и как привести все нормативные акты в порядок, чтобы в будущем правовых коллизий не было», — заявил Фарит Фарисов
«БЫЛО ДОКАЗАНО, ЧТО НИКАКОЙ АРЕНДЫ НЕТ»
Напомним, процесс длился с конца декабря прошлого года, когда управление по эксплуатации зданий высших органов власти управделами президента РФ подало иск к РОО-ТНКА, требуя вернуть исторический особняк в центре Москвы — дом Асадуллаева. Здание, находящееся в федеральной собственности, передали татарской общественности столицы еще в 2003 году, а в 2009-м с автономией подписали договор безвозмездного пользования на 49 лет. Однако в июне 2018 года управделами Владимира Путина неожиданно нагрянуло с проверкой в здание в Малом Татарском переулке, итогом которой стал иск в суд с требованием расторгнуть договор. При этом татарскую автономию обвиняли в нецелевом использовании здания и незаконных перепланировках. Например, претензии управделами вызвали упомянутые выше татарское кафе и сувенирная лавка.
В автономии все претензии отвергали и расторгать договор категорически не соглашались. Более того, ответчик в ходе одного из первых заседаний обнаружил в материалах дела якобы поддельные документы, подписанные предыдущим главой автономии Расимом Акчуриным, на которые ссылалось управделами. Адвокаты РОО-ТНКА также настаивали, что в деле ненадлежащий истец, и просили привлечь в качестве третьего лица правительство РФ, распоряжением которого в свое время здание было выделено татарам Москвы. Впрочем, эти попытки были тщетны: судья Хабарова отклоняла все ходатайства татар.
Татарскую автономию обвиняли в нецелевом использовании здания и незаконных перепланировках. Например, претензии управделами вызвали упомянутые выше татарское кафе и сувенирная лавка
Но спустя еще два месяца, в июне этого года, управделами президента РФ внезапно изменило позицию и согласилось пойти на мировое соглашение, от которого ранее категорически отказывались. Однако даже к августу стороны не смогли представить готовый и устраивающий всех документ, так что заседание вновь пришлось отложить, когда наконец истец и ответчик пришли к компромиссу.
«Было доказано, что никакой аренды нет. А под третьими лицами подразумеваются те профильные лица, которые занимаются тем, чем должны, — заявил Фарисов. — Например, татарские сувениры должны быть? Да. С этим согласились. Должна ли присутствовать татарская культура? Да. Согласились. Нужна ли татарская газета? Да. А нанесли ли переделки ущерб? Нет». Теперь, по его словам, «пункт за пунктом» начали приводить все шероховатости в нормативное состояние.
Татарстан решил взять финансирование огромного здания в центре Москвы на себя
«В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМ ПЕРЕГОВОРЫ С ТАТАРСТАНОМ»
Летом стало известно, что в дело с домом Асадуллаева вмешался Татарстан, который решил взять финансирование огромного здания в центре Москвы на себя. Как рассказывали нашему изданию источники, республика взамен просила передать особняк на свой баланс, что не устраивало ни федералов, ни московских татар. Сначала думали, по какой схеме финансировать дом Асадуллаева, а потом, как писал «БИЗНЕС Online», было решено провести деньги через всемирный конгресс татар, но при условии контроля со стороны полпредства РТ в РФ.
Сегодня Фарисов убеждал нашего корреспондента, что схема для финансирования так и не выбрана. «Вопрос финансирования, когда дело находится в суде, даже рассматривать нельзя. В ближайшее время возобновляем переговоры с Татарстаном. Решение есть, что это должно быть, но в какой форме, пока не установили», — заявил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 119
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.