Призеры женского одиночного катания финала Гран-При по фигурному катанию в Турине (слева направо): Анна Щербакова (Россия) - серебряная медаль, Алена Косторная (Россия) - золотая медаль, Александра Трусова (Россия) - бронзовая медаль Призеры женского одиночного катания финала Гран-при по фигурному катанию в Турине (слева направо): Анна Щербакова — серебряная медаль, Алена Косторная — золотая, Александра Трусова — бронзовая  Фото: © Владимир Песня, РИА «Новости»

«ПОБЕДИЛО ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ»

Данный финал может стать поворотным моментом в развитии фигурного катания. До этого весь фокус внимания был на четверных — о квадах говорили в интервью, пробовали на тренировках практически все топ-фигуристки. «Без четверных, наверное, уже не победить», — сказала в Москве Евгения Медведева и добавила, что катание и артистизм теряют свою значимость в угоду технике.

Но это не так. Пока велись споры о том, опасны ли четверные для девушек и можно ли побеждать без них, Алена Косторная установила два мировых рекорда и вынесла без шансов двух главных квадисток планеты — Анну Щербакову и Александру Трусову. Решающий перевес дали не тройные аксели, а высокие надбавки и компоненты.

«Победило фигурное катание», — сказал об итогах Гран-при известный блогер Джеки Вонг. По его мнению, в фигурном катании необходимо искать баланс между техникой и артистизмом. Побеждать должны те, кто в равной мере овладеет и тем, и тем.

«Косторная — это идеальная фигуристка, — считает он. — Пусть у нее нет четверных, но посмотрите на ее тройные! Высокие, пролетные прыжки, невероятно легкие и уверенные. Она совершенно заслуженно лучшая в мире. Надеюсь, Алена выиграет в марте ЧМ».

На пресс-конференции спортсменка по праву наслаждалась своим успехом. Ее задевало, что она была в тени девочек с четверными, и теперь перед ней цель — стать звездой в отрыве от подруг по группе. «Ну хотят говорить ТЩК (Трусова, Щербакова, Косторная — прим. ред.), пусть продолжают, раз уж привыкли, — ответила фигуристка на шуточное предложение изменить аббревиатуру на КЩТ. — Но вообще-то мы отдельные личности, а не ТЩК!»

ТЩК девочек стали называть в прошлом сезоне, когда они втроем занимали весь пьедестал любого турнира, где принимали участие. Скорее всего, такая история повторится и в этом году, только фаворит прямо сейчас уже не Трусова, а Косторная.

ТРУСОВА ИДЕТ ПО ПУТИ ЮДЗУРУ ХАНЮ

Тренировка перед произвольной шокировала очевидцев: Трусова показала усложненный вариант своей программы — с пятью четверными, тройным акселем, двумя квадами во второй половине программы. «Она будто каждый месяц учит новые прыжки. В это сложно поверить», — сказал о прокате Александры известный тренер Рафаэль Арутюнян. Его ученик Нэтан Чен играючи исполнил пять квадов пару часов назад, но специалист никак не ожидал увидеть столько прыжков ультра-си от 15-летней девочки.

Пусть в соревновательном прокате от тройного акселя фигуристка отказалась, идея прыгать по пять четверных все равно выглядит безумной. Каждый четверной — большой риск и вызов для тела. «Я не могу иначе. Риск — это про меня. Без него я бы не добилась того, что имею», — заметила сама спортсменка.

В Италии ставка на квады не сыграла. Падение и «бабочка» отбросили Трусову на третье место. Она могла чисто откатать с тремя четверными и спокойно выиграть финал. «Но тогда это была бы уже не я. Хочу усложняться, а не стоять на месте», — продолжает Александра.

Она называет своим кумиром Чена, хотя по суждениям и отношению к спорту ей куда ближе Юдзуру Ханю. Первый прыгает по 5–6 четверных не ради галочки и новой статьи в «Википедии». Для него это необходимость, квады — инструментарий для победы, но не конечная цель.

Для Трусовой же важнее установить новый рекорд, выучить новый каскад и первой показать очередной прыжок. Гонка за четверными для нее затемняет даже итоговый результат. В ее прыжковом контенте нет рациональности: она выбирает сложность только ради сложности. По такому пути как раз и идет Ханю: в Турине он попробовал четверной аксель и невероятный каскад из двух тройных акселей подряд — только ради того, чтобы стать первым исполнителем такого каскада.

До Юдзуру никому даже в голову не могло прийти, что два акселя могут стоять в каскаде. Это очень сложный прыжок, в момент исполнения которого тело меняет свое направление. Его делают с разбега отдельным элементом, вторым прыжком в каскаде принято исполнять тулуп или риттбергер, потому что их можно осуществить с места без подготовки.

Делать подряд два акселя — насмешка над законами физики. И Ханю решился на отчаянную попытку исполнить удивительную комбинацию, когда до этого осуществил пять четверных и силы были на исходе. На кону — первое место. Можно спокойно делать привычный набор элементов и праздновать успех. Фигурист выбрал неоправданный риск и проиграл, как и Трусова.

«Саша — большая молодец. Я вдохновляюсь ею», — заявил двукратный олимпийский чемпион на пресс-конференции. До этого она вызывала его на шуточное соревнование по четверным. Он дипломатично ответил, что спортсменка, скорее всего, победит.

Александру и Юдзуру объединяет желание доказать, что в мире нет ничего невозможного. Они двигают спорт вперед ценой здоровья, сил и результата. Помните, как Елена Исинбаева обновляла свой же мировой рекорд по сантиметру? Она подходила к спорту с холодной головой, в отличие от Сергея Бубки. Он на 15 см уходил за 6-метровую отметку, когда соперники прыгали намного меньше, — просто потому, что мог.


«НАСТРОЙ НА ЧЕТВЕРНЫЕ НЕ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕДАТЬ ОБРАЗ»

Успехи Косторной и Чена — это прежде всего победы рационализма над бравадой. Тройной аксель Алена стала стабильно исполнять недавно. «Меня очень удивил ход этого сезона, — призналась она на пресс-конференции. — Не думала, что подготовлю новый прыжок и буду стабильно его делать». Тройной аксель фигуристка тренирует не для галочки, а для того, чтобы нивелировать отставание по технике от Трусовой и Щербаковой. Первая хотела побеждать и стала искать способы усложниться.

Анна в Турине попробовала три четверных: к двум своим лутцам добавила флип. Она рискнула, чтобы попытаться выиграть. «Стать первой, кто сделал флип? Для меня это не важно. Я не придаю большого значения рекордам и баллам, значимее все-таки итоговый результат», — справедливо отметила спортсменка.

У Трусовой все наоборот — сначала усложнение, а потом уже победы. Как следствие сложности программы. Она видит перед собой четкую цель — программу с 6 четверными. Для этого ей нужно выучить все виды квадов, потому что больше одного повторять нельзя. В Турине Александра представила флип. До этого она исполняла тулуп, лутц и сальхов, остался только риттбергер.

«Буду работать над ним, — заявила фигуристка. — На удочке уже пробовала, иногда получается выезжать. Постараюсь выучить ритбергер к концу сезона». Включив данный прыжок в произвольную, она исполнит свою мечту о 6 четверных, только вот выкатывать такую программу ей будет очень сложно.

Она и сама это признает. «Три четверных для меня мало, но пять квадов отнимают много сил, как оказалось, — отметила спортсменка после проката. — На тулуп в конце сил уже не хватило, поэтому и падение». Хотя вопрос даже не в ошибках, набор элементов Трусовой не позволяет ей показывать ничего, кроме прыжков.

«Это все, конечно, хорошо, но где же программа?» — недоумевает японская фигуристка Сидзука Аракава, глядя на россиянку. По мнению первой, настрой на четверные не дает возможности Александре полностью передать на льду ее образ, работать над катанием, скольжением и вращениям. «Она делает их для галочки, потому что ей нужно сберечь силы», — объясняет олимпийская чемпионка 2006 года.