Председатель Ассоциации АТП РТ Сергей Темляков объяснил, что с 2020 года 12-часовой рабочий день будет вне закона, и одну смену придется поделить между двумя водителями, что резко обострит кадровый голод Председатель ассоциации АТП РТ Сергей Темляков: «Вы слышали позицию министра финансов. Он сказал, что готов встретиться с перевозчиками, мы ждем число и время. До конца недели» Фото: Линар Фархутдинов

«Мы требуем не дополнительные средства, а компенсацию за уже проделанную работу»

«Мы требуем не дополнительные средства, а компенсацию за уже проделанную работу, — заявил накануне председатель ассоциации автотранспортных предприятий РТ Сергей Темляков. — Вы слышали позицию министра (главы минфина РТ Радика Гайзатуллина — прим. ред.). Он сказал, что готов встретиться с перевозчиками, мы ждем число и время. До конца недели. Если его представители к нам не обратятся, выйдем на них сами». Это было сказано на очередном «сеансе» просвещения населения о проблемах перевозчиков через СМИ, который прошел в ПАТП №4. Для убедительности директор компании Айрат Исхаков рассказывал о сложившейся на предприятии ситуации прямо в автобусе (журналистов разместили в салоне).

Напомним, 10 октября по итогам парламентских слушаний по обсуждению законопроекта «О бюджете» в Госсовете РТ Гайзатуллин назвал поддержку автобусников «достаточной» и указал на резервы, которыми ПАТП могут воспользоваться. По его словам, в этом году субсидии за перевозку льготников в Татарстане составили 1,165 млрд рублей. 903−905 млн от этой суммы направили в Казань. «Все зависит от экономической эффективности движения на всех маршрутах, — заметил Гайзатуллин. — Когда мы с экспертами ЦЭСИ (центр экономических и социальных исследований — прим. ред.) анализировали, то увидели резервы. Нельзя только за счет льготирования закрыть убытки перевозчиков». Министр также добавил, что нужно детально изучить работу по каждому маршруту. «Тогда можно делать выводы и говорить, что что-то недодает республика, а пока мы считаем, что параметры поддержки, которые заложены, достаточны», — заключил он. 

«А что такое эффективность? Или больше зарабатывать, или меньше тратить. В нашем случае что мы должны? Как сейчас, не выпускать на линию по 25 и еще больше автобусов?» — комментировал Айрат Исхаков слова министраФото: Линар Фархутдинов

Исхаков так прокомментировал слова министра финансов о том, что перевозчики должны не требовать компенсаций, а добиваться большей эффективности на своих предприятиях: «А что такое эффективность? Или больше зарабатывать, или меньше тратить. В нашем случае что мы должны — как сейчас, не выпускать на линию по 25 и еще больше автобусов?! Да, так затраты уменьшатся, но это же не выход из положения». Он напомнил, что в Закамье пошли по этому пути — сократили количество автобусов на линиях чуть ли не втрое, что негативно сказалось на пассажирах. «Такого не должно быть. Эту финансовую дыру надо как-то закрывать, а другого способа, кроме полной компенсации проездных, нет. Есть федеральный закон, и если мы его выполняем, то и по отношению к нам он тоже должен соблюдаться», — подчеркнул директор ПАТП. По его словам, в Татарстане этот ФЗ не соблюдался никогда и стоимость проездного всегда компенсировалась частично. Например, до прошлогоднего повышения стоимости проезда, когда билет стоил 25 рублей, бюджет компенсировал 17. 

«Только у нашего предприятия долг — 53 миллиона»

Также Исхаков объяснял причину продолжительных интервалов между автобусами в вечернее время. Всему виной дефицит кадров: только в его АТП не хватает 100 водителей и 200 кондукторов, из-за чего на линию не выезжает 25 автобусов. Зарплата в 57 тыс. рублей для водителей и 31 тыс. для кондукторов не привлекает — работа очень тяжелая. Водители трудятся в двух режимах: либо по 12 часов каждый день, либо с 5:00 до 22:00 через сутки. Информация о вакансиях размещена во всех автобусах изнутри и снаружи, задействованы СМИ и центры занятости, но все тщетно.

Исхаков объяснил причину продолжительных интервалов между автобусами в вечернее время. Всему виной дефицит кадров: только в его АТП не хватает 100 водителей и 200 кондукторов
Фото: «БИЗНЕС Online»

Поднять зарплату перевозчики не могут — и так в убытке. «Только у нашего предприятия долг — 53 миллиона, конкретно поставщику топлива мы должны 38 миллионов», — констатировал Исхаков. Единственный выход из сложившейся ситуации, по словам директора, — компенсация из бюджета полной стоимости льготного проездного, то есть не 18, как сейчас, а 27 рублей.

«Мы в 2018-м закупили 77 новых автобусов, и на данный момент по сравнению с прошлым годом лизинговые долги увеличились на 100 миллионов рублей, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ о происхождении долгов ПАТП Исхаков. — В Казани — самый молодой автопарк среди российских городов, в других регионах такого нет». По его словам, в Казани действуют требования по срокам эксплуатации автобусов, которые не разрешают запускать на линию машины старше 10 лет, а в 2018 году 77 автобусов ПАТП №4 перешагнули этот рубеж. 

Даже предлагаемая зарплата в 57 тыс. рублей не может привлечь достаточно людей, так как работа очень тяжелая. Водители работают в двух режимах: либо по 12 часов каждый день, либо с 5 утра до 10 вечера через день Даже предлагаемая зарплата в 57 тыс. рублей не может привлечь достаточно людей, так как работа очень тяжелая. Водители работают в двух режимах: либо по 12 часов каждый день, либо с 5 утра до 10 вечера через день Фото: «БИЗНЕС Online»

Темляков же общался с прессой на свежем воздухе, стоя возле одного из «краснобусов». Он подтвердил информацию о дефиците кадров у казанских перевозчиков: всего им не хватает 500 водителей и 700 кондукторов, что приводит к переработкам, а, например, в случае болезни водителя его попросту некем заменить, так что автобус остается на базе. А с 2020 года кадровый голод обострится: 12-часовой рабочий станет вне закона и одну смену придется делить между двумя водителями. Кроме того, всем предприятиям придется закупить тахографы стоимостью 30 тыс. рублей, на что потребуется 24 миллиона. Плюс каждому водителю нужны карты к ним, что потребует еще 1 тыс. рублей на каждого шофера. Как заверил Темляков, все это и вынуждает перевозчиков требовать у правительства компенсации полной стоимости льготного проездного — как это делается в соседних регионах, где затраты на общественный транспорт значительно выше.