Суд Камской транспортной прокуратуры с агрофирмой «Зай» из структур холдинга «Агросила» завершился победой надзорного органа: после многочисленных инстанций и отсрочек последние коровы Ильшата Фардиева на днях ушли со спорной земли. Сформировав судебную практику, в 2020 году прокуратура вернется на территорию уже с тотальными проверками, в результате которых под раздачу могут попасть еще 9 хозяйств, а пока аналогичный суд завершается в Бугульме, где с приаэродромной зоны выселяют полигон ТБО.
«Столкновение с птицами» давно стало для работников авиационной отрасли профессиональным термином: хотя смертельных случаев на территории России зафиксировано всего два за последние 30 лет»
АГРОСИЛУ ПРОСЯТ НА ВЫХОД ИЗ РАЙОНА БЕГИШЕВО
Камская транспортная прокуратура отчиталась о завершении судебных тяжб с агрофирмой «Зай» — с одним из 11 сельскохозяйственных активов холдинга «Агросила» в Заинском районе. За два года судов прокуратура добилась своего и выжила агрофирму из 30-километровой зоны аэропорта Бегишево, дабы вблизи воздушных линий не скапливались птицы, теоретически способные уронить самолет.
Как сказано в релизе прокуратуры, суд первой инстанции удовлетворил иск к агрофирме «Зай» еще в июне 2017-го — тогда Заинский горсуд обязал предприятие «Агросилы» уйти с приаэродромной территории в течение полугода, однако холдинг последовательно обжаловал данное решение, дойдя до Верховного суда Российской Федерации, который и принял окончательное решение. «В настоящее время собственник животноводческой фирмы вывез все производственные мощности с приаэродромной территории аэропорта Бегишево, избрав для своей деятельности земельный участок, расположенный за ее пределами», — таково резюме сообщения.
«БИЗНЕС Online» подробно рассказывал о конфликте транспортной прокуратуры со структурами холдинга Ильшата Фардиева еще до старта судебных споров. Надзорное ведомство тогда обнаружило, что животноводческий комплекс «Зая», расположенный в 12–13 км от Бегишево у села Ахметьево, привлекает птиц кормами для животных, запахом силосных ям и скотины, который пернатые чуют за несколько километров. Слетаясь на еду, птицы пересекают воздушные линии, а для аварии достаточно попадания одной их них в турбину самолета. «Столкновение с птицами» давно стало для работников авиационной отрасли профессиональным термином: хотя смертельных случаев на территории России зафиксировано всего два за последние 30 лет, ЧП с вынужденными посадками или повреждением техники по вине птиц случаются довольно часто. К примеру, мировая статистика за 2001–2007 годы насчитывает 42,5 тыс. столкновений, из которых 80% произошло при взлете/посадке самолета. Поэтому в 2011 году федеральные авиационные правила пополнились новыми запретами: с тех пор нельзя размещать фермы, скотобойни и другие привлекательные для птиц объекты ближе чем в 30 км от линий воздушного сообщения или в 15 км от аэродрома.
Также в 30-километровом радиусе вокруг Бегишево располагаются ООО «Агрофирма Тукаевская продовольственная корпорация», у которой 800 голов КРС в Бикляни и 1,5 тыс. голов КРС в Суык-Су
В суде «Зай» отбивался от претензий прокуратуры в основном по принципу «закон обратной силы не имеет» — дело в том, что животноводство в этом районе развивается с 1970-х годов, когда актуальных авиационных регламентов не было и в проекте. То же самое касается и остальных хозяйств 30-километровой зоны, которых после переезда «Зая», по подсчетам Бегишево, остается еще 9 штук: колхозы здесь функционировали с советских времен, а нынешние фермеры — их наследники. Однако прокуратура отвечала «Заю» тем, что существующие строения вводились в эксплуатацию в 2013–2014 годах, а значит, уже противозаконно. Тот же аргумент может сработать и в отношении других собственников, среди которых замечены весьма серьезные представители отрасли. В частности, под действие авиарегламентов подпадает животноводческий комплекс ООО «Бахетле-Агро», который к началу судов с «Заем» имел 200 молочных коров и 100 голов для откорма. Также в 30-километровом радиусе вокруг Бегишево располагается ООО «Агрофирма Тукаевская продовольственная корпорация», у которой 800 голов КРС в Бикляни и 1,5 тыс. голов КРС в Суык-Су. ООО «Агрофирма Тимерхан» держит здесь 100 голов КРС и спортивных лошадей. Индивидуальные предприятия и крестьянско-фермерские хозяйства в совокупности насчитывают еще тысячи голов скота и птицы.
«В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ МЫ ПЛАНИРУЕМ ПРОВЕРКИ НА ПРИАЭРОДРОМНОЙ ТЕРРИТОРИИ БЕГИШЕВО»
«Агросила» стала первой и пока единственной в районе Бегишево мишенью Приволжской транспортной прокуратуры, в состав которой входит и камское подразделение, по одной простой причине — надзорному ведомству, как пояснял на старте процесса помощник прокурора Ринат Саттаров, необходимо было наработать судебную практику. Законники взялись за дело сразу с тяжелого конца — одолев в суде ведущий сельскохозяйственный комплекс республики, они смогут уверенно разобраться и с другими фермами. В то же время подобные дела рассматриваются и с участием других аэропортов. В частности, как рассказала сегодня «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора Камской транспортной прокуратуры Диляра Султанова, аналогичный иск сейчас рассматривается в Бугульме, причем уже на следующем, четвертом по счету заседании, ожидается судебное решение. Ответчиком по иску прокуратуры в данном случае выступает районная администрация, а объектом претензий стал полигон твердых коммунальных отходов, разместившийся в 5 км от аэропорта Бугульмыа. Третьим лицом на процессе выступает региональный оператор по обращению с ТКО в Восточной зоне РТ — ООО «Гринта». По словам Султановой, полигон разместился в запретной зоне без договора землепользования, что, очевидно, должно упростить победу истца. Свалка привлекает птиц не меньше, чем силосные ямы, поэтому прокуратура требует не только закрыть полигон, но и рекультивировать землю.
Законники взялись за дело сразу с тяжелого конца — одолев в суде ведущий сельскохозяйственный комплекс республики, они смогут уверенно разобраться и с другими фермами
Аналогичные процессы с подачи ведомства идут и в других регионах. К примеру, весной прошлого года, когда тяжба с «Заем» была в самом разгаре, уфимский транспортный прокурор добился в судебной коллегии по гражданским делам ВС Республики Башкортостан запрета на сельскохозяйственную деятельность вблизи аэропорта Уфы для трех аграрных предприятий.
«В следующем году мы планируем провести проверки на приаэродромной территории Бегишево, — подтвердила дальнейшие намерения прокуратуры Султанова. — В какой очередности мы будем отрабатывать оставшиеся хозяйства, пока не решено, покажут результаты проверок».
Третьим лицом на процессе выступает ООО «Гринта». Свалка привлекает птиц не меньше, чем силосные ямы, поэтому прокуратура требует не только закрыть полигон, но и рекультивировать землю
Логично предположить, что на основе наработанной практики прокуратура теперь возьмется за фермеров в порядке их удаленности от аэропорта. Если так, то следующим оппонентом учреждения станет КФХ Марии Миннехузиной, как ближайшее к взлетной полосе Бегишево. С этой фермой у истца не должно возникнуть затруднений даже в части хронологии — КФХ было основано на базе советских хозяйств в 2012 году, то есть после принятия действующих регламентов, а расположено оно практически за забором аэродрома, близ деревни Бахчисарай Тукаевского района. Миннехузины выращивают здесь баранов, КРС, лошадей, кроликов, кур и даже оленей. Равиль Миннехузин — весьма известный в Набережных Челнах предприниматель, основным направлением для которого остается железнодорожный бизнес, а в сельскохозяйственном заняты преимущественно члены семьи. Его зернохранилище, цех по забою и переработке мяса, конеферму и другие объекты, раскинувшиеся на угодьях общей площадью 400 га, в 2015 году посещал президент Татарстана Рустам Минниханов, и уже на тот момент Миннехузин вложил в территорию порядка 30 млн рублей.
Сегодня «БИЗНЕС Online» удалось переговорить с одним из управленцев КФХ, по словам которого, к претензиям прокуратуры фермеры действительно готовятся, но переезд в этом контексте не рассматривают как нечто технически малореальное. Фермер рассказал, что их КФХ закупило и установило специальные пушки, а также другое звуковое оборудование для отпугивания птиц. Скотину Миннехузины сейчас отгоняют подальше от аэропорта, к лесу, чтобы не попадать в приаэродромную зону, однако саму зону рассчитывают не из 30 км, а из 12, ориентируясь на некий приказ минтранса. Кроме того, фермеры намерены привлечь специалиста по соколиной охоте, надеясь, что хищник поможет расчистить небо над фермой — иначе говоря, делают все возможное, чтобы не мешать самолетам, не переезжая. Высказывая уважение к насаждению законов прокуратурой, Миннехузины при этом удивляются надзорной политике.
«Деревни-то что — тоже переносить? — задается вопросом наш собеседник. — У нас тут и Мелекес, и Круглое поле, и Биклянь, и Иштеряково — их переселять, что ли? А в позапрошлый год сова попала в турбину — это птица лесная. Лес вырубим?»
О реальных расходах, понесенных первым из отодвинутых от Бегишево хозяйств, пока сведений нет — холдинг «Агросила» получил запрос «БИЗНЕС Online» на этот счет, ответ готовится.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.