На этой неделе в Казани пройдет бесплатный семинар для менеджеров культуры и креативных индустрий «Engage: новые модели вовлечения аудитории». Один из его авторов, блогер «БИЗНЕС Online», экс-замдиректора театра им. Камала Айгуль Давлетшина, окончившая магистратуру в University of London по редкой для России специальности arts management and cultural policy, размышляет в своем материале о современном опыте культурного менеджмента в Британии, который можно использовать и в наших реалиях.
MIXED-USE SPACE
Какие проблемы в сфере культуры и искусства обсуждают практики, академики, журналисты Великобритании и рассматривают ли вообще? Я обучалась в Университете Лондона по специальности «арт-менеджмент и культурная политика» (получила грант Chevening) и хочу поделиться основными трендами и горячими темами в арт-сфере Соединенного Королевства. Must-read для менеджеров культуры и всех, связывающих себя с этой сферой! Поехали.
Когда я подхожу к одному из крупнейших музеев мира Victoria and Albert (V&A) в центре Лондона, на ступеньках и скамейках у главного входа всегда толпятся люди: кто-то обедает, кто-то общается с друзьями или присел отдохнуть. Второй вход в музей недавно реконструировали и создали дворик для инсталляций, арт-объектов и еще одного кафе. В этом дворике тоже всегда народ. Одним словом, уже на подходе к музею ты понимаешь: здесь есть жизнь.
Второй вход в музей Victoria and Albert (V&A) недавно реконструировали и создали дворик для инсталляций, арт-объектов и еще одного кафе
Внутри V&A еще больше людей, причем все занимаются своими делами. Кто-то пришел в магазин купить открытки с картинами из коллекции музея, или холщовые сумки с принтами, или даже кожаные рюкзаки и бижутерию производства самого музея. Кто-то идет по бесплатным залам (все постоянные выставки V&A бесплатны, но на некоторые, временные, надо покупать билет). Кто-то пришел в ресторан, а кто-то захотел пообедать в знаменитом внутреннем дворике — саду John Madejski Garden.
Кто-то пришел в ресторан, а кто-то захотел пообедать в знаменитом внутреннем дворике — саду John Madejski Garden
Примерно то же самое можно сказать и, например, о Tate Modern: во дворе здесь всегда своя тусовка. Кто-то пришел на фуд-маркет, кто-то приехал выпить в баре музея, ну а кто-то, конечно, в сам музей. К слову, в 2019 году Tate Modern стал самым посещаемым музеем Великобритании.
Интересен и пример Royal Opera House (Королевский оперный театр, или, как его часто называют в России, Ковент-Гарден). Недавно он завершил масштабную реконструкцию, причем она была самостоятельным проектом со своим названием Open Up (в переводе с английского «раскрыться, открыться, стать более открытым»). Как рассказывает сайт театра, цель проекта — «вдохновить аудиторию больше использовать пространство». В результате Open Up у Королевского оперного театра появился новый прозрачный вход из стекла, вторая, более камерная сцена (она предназначена для экспериментов, творческих встреч и других подобных событий), еще один ресторан, бар и кафе, а холл стал более просторным. Над проектом работали (внимание!) 59 человек — и это только административный персонал. Теперь Royal Opera House впервые в своей истории открыт весь день, с 10 утра и до последнего зрителя вечернего спектакля (кажется, в Москве так работает только «Гоголь-центр»). Днем сюда можно прийти выпить кофе, пообедать, зайти в магазин или посетить дневные события (лекции, экскурсии, воркшопы, творческие встречи).
В 2019 году Tate Modern стал самым посещаемым музеем Великобритании
К чему это я? Да к тому, что иметь собственное здание и закрывать его на большую часть дня, чтобы открыться только вечером навстречу зрителю и презентовать, например, спектакль, — редкость среди арт-организаций Лондона. Такая формула здесь устарела. Площадки стараются взаимодействовать со своей аудиторией почти круглые сутки с помощью программы разных экстрасобытий или даже просто-напросто баров (в которых, кстати, нередко можно встретить, например, актеров).
Подобные пространства, имеющие несколько разных функций, как в Royal Opera House, V&A и Tate Modern, имеют свое название — mixed-use space (в переводе с английского «пространства смешанного использования»). Современный человек выполняет несколько дел одновременно, старается успеть все, и если он или она тратит свое время на поход в арт-учреждение, то хочет совместить это с другими делами: ужином, общением с друзьями и даже шопингом (покупкой, например, книг или сувениров). А еще для современного человека важен комфорт. Потому удобная парковка у здания или бесплатный Wi-Fi может сыграть очень важную роль в жизни арт-организации, по крайней мере, так считают многие теоретики и практики.
Конечно, все эти фишки в виде баров и магазинов приносят дополнительный доход. Однако еще одна причина активного внедрения таких территорий — попытка быть ближе к своей аудитории, вовлечение зрителей в жизнь арт-пространства и задействование новых людей (или скорее публики нового типа). Вокруг лондонского Barbican Arts Centre (Барбикан) сформировалось целое сообщество геймеров, которые толпами приходят во двор арт-центра. Зачем? Да просто Wi-Fi у Барбикана очень быстрый и бесплатный. Они станут зрителями этого центра? Вероятность высока. Знали бы про Барбикан, если бы не возможность прийти потусить из-за халявного интернета? Далеко не факт.
Не утверждаю, что «пространства смешанного пользования» и максимальное использование здания — рецепт для татарстанских арт-организаций. И это не рецепт, но рассказ о том, что есть: в Лондоне организации стараются максимально использовать пространства в течение дня, а аудитория знает, что в данное здание можно прийти по разным причинам и с разными целями, и никто, скорее всего, не будет ворчать, что в храме искусства только что вымыли полы.
«Интересен и пример Royal Opera House (Королевский оперный театр, или, как его часто называют в России, Ковент-Гарден). Недавно он завершил масштабную реконструкцию, причем она была самостоятельным проектом со своим названием Open Up»
СПОРЫ ВОКРУГ НЕОЛИБЕРАЛИЗМА И БИЗНЕС-ПОДХОДА К ИСКУССТВУ
Когда речь заходит о кафе и магазинах в арт-организациях, многие работники культурной сферы чувствуют себя некомфортно. «Как можно искусство смешивать с потребительством?» — наверняка подумает кто-то из вас. Хороший вопрос!
Недавно лекцию на нашем курсе провел Эндрю Макинтайр, сооснователь консалтингового агентства для арт-сферы Morris Hargreaves McIntyre. Он рассказывал о том, как корпорации завидуют креативности, искренности некоммерческих целей и миссиям арт-организаций, ведь первым этого не хватает. Тем временем последние рьяно адаптируют бизнес-модели, применяют бизнес-теории и вовсю используют язык коммерческого мира. Мир сошел с ума?
Американский арт-менеджер Кеннет Фостер в своей книге «Арт-лидерство: создавая устойчивые арт-организации» (Arts leadership: creating sustainable arts organisations) рассуждает о том же, используя пример США. Он рассказывает, что, когда в 1965 году в США создали The National Endowment for the Arts (NEA) для государственной финансовой поддержки организаций искусства и культуры, выдаватели гранта озадачились: надо как-то оценивать эффективность расходования денег на определенную арт-организацию и вообще определить критерии вручения грантов. Какие инструменты были уже знакомы и доступны? Конечно, бизнеса и корпораций. Тогда на основе этих инструментов национальный фонд искусств создал целую кипу документов, которые арт-организации по сей день заполняют для получения гранта и после его освоения.
Язык тоже стали применять из сферы бизнеса (например, спектакль стал «продуктом»), и модели управления коммерческой организацией превратились в модели управления арт-учреждением. Хорошо это или плохо? Каждый менеджер культуры решит для себя. Но, на мой взгляд, важно осознавать, что искусство все же априори не бизнес (цель арт-организаций не получение прибыли, в отличие от коммерческих структур) и инструменты в искусстве могут быть разработаны свои (по идее).
Разговор о бизнесе часто плавно переходит в рассуждения о неолиберализме и так называемой резильентности (в арт-сфере Великобритании это уже практически ругательное слово). В начале 2000-х, в период мирового финансового кризиса и с приходом New Labour к власти, британское правительство заявило о сокращении финансирования сферы культуры. В обиход вошло слово resilience, или резильентность. Данное понятие в России связано больше с психологией и способностью человека преодолевать стрессовые ситуации (а еще его использовали в экологии, но это долгая история).
Во внутреннем дворике V&A
Далее термин перекочевал в искусство и стал означать способность арт-организации «принимать удар» и «давать отпор». Один из вариантов перевода слова resilient с английского — «упругий, эластичный». Так вот, представьте себе резиновую поверхность: вы давите на нее, но она не нарушается и возвращается в нормальное положение, как только давление прекращается. Так и арт-организациям предложили стать «резильентными», или… резиновыми. Под давлением или стрессом подразумевались сокращение финансирования и мировой финансовый кризис. В итоге сектор призвали искать источники дополнительного дохода. Например, резильентным подходом можно назвать платные занятия йогой в Natural History Museum прямо в знаменитом главном холле под скелетом динозавра.
У идеальных резильентных организаций всегда есть финансовая подушка для отпора, если что-то пойдет не так. Кстати, на мой взгляд, желание быть резильентным — одна из причин реконструкции пространств и создания mixed-use space, о которых речь шла выше. Еще одна причина, которая для кого-то является ключевой, — это желание «открыться» аудитории, вовлечь ее в свою жизнь и больше контактировать с посетителями.
На подходе к V&A
ENGAGE! ИЛИ НОВЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С АУДИТОРИЕЙ
На мой взгляд, именно изменения в работе с аудиторией — главная тенденция культурной сферы Великобритании, которая определяет арт-ландшафт Соединенного Королевства сегодня.
Сейчас организации культуры и креативных индустрий стремятся не просто увеличить количество посетителей, а расширить и разнообразить аудиторию, вовлечь ее в свою работу и создать долгосрочные отношения. Именно отношения с аудиторией называют ключом к устойчивому развитию организации. Пожалуй, центральное понятие этого дискурса — engagement (в переводе с английского «вовлечение, взаимодействие»). Под вовлечением понимаются различные методы работы с аудиторией (даже аудиториями, потому как концепция вовлечения подразумевает не только арт-публику, но и другую, включая внутреннюю, однако в нашем материале мы поговорим только о внешней аудитории — посетителях культурных институций).
Все по-разному трактуют термин «вовлечение аудитории». Зрителю разрешили потрогать арт-объект на выставке? Для кого-то это уже вовлечение. Для других истинное вовлечение зрителя — это активное участие (participation) или соавторство (co-creation), когда зритель и организация имеют одинаковый уровень творческого контроля над созданием проекта (спектакля, выставки, семинара и др).
Пример. Интересный кейс вовлечения аудитории (и соавторства в частности) — проект лондонского Battersea Arts Center (BAC) под названием The Agency (в этом случае значит «действие, активность, инициатива»). Проект работы с местной молодежью (в частности, с теми, кто живет в так называемом социальном жилье). В The Agency молодые люди развивают свои креативные инициативы в ответ на потребности местного сообщества. Именно в этой программе BAC коренным образом изменил свой подход к работе со зрителями. Уже не продюсеры центра приносили проекты молодым людям — наоборот, первые начали спрашивать потенциальных участников о том, какие у них есть идеи для позитивных изменений в местном сообществе. Схема работы проекта The Agency проста: молодые люди из района Уандсворт (не самый богатый и благополучный) Лондона презентуют свои идеи перед панелью экспертов, чтобы получить шанс на дальнейшее наставничество и грант для воплощения проекта в жизнь (в 2018 году он составлял до 2 тыс. евро). Дэвид Джаб, экс-худрук Battersea Arts Center, рассказал мне, что сначала весь персонал был просто в шоке и центр стоял на ушах: мы теряем контроль! Мы отдаем всю власть над конечным продуктом этой молодежи! Однако, когда проанализировали The Agency, стало понятно, что распределение контроля над проектами по-прежнему было 50 на 50.
Магазин V&A
Важно понимать, что недостаточно просто перенять новый дискурс, изучить новые методы общения с аудиторией и начать их слепо применять. Серьезные изменения во взаимоотношениях со зрителем на Западе имеют глубинные причины, которые просто необходимо попытаться понять и иметь в виду.
Сегодня восприятие аудитории как некоей безликой массы уже архаизм, причем-то касается, конечно, не только креативных индустрий. Однажды Грета Тунберг узнала про изменение климата и решила, что больше не может просто молча ходить в школу и ждать, когда кто-то что-то сделает по этому поводу. И 8 августа 2018 года она вышла к парламенту Швеции с плакатом «Школьная забастовка за климат», призывая к незамедлительным действиям по борьбе с изменением климата. В 2019-м движение Греты поддержали миллионы людей по всему миру. Активизм становится неотъемлемой частью жизни молодых европейцев. Могут ли арт-институции не реагировать на внешние перемены? Должны ли арт-организации существовать в вакууме только своего видения публики, когда сама аудитория сильно меняется?
Конечно, большую роль в таких изменениях сыграл интернет. Сегодня все мы, по сути, кураторы своих соцсетей: мы ежедневно создаем контент и имеем практически полный креативный контроль над ним. Процесс создания особого «порядка» произведений (живописи, изображений, видео, звуков и т. д.) для достижения или недостижения определенного значения давно вышел за рамки творческих индустрий. Вы курируете свою ленту в «Инстаграме», ваши друзья устраивают вечеринку по случаю дня рождения, играя музыку или организуя выставки в квартирах…
В Европе тренд создания выставок в квартирах был не раз использован куратором-суперзвездой Хансом Ульрихом Обристом, а в Казани квартирную выставку устраивала в этом году «Галерея 6, 57» (хотя в России квартирные выставки имеют давнюю историю по понятным причинам). Очевидно, что аудитория становится создателем контента и формы и уже нельзя четко сказать, где заканчивается та самая «публика» и начинается «арт-организация».
Интересный пример изменения роли аудитории — интернет-проект The Jogging. Это аккаунт на Tumblr, его сопродюсер Брэд Троэмел является художником и куратором. The Jogging открыт для всех (не только для художников) и одно время был одним из самых посещаемых аккаунтов на Tumblr. The Jogging стал обширной платформой для контента, который не всегда определяется кураторскими тенденциями мышления в определенных группах профессионалов искусства (читай тусовках).
Безусловно, такие «сейсмические» изменения не могли пройти мимо аудитории. Она заняла более активную позицию в общении с культурой. И многие арт-институции на это реагируют, вовлекая аудиторию в свою жизнь.
Актуален ли такой дискурс в Татарстане? Близка ли нам подобная концепция? Не знаю. Но уверена точно, что этот опыт стоит изучить. Возможно, республика создаст свой вариант вовлечения аудитории.
Интересный кейс вовлечения аудитории (и соавторства в частности) — проект лондонского Battersea Arts Center (BAC) под названием The Agency (в этом случае значит «действие, активность, инициатива»)
КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ И ИНКЛЮЗИЯ
Еще одна популярная концепция — это культурное многообразие (diversity) зрительской аудитории и персонала арт-организаций. Под данным понятием подразумевается право на равную репрезентацию всех социальных групп британского общества. Арт-организации приглашают на работу представителей меньшинств (национальных, сексуальных, связанных с возможностями здоровья и др.) и стремятся избегать дискриминации любого рода. Diversity поощряется и в каком-то смысле контролируется государством. Например, организации — получатели государственного гранта (денег налогоплательщиков) обязаны избегать pay gap: разницу в оплате труда мужчин и женщин. Данные о pay gap такие организации публично раскрывают на своих сайтах.
Общество критикует «слишком белые и мужские» организации культуры. Например, когда театральный режиссер Николас Хайтнер давал свою первую пресс-конференцию в качестве художественного руководителя Национального театра (National Theatre London), журналисты задались вопросом: снова белый мужчина с образованием в престижном вузе (Кембридже) во главе крупной британской арт-институции? Это они намекали на то, что женщины и представители других рас недостаточно представлены в культурной сфере страны. Хайтнер парировал: «Зато я представитель других меньшинств (имеется в виду его гомосексуальная ориентация и, возможно, еврейское происхождение — прим. авт.)».
При заполнении заявки на работу вас могут попросить указать свою национальность или присутствие каких-либо ограничений здоровья, иногда даже сексуальную ориентацию. При этом в Британии к резюме нельзя прикладывать фото (если того не требует профессия, к примеру актерская), чтобы избежать любого рода дискриминации — по цвету кожи, например. Ваше резюме могут даже просто не принять к рассмотрению, если в нем присутствует фото.
В концепцию «культурное многообразие» входит и инклюзивность, то есть полное включение людей с ограниченными возможностями здоровья в социум. Это уже давно не просто галочка «сделано». Организации стремятся сделать все возможное, чтобы люди с особыми нуждами могли наслаждаться событием — спектаклем, концертом, выставкой — наравне со всей аудиторией. Многие театры приглашают «особых» актеров в свои проекты. В Лондоне существуют инклюзивные театры, популярные у зрителя. Ведущими на телевидении могут быть люди с ограниченными возможностями здоровья. Франческа Мартинес — известная британская комедийная актриса. У нее церебральный паралич, но сама она предпочитает называть себя wobbly (в переводе с английского «неустойчивый, шаткий, вихляющий»). Подобное вообще никого не смущает, это норма и жизнь.
В 2019 году в Великобританию на конференцию World community development conference приезжала Инесса Клюкина, организатор казанского инклюзивного театра «Творческая инклюзивная студия „Э-моция“. Она рассказывает: «В Эдинбурге мы были в национальном музее. Там везде пандусы, очень доступно. У меня даже мысли не было, что я куда-то не смогу попасть. Помню только, какой крутой был музей и его экспозиция. В Tate Modern меня поразило то, что любой посетитель, который пользуется коляской, человек с инвалидностью или даже, например, пожилой могут взять специальную машинку музея совершенно бесплатно и рассекать по галерее, нажав на одну кнопочку. И тебе не надо никакую справку об инвалидности — это дорогого стоит. Очень яркое впечатление».
Еще один интересный момент. В Tate Modern прошла платная выставка Натальи Гончаровой. Никаких скидок людям с инвалидностью не было. В Англии, если событие платное, часто человек с инвалидностью платит, а сопровождающий — нет. И это важно, подобное меняет сознание, потому что у нас наоборот: человек с инвалидностью бесплатно идет, а сопровождающий платит. По факту же сопровождающий просто помогает человеку с инвалидностью, который самостоятельно хочет погулять, выйти в свет! Но часто человеку с ОВЗ нужна физическая поддержка. В Великобритании произошла некая трансформация. Человек с инвалидностью платит сам(а), потому что может, ведь главный принцип инклюзии — «равный равному».
КРИТИКОВАТЬ РАЗРЕШАЕТСЯ
Напоследок про критику. В сфере искусства Великобритании ее очень много. Теоретики критикуют правительственные программы, практики — теоретиков, журналисты — всех подряд… Все постоянно анализируют и критикуют что-то. Например, используемую лексику — почему «резильентность»? Почему «креативные» индустрии, а не «культурные»? Почему креативные «индустрии», а не «сфера»? Значит, это бизнес? И так далее до бесконечности…
Критикуют и условия работы в сфере искусства: наш факультет, например, принципиально не работает с организациями, которые не платят за стажировки. Феминистские движения критикуют арт-организации, «замалчивающие» женщин в искусстве (погуглите, например, Guerrilla Girls). Активисты критикуют театры, например, недавно они вынудили знаменитый шекспировский «Глобус» отказаться от спонсорства BP, транснациональной нефтегазовой компании, ответственной за львиную долю выбросов CO2 в атмосферу Земли. Споры не прекращаются буквально ни на секунду.
Поначалу от этого устаешь. Хочется сказать: ребята, давайте просто поработаем. Или задумываешься: неужели количество представителей национальных меньшинств в конкретном театре может повлиять на систему в целом? Со временем отношение к критике меняется. Твое мышление становится критическим. Думаю, сейчас у меня сложилось мнение, что все, вплоть до слов, которые ты используешь в общении с аудиторией, очень важно. Все формирует среду, в которой нам потом жить и работать. Пример не из арт-сектора: недавно газета The Guardian объявила, что осознанно меняет свою лексику. Теперь в издании будут использовать не выражение «изменение климата» (climate change), а «кризис климата» (climate crisis). Это многое меняет для читателей? Я думаю, да. Теперь они каждый день будут читать про климатический «кризис» на планете, а это действительно он.
Может, и в арт-секторе важны такие споры? Ведь критика не всегда означает, что мы не любим и не уважаем ее предмет (иногда даже наоборот). Или лучше продолжать делать трагедию из каждого комментария к статье на «БИЗНЕС Online»? (Коллеги, поднимите руку, кому хоть раз звонили и говорили: „Ты видел(а) эти комментарии в БО?! Срочно что-то с ними сделай!“».) Конечно, критика неприятна всем, а в споре не всегда рождается некая истина. Но, по мне, споры помогают прояснить наши взгляды на те или иные проблемы. Спорим?
Айгуль Давлетшина
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.