Театр им. Камала представил на неделе первую премьеру сезона. На малой сцене стартовал #молодежныйвторник, когда за один вечер играется сразу три спектакля по пьесам трех современных женщин-драматургов, поставленные мужчинами-режиссерами. Побывав на премьере, корреспондент «БИЗНЕС Online» проникся тем, каким в новом проекте предстал современный татарский театр.
#молодежныйвторник — так назвали в театре им. Камала свою первую и довольно нетривиальную премьеру сезона
ТЕАТРАЛЬНЫЙ МАРАФОН
Инъекция современной татарской драматургии в организм главного национального театра республики случилась на этой неделе. Причем в довольно солидных дозах. #молодежныйвторник — так назвали в театре им. Камала свою первую и довольно нетривиальную премьеру сезона. Публику звали на настоящий марафон из трех спектаклей с двумя большими антрактами, из-за чего действо планировалось завершить лишь около полуночи (на самом деле получилось на час раньше).
Сюмбель Гаффарова, Энже Гиззатова, Гузель Сагитова — три новые татарские пьесы от начинающих авторов. Впрочем, «Пришлый» Гаффаровой идет здесь же, на малой сцене Камаловского театра, а одну из пьес Гиззатовой недавно читали на «Любимовке». Из списка драматургов разве что слегка выбивалась Сагитова, которую мы знаем как культурного журналиста, руководителя творческого объединения «Калеб», а ныне директора татарского ТЮЗа. Те, кто внимательно следит за лабораториями и драматургическими конкурсами, уже знали все эти тексты еще вне их сценического воплощения, а остальным, включая корреспондента «БИЗНЕС Online», предстояло первое знакомство с ними.
Главреж театра Фарид Бикчантаев выступил художественным руководителем всей постановки
Что же касается режиссеров, каждому из которых досталось по пьесе, то здесь несколько смущало легкое кокетство, заявленное в анонсе мероприятия: «Три молодых режиссера. Один уже опытный. Двое других делают первые шаги в профессии». Если с Олегом Киньзягуловым и Рамилем Гараевым было все ясно, то зачисление в отряд «молодых, но опытных» 57-летнего главрежа театра Фарида Бикчантаева (он же выступил художественным руководителем всей постановки) было не до конца понятным. Впрочем, к чести организаторов, к концу вечера стало понятно, что они не обманули.
Вообще, самая идея таких марафонов похвальна и, помимо всего прочего, призвана объединять, пусть и на один вечер, публику в особое комьюнити. Сразу вспоминается поход в МДТ на великий спектакль Льва Додина, 9-часовых «Бесов». Там тоже было два часовых антракта (правда, зрители их проводили за пределами театра), но к концу вечера создавалось полное ощущение, что ты вместе с соседями по партеру приобрел какое-то новое знание, доступное исключительно вам.
А в Камаловском еще и обещали табуированные темы вкупе с остросоциальными диалогами…
В антрактах играла живая музыка, здесь в качестве хедлайнера выступила абсолютно уместная для такого вечера Зарина Вильданова со своим инди-проектом
ЛЕНИН КАК МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ БАШНЯ
#молодежныйвторник — это не только спектакли, поэтому антураж вечера требует более детального, чем обычно, описания. «Театр Камала станет местом сбора татарской молодежи. На весь вечер театр будет отдан в хорошие руки. Не проворонь вечер! Преврати с нами вторник в пятницу!» — гласил анонс, где проводились даже смелые аналогии с 1968 годом.
В фойе театра была действительно активная движуха. В антрактах играла живая музыка, здесь в качестве хедлайнера выступила абсолютно уместная для такого вечера Зарина Вильданова со своим инди-проектом. А еще тут читали стихи, устроили небольшой дизайн-маркет и даже показ мод. При желании к отдельным элементам офф-программы можно было придраться. Например, выставка художника Руслана Ибрагимова, творившего здесь же за мольбертом, «Легенды спорта» несколько диссонировала с происходящим. Да, портреты волейболиста Максима Михайлова и гонщика Владимира Чагина были хороши, и наверняка сами герои были бы рады иметь такие у себя дома, но при чем здесь современный татарский театр?..
А еще тут читали стихи, устроили небольшой дизайн-маркет и даже показ мод
Кстати, еще одно новшество от #молодежныйвторник — это особый буфет, где можно было насладиться разнообразием профитролей и канапе, но не было вовсе алкоголя. Возможно, это сказалось на том, что настоящих танцев под Вильданову так и не случилось. Хотя современную драматургию часто и обвиняют в том, что эти тексты настолько мрачны, что после знакомства с ними только и остается, что «лезть в бутылку».
Главная часть #молодежныйвторник началась со спектакля «Парковка» режиссера Киньзягулова по пьесе Гаффаровой, в котором были заняты студенты института культуры
Главная часть #молодежный вторник началась со спектакля «Парковка» режиссера Киньзягулова по пьесе Гаффаровой, в котором были заняты студенты института культуры. Среди удач этой постановки — обилие красивых и ярких типажей в женской части актерского состава, а также металлическая башня посреди сцены (художник — Лейсан Хусаенова), которая превращается в квартиру, забор, клетку и даже… в памятник Ленину на площади Свободы в Казани. И вообще, авторов следует похвалить за обращение к теме гражданского активизма, один из внимательных зрителей подметил, что в сцене задержания главной героини Фатимы (Ляйсан Гатауллина) на той самой площади Свободы даже воспроизвели печально «знаменитый» удар в живот девушки от полицейского на одной из недавних московских акций. При этом, как показалось, индуктивный путь (от частного к общему), которое прошло повествование в спектакле, — от недовольства Фатимой правилами парковки «ведер» во дворе до появления Махди, означающего скорый конец света, — был слишком пунктирным.
Среди удач постановки — металлическая башня посреди сцены, которая превращается в квартиру, забор, клетку и даже… в памятник Ленину на площади Свободы
Второе действо вечера — «Двери» режиссера Гараева по пьесе Гиззатовой — было посвящено проблемам семей с детьми-аутистами. Вообще, эта тема очень популярна в современном театральном мире, причем теперь речь не только о драматическом театре. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» летом посчастливилось побывать на одном из премьерных показов оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в постановке Дмитрия Чернякова в брюссельском «Ле Монне». Этот уже легендарный спектакль начинался с того, что еще до увертюры и поднятия занавеса на сцену выходила исполнительница партии Милитрисы Светлана Аксенова и, по-русски обращаясь к залу, рассказывала про своего особенного ребенка Гвидона, которому она хочет рассказать о том, как ее бросил любимый человек и предали сестры.
«Двери» режиссера Гараева по пьесе Гиззатовой была посвящена проблемам семей с детьми-аутистами
Вот и «Двери» честно поднимают эти социальные проблемы, рассказывая историю простой татарской семьи, столкнувшейся с подобной драмой. В этом спектакле хочется отметить актерские работы, к примеру, дебютанта Радифа Галимова, но, главное, сыгравшей мать ребенка-аутиста Айгуль Миннуллиной. Не слишком востребованная в родном театре, она вложила в эту драматическую работу, как кажется, боль не только своей героини, но и свою собственную, за все несыгранные роли.
Впрочем, как оказалось, все это было лишь прелюдией к главному событию вечера, спектаклю «Туман».
Главным событием вечера стал спектакль «Туман» в постановке Фарида Бикчантаева
«МОЙ МУЖ — НАСТОЯЩИЙ МУСУЛЬМАНИН С ТРЕМЯ ЖЕНАМИ: ТЕЛЕВИЗОР, АЙПАД И ТОЛЬКО ПОТОМ Я»
Режиссер Бикчантаев и его давний соратник, художник Сергей Скоморохов, показывают нам небольшую, темную, но со вкусом обставленную квартиру, где живут Шамиль (Ришат Ахмадуллин) и Алия (Ляйсан Файзуллина). Он известный татарский журналист, искренне переживающий за проблемы нации и республики: «Россия не продлила договор с Татарстаном». Кажется, что это волнует его гораздо больше, чем отношения с супругой. «Мой муж — настоящий мусульманин с тремя женами: телевизор, айпад и только потом я, последняя женушка», — говорит Алия. Ей уже под 30, она недавно ушла со скучной работы бухгалтера, плохо представляет, что же делать дальше, и учится готовить… В их квартиру почему-то все время звонят, путая с психбольницей (дальше становится понятным, что это не просто совпадение) … Наконец, Алия встречает во дворе плохо одетого старика, таскающего перед собой мусорный бак (Азгар Шакиров), в котором находит родственную душу, они оба по-своему несчастны…
Бикчантаев рукой мастера поднимает эту историю над бытовой чернухой, находит сострадание практически для каждого героя, показывая столь узнаваемую жизнь человека в современном мегаполисе
«Туман» — из тех спектаклей, где простое перечисление происходящих событий кажется пошлостью. Говорят, что на пресс-конференции к началу сезона у Бикчантаева на полном серьезе спросили: «А у вас в спектакле, как и в пьесе, убьют ребенка?» Кажется, что такой вопрос мог задать только татарский журналист. Драматург Сагитова как раз и рисует в том числе этот такой узнаваемый мир. Наверное, ей еще и «прилетит», потому что Ришат — этот собирательный образ борца за национальное счастье — пуст и лишен авторской антипатии, но временами кажется чуточку недалеким и уж точно зашоренным. «Идет борьба за татарский язык. Это всех будоражит», — говорит он жене. «Ты же знаешь, что я смотрю на эти вопросы по-другому. В то время, когда человечеству угрожают глобальные катастрофы, вы топчетесь вокруг узкой темы», — отвечает Алия, кажущаяся много мудрее супруга.
Актриса Файзуллина в главной роли — это абсолютная кастинговая победа спектакля. Она уже не первый год ходит в примах (в Камаловском очень не любят это слово применительно к своим артистам) театра. Но в «Тумане» она словно снимает с себя вериги татарских классиков (в спектакле «Миркай и Айсылу» ее героине в прямом смысле слова приходится таскать на себе веревки с привязанными к ней «ведрами позора») и играет то, что у нее получается лучше всего, а именно: современную женщину со всеми ее фобиями и проблемами. Файзуллина буквально купается в тексте Сагитовой, который Бикчантаев сделал чуть менее мелодраматичным по сравнению с исходным вариантом.
Отдельное удовольствие — это наблюдать за дуэтом Файзуллиной и Шакирова, за особой химией камаловских актеров, которая ярко проявляется, когда на сцене встречаются прекрасные артисты разных поколений
А уж как Алия самозабвенно рвет обои под «Ай, былбылым» Мубая. Отдельное удовольствие — это наблюдать за дуэтом Файзуллиной и Шакирова, за особой химией камаловских актеров, которая ярко проявляется, когда на сцене встречаются прекрасные артисты абсолютно разных поколений. 79-летний народный артист РТ Шакиров и вовсе совершил для себя практически актерский подвиг, сыграв героя, мучаемого влечением к собственному полу.
Пьеса Сагитовой (сама автор теперь автоматически становится надеждой татарской драматургии) вполне себе сделана в русле новой драмы — здесь и тема детоубийства, и гомосексуализма, и психического здоровья, и измены. Кому-то все это может показаться чересчур, для кого-то достаточно одной фразы главной героини в разговоре с муллой: «Читать Коран — это лишнее». Но Бикчантаев рукой мастера поднимает историю над бытовой чернухой, находит сострадание практически для каждого героя, показывая столь узнаваемую жизнь человека в современном мегаполисе. А татарский язык добавляет всему происходящему еще и эксклюзивности.
Самая идея таких марафонов похвальна и, помимо всего прочего, призвана объединять, пусть и на один вечер, публику в особое комьюнити
Словом, главреж Камаловского театра оправдал анонс #молодежныйвторник, сделав самый молодой и смелый спектакль из всей своеобразной трилогии вечера. Даже яркий саундтрек «Тумана» — это почти путеводитель по модной татарской музыке за последнее десятилетие: Зуля Камалова, Мубай, Ittifaq, K-Ru, Juna… Судя по всему, у «Однажды летним днем» появился серьезный конкурент в борьбе за неофициальное звание «самого фестивального спектакля Камаловского театра». Но там дело происходило когда-то посреди норвежских фьордов, а в «Тумане» — здесь и сейчас в Казани.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.