Тимур Бекмамбетов признался, что никогда не бывает доволен плодами своего труда Тимур Бекмамбетов признался, что никогда не бывает доволен плодами своего труда Фото: «БИЗНЕС Online»

№1. О ДОМЕ В ЛОС-АНДЖЕЛЕСЕ

Интервью у Тимура Бекмамбетова Юрий Дудь брал в его доме в Лос-Анджелесе. По словам режиссера, его компания купила этот дом лет 7 назад, а с 1932 до 1950 года в нем жил Уолт Дисней. Стоимость особняка — около $5 миллионов.

«У меня не было дома в Лос-Анджелесе. Я пытался, арендовал какую-то квартиру, дом, второй. Долго искал место, про которое мог бы сказать: „Это мой дом, я здесь живу“. Так и не смог найти, потому что один казался мне слишком большим, пафосным, другой — маленьким. Короче говоря, кто я здесь, не мог определить, — говорит режиссер. — Трудно понять, как я себя должен видеть здесь, в этом мире. И случайно моя ассистентка Катя сказала, что продается дом, в котором когда-то жил Уолт Дисней. Это стало спасением. Это не мой дом, а человека, который его построил, — мне так выгоднее считать. Я даже не пользуюсь главным входом. Я здесь гость, мне так интереснее. Это такой дом творчества».

По его мнению, именно здесь были созданы лучшие фильмы Диснея. Он также сказал, что иногда ночует в доме один: «Страшное дело». В такие ночи запирает спальню на ключ. Сколько времени в доме проводит его супруга — помощница президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова, режиссер не рассказал. Кстати, и других личных тем, дружбы с казанскими бизнесменами, визитов в столицу РТ он также не коснулся.

№2. О РЕКЛАМНЫХ ИНТЕГРАЦИЯХ

Дудь неоднократно пытался выудить у него, почему тот активно использует продакт-плейсмент в своих фильмах, особенно в последних «Елках», где за первые четыре минуты демонстрируется сразу две рекламные интеграции.

«Это часть нашего культурного пирога. Мы живем в мире, в котором есть бренды. Деньги от компаний я не получил. Это был cross-promotion. Я считаю, что реклама — часть культуры», — сказал Бекмамбетов.

На вопрос, не является ли такая «передозировка», которая размывает любую художественную ценность, ни чем иным, как жадностью, герой беседы ответил, что подобное — любопытство и кураж. «Это дает тебе независимость. Я не вижу проблемы. Это лукавая позиция, когда говорим, что будем делать вид, что мы святые. Это лицемерие, — сказал он. — Я не вижу особых противоречий между творчеством и баблом. Я считаю, что рекламные ролики — это творчество. Мы живем во время постмодернизма. Любые эксперименты приветствуются. Я могу сделать рекламный ролик в виде фильма и наоборот. Это мое творческое право, а право зрителя — ходить или не ходить. Мое личное дело. Это, может, либо завистливость, потому что кто-то начинает считать чужие деньги, либо ограниченность».


№3. О БЕСКОНЕЧНОСТИ «ЕЛОК»

Бекмамбетов признался, что никогда не бывает доволен плодами своего труда, а на вопрос, почему не остановился на первых двух фильмах, ответил, что, согласно опросам, «Елки» видели 170 млн человек и 80% людей хотят смотреть дальше.

«Раз в год страна реально собирается вокруг этого праздника. Я открыл для себя, что, если его убрать, страны не будет. Это реально то, что объединяет семью. Праздник, который чрезвычайно важен для нас, — считает он. — И успех связан не с качеством фильма, а с тем, что этот праздник очень значим для нас. „Елки“ — площадка, на которой появились и выросли огромное количество режиссеров и актеров. Это такая песочница, в которой люди себя находят и выражают».

№4. О ХЕЙТЕРСТВЕ И ПАРОДИЯХ НА СЕБЯ

По мнению супруга помощницы президента РТ, в интернете хейтерство — это самый легкий способ заработать аудиторию. Так он начал отвечать на вопрос о своем отношении к известному блогеру BadComedian. Тот, как известно, в своих роликах пародировал режиссера. «Никак не отношусь, не плохо. Но восхищения не испытываю. Самая страшная вещь, которую он делает... 90 процентов людей смотрят его обзоры, но не видят фильмы. Это фальшь. Такое явление, но интересное», — сказал Бекмамбетов.

То, что в пародийном ролике BadComedian сидит весь в золоте, режиссера не задевает. «Как может меня обидеть? Это творчество. Человек себя выражает, так видит. Я просто не уверен, что это жизнеспособный формат», — считает он.

№5. О РАБОТЕ В ГОЛЛИВУДЕ

Бекмамбетов рассказал, почему решил снять ремейк фильма «Бен-Гур». Напомним, картина провалилась в американском прокате. «Я снимал из любопытства. Для меня стремление попробовать что-то новое важнее, чем здравый смысл, — говорит он и объясняет, почему вообще решил сделать фильм. — Я однажды попробовал с „Иронией судьбы“ (ремейк прим. ред.) — и все получилось замечательно. Оказался самонадеянным и думал, что всегда будет проходить. Американский „Бен-Гур“ — фильм про месть, а оригинальная книга написана про прощение. Эта тема меня очень волновала, мне была дико интересна идея вернуть фильм к первоисточнику. Но оказалось, что есть большая проблема: идея прощения непопулярна и неприживаемая в американском обществе как минимум. С моей стороны было самонадеянно браться за такую тему».

На вопрос, не считает ли он, что после этого провала ему не дают снимать в Голливуде, режиссер ответил отрицательно. По его словам, в тот период он уже начал создавать скринлайф-фильмы, когда действие происходит на экране девайса. «Мне стало гораздо комфортнее оставаться в этой части. Контролировать то, что я делаю сам, — говорит Бекмамбетов. — Я занимаюсь тем, что мне интересно. В некотором смысле безответственность — в хорошем плане — позволяет мне создавать то, что не делают другие люди».


№6. ОБ УЖИНЕ С АНДЖЕЛИНОЙ ДЖОЛИ

Спросил Дудь и о фильме «Особо опасен», который режиссер снимал в Голливуде. Бекмамбетов рассказал, как в касте появилась Анджелина Джоли. Когда все роли оказались распределены, нужна была женщина — и он предложил данную роль американской актрисе.

«Мне сказали, что такое невозможно, что она не будет сниматься в фильме с небольшим бюджетом, а это было после картины „Мистер и миссис Смит“. Я полетел в Новый Орлеан, чтобы поговорить с ней. У нас был ужин. Джоли пришла с сыном Мэддоксом, дала ему лэптоп, и он так сидел в углу часа полтора. Мы говорили о сценарии. Я был уверен, что все хорошо, но потом она позвонила и сказала, что не может сниматься, — вспоминает гость интервью. — Потом улетела во Вьетнам, не было времени. Мы уже рассматривали другие кандидатуры, и тут в какой-то момент Анджелина позвонила и сказала, что хочет сниматься при условии, что я придумаю, как в фильме она покончит с собой. В студии сказали, что это глупость, а я придумал историю, как пуля летит по кругу. Джоли согласилась. Бюджет вырос с 45 до 70 миллионов сразу».

№7. О ПРАВАХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Поинтересовался Дудь, не было ли стыдно Бекмамбетову за продолжение фильма «Ирония судьбы». «Нет. Это интересно. Когда начинали, было страшновато, но меня убедили, что надо попробовать», — ответил он.

На вопрос, почему отказалась сниматься Лия Ахеджакова, предположил, что она «всегда была оппозиционным человеком, всегда против течения». Ответил и на вопрос, не позор ли шарфик оператора «Билайна» на актере Сергее Безрукове. «Билайновский шарфик — это расстрел деликатности в упор», — высказался журналист.

«Это ваше мнение, я его уважаю. Я так не считаю. У нас разное отношение к рекламе. Она для меня органичная среда, — прокомментировал режиссер. — Страшные вещи сейчас происходят. Молодые люди берут на себя право говорить о том, что сегодня можно, а что нельзя. Можно все что угодно».

№8. ПРО ПУТИНА

Во время интервью продюсер выразил уверенность, что можно снять сатиру на президента России Владимира Путина. «Вам это не было интересно? Или если к вам придет молодой режиссер с такой идеей?» — поинтересовался Дудь.

«По-моему, такие случаи были. Не произошло по каким-то техническим причинам. Почему нельзя-то? Если это интересное художественное произведение, почему бы и нет? Думаю, и Путин сам готов поддержать, — сказал Бекмамбетов, после чего журналист спросил, есть ли у главы государства самоирония. — Сложный вопрос. Не знаю, не думал об этом… Я вспомнил, что кто-то приходил с идеей вроде „Карточного домика“, а про Путина никто не предлагал».

Во время интервью продюсер выразил уверенность, что можно снять сатиру на президента России Владимира Путина Во время интервью продюсер выразил уверенность, что можно снять сатиру на президента России Владимира Путина Фото: kremlin.ru

№9. ПРО СЕРГЕЯ КИРИЕНКО

Режиссер рассказал в интервью, что первого замруководителя администрации президента РФ Сергея Кириенко видел один раз в жизни — в 1999 году. «Я делал фильм „Наши девяностые“ — про то, как прошли эти годы для трех человек. Кириенко был одним из героев фильма, играл самого себя. Герой нашей картины с ним встречался и обсуждал будущее страны», — вспомнил продюсер.

Дудь напомнил ему историю о том, как в 2017 году в прокат должны были выйти две российские премьеры про космос — «Время первых» Бекмамбетова и «Салют 7» Сергея Сельянова. «Планировалось, что ваш фильм покажут осенью, но потом случилось нечто — и он вышел на День космонавтики. Считается, что Бекмамбетов зачистил поляну, подвинул „Форсаж“ и своих конкурентов», — сказал журналист.

«Знаете, что такое фейк ньюс? Это ровно то, что сейчас происходит. Действительно снималось два фильма. В моем сопродюсером являлся Евгений Миронов, который и пришел ко мне с этим проектом. Было трудно, мы долго снимали. К дате выхода стало понятно, что есть еще несколько фильмов, которые должны выйти примерно в это время. Ни один, ни другой не успевали к дате. Был объявлен какой-то конкурс, и минкультуры и фонд кино решали, какая картина выйдет первой. Минкультуры было за нас. „Форсаж“ в тот период не сдвинули. Я убеждал всех, что надо очистить прокат и выпустить оба российских фильма 12 апреля. Полет Гагарина нельзя перенести, а „Форсаж“ — можно, логика была такая», — рассуждает режиссер.

Когда Дудь процитировал издание Forbes, писавшее, что Бекмамбетов продвинул свой фильм с помощью Кириенко, режиссер ответил, что не видел того с 1999 года.

№10. ПРО ДЕНЬГИ И ТВОРЧЕСТВО

Последние 10 минут интервью журналист выяснял у продюсера, не кажется ли тому, что в последнее время его имя скорее про деньги, а не про прорывы.

«Вы зависимы от того, что Google генерирует в качестве рейтинга, и интервьюируете меня с точки зрения последнего. Вы работаете на свою публику. У нее сформировано мнение о том, что я делаю, а вы это эксплуатируете. Вы не выясняете, что происходит на самом деле. Одни и те же вопросы. Жалко, что я от вас их слышу, потому что их мне задают обыватели каждый раз», — высказался Бекмамбетов. Тогда Дудь сказал, что ему казалось, что «с возрастом приходит понимание, где вероятность шняги велика», и спросил, могут ли он и зрители рассчитывать на то, что свой талант режиссер будет направлять куда следует.

«Не гарантирую. Судя по вашим словам, я не повзрослел, не стал мудрее. Я останусь жив и не превращусь в тех, кто все знает наперед. Если бы я вел себя так, как вы говорите, я бы никогда ничего не создал, — сказал Бекмамбетов. — Делать невозможное — единственное, что меня интересует. Наверное, что-то не получается. Ну и хорошо».