«Татнефть» закрыла сделку по покупке топливно-розничного бизнеса финской госкомпании Neste в РФ в Северной столице. 75 АЗС и терминал в Санкт-Петербурге отошли в собственность альметьевских нефтяников накануне. Цена сделки не раскрывается, но, по оценкам экспертов «БИЗНЕС Online», сеть финских заправок могла уйти за 140–150 млн евро. С ними татарстанская компания сделала еще один шаг к своей цели — почти что удвоению числа АЗС.
Фирма Neste, согласно ежегодному рейтингу Global 100 в 2019 году, заняла третье место среди самых устойчивых компаний мира. В 2018-М ее выручка составила 14,9 млрд евро
«займет доминирующую позицию на розничном рынке дизтоплива Ленинградской области»
ООО «Татнефть-АЗС-Запад» («дочка» «Татнефти») купило топливно-розничный бизнес Neste в России, о котором мечтало еще с июля 2019 года, когда было заключено соответствующее соглашение с корпорацией Neste. Все это время нефтяники из Альметьевска ждали официального разрешения от антимонопольного органа.
В своем решении от 4 октября 2019 года ФАС не без сожаления отмечает: «В результате сделки „Татнефть-АЗС-Запад“ займет доминирующую позицию на розничном рынке дизтоплива Ленинградской области»; «Сделка приведет к сокращению числа участников розничного рынка бензина и дизтоплива в Ленобласти»; «Покупка финских АЗС приведет к ограничению конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива в границах Ленинградской области». Такие пассажи выглядят все-таки преувеличением: речь идет о покупке 75 АЗС (и одного терминала), притом что, по данным портала benzin-price.ru, в Ленинградской области насчитывается 366 АЗС различных компаний, а в Санкт-Петербурге их 578. В итоге разрешение ФАС все же выдала, после чего неминуемо последовало закрытие сделки.
В соответствии с отдельным соглашением между компаниями после завершения сделки рознично-сбытовая сеть будет продолжать работу под брендом Neste до пяти лет.
«Рознично-сбытовая сеть ПАО „Татнефть“ входит в пятерку крупнейших российских сетей и включает более 710 автозаправочных станций. Стратегия розничных продаж „Татнефти“ направлена на реализацию высококачественного топлива, произведенного на современном нефтеперерабатывающем заводе компании — ТАНЕКО», — говорится на официальном сайте «Татнефти».
В пресс-службе «Татнефти» в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сообщили, что приобретение сети АЗС Neste позволит компании «существенно увеличить свою долю рынка розничных продаж моторных топлив на северо-западе России».
«Приобретая сеть АЗС Neste, „Татнефть“ значительно увеличивает свое присутствие на региональном рынке и обеспечивает реализацию собственного высококачественного топлива в премиальном сегменте розничного бизнеса», — сообщает компания.
Нефтяники высоко оценивают качество приобретенного актива — как в техническом плане, так и в части уровня сервиса. Причины ухода Neste с российского рынка в «Татнефти» комментировать не стали. На вопрос о стоимости покупки нашему изданию было сообщено, что на данный момент компании договорились не раскрывать цену сделки.
Отметим, что фирма Neste, согласно ежегодному рейтингу Global 100 в 2019 году, заняла третье место среди самых устойчивых компаний мира. В 2018-м ее выручка составила 14,9 млрд евро. Штаб-квартира Neste расположена в городе Эспо, гендиректором является Питер Ванакер, 44,7% организации владеет Госсовет Финляндии. Компания является крупнейшим в мире производителем возобновляемого дизельного топлива (ДТ), также она заявляет о себе как о передовом в технологическом отношении нефтеперерабатывающем предприятии по производству высококачественных нефтепродуктов.
Дмитрий Козак дважды принимал решение о заморозке цен на бензин и ДТ
«не нужно вкладываться в ребрендинг, но можно будет воспользоваться работающей сетью»
Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев считает, что для «Татнефти» сделка с Neste даст неплохой прирост сбытовой сети и продвижение в северо-западный регион страны. «Сегодня фирменная сеть АЗС „Татнефти“ на территории России насчитывает около 600 АЗС, плюс еще 110 АЗС в Беларуси и на Украине. По новой розничной стратегии „Татнефть“ планирует довести число своих заправок до 1,1 тысячи, покупка сети Neste работает в этом направлении», — говорит аналитик.
На топливном рынке СЗФО «Татнефть» до сих пор была представлена незначительно, до настоящего времени там имелось всего около 40 АЗС под брендом татарстанской компании, в том числе 22 — в Санкт-Петербурге и Ленобласти, 11 — в Вологодской области, 8 — в Архангельской. Калачев отмечает, что в этом регионе более активно работают «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть». «Покупка сети Neste позволит „Татнефти“ потеснить конкурентов на топливном рынке северо-запада. Это емкий рынок промышленно развитого и густонаселенного региона с высоким уровнем автомобилизации», — уверен эксперт компании «Финам».
Тот факт, что еще до пяти лет «Татнефть» будет продавать топливо под логотипом Neste (две капли, окрашенные в сине-бело-зеленые цвета), аналитики объясняют вполне прагматичными соображениями — так альметьевцам будет проще закрепиться в регионе, в котором знают и любят финский бренд.
«Это хороший работающий актив. И к тому же некоторое время не нужно будет вкладываться в ребрендинг и продвижение своей марки, но можно воспользоваться работающей сетью, при этом продавать свой бензин и дизельное топливо», — говорит Калачев.
Предполагается, что Neste решила уйти с рынка РФ из-за снижения маржинальности сбытового бизнеса на рынке моторного топлива в нашей стране. Это произошло после резкого роста оптовых цен на бензин и ДТ в 2018 году. Ситуацию пришлось взять в руки вице-премьеру РФ Дмитрию Козаку, который дважды принимал решение о заморозке цен на бензин и ДТ. В 2019 году была введена система демпфирующего механизма, который компенсирует оптовикам потери от продажи топлива внутри страны в случае роста экспортных цен. По всей видимости, на иностранных поставщиков система демпферов не распространилась — и они поспешили уйти с рынка.
«Регулирование рынка для сдерживания розничных цен на фоне растущих оптовых цен оставляет АЗС мало возможностей работать прибыльно. В отличие от независимых сетей, вертикально интегрированные нефтяные компании, имеющие собственную переработку, имеют возможность перераспределять маржу между добычей, переработкой и сбытом», — отмечает эксперт.
По оценкам АО «Финам», цена сделки могла составить районе 140–150 млн евро, то есть около 10 млрд рублей, или примерно по 130 млн за одну АЗС.
Если планы осуществятся, за 10 лет сеть АЗС «Татнефти» вырастет более чем вдвое
ДОТЯНУТЬСЯ ДО 1,1 ТЫС. АЗС
Напомним, что в самом конце сентября «Татнефть» рассмотрела новую концепцию рыночной стратегии и развития розничного бизнеса, рассчитанную до 2030 года. Она предусматривает количественное и качественное развитие сети как на территории РФ, так и за ее пределами. Тогда заявлялось, что розничная сеть нефтяной компании насчитывает 713 АЗС, в том числе порядка 600 в России, а также в Беларуси, на Украине и в Узбекистане. Общий объем реализации «Татнефтью» моторного топлива составляет 1,9 млн т в год.
В рамках новой стратегии количество АЗС будет увеличено до 1,1 тыс., в том числе 150 франчайзинговых заправок. Таким образом, если планы осуществятся, за 10 лет сеть АЗС «Татнефти» вырастет более чем вдвое. К этому сроку продажи топлива компании (включая не только АЗС, но и мелкий опт) достигнут 5 млн т в год (для сравнения: для обеспечения потребностей всего Татарстана в год необходимо 2,5 млн т моторного топлива). Инвестиции в развитие розничной сети АЗС в 2019–2030 годах, согласно стратегии, составят 13,8 млрд рублей.
«Качественное улучшение существующих АЗС предусматривает создание современных автозаправочных станций с полным спектром сервисов и услуг, серии флагманских АЗС с внедренными инновационными технологиями, развитие нетопливного бизнеса с расширением сервисов», — говорится в сообщении компании. В частности, в начале года стало известно про планы нефтяников развивать на своих заправках сеть татарского фастфуда.
На новых АЗС акцент будет также сделан на развитии нетопливного бизнеса — кафе и магазинов, автокафе, терминалов самообслуживания, автомоек
Как сообщили «БИЗНЕС Online» в «Татнефти», основное развитие сети АЗС запланировано на территории России, а также в Узбекистане (пока там открыто две АЗС). В компании затруднились ответить, сколько именно автозаправочных станций будет в Татарстане, а сколько — в остальных регионах России и за рубежом, но отметили, что выбор регионов присутствия определят исходя из удобства логистики, плеча доставки нефтепродуктов и экономической целесообразности.
Внутри республики нет дефицита АЗС, поэтому в организации не исключают, что для расширения сети в Татарстане (и не только) будет применен механизм франшизы, когда под брендом «Татнефти» независимые мелкие сети начинают торговать бензином ТАНЕКО и в целом работать по стандартам компании. На новых АЗС акцент будет также сделан на развитии нетопливного бизнеса — кафе и магазинов, автокафе, терминалов самообслуживания, автомоек.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.