Сегодня Российский футбольный союз (РФС) официально передаст УЕФА заявку Казани на проведение Суперкубка — матча между победителями Лиги чемпионов и Лиги Европы. Город претендует на игру ведущих клубов Европы в 2022-м либо 2023-м. «БИЗНЕС Online» изучил требования УЕФА и ответы на них от властей Казани. Исполком пообещал удержать цены на отели на среднеевропейском уровне и достойно принять всех гостей вне зависимости от цвета кожи и сексуальной ориентации.
Сегодня Российский футбольный союз (РФС) официально передаст УЕФА заявку Казани на проведение Суперкубка — матча между победителями Лиги чемпионов и Лиги Европы
казань включилась в гонку за суперкубок
Судьба заявки решится 2 марта 2020 года — именно в этот день европейский футбольный союз объявит, кто будет принимать Суперкубок в 2022 и 2023 году. По информации «БИЗНЕС Online», среди конкурентов Казани — города Беларуси, Болгарии, Исландии и Ирландии. Ранее УЕФА уже доверил России проведение финала Лиги чемпионов — его в 2021 году примет Санкт-Петербург. Логичны опасения, что УЕФА может не отдать одной и той же стране сразу два титульных события в мире футбола. Но последние решения союза все-таки дают надежду. Финал Лиги чемпионов – 2020 достался Стамбулу, хотя в этом году город уже принимал Суперкубок, где «Ливерпуль» обыграл «Челси» (2:2 в основное время, 5:4 по пенальти). Так что, возможно, проводить оба статусных матча в одной стране станет обычным делом.
Насколько можно судить, идея организовать в Казани Суперкубок родилась на почве тех связей, которые наработал мэр Казани Ильсур Метшин, будучи президентом «Рубина», — и в РФС, и в самом УЕФА. В июне перспектива матча обсуждалась на встрече президента РТ Рустама Минниханова и министра спорта РФ Павла Колобкова. А в июле президент РФС и гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков объявил, что бюро исполкома РФС поддержало заявку столицы РТ. «Убежден, что в случае положительного решения со стороны УЕФА Казань достойно организует Суперкубок», — отметил он. «Мы впервые замахнулись на проведение этого матча в нашей стране, — сказал в июле Метшин. — Были другие события, например, Москва принимала Лигу чемпионов УЕФА. Но матч Суперкубка впервые может пройти в нашей стране».
Уже в августе Минниханов и Метшин отправились на матч Суперкубка в Стамбуле. Понаблюдав за поединком двух английских клубов — Ливерпуля и Челси, они встретились там с президентом УЕФА Александером Чеферином (после президент РТ выложил в «Инстаграме» совместную фотографию). Как рассказал в интервью «БИЗНЕС Online» комментатор турецкого телеканала NTV Spor Нэбил Эврен, игра помогла на туристическом рынке даже такому прославленному субъекту, как Стамбул. «В первую очередь Суперкубок важен для продвижения города и страны, обновления имиджа в Европе и футбольном сообществе. К тому же за эти два дня усиливается поток туристов, что дает прямой финансовый результат», — объяснил он.
В августе Минниханов и Метшин отправились на матч Суперкубка в Стамбуле. Понаблюдав за поединком двух английских клубов — Ливерпуля и Челси, они встретились там с президентом УЕФА Александером Чеферином
500 ВОПРОСОВ, 11 СЕКТОРОВ, 19 ГАРАНТИЙ
Оформлением заявки на Суперкубок 2022 или 2023 года занимался исполком Казани. Он находился в контакте с питерскими коллегами, ранее подготовившими заявку Санкт-Петербурга на финал Лиги чемпионов. До вынесения итогового решения комиссия УЕФА посетит столицу Татарстана и оценит готовность к проведению Суперкубка.
УЕФА поменял схему выбора принимающих городов в 2016 году, когда пост президента союза занял словенец Чеферин. При его предшественнике Мишеле Платини организаторов определяли решением совета директоров. Затем, когда мировой футбол потрясли коррупционные скандалы, организация перешла на более демократичную схему. Теперь действует заявочная система: каждый желающий принять тот или иной знаковый матч оформляет заявку, предоставляет гарантии и готовит заявочную книгу. Поскольку порядок новый, претенденты не до конца понимают, на что ориентируется УЕФА. К примеру, бюджет, который город потратит на проведение игры и прием гостей, должен быть солидным или, наоборот, скромным? Предпочтение отдается странам и городам с большими футбольными традициями и историей или, наоборот, УЕФА стремится к популяризации футбола там, где его поклонников пока не так много?
Идея провести в Казани Суперкубок родилась на почве тех связей, которые наработал мэр Казани Ильсур Метшин, будучи президентом «Рубина», — и в РФС, и в самом УЕФА
Заметим, ранее УЕФА не раз доверял Суперкубок городам без мощных футбольных традиций. В 2016 году игра прошла в Тронхейме (Норвегия), в 2017-м — в Скопье (Македония), в 2018-м — в Таллине (Эстония). В 2020 году Суперкубок вновь примет родина мощного клуба — португальский Порту, в 2021-м он пройдет в ирландском Белфасте.
И все же единственный ясный ориентир — стандарты заявочной книги, подробности которой стали известны «БИЗНЕС Online».
Чтобы подать заявку на Суперкубок, власти Казани должны были ответить на 500 вопросов от УЕФА, разбитых на 11 секторов, и предоставить 19 различных гарантий. Разберем некоторые из них.
Казань планирует использовать на Суперкубке систему Fan ID, которая прошла обкатку на чемпионате мира – 2018. Специальный бейдж заменит иностранному болельщику визу
«Видение, концепт и наследие». Здесь нужно объяснить, зачем субъекту турнир и какой эффект от него будет. Казань в своей заявке указала, что Суперкубок поможет улучшить узнаваемость города и реализовать его туристический потенциал.
«Социальная ответственность». Это вопрос о том, насколько субъект готов к приему людей с ограниченными возможностями. В ответе городских властей прописано, что на «Казань Арене», где и предложено провести сам матч, для такой категории граждан предусмотрено 222 места. Также столица РТ дала письменное обещание, что примет всех игроков и болельщиков вне зависимости от их национальности, пола, цвета кожи, религии и сексуальной ориентации.
«Законодательные вопросы»: информация про таможню, антидопинг, страховку, билеты, аккредитации и прочее. Самое интересное — Казань планирует использовать на Суперкубке систему Fan ID, которая прошла обкатку на чемпионате мира – 2018. Специальный бейдж заменит иностранному болельщику визу.
«Безопасность, охрана и медицина». Здесь столица РТ представила список из 19 федеральных гарантий. Две недели назад в город приезжал министр спорта РФ. Он сказал, что заявка Казани уже сформирована и одобрена — теперь дело как раз за гарантиями. Их и оформляли в последнее время. Каждая согласована с вице-премьером РФ Ольгой Голодец, курирующей спорт.
«Транспорт»: столица РТ обязуется организовать бесплатные услуги общественного транспорта для горожан и приезжих во время Суперкубка.
«Размещение и тренировочные комплексы»: гостей из УЕФА планируют разместить в «Корстоне», футболистов — в «Мираже» и «Рамаде», которые были задействованы и на Кубке конфедераций, и на чемпионате мира. Всего город обещает 159 гостиниц, которые вмещают 18 572 человека. При этом УЕФА требует регулировать цены во всех аккредитованных отелях, чтобы они не поднимались выше среднеевропейского уровня. Устроит такое явно не всех казанских отельеров, но механизм уже обкатан на ЧМ-2018.
Что касается тренировочных полей, то двум командам предложено выбрать пару из четырех вариантов: Центральный стадион, база «Рубина» в Соцгороде, стадионы «Трудовые резервы» и «Электрон»
Что касается тренировочных полей, то двум командам предложено выбрать пару из четырех вариантов: Центральный стадион, база «Рубина» в Соцгороде, стадионы «Трудовые резервы» и «Электрон». Использовать будут только два, но подготовить нужно все равно четыре — у команд, согласно позиции УЕФА, должен оставаться выбор. Ситуация усложняется тем, что на некоторых полях установлено искусственное поле и замена на натуральное может потребовать до 40 млн рублей. Само же место проведения матча, естественно, безальтернативно — «Казань Арена», рассчитанная на 45 с лишним тысяч зрителей. То, что стадион принимал матчи прошлогоднего чемпионата мира, безусловно, большой плюс заявки столицы РТ.
«Промоушен». Здесь УЕФА в первую очередь просит указать турниры, которые ранее принимал город. Казани есть чем похвастаться — помимо многочисленных спортивных состязаний, в заявке указан и чемпионат мира по профессиональному мастерству WorldSkills. Также УЕФА важно знать количество рекламных поверхностей в городе и их ориентировочную стоимость на 2022–2023 годы. В столице РТ насчитали 340 билбордов и оценили их в 30 тыс. евро.
В Казани крупных затрат на инфраструктуру не потребуется, так что общий бюджет Суперкубка, по предварительным подсчетам, составит 1,7 млн евро
суперкубок обойдется казани в 1,7 МЛН ЕВРО
Суперкубок УЕФА был основан в 1972-м голландской газетой De Telegraaf. Нидерланды хотели обозначить свой статус в европейском футболе, но в год первого розыгрыша УЕФА даже не признал Суперкубок, финансировать его пришлось De Telegraaf. До 1999-го турнир не имел стабильного формата, который есть сейчас. Ранее победитель определялся в двухматчевом противостоянии — дома и в гостях, из-за чего командам не всегда удавалось договариваться о сроках проведения игр, как это было в 1974 и 1981 году. В 1998-м УЕФА надоели постоянные трудности с организацией турнира, ассоциация окончательно остановилась на одноматчевом формате на нейтральном поле.
По данным УЕФА, 60% билетов на Суперкубок распределяется между болельщиками играющих команд. Небольшой процент отведен высокопоставленным гостям. Остальные места УЕФА реализует через онлайн-продажи. Стоимость билетов на позапрошлый Суперкубок варьировалась от 50 до 130 евро (3550–9230 рублей). Тогда в Таллин приехали около 10 тыс. гостей, которые, по подсчетам эстонского управления по туризму, потратили 5 млн евро. На организацию Суперкубка город потратил 7 млн евро. «Это того стоило, однозначно», — уверен президент Эстонского футбольного союза Айвар Похлак. 5 млн выделило государство, 2 млн — местная федерация футбола. Все деньги ушли на реконструкцию стадиона и увеличение его вместимости с 10 тыс. до 15 тыс. человек. Есть и пример из Тбилиси, который проводил Суперкубок в 2015 году. Исследователь Георгий Брегадзе в работе об эффекте Суперкубка УЕФА на экономику Грузии пришел к выводу, что турнир принес стране около 5,6 млн евро при вместимости стадиона в 51 тыс. зрителей. И это при том, что на подготовку было выделено всего 300 тыс. евро.
В Казани крупных затрат на инфраструктуру не потребуется, так что общий бюджет Суперкубка, по предварительным подсчетам, составит 1,7 млн евро. А экономический эффект, вероятно, будет как минимум не ниже чем в Грузии. Суперкубок — это, во-первых, одна топовая команда (если Лигу Европы может выиграть условная «Севилья», то победитель Лиги чемпионов при любых обстоятельствах — один из грандов европейского футбола). Во-вторых, возможность обновить элементы городской инфраструктуры. В-третьих, привлечь инвестиции, причем не только из федерального бюджета. Ну и, наконец, это уникальная возможность стать центром мировой футбольной тусовки, привезти в город тех функционеров и бизнесменов, доступ к которым при другом сценарии было бы крайне трудно получить.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.