Сразу несколько дружественных России государств на Ближнем Востоке за последние недели превратились в горячие точки. Таковыми их делало массовое недовольство граждан политикой местных властей. Известный казанский востоковед и исламовед рассказывает, что происходит в регионе. Как Ливан страдает от беженцев, почему в Иране снова включили интернет, а в Ираке вновь подняли голову террористы — об этом пишет автор «БИЗНЕС Online».
«1,5 млн манифестантов обвинили действующую власть в коррупции, «политическом ожирении» и полном невнимании к нуждам простых людей»
НАЛОГ НА WHATSAPP
На Ближнем Востоке вновь полыхнуло. Причем полыхнуло неслабо и сразу в трех странах: в Ливане, Иране и Ираке. Все они являются дружественными России государствами.
Пошли на спад массовые протесты в Стране кедра, которые едва не привели к новой гражданской войне. Детонатором взрыва народного недовольства стало решение правительства ввести налог на приложение WhatsApp в размере $6 в месяц. Этот шаг стал последней каплей, подлил масла в огонь таких «долгоиграющих» ливанских проблем, как массовая безработица, коррупция, политическая нестабильность, усталость от войны в соседней Сирии и от 1,5 млн беженцев — лишних ртов, добавившихся к 6-миллионному населению Ливана. 1,5 млн манифестантов обвинили действующую власть в коррупции, «политическом ожирении» и полном невнимании к нуждам простых людей. Экстренные популистские меры в виде решения снизить на 50% зарплаты министрам и депутатам ничего не дали — премьер-министр Ливана Саада ал-Харири вынужден был уйти в отставку. Теперь эстафетная палочка в руках северных соседей Ливана.
«Иран и Ирак. Страны-антагонисты. Два непримиримых соперника, которые воевали друг с другом 8 лет — в 1980–1988 годах. Бились смертным боем, до последней капли крови, до полного истощения всех ресурсов»
СЕЙЧАС МЕЖДУ ИРАНОМ И ИРАКОМ НЕТ КОНФРОНТАЦИИ
Иран и Ирак. Страны-антагонисты. Два непримиримых соперника, которые воевали друг с другом 8 лет — в 1980–1988 годах. Бились смертным боем, до последней капли крови, до полного истощения всех ресурсов. У той войны были свои причины, но по большому счету это была суннитско-шиитская война.
Сейчас ситуация иная. Согласно Конституции Ирака, ключевую должность премьер-министра может занять только шиит, президент избирается из числа курдов, а председателем парламента может стать лишь представитель суннитской общины. В целом свыше 60% населения Ирака — шииты, там же находятся важнейшие шиитские святыни.
«Причиной волнений в Ираке и Иране стали свои сугубо локальные проблемы — прежде всего экономические. Попробуем разобраться в них»
В связи с новой расстановкой сил ситуация изменилась кардинальным образом. Сейчас между Ираном и Ираком нет конфронтации, мало того, в адрес правительства звучат постоянные обвинения в том, что они пляшут под дудку Тегерана, забывая о своей стране.
Но нынешний пожар в этих двух странах разгорелся совсем по иным причинам. Как известно, все несчастливые семьи несчастны по-своему. Причиной волнений в Ираке и Иране стали свои сугубо локальные проблемы — прежде всего экономические. Попробуем разобраться в них.
«Нынешние протесты в Иране, которые уже привели к гибели около 30 человек (Amnesty International называет цифру в 100 с лишним погибших), сильно напоминают аналогичные волнения конца 2017 – начала 2018 годов»
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ПОВЫШЕНИЯ ЦЕН
Нынешние протесты в Иране, которые уже привели к гибели около 30 человек (Amnesty International называет цифру в 100 с лишним погибших), сильно напоминают аналогичные волнения конца 2017 – начала 2018 годов. Они также были вызваны экономическими причинами, но уже были обильно сдобрены политическими лозунгами. Тогда протестующие выступили против власти исламского духовенства («муллы должны вернуться в мечети»), требовали прекратить военную помощь Сирии, шиитским группировкам в Ливане и палестинцам, что, по мнению народа, только усугубило и так непростую экономическую ситуацию в стране.
Тогда же впервые прозвучали и антироссийские лозунги. Сотрудничество с РФ, полагали бунтовщики, ведет страну в тупик. Конфликт был быстро погашен — не в последнюю очередь благодаря самим иранцам, которые остаются патриотами своей страны.
«Иранцы по своему менталитету очень свободолюбивый народ, который не терпит какого-либо диктата — внешнего или внутреннего»
Иран, несмотря на статус исламского государства, остается одним из немногих очагов демократии на Ближнем Востоке. Иранцы по своему менталитету очень свободолюбивый народ, который не терпит какого-либо диктата — внешнего или внутреннего. В стране проходят относительно свободные выборы, и, если что, народ сразу высыпает на улицы. Так было, например, в 2009 году во время президентской кампании, когда сотни тысяч иранцев не согласились с официальными цифрами избиркома, согласно которым в очередной раз победил ненавистный им Махмуд Ахмадинеджад.
По мнению экспертов, протесты 2009-го стали наиболее крупными со времени Исламской революции 1979 года. И в самом деле, если раньше можно было наблюдать какую-то цикличность протестов, в 10, 20 лет, то теперь они происходят все чаще и чаще. Четко видна еще одна закономерность — если раньше народ Ирана критиковал, но все же поддерживал свои власти, то теперь в умах людей произошел какой-то надлом. И все это очень здорово напоминает ситуацию в России до и после пенсионной реформы.
«Четко видна еще одна закономерность — если раньше народ Ирана критиковал, но все же поддерживал свои власти, то теперь в умах людей произошел какой-то надлом. И все это очень здорово напоминает ситуацию в России до и после пенсионной реформы»
В Иране, так же как и в Ливане, все началось с повышения цен, в данном случае на бензин — с 10 тыс. риалов до 15 тыс. риалов (12,7 цента США) за литр. Но и за эту цену полагалось только 60 литров в месяц. Все, что свыше, теперь можно было купить за 30 тыс. риалов за литр. Стоит напомнить, что официально средняя зарплата в Иране составляет $485 в месяц. Все дополнительные доходы от повышения предполагалось направить на субсидии для 18 млн иранских семей с низким достатком.
Этого было достаточно, чтобы сотни тысяч людей вышли на улицы иранских городов. Начались беспорядки, причем порой протестующие действовали очень жестко — в интернете появились ролики, показывающие, как некоторые бунтовщики со всего разгона въезжают на автомобилях в толпу полицейских, поджигают государственные учреждения. Это было особенностью нынешних протестов — непоказная злость по отношению к действующей власти.
«Стоит напомнить, что официально средняя зарплата в Иране составляет $485 в месяц»
«ХУЛИГАНЫ БЫЛИ ХОРОШО ОРГАНИЗОВАНЫ И ВООРУЖЕНЫ»
Официальные власти Ирана поначалу никак не комментировали эти события, будто не замечая их. Тем не менее по всей стране был отключен интернет. Фактически единственным «живым» каналом стал «Телеграм». Публиковались ролики с места событий, судя по которым, протесты приняли нешуточный характер. При отсутствии какой-либо достоверной информации разные источники называли самые невероятные цифры, якобы в протестах приняли участие 12 млн человек в 107 городах страны. Напомним, что всего в Иране проживают свыше 80 млн человек.
Так же, как и в Ливане, повышение цен на автомобильное топливо стало последней каплей. В Иране экономическая ситуация ухудшается день ото дня. Введенное в мае 2018 года со стороны США полное эмбарго на экспорт иранской нефти сильно подкосило экономику страны.
«Так же, как и в Ливане, повышение цен на автомобильное топливо стало последней каплей. В Иране экономическая ситуация ухудшается день ото дня»
Я посещал Иран дважды — в 2014 и 2015 годах. Тогда общая ситуация там была намного лучше, чем сейчас, начался процесс поэтапного снятия санкций, что дало толчок развитию экономики Ирана. С тех пор повысились цены на товары первой необходимости, усилилась безработица среди молодежи. Она достигла цифры в 28% (в Ливане — около 40%). ВВП Ирана в 2018 году снизился на 3,8 процента, к 2021 году рост ВВП может сократиться в два раза. Удавка на шее экономики Ирана только сжимается. На днях Трамп продлил санкции в отношении Ирана, введенные США еще в ноябре 1979 года!
Лидер Исламской революции, высшая должность в Иране, аятолла Али Хаменеи призвал правительство сделать все возможное, чтобы облегчить экономические проблемы людей после реализации плана по нормированию бензина и пересмотру цен. «Власти должны использовать все свои возможности, чтобы минимизировать озабоченность людей по поводу этого плана [нормирования бензина]», — сказал он в обращении к народу.
«Я (слева) посещал Иран дважды — в 2014 и 2015 годах. Тогда общая ситуация там была намного лучше, чем сейчас, начался процесс поэтапного снятия санкций, что дало толчок развитию экономики Ирана»
Президент Ирана Хасан Роухани похвалил людей за то, что они держались на расстоянии от участников беспорядков, нанесших ущерб государственной и частной собственности, и сказал, что недавнее насилие в Иране было организовано США, Израилем и некоторыми реакционными режимами в регионе.
«Число людей, вышедших на улицы, было ясно, и среди них всего несколько хулиганов. Но хулиганы были хорошо организованы и вооружены, действуя от имени региональных реакционеров, сионистов и американцев», — сказал Роухани, выступая на заседании кабинета министров в Тегеране.
«Если бы мы не подняли цену на бензин, стране пришлось бы импортировать его в ближайшие два года», — пояснил иранский президент.
В настоящее время также до конца не ясно, какова ситуация с протестами в Иране. Власти заявляют, что они подавлены, все зачинщики арестованы и понесут наказание. Судя по всему, эти слова соответствуют действительности — в стране вновь заработал интернет.
«В настоящее время также до конца не ясно, какова ситуация с протестами в Иране. Власти заявляют, что они подавлены, все зачинщики арестованы и понесут наказание. Судя по всему, эти слова соответствуют действительности — в стране вновь заработал интернет»
В СОСЕДНЕМ ИРАКЕ ПРОТЕСТЫ ТОЛЬКО РАЗГОРАЮТСЯ
А в соседнем Ираке протесты только разгораются. Там дошло дело до прямых боестолкновений. Так же, как в Ливане и Иране, народ выступил против официальных властей, которые, по мнению широких масс, погрязли в коррупции. Люди также страдают от безработицы, высоких цен. Ситуация усугубляется тем, что в отдаленных провинциях страны подняли голову боевики ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ террористической организации «ИГИЛ» — прим. ред.), которые якобы уже сто тысяч раз были уничтожены. Если посмотреть иракские информационные ресурсы, то можно увидеть, что почти каждый день террористы убивают силовиков, представителей власти на местах и нет тому конца и края. Мало того, ликвидация лидера ДАИШ Абу Бакра ал-Багдади ничего не дала. По всему исламскому миру боевики клянутся в верности новому лидеру — Ибрагиму ал-Курейши, как будто у них открылось второе дыхание. Поэтому говорить о полной победе над ними пока преждевременно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.