Сегодня корпоративные СМИ КАМАЗа со ссылкой на еще не опубликованное интервью Сергея Когогина сообщили о первом опыте использования авторобота в рабочем режиме. Проект «Одиссей» был запущен на этой неделе на территории заводов. Компания предлагает автономный грузовик и другим промышленникам, но те не спешат инвестировать во внутреннюю логистику — беспилотник все-таки должен сначала показать себя за забором производителя.
«Нас не пугает, что на производстве вместо людей у станка появились роботы. Но выход беспилотников на дороги общего пользования — революционная ситуация в сознании людей», — заявил Сергей Когогин
«РАЗРАБОТКА НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНИКОВ ПОТРЕБУЕТ ВРЕМЕНИ. ЭТО ТОЧНО НЕ ПРОИЗОЙДЕТ В 2020 ИЛИ 2021 ГОДУ»
КАМАЗ на этой неделе запустил первый беспилотный грузовик на внутризаводских перевозках. Гендиректор компании Сергей Когогин заявил об этом в своем итоговом интервью, которое планируется опубликовать в начале декабря, а пока «Вести КАМАЗа» обнародовали фрагмент беседы, посвященный проекту «Одиссей».
По словам Когогина, первым маршрутом беспилотника на базе «КАМАЗ-4308» стали перевозки кабин между прессово-рамным заводом и автомобильным, но гендиректор рассчитывает, что подобные челночные заезды интересны и другим промышленным компаниям.
«Нас не пугает, что на производстве вместо людей у станка появились роботы. Дорога — то же самое рабочее место. Но выход беспилотников на дороги общего пользования — революционная ситуация как в сознании людей, так и в нормативной базе. Конечно, робот будет совершать гораздо меньше ошибок, меньше будет аварий. Но остается моральный аспект — кто будет виноват в случае ДТП? Там, где сидит водитель, это четко и ясно. В случае если водителя нет, ответ будет — виноват автопроизводитель. Не все готовы принять такую ответственность. Разработка нормативной базы для использования беспилотников во всем мире потребует времени, и это точно не произойдет в 2020 или 2021 году. Мы сегодня взяли ориентиры, что на закрытых территориях люди могут принять на себя ответственность по эксплуатации беспилотного транспорта», — заявил Когогин.
По описанию «Вестей КАМАЗа», дизельный робот имеет четыре типа сенсоров — видеокамеры, радары, лазерные дальномеры и сонары. Погрешность навигации не превышает 5 сантиметров. Когогин поделился планами тестирования проекта «Одиссей» не только в Челнах на собственной территории КАМАЗа, но и в Кузбассе на угольных карьерах. «В Кемерово мы начнем накатывать маршрут, чтобы впоследствии предложить клиенту карьерный самосвал с нашими системами, алгоритмами для перевозки угля, грунта при вскрышных работах», — рассказал Когогин. О разработке карьерных беспилотников КАМАЗ заявил в прошлом году.
По словам руководителя пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олега Афанасьева, тестовые заезды между ПРЗ и автомобильным заводом стартовали в понедельник. Задействован пока один грузовик, который катается без всякой специальной разметки, а сколько машин предполагается задействовать на внутризаводских перевозках в будущем, в компании пока не определились. «Мы смотрим, как беспилотник будет работать в реальных условиях, — пояснил Афанасьев. — Поэтому никаких специальных дорожек для него нет и не предполагается. Перспективное количество транспорта будет зависеть от результатов испытания, как и экономика проекта, и охват беспилотниками заводов КАМАЗа». Афанасьев добавил, что в Кузбассе тесты автороботов начнутся уже на этой неделе.
По словам Олега Афанасьева, тестовые заезды между ПРЗ и автомобильным заводом стартовали в понедельник. Задействован пока один грузовик
ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ А-ГРУЗОВИКОВ
Напомним в общих чертах историю разработки беспилотников под эгидой автогиганта. Первым партнером КАМАЗа по проекту еще весной 2015 года была заявлена IT-компания Cognitive Technologies, которая получила 300 млн рублей от минобрнауки РФ на разработку электронной начинки беспилотника. Уже тогда завод замахнулся на строительство испытательного полигона для роботов и других инноваций за 5 млрд рублей, а на всю программу просил у правительства еще 13,5 млрд рублей, обязуясь к 2025 году собрать 20 прототипов разного назначения. Минпромторг поначалу взялся финансировать проект почти в полном объеме: за 18 млрд к 2019 году предполагался выпуск опытной партии в рамках «Одиссея». Однако в 2016 году министерство заговорило уже о сумме 12 млрд рублей, видимо, исключив из финансирования строительство полигона, хотя Когогин в своих интервью по-прежнему оперировал цифрой 18 миллиардов, добавляя, что сама компания вложит примерно столько же.
Со временем стратегическим партнером КАМАЗа стала «ВИСТ Групп» — компания, которая позволила в краткие сроки продемонстрировать дистанционно управляемый грузовик. КАМАЗ был не первым в этом отношении: «ВИСТ Групп» еще в 2011 году показывала дистанционно управляемый «БелАЗ», а в 2013-м презентовала работу робота-самосвала.
Первым действительно новым продуктом стал ШАТЛ, разработанный КАМАЗом совместно с Научным автомоторным институтом (НАМИ). Когогин представил беспилотный 12-местный микроавтобус в августе 2016-го на московском автосалоне, а в реальных условиях на ограниченной трассе длиной 650 м ШАТЛ поработал во время чемпионата мира по футболу в Казани. В этом году опять же на московском автосалоне челнинцы показали уже ШАТЛ 2.0 с электродвигателем и усиленной автономностью.
За годы работы над программой AutoNet, подразумевающей в финале выход беспилотников на дороги общего пользования, к работе над «мозгами» грузовика подключился КФУ. К декабрю прошлого года стороны нашли выход и в вопросе испытательного полигона — его КАМАЗу предложил ректор КФУ Ильшат Гафуров, предоставив автогиганту для этих целей радиофизический полигон университета в районе обсерватории.
На протяжении всей истории программы AutoNet вопросы к КАМАЗу о сроках и достижениях упирались в отсылку к нормативной базе: в российском законодательстве, в правилах ПДД, в механизмах страхования нужно менять так много, что отдельные эксперты готовы закладывать на этот процесс еще годы и годы. В ноябре прошлого года председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин заявил о готовности республики представить законопроект к концу 2019 года, а неделей позже премьер-министр РФ Дмитрий Медведев неожиданно подписал постановление о выводе беспилотников на общественные дороги Москвы и Татарстана уже с 1 декабря. Грузовики должны были обозначаться литерой А, и на основе их тестирования планировалось разработать инфраструктурные регламенты, которые должны быть утверждены в марте 2022 года. Впрочем, с тех пор беспилотников, подписанных буквой А, на трассах так никто и не увидел — слишком велика ответственность за сбой, хотя год назад Когогин утверждал, что теоретически грузовики уже готовы к выезду на трассы, не хватает только нормативной базы.
Уже в начале этого месяца КАМАЗ представил первый роботизированный беспилотный тягач на базе «КАМАЗ-5490 NEO». К его разработке приложился, кроме «ВИСТ-групп», казахстанский Назарбаев-университет, предложивший систему компьютерного зрения, и в итоге тягач на год оставили в пользование вузу.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев неожиданно подписал постановление о выводе беспилотников на общественные дороги Москвы и Татарстана уже с 1 декабря 2018 года
«ЧТОБЫ ВЫЗВАТЬ ИНТЕРЕС ПОТРЕБИТЕЛЯ, БЕСПИЛОТНИК ДОЛЖЕН ОКУПАТЬСЯ ЗА 1–3 ГОДА»
Представители местного бизнеса не ожидают реального спроса на новинку КАМАЗа — строить внутреннюю производственную логистику на роботах слишком дорого. Даже гендиректор не чужого КАМАЗу АО «Ремдизель» Фаяз Хафизов заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что заинтересованность, наверное, есть у всех, но его компания сначала посмотрит на результаты тестов, а потом «жизнь покажет», воспользуется ли «Ремдизель» «Одиссеем».
По мнению председателя правления машиностроительного кластера РТ Сергея Майорова, покупать беспилотники промышленность начнет только после вывода их на дороги общего пользования.
«Для снижения издержек, связанных с выплатой зарплаты, автоматизация производства и, в частности, использование беспилотного транспорта, конечно, всегда будут интересны, — считает Майоров. — Внедрение современных технологий, в том числе беспилотников, — это ближайшее будущее, и если мы этого не сделаем, то нас обойдут конкуренты. Думаю, любое машиностроительное предприятие с оборотом 5–10 миллиардов рублей вполне может использовать беспилотники. В Челнах наберется, пожалуй, с десяток компаний, где технологические перевозки автомобильным транспортом постоянно присутствуют, но на этапе первого тестового шага мы интереса не увидим. О серьезной экономии можно будет говорить, когда беспилотники выйдут на трассы, а сейчас очереди из предприятий за первыми беспилотниками ждать не стоит — при одних только технологических перевозках внедрение может обойтись дороже, чем эксплуатация. Я не уверен, что есть возможность переоборудования собственных автопарков компаний, а пилотная модель стоит всегда дороже серийной. Когда тесты будут откатаны и техника пойдет в серию, я думаю, стоимость ее будет приближена к стоимости обычного КАМАЗа».
Исполнительный директор ООО ТД «Акульчев» Айдар Каримов видит первой клиентурой «Одиссея» госкорпорации и крупных частных инвесторов. «В краткосрочной перспективе автоматизированные внутренние перевозки не для нас, а при разбеге 5–10 лет — вполне. Сейчас все уходят в роботизацию, а мы, в частности, подписываем соглашение с ТОСЭР „Чистополь“ об открытии своего производства. Оно будет современным, с высоким уровнем роботизации, и то я не могу сказать, что мы воспользуемся беспилотниками. Я думаю, чтобы вызвать интерес потребителя, беспилотник должен окупаться за 1–3 года. В Челнах, безусловно, есть предприятия, которые смогли бы использовать „Одиссей“ с выгодой, но не на технологических перевозках — это не очень интересно».
«Для снижения издержек, связанных с выплатой зарплаты, автоматизация производства и, в частности, использование беспилотного транспорта, конечно, всегда будут интересны», — считает Майоров
Холдинг «Агросила», как сообщила «БИЗНЕС Online» пресс-служба компании, тоже пока не рассматривает возможность использования беспилотников. Сомнения в актуальности и экономической целесообразности вызывает, во-первых, законодательная база для дорог общего пользования. Во-вторых, человек в кабине для подстраховки компьютера сводит на нет всю оптимизацию транспортных затрат.
«Стоимость нового самосвала „КАМАЗ“ — почти 4,8 миллиона рублей. При таких инвестициях грузовик не окупается за 1–2 года, а если к нему добавить стоимость беспилотного оборудования, то срок увеличится еще, — пояснили в „Агросиле“. — У нас регулярные маршруты для „КАМАЗов“ есть только на территории ОАО „Заинский сахар“ — это три схемы для пяти машин, которые работают на вывозе грязевых накоплений из-под буртоукладчика сахарной свеклы, вывозе дефеката и гранулированного жома».
Однако использование автороботов на уборке урожая «Агросила» считает теоретически целесообразной — направление беспилотной сельхозтехники «КАМАЗом» тоже прорабатывается. «Это позволило бы увеличить эффективность агроопераций, — соглашаются в холдинге. — К примеру, за счет детектирования обработанных участков поля и уменьшения площади повторной обработки. Кроме того, за счет возложения части функций по управлению комбайном на автопилот механизатор может уделить больше внимания точности управления агрегатами и отказаться от услуг помощника».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.